Нормативные основания: Рабочая программа составлена основе Примерной программы основного общего образования по истории. Программа подготовлена рамках проекта «Разработка, апробации внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, Данилов А.А., Косулина., А. Ю. Морозов, «Просвещение»-2011 г.
Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.
Преподавание курса по истории ориентировано на использование учебников «История России 15-17 вв» - автор Д.Д. Данилов, М, Баласс,2008г., «Всеобщая истории»,-М. Баласс 2013г. Текущая и промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения МБОУ СОШ № 3 городского округа г. Кумертау РБ.
Характеристика предмета: Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории в 7 классе позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Цели курса: Формирование у учащихся целостного представления о Новой истории (российской и мировой) конца ХV—ХVIII вв., как закономерном и необходимом периоде всемирной истории, об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за изучаемый период, сформировать у учащихся целостного представления об историческом пути России, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи:
Выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
Научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
Анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
Научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
Уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
Воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Осваивать знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладевать элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ Рабочая программа 7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей музыки,изобразительного
искусства,истории,технологии
Протокол №_______
от « » сентября 2015 г.
Руководитель ШМО
______ Г.Р.Кужакаева
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
________ В.А.Чепелюк
Приказ №_____________
от « »__________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ»
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ДЛЯ 7 в КЛАССА
Срок реализации данной программы 1 лет
Рабочая программа составленана основе
авторской программы М.А. Бикмеева
Составитель: учитель истории
МБОУСОШ №3 Габбасова Д.Х.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________Н.Р.Рогожникова
«____» _____________ 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные основания: Рабочая программа составлена основе Примерной программы основного общего образования по истории. Программа подготовлена рамках проекта «Разработка, апробации внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, Данилов А.А., Косулина., А. Ю. Морозов, «Просвещение»-2011 г.
Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.
Преподавание курса по истории ориентировано на использование учебников «История России 15-17 вв» - автор Д.Д. Данилов, М, Баласс,2008г., «Всеобщая истории»,-М. Баласс 2013г. Текущая и промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения МБОУ СОШ № 3 городского округа г. Кумертау РБ.
Характеристика предмета: Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории в 7 классе позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Цели курса: Формирование у учащихся целостного представления о Новой истории (российской и мировой) конца ХV—ХVIII вв., как закономерном и необходимом периоде всемирной истории, об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за изучаемый период, сформировать у учащихся целостного представления об историческом пути России, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи:
Выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
Научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
Анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
Научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
Уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
Воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Осваивать знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладевать элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к результату обучения: Изучение истории в 7 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место учебного предмета в учебном плане:
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю, в 7 классе - 34 учебных недели (68 часов).
Рабочая программа разработана на основе:
1.Каменнова Н.В.История. 5-9 классы: образовательная программа Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева.- Учитель, 2011 г
2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6-9 классы//Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной 6-9 классы. М. Просвещение, 2014.
3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Примерная программа по предмету «История» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент) 5-9 классы., М.А. Бикмеев. – Уфа: Китап, 2013 г.
Учебник:
1. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. История России. XVI - XVIII века. Учебник для 7 класса: учеб для общеобразовательных учреждений/ А.А Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Баласс, 2008г.
2. Данилов Д.Д.,. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Репников, В.А. Рогожкин.- 2 изд., перераб. - М.: Баласс, 2013.
Используемый учебно-методический комплекс:
1. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. История России. XVI - XVIII века. Учебник для 7 класса: учеб для общеобразовательных учреждений/ А.А Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Баласс, 2008г.
2. Данилов Д.Д.,. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений /Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Репников, В.А. Рогожкин.- 2 изд., перераб. - М.: Баласс, 2013.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).
Распределение часов на изучение истории: всеобщая история -28 часов, история России - 40 часов.
Основное содержание учебного предмета:
История России. XVI-XVIII века.
Введение. Путь к единой стране. Северная Евразия к концу Средневековья.(1 час).
Как Россия стала евразийской державой? Народы и государства на территории нашей страны к рубежу XV-XVI века (уровень социально-экономического развития, государственность, культурно - цивилизационные связи). Завершение объединения русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 1. Москва есть Третий Рим (Россия в 1480-1618 гг.) (12 часов)
Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина, Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре, дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество).
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва – третий Рим»). Государственная символика России (герб, Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I).Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609-1618): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина, Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.
Обобщение и контроль (1 час)
Тема 2. С оглядкой на Запад (Россия в 1618-1689 гг). (8 часов)
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых - Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Внешняя политика России в XVII в: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653-1654, 1667 годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Обобщение и контроль (1 час)
Тема 3. Поворот Петра Великого (Реформы 1682-1725 гг.) (7 часов)
Петр I (1682-1725): воспитание, образование и черты характера, устремления, трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700-1721): причины, участники, основные события (1700 – Нарва, 1703 – Санкт-Петербург, 1709 – Полтава, 1714 – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадтский мир 1721 года и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство, Петропавловский собор, светский портрет).
Обобщение и контроль (1 час)
Тема 4. Российская империя.1725-1801 гг. (10 часов)
Дворцовые перевороты (1725–1762): причины и значение, роль дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий дворянства: причины, основные вехи, Указ о вольности дворянской 1762 года.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок, развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796), черты личности и цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников, итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.: русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты личности. Положение различных народов Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования – и их значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование (Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р. Державин и другие) и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В. Ломоносов: судьба и вклад в российскую культуру.
Обобщение и контроль. (1 час)
Всеобщая история - История Нового времени
Введение. Рубеж Средневековья и Нового времени. (2 часа)
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской империи.
Тема 1. Эпоха открытий и перемен. (Европа. Конец XV – начало XVII века (6 часов)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.
Тема 2. Времена революций и войн. (Страны Европы. Конец XVI - начало XVIII века. (6 часов)
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.
Обобщение и контроль (1 час)
Тема 3. За пределами новой Европы. (Америка и Восток. XVI-XVIII века) (4 часа)
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.
Тема 4. Просвещенный век. (Страны Запада. XVIII век) (8 часов)
Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.
Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.
Обобщение и контроль (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса
В результате изучения истории ученик 7 должны знать/понимать
- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, и их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени, сформировавшиеся к XVII в.;
- изученные виды исторических источников;
Уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать,
- анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказать собственное суждение; читать историческую карту;
- группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
- сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
- сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
№
№
п/п
Наименование разделов и тем
№ недели
в семестре
Семестр
Примечание
История России.
1
1-2
1-2
Введение. Путь к единой стране.
Северная Евразия к концу Средневековья. (1 часа)
1-1
Тема 1. Москва есть Третий Рим (Россия в 1480-1618 гг.) (13 часов)
3
1
Россия: хозяйство и сословия
2
4-5
2-3
Россия: власть и подданные
2-3
6
4
Венчание первого царя
3
7-8
5-6
Победы Российского царства
4-5
9
7
Самобытная культура России
5
10
8
Самодержавие Ивана Грозного
1
2
11
9
Наследие Ивана Грозного
1
12-13
10-11
Начало Смуты: гражданские войны
2
14
12
Окончание Смуты: спасение Отечества
2
15
13
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1533-1618 гг».
3
ТЕМА 2. С оглядкой на Запад (Россия в 1613-1689 гг.) (9 часов)
16-17
1-2
Восстановление после Смуты
3
18
3
Самодержавие Алексея Тишайшего
4
19
4
Расширение Российского царства
4
20-21
5-6
Раскол в умах и сердцах
5
22
7
Традиции и новшества в культуре
5
23
8
Повторительно - обобщающий урок по теме «Общий взгляд на самобытный путь Московского государства»
6
24
9
Контрольная работа «Общий взгляд на самобытный путь Российского царства»
6
ТЕМА 3. Поворот Петра Великого (Реформы 1682-1725 гг.) (8часов)
3
25
1
Начало реформ Петра I
1
26-27
2-3
Начало Северной войны
1-2
28
4
Победа великой державы
2
29-30
5-6
Абсолютизм Петра Великого
3-3
31
7
Европейский переворот
4
32
8
Повторение главы III
4
ТЕМА 4. Плоды западного просвещения (Россия в 1725-1801 гг.) (11 часов)
33-34
1-2
Эпоха дворцовых переворотов
5-5
35
3
Крепостничество и капитализм
6
36
4
«Просвещенная государыня и «Русский бунт»
6
37
5
Гром побед Российской империи
1
4
38-39
6-7
«Золотой век» Екатерины Великой
1-2
40
8
Закат «просвещенного абсолютизма»
2
41
9
«Просвещенная» культура России
3
42
10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий взгляд на становление Российской империи»
3
43
11
Итоговая контрольная работа в форме ГИА по курсу 7 класса
«Общий взгляд на историю России XVI-XVIII века»
4
44-45
1-2
Введение. С чего началось Новое время Европа на пороге Нового времени
4-5
ТЕМА 1. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV НАЧАЛОXVII ВЕКА) (6 часов)
46
1
Великие географические открытия
5
47
2
Новый колониальный порядок
6
48
3
Возрождение и гуманизм - новый взгляд на человека
6
49
4
Реформация – новое отношение к Богу
1
5
50
5
Контрреформация и новая карта Европы
1
51
6
Судьба европейской цивилизации
2
ТЕМА 2. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (КОНЕЦ XVI – НАЧАЛО XVIII ВЕКА) (6 часов)
2
52
1
Нидерландская революция
3
53
2
Английская монархия . Английская революция
3
54
3
Лидеры Западной Европы
4
55
4
Пограничье Европы
4
56
5
Борьба за господство в Европе
5
57
6
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий взгляд на рождение западной цивилизации»
5
ТЕМА 3. НОВЫЕ ВРЕМЕНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (XVI-XVIII ВЕКА) (4 часа)
58
1
Борьба европейцев за колонии
6
59
2
Исламский мир – сосед Европы
6
60
3
Индия: от империи к колонии
1
6
61
4
«Закрытый» дальний Восток
1
ТЕМА 4. ЗАПАД В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII ВЕК.
(7 часов)
62
1
Идеи эпохи Просвещения
2
63
2
«Просвещенный абсолютизм»
2
64
3
Англия – лидер Запада
3
Революция в Америке – образование США
3
65
4
Франция: от абсолютизма к революции
4
66
5
Франция: от монархии к республике Франция: от террора к диктатуре
4
67
6
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий взгляд на новые времена Востока и Запада»
5
68
7
Повторительно - обобщающий урок
5
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Вяземский Е.Е., Сахаров А.Н., Левандовский А.А. История России. Рабочие программы. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений., М., Просвещение, 2011 г.
А. Н. Сахаров, Л. А. Соколова, Т. И. Агаркова, В. В. Артемов «Поурочные рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс,
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010 г.
Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История Средних веков: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа по предмету «История» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент) 5-9 классы., М.А. Бикмеев. – Уфа: Китап, 2013 г.
Авторской программы курса истории средних веков С.Е.Федорова, Л.В.Искровской. - М., «Вентана-Граф», 2010
Используемый учебно-методический комплекс позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений всеобщей и отечественной истории, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Исторические карты:
Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Великое переселение народов.
Франкское государство в V - начале IX в.
Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Арабы в VII-XI вв.
Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.
Англия и Франция в XI - начале XIV в.
Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
Европа в XIV-XV вв.
Англия и Франция во второй половине XV в.
Чехия в XIII-XV вв.
Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
Индия и Китай в Средние века.
Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.
Демонстрационные таблицы:
Крестовые походы 1096-1270 гг.
Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3»ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2»ставится, еслипредставлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1»ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Обществознание, 6-й класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.