рабочая программа по истории 9история Нового Времени - авторы: Юдовская А.я., Баранов. П.А.; история России - авторы: данилов А.А., Косулина Л.Г.) составлены на основе федерального государственного стандарта, примероной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), федерального перечня учебников по истории. рекомендованных к изучению Министерством образования РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История. 8 класс. Рабочая программа.»
I.Пояснительная записка 8 класс
Цель изучения предмета «История».
- формирование у учащихся целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом; - содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности., самопознанию, самореализации.
Задачи изучения предмета «История».
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира , показать общие черты и различия;
- охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
- сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни:
- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- способствовать формированию зрелого исторического мышления; умения анализировать общественные процессы.
Общая характеристика предмета «История».
XIX век – захватывающий по своему значению этап в истории человечества. Именно в этом столетии в Старом и Новом свете оформляется и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества, уклад которого складывался тысячелетиями, в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Процесс модернизации охватывает буквально все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.
История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). Это время в истории нашей родины ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на ступени 8 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.
Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:
– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– составлять план, тезисы конспекта;
– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
На основании какой программы составлена рабочая программа.
Рабочая программа по истории Нового времени. 1800-1900гг. (авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов) и истории России ( авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) составлена на основе Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»; Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; федерального перечня учебников по истории, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год; БУП-2004 года, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; авторской программы по истории Нового времени (Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. М.: Просвещение.2011); авторской программы по истории России: (История. 6-11 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. : программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.); учебного плана МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
1.5. Изменения, внесенные учителем в рабочую программу. В пояснительной записке ФБУП рекомендовано на курс «История Нового времени. 1800-1900гг.» предусмотреть не менее 24 ч, чем и воспользовался учитель в пользу увеличения часов на изучение истории России. За счет учебного времени из регионально-национального компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Согласно учебного плана МБОУ «Вечкенинская СОШ», составленного на основе рекомендаций Министерства образования РМ «История и культура мордовского края» изучается в качестве краеведческого модуля в количестве 17 часов, поэтому часы, предусмотренные авторской программой на изучение истории родного края, учитель использовал на изучение объемных параграфов и для уроков систематизации и повторения. Основные содержательные линии предмета «История» в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история. История Нового времени». Предполагается их последовательное изучение.
Общий объем часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение дисциплины.
Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Сроком реализации программы считать 1 год. Согласно учебному плану МБОУ «Вечкенинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.
Место предмета «История» в базисном учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Основные содержательные линии предмета «История» в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история. История Средних веков». Предполагается их последовательное изучение.
Классы
Объем учебного времени
Разделы учебной программы
История России
Всеобщая история
5
68ч
44ч
24ч
6
68ч
44ч
24ч
7
68ч
44ч
24ч
8
68ч
44ч
24ч
9
68ч
44ч
24ч
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень. Организация учебного процесса: классно-урочная Формы контроля: словарные диктанты, тестовые задания, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.
1.8. Требования к уровню подготовки и результаты освоения курса.
В результате изучения истории ученик должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1800=-1900 годов и истории России конца XIXвека; - знать изученные виды исторических источников;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать даты важнейщих исторических событий;
- знать периодизацию исторических событий.
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики; - уметь связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России; анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- уметь читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий - уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- группировать исторические события по заданному признаку.
II. Тематическое планирование по дисциплине «История».
№п/п
Наименование разделов и тем
.
Максимальная нагрузка уч-ся, ч
Из них
Теорет. обуч.
Лабор. и практ. работы,ч
Контр. работа,ч
Экскурсии,ч
Самост. работа,ч
I
Становление индустриального общества.
5
5
II.
Строительство новой Европы
8
7
1
III.
Страны Западной Европы на рубеже XIX XX веков. Успехи и проблемы индустриального общества.
4
4
IV.
Две Америки
2
2
V.
Традиционные общества в XIX веке.
3
3
VI
Международные отношения в конце XIX - начале XX веков.
2
1
1
VII.
Россия в первой половине XIX века.
20
19
1
VIII..
Россия во второй половине XIX века.
23
22
1
Итоговое повторение
1
1
Итого:
68
64
4
Планирование контроля. Плановые контрольные работы (количество часов): 4
1.Тема: «Европа и мир в первой половине XIX ». 2. Тема: «Европа и мир во второй половине XIX века ». 3. Тема: «Россия в первой половине XIX». 4. Тема: «Россия во второй половине XIX века » .
III..Содержание предмета «Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900гг». 8 класс.
Глава I. Становление индустриального общества (5ч)
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм и его черты.
Индустриальное общество.Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.Новые условия быта. Изменения моды, новые развлечения.
Наука в XIX в.Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.
Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал .
Глава II. Строительство новой Европы (8ч)
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи.
Разгром империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в.Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей.
Французская революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия на пути к единству. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (4ч)
Германская империя.Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Конец Викторианской эпохи.Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.Италия: время реформ и колониальных захватов.Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия.«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос.. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Глава IV. Две Америки (2).
США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики.Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США: империализм и вступление в мировую политику.Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3ч)
Япония.Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай.Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка.Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX веков (2ч) Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Содержание предмета «История России» 8 класс
Глава I. Россия в первой половине XIX в. (20ч)
Внутренняя политика в 1801—1806 гг.Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг.Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г.Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг.Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг.Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I.Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг.Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I.Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Крымская война 1853—1856 гг.Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. В мировую культуру.
Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
Повторительно-обобщающий урок по теме « Россия в первой половине XIX века».
Контрольно-обобщающий урок по теме « Россия в первой половине XIX века».
Понятия раздела: Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, масоны, декабристы. Военные поселения, рынок рабочей силы, теория официальной народности, обязанные крестьяне, славянофильство, западничество, крестьянская община, романтизм, классицизм, реализм, русско-византийский стиль.
Глава II. Россия во второй половине XIX в. – (23 ч)
Начало царствования Александра II.Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Крестьянская реформа 1861 г.Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг.Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы.Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.
Внешняя политика Александра II.Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III.Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III.Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества.Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в.Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III.Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Просвещение и наука.Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни.Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
IV. Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени. 1800-1900 гг» - 8 класс (24 ч.)
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Глава 1.Становление индустриального общества (5ч)
1.1
1. Индустриальная революция: достижения и проблемы
1
Урок изучения нового материала
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Империализм – идеология и политика.
Уметь использовать ранее изученный материал, анализировать источники, высказывать оценочные суждения и свое личностное отношение к изучаемому вопросу.
Беседа , составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
1.2
2. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности
1
Комбинированный
Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Возникновение рабочего движения.
Знать и объяснять значение термина эмансипация.
Уметь составлять рассказ о причинах и процессе иммиграции, делать выводы о влиянии развития индустриального общества на структуру населения.
Устный опрос, работа с картой, с письменными источниками, извлекая из них новую информацию
1.3
3. Наука: создание научной картины мира.
1
Комбинированный
Быстрое развитие физики и других наук. Майкл Фарадей – «повелитель молний», невидимые лучи В. Рентгена, Л.Пастер подарил миру новую науку – микробиологию.
Знать о технических изобретениях, способствовавших росту городов Уметь анализировать исторические источники, делать несложные выводы.
Уметь рассказать о политическом устройстве Германской империи, сравнивать его с другими странами данного периода, показывать на карте исторические объекты и события.
Фронтальный опрос, правильный показ на карте исторических объектов и событий.
3.2
15. Великобритания: конец викторианской эпохи
1
Комбинированный
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж.
Знать термины и уметь их правильно использовать.
Уметь делать выводы, показывать на карте исторические объекты, сравнивать экономическое развитие Англии с другой страной.
Индивидуальный опрос, сообщения, дифференцированная работа по карточкам.
3.3
16. Франция: Третья республика
1
Комбинированный
Образование I и II Интернационалов. Ж. Клемансо.
Знать даты. термины атташе, радикал.
Уметь сравнивать экономическое развитие Франции с другой страной, составлять развернутый план ответа «Демократические реформы во Франции».
Индивидуальная работа по карточкам, схема
3.4
17. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиск выхода из кризиса
1
Комбинированный
Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Знать термины, даты. важные события.
Уметь анализировать источники, составлять рассказ, делать несложные выводы.
Индивидуальный опрос,
сообщения, кроссворд
Глава IV. Две Америки (2).
4.1
18. США: империализм и вступление в мировую политику
1
Комбинированный
Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн.
Знать даты, термины.
Уметь показывать на карте территории, присоединенные к США в первой половине XIX века, составлять рассказ, высказывать свои суждения, делать выводы.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос. Работа по карточкам.
4.2
19. США: империализм и вступление в мировую политику
1
Комбинированный
Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
Знать даты, термины.
Уметь выделять главное в тексте; работать с документами.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос. Работа по карточкам.
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3ч)
5.1
20. Япония на пути модернизации
1
Комбинированный
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии.
Знать термины: сегун, Мейдзи, . важные события, даты.
Уметь составлять рассказ, план ответа на вопрос «В чем заключалась суть реформ Мейдзи?».
Беседа, игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
5.2
21. Индия и Китай в XIX в.
1
Комбинированный
Страны Азии в XIX – начале ХХ вв. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Революция Китае.
Знать даты, важные события, термины.
Уметь указывать причину открытия Китая европейцами, давать оценку происходящим событиям, раскрывать содержание иллюстраций.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
5.3
22. Африка: континент в эпоху перемен
1
Комбинированный
Страны Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. Создание колониальных империй. Колониальные захваты в Африке.
Знать важные события, происходящие на Черном континенте.
Уметь анализировать различные источники, находить из них ответ , делать выводы, составлять развернутый план ответа.
Фронтальный опрос
Исторический диктант
Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX веков (2ч)
6.1
23. Международные отношения: дипломатия или войны
1
Комбинированный
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Уметь называть военно-политические блоки XIX века, аргументировать свою точку зрения, делать несложные выводы.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
6.2
24. Контрольно-обобщающий урок по теме «Европа и мир во второй половине XIX века
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Термины, определения, даты важные события изучаемого периода.
Уметь систематизировать и обобщатьисторический материалпо изученному периоду,
характеризоватьобщие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.,
высказыватьсуждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества.
выполнять тестовые контрольные задания по истории второй половины XIX в. по образцу ГИА.
Работа по тестовым заданиям.
Итого:
24ч
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» - 8 класс (44 ч.)
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1: Россия в первой половине XIX века – 20ч
1.1
1. Внутренняя политика
Александра I в 1801-1812гг.
1
Урок изучения нового материала
Внутренняя политика в 1801—1806 гг.Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Знатьхарактерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.; значение понятий Негласныйкомитет, министерство, принципразделениявластей, вольныехлебопашцы
Уметь давать характеристику личности и деятельности Александра I.
Беседа , составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
1.2
2.Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
1
Комбинированный
Внешняя политика в 1801—1812 гг.Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Знать основные цели внешней политики России в начале XIX в.,
роль России в европейской политике в начале XIX в.
Уметь объяснятьпричины участия России в антифранцузских коалициях,
показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн с Швецией, Турцией, Ираном.
Устный опрос, работа с картой, с письменными источниками, извлекая из них новую информацию
1.3
3. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
1
Комбинированный
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Уметь обосновыватьоценку деятельности М.М. Сперанского.
Составлять характеристику личности и деятельности Александра I.
Фронтальный опрос, схема, тезисный план
1.4
4. Отечественная война 1812 года.
1
Комбинированный
Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.
Знать в чем заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. Уметь рассказывать,используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г.
Подготовитьсообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет.
Исторический диктант, правильный показ по карте ход событий, устные сообщения, таблица.
1.5
5. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
1
Комбинированный
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг.Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Знать о роли России в европейской политике в 1815-1825 гг.
Уметь показать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса, характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации.
Фронтальный опрос ,устные сообщения, таблица, работа с картой
1.6
6. Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг.
1
Комбинированный
Внутренняя политика в 1815—1825 гг.Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Знать либеральные и консервативные меры Александра I, возможныепричины изменения внутриполитического курса.
Уметь объяснятьзначение терминов военные поселения, аракчеевщина.
Индивидуальный опрос, составление кластера на тему урока.
1.7
7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
1
Комбинированный
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Знать социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами).
Уметьиспользовать историческую карту для характеристики социально-экономического развития России.
Фронтальный опрос, таблица по теме урока.
1.8
8. Общественное движение при Александре 1.
1
Комбинированный
Общественное движение при Александре I.Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Знатьпредпосылки и цели движения декабристов,
анализироватьпрограммные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.
Уметь составлятьбиографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет.
Индивидуальный опрос, составление развернутого плана ответа.
1.9
9. Восстание декабристов
1
Комбинированный
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Знатьцели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу»,
причины неудачи выступления декабристов.
Уметь излагатьоценки движения декабристов, определятьи аргументироватьсвое отношение к декабристам и оценку их деятельности.
Исторический диктант, фронтальный опрос
1.10
10. Внутренняя политика Николая I.
1
Комбинированный
Внутренняя политика Николая I.Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Знать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в. Уметь оцениватьих последствия,
объяснятьсмысл понятий и терминов кодификация законов, жандармерия,
составить исторический портрет Николая I,
давать оценкудеятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселева, А. Х. Бенкендорфа.
Составление схемы по теме параграфа, игра «Чистая доска».
1.11
11. Социально-экономическое развитие в 20-50 гг. XIX века.
1
Комбинированный
Социально-экономическоеразвитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Знать социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами).
Уметь рассказыватьо начале промышленного переворота, используя историческую карту.
давать оценкудеятельности Е. Ф. Канкрина.
Составление развернутого плана по параграфу, работа с письменными источниками, извлечение из них новой информации
1.12
12. Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг..
1
Комбинированный
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Знатьосновные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.
Уметь рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях – войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне,
объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат.
Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
1.13
13. Общественное движение в годы правления Николая I.
1
Комбинированный
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Знатьсмысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм,
основные положения теории официальной народности.
Уметь сопоставлятьвзгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлятьразличия и общие черты.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
1.14
14. Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя
1
Комбинированный
Крымская война 1853—1856 гг.Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Уметь рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характеризовать ее итоги.
составлятьхарактеристику защитников Севастополя,
объяснять причины поражения России в Крымской войне.
Фронтальный опрос, правильный показ на карте исторических объектов и событий.
1.15
15. Образование и наука .
1
Комбинированный
Образование и наука.Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Знатьдостижения отечественной науки рассматриваемого периода.
Подготовитьсообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания
Индивидуальный опрос, сообщения, дифференцированная работа по карточкам.
1.16
16. Русские первооткрыватели и путешественники.
1
Комбинированный
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции.
Знатьо русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода.
Уметь подготовитьсообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет.
Индивидуальная работа по карточкам, схема
1.17
17. Художественная культура.
1
Комбинированный
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Знать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода.
Уметь составлятьописание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства.
Подготовитьсообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет,
проводитьпоиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлятьее в устном сообщении и т. д.
Индивидуальный опрос,
сообщения, кроссворд
1.18
18. Быт и обычаи
1
Комбинированный
Быт и жилище основной части населения в первой половине XIX века.
Знать термины шорничество, о жизни и быте простого народа
Уметь сравнивать условия жизни различных слоев населения. Составлять рассказ, анализировать различные источники, раскрывать содержание иллюстрации.
Сообщения по карточкам. Фронтальный опрос, составление интнллект-карты по теме параграфа.
1.19
19. Повторительно-обобщающий урок по теме
«Россия в первой половине XIX века».
1
Урок повторения и систематизации
Называют основные даты, имена, события, достижения по теме «Россия в первой половине XIX века».
Уметь систематизировать и обобщатьисторический материалпо изученному периоду,
характеризоватьобщие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.,
высказыватьсуждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества.
выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА.
Самостоятельная работа по карточкам. Фронтальный опрос. Исторический диктант.
1.20
20. Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века».
1
Урок контроля и коррекции.
Основные даты, имена, события, достижения по теме «Россия в первой половине XIX века».
Уметь систематизировать и обобщатьисторический материалпо изученному периоду,
характеризоватьобщие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.,
высказыватьсуждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества.
выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА.
Работа с тестовым материалом
Раздел 2: Россия во 2-й половине XIX века – 23ч
2.1
21. Накануне отмены крепостного права.
1
Урок изучения нового материала
Начало царствования Александра II.Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Знатьсоциально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права.
Уметьсоставлять исторический портрет Александра II.
Беседа, игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
2.2
22. Крестьянская реформа 1861 г.
1
Комбинированный
Крестьянская реформа 1861 г.Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Знать основные положения крестьянской реформы., значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.
Уметьдавать оценкухарактера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
2.3
23. Либеральные реформы 1860-70-х гг.
1
Комбинированный
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения.
Знатьосновные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения,
значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.
Уметь давать оценкухарактера и значения реформ 1860-1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку., характеризовать политическую деятельность М.Т. Лорис-Меликова.
Фронтальный опрос
Исторический диктант
2.4
24. Претворение реформ в жизнь.
Комбинированный
Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Знатьосновные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения,
значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.
Уметь давать оценкухарактера и значения реформ 1860-1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку., характеризовать политическую деятельность М.Т. Лорис-Меликова.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
2.5
25. Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права.
1
Комбинированный
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Знатьэкономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты.
Уметь объяснятьпричины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства.
Индивидуальный опрос,
2.6
26. Общественное движение: либералы и консерваторы
1
Комбинированный
Общественное движение: либералы и консерваторы.Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Знатьсущественные черты идеологии консерватизма и либерализма (с привлечением материала из всеобщей истории);
особенности российского либерализма и консерватизма. Уметь отвечать на вопросы развернутыми ответами, делать выводы, высказывать свою точку зрения по событию или факту
Индивидуальный опрос
2.7
27. Зарождение революционного народничества и его идеология.
1
Комбинированный
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Знать существенные черты идеологии народничества.
объяснять,в чем заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х - 1860-е гг.
Уметь характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве, находить новые знания в письменном источнике
Фронтальный опрос
2.8
28. Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг.
1
Комбинированный
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II.
Знатьучастников народнического движения, используя материалы учебника, дополнительную литературу и ресурсы Интернет.
Уметь высказывать свое отношение к нему,
систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы).
Сообщения
Беседа
2.9
29. Внешняя политика Александра II.
1
Комбинированный
Внешняя политика Александра II.Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Знатьосновные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в.
Уметь, используя историческую карту, рассказать о наиболее значительных военных кампаниях. показыватьна карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.
Фронтальный опрос
2.10
30. Русско-турецкая война
1877 – 1878 гг.
1
Комбинированный
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Знатьотношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг.
Уметь рассказывать, используя историческую карту, о русско-турецкой войне 1877-1878 гг., характеризовать ее итоги,
объяснять причины победы России в войне, читать письменные исторические источники, извлекать из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты
Индивидуальный опрос, правильно показать на карте исторические объекты, места военных действий, объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора.
2.11
31. Внутренняя политика
Александра III.
1
Комбинированный
Внутренняя политика Александра III.Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Знатьвнутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие.
Уметь излагать различныеоценки деятельности императора Александра III, высказыватьи аргументироватьсвою оценку,
сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, анализ исторических источников.
2.12
32. Внутренняя политика
Александра III.
1
Комбинированный
Внутренняя политика Александра III.Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Знатьвнутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие.
Уметь излагать различныеоценки деятельности императора Александра III, высказыватьи аргументироватьсвою оценку,
сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, анализ исторических источников.
2.13
33. Экономическое развитие России в годы правления Александра III.
1
Комбинированный
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Знатьцели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.
Уметь даватьобщую характеристику экономической политики Александра III.,
сравнивать экономические программы Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики.
Устный опрос,
работа с документами, составление развернутого плана параграфа.
2.14
34. Положение основных слоев общества.
1
Комбинированный
Положение основных слоев общества.Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Знатьв чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в.,
о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.).
Уметь давать развернутый ответ на поставленный вопрос; работать с источником; делать выводы, составлять короткие рассказы по иллюстрациям
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Знать причины распространения марксизма в России.
Уметь проводить сравнительную линиюнародничество и марксизм, выявлять общие черты и различия, давать характеристику(составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова.
Беседа, фронтальный опрос, тестовые задания, дифференцированная работа по карточкам
2.16
36. Внешняя политика Александра III.
1
Комбинированный
Внешняя политика Александра III.Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Знать основные направления внешней политики Александра III
Уметь сравниватьвнешнюю политику Александра II и Александра III,
раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза.
Индивидуальный опрос, правильно показать на карте исторические объекты, синквейн с понятием «миротворец»
2.17
37. Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века.
1
Комбинированный
Просвещение и наука.Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Знать о направленияхразвития образования в первой и во второй половине XIX в. , о
достижениях отечественной науки рассматриваемого периода.
Уметь высказыватьоценку вклада российских ученых XIX в. в мировую науку.
Фронтальный опрос, устное сообщение по карточке, составление интеллект-карты.
2.18
38 Литература и изобразительное искусство.
1
Комбинированный
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Знатьдостижения российских писателей и художников второй половины XIX в.
Уметь подготовитьсообщение о творчестве известного писателя, художника или скульптора второй половины XIX в. (по выбору),
высказыватьоценку вклада российских писателей и художников XIX в. в мировую культуру.
Письменный опрос, составление таблицы по теме урока.
2.19
39. Архитектура, музыка.
1
Комбинированный
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования.
Знатьдостижения российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй половины XIX в.
Подготовитьсообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актера второй половины XIX в. (по выбору)
Уметь объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет,
высказыватьоценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру.
Индивидуальный опрос, составление описания картины, схема
2.20
40. Театр, народное творчество.
1
Комбинированный
Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Знать театральных деятелей второй половины XIX в.
Подготовитьсообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актера второй половины XIX в. (по выбору)
Уметь объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет,
Опрос, составление развернутого ответа по простому плану
2.21
41. Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века.
1
Комбинированный
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Знатьоб условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники.
Уметь сравнивать условия жизни различных слоев населения.
Опрос, составление развернутого ответа по простому плану
2.22
42. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века».
1
Урок закрепления и систематизации.
Повторение изученного материала
Знать исторический материалпо изученному периоду.
Уметь характеризоватьобщие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX в., высказыватьсуждения о значении наследия второй половины XIX в. для современного общества.
43. Контрольно--обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века».
1
Урок контроля и коррекции..
Контроль знаний по пройденной главе.
Уметь
выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте).
Тестовые задания
2.24
44. Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке».
1
Урок повторения и систематизации.
Термины, изученные по теме «Россия в XIX веке».
Уметь систематизировать и обобщать исторический материалпо истории России XIX в.
Высказывать и аргументироватьсуждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей.
Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIX в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте). Уметь выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIX в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте).
Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2013.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2014.
История Нового времени.1500-1800 годы. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина / авт.-сост. Н.Ю. Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2007. 4) История России , XIX век: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 8 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
5)Колганова. Е.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс / Е.В. Колганова, Н.В. Сумарокова. – М.: ВАКО, 2012.
6) Соловьев, К.А. Поурочные разработки по Всеобщей истории. 1800-1900 годы. 8 класс : универсальн. Изд. / К.А. Соловьев. – м. : ВАКО, 2011.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники ( нормативные документы, периодические издания. интернет-сайты)
Нормативные документы:
Конституция РФ; 2) Закон РФ «Об образовании» в последней редакции от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании» ; 3) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011;
4) Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; 5) Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011;
6) Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – Н.Шевченко, А.Вигасин, Г. Годер - М.: Просвещение, 2011;
7) История. Рабочая программа по учебникам « Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800годы А.Я. Юдовской » , «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. М.Б. Новожилова. – Волгоград,: Учитель, 2013.
Интернет-ресурсы:
Учебно-методические материалы
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков
Агафонов, С.В. Схемы по всеобщей истории. 8 класс / С.В. Агафонов. – М.: Русское слово, 2005.
Кулагина. Г.А. Сто игр по истории. / Г.А. Кулагина. – М.: Просвещение, 1983.
Проверочные материалы по всеобщей истории за 8 класс: история Нового времени. 1500-1800/ А.А. Алебастрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 г.
Тесты по истории России: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». – М.: Экзамен, 2008 г.
Кишенкова, О. Сборник тематических тестов по истории России для учащихся 8 классов / О.Кишенкова. – м.: Интеллект – Центр, 2011.
Агафонов. С.В. История России в таблицах: 6-11 классы. – М.: АСТ : Астрель, 2008.
Литература для учащихся.
Скороспелов, А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль, 2000.
Я познаю мир: энциклопедия: история. М.. 2004. 3) 1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам /под ред. А.Н. Алексашкиной. – М.: АСТ, 1996. 4) 50 великих правителей России. Иллюстрированная энциклопедия, М. : Белый город, 2010.
5) Балязин, В. Романовы. Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. 6) .Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.; 7) .Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
2. Печатные издания:
Исторические карты:
Отечественная война 1812 года.
Политическая карта мира.
Россия в первой половине XIX века..
Крымская война 1853-1856 годов. 5)Оборона Севастополя в 1854-1855гг. Крестовые походы. 6)Русско-турецкая война 1877-1878 гг..
3.Компьютер и информационно-коммуникативные средства.