Исторические личности истории Казахстана с древних времен до наших дней
Исторические личности истории Казахстана с древних времен до наших дней
Данная работа - это план факультативного курса по истории Казахстана для учащихся старших классов. Целью курса является систематизация знаний учащихся по содержанию программного материала по истории Казахстана. В процессе изучения курса у учеников формируются углубленные представления о деятельности исторических личностей, их вкладе в развитие политических событий ( правители государств), культурное развитие общества (деятели науки, культуры и искусства). Актуальность курса заключается в том, что на современном этапе развития общества, из-за вызовов современности, важна верная оценка деятельности исторических личностей. Ожидаемыми результатами курса определены такие приращения в знаниях учащихся старших классов, как знание содержания программного материала курса История Казахстана, в целом. Кроме этого, учащиеся оттачивают свое умение работать с диаграммами, презентациями, поиском материала из Интернета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исторические личности истории Казахстана с древних времен до наших дней »
Программа прикладного курса
« Исторические личности казахской земли с древних времен до наших дней»
Составила: Иксанова Л.М.- учитель истории Узункольской ОСОШ
Тема: «Исторические личности казахской земли с древнейших времен до наших дней»
Пояснительная записка
Знание отечественной истории молодым поколением казахстанцев дает нам уверенность в великом будущем нашей страны. Лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» - новый политический курс состоявшегося государства» еще раз напоминает о том, что «нам нужно продолжить работу по формированию исторического сознания нации...», что «мы вступаем в такой период развития государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического порядка».
Формирование исторического сознания среди молодежи, осознания себя как гражданина свободной демократической страны Республики Казахстан со своей историей и географией - прямая обязанность учителей истории. Президент в Стратегии «Казахстан – 2050» отмечает, что «нам нужно показывать и создавать героев – тех, на кого должна будет ориентироваться молодежь».
Поэтому знание исторических личностей и оценка их роли в истории Казахстана приобретает такое же важное значение, как и само знание исторических фактов.
Целью курса является работа по систематизации, расширению и углублению знаний, умений и навыков учащихся по истории Казахстана, через изучение деятельности исторических личностей, воспитание казахстанского патриотизма на примере героизма наших великих предков.
Пути достижения цели определены в поставленных задачах курса: повторить пройденный на уроках истории Казахстана материал, выделяя особое внимание изучению роли конкретной исторической личности, развитие умения учащихся оперировать полученными знаниями на практике, научить их применять свои умения в других сходных обстоятельствах, развитие устной и письменной речи, развитие функциональной грамотности учащихся, любви к истории своего края, уважения к деятелям истории, науки и культуры, интереса к предмету история Казахстана.
В ходе проведения курса применяются такие виды работ как уроки - конференции, где учащиеся готовят и выступают с докладами, уроки – диспуты, на которых учащиеся могут высказать свое мнение и, при необходимости, вступить в полемику. Также на занятиях вырабатывается умение учащихся работать самостоятельно, находя нужную информацию из Интернета, учебников и другой дополнительной литературы, составлять схемы, таблицы и заполнять его требуемой информацией.
Результатом занятий по прикладному курсу можно считать те знания, умения и навыки, которые пригодятся выпускникам в дальнейшей жизни - успешная социализация в современном обществе, формирование личности человека, который должен участвовать в развитии общества, а также высокие баллы учащихся во время тестирования.
В ходе реализации курса осуществляются межпредметные связи с историей Казахстана, Всемирной историей, географией, литературой.
Содержание
Введение в курс (1 ч). О роли исторической личности в истории.
Раздел 1. «Исторические личности древнего Казахстана» (2 ч.)
Великие представители саков Томирис, Ширак, Спитамен, Анахарсис. Гунны и Великое переселение народов. Модэ, Чжи-чжи и Аттила.
Раздел 2. «Исторические личности средневекового Казахстана» (11 ч.)
Выдающиеся деятели Степи периода тюркских каганатов и средневековых государств.
Деятели культуры развитого средневековья: Аль - Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи, Арыстан-баба, Ю.Баласагуни, М.Кашгари, А.Иугнеки. Чингисхан и государства его потомков. Великие казахские ханы Жанибек и Керей, Касым, Хакназар, Тауекель и Есим, Жангир и Тауке, Абылай и Абулхаир. Деятели культуры позднего средневековья: М.Х. Дулати, К. Жалаири, Абулгазы, Утемис Хаджи, Ибн Рузбихан, великие казахские жырау ХVІ – ХVІІ веков.
Раздел 3. «Герои и деятели Казахстана ХVІІІ века.» (3 ч.)
Герои Отечественной войны казахов против джунгарских захватчиков. Первые лидеры национально- освободительного движения: участники пугачевского бунта, Сырым Датулы. Ханы, батыры и бии, прославившиеся в Отечественной войне против джунгарских захватчиков.
Раздел 4. «Герои и лидеры национально - освободительного движения Казахстана ХІХ - нач. ХХ веков» (10 ч.).
Герои Отечественной войны 1812 года. Лидеры национально- освободительных движений ХІХ века: Жоламан Тленшиев, Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, Л. Мантаулы, А. Кошаев, султан Касым, Саржан и Кенесары Касымовы, Ж. Нурмухамедов, Д. Тажиев, С. Туркебаев и др. Лидеры движения 1916 года: А. Иманов, А. Джангильдин, Т. Бокин, Ж. Мамбетов, Б. Ашекеев. Представители интеллигенции ХІХ – начала ХХ веков: Махамбет Утемисов, Жаяу Муса, Ахан-сері, Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Дина, Ыкылас, Шакарим, А. Бокейханов, М. Дулатов и А. Байтурсынов.
Раздел 5. «Деятели Казахстана советского периода» (5 часов)
Жертвы сталинского тоталитаризма 30-х г. ХХ в. Сведения о репрессированных, система ГУЛАГ, деятели индустриализации, восстания 30-х против сплошной коллективизации. Герои Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Подвиг казахстанцев в войне с фашистской Германией.
Ученые и деятели культуры І пол. ХХ в. Великие ученые, писатели, музыканты І советского периода
Первые секретари ЦК КПК от Ф.И. Голощекина до Д.А. Кунаева. Ученые и деятели культуры ІІ пол. ХХ в. Известные ученые, деятели культуры Казахстана
Раздел 6. «Исторические личности независимого Казахстана» (2 ч)
Н.А. Назарбаев – Лидер нации. Жизнь и деятельность Первого Президента РК. Стратегия «Казахстан -2050». Деятели культуры и искусства независимого Казахстана. Современные деятели науки и культуры.
Тематический план курса
Тема
№ урока
Дата
Формы и методы
Введение в содержание курса. О роли личности в истории
1
Собеседование в ходе которого выявляются знания учащихся
Раздел 1. «Исторические личности древнего Казахстана» (2 ч)
Исторические личности периода племенных союзов на территории Казахстана
2
Практикум
Решение теста
Выдающиеся правители Гуннского государства
3
Самостоятельная работа по составлению тестов
Раздел 2. «Исторические личности средневекового Казахстана» (9 ч)
Деятели раннесредневековых государств на территории Казахстана
4, 5
Заполнение таблицы (СР)
Работа с документами
Исторические личности средневековых государств Х-ХІІ векев
6
Беседа. Составление плана рассказа
Деятели культуры раннего и развитого средневекового Казахстана