Элективный курс по истории для 8-9 классов "Экономика Древнего мира"
Элективный курс по истории для 8-9 классов "Экономика Древнего мира"
Учебный курс «Экономическая история Древнего мира» входит в специальную образовательную область, является составной частью учебного предмета «Экономика и право». Данное планирование для 8-9 классов.
Учебный процесс базируется на тематическом, творческом и воспитывающем методах обучения. Основным является лекционный тип урока (9часов – 8 тем), и 7 практических занятий (диспуты, игры, самостоятельные работы). Часть уроков носит интегрированный характер, т.к. включает в себя литературные произведения и уроки изобразительного искусства. Итоговая работа – эссе.Из курса школьники должны вынести понимание того, что историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, захватили чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели. Поэтому особое внимание будет уделено изучению социального фактора, играющего важную роль в экономическом развитии стран и государств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по истории для 8-9 классов "Экономика Древнего мира" »
Предпрофильная подготовка школьников по экономике
Экономическая история Древнего мира
Выполнил учитель первой категории Бодунова А.В.
Научный руководитель
кандидт педагогических наук
Орлова М.Г.
Новосибирск 2005 г.
«Экономическая история Древнего мира».
16 часов.
Пояснительная записка к курсу
Учебный курс «Экономическая история Древнего мира» входит в специальную образовательную область, является составной частью учебного предмета «Экономика и право». Данное планирование для 8-9 классов.
Учебный процесс базируется на тематическом, творческом и воспитывающем методах обучения. Основным является лекционный тип урока (9часов – 8 тем), и 7 практических занятий (диспуты, игры, самостоятельные работы). Часть уроков носит интегрированный характер, т.к. включает в себя литературные произведения и уроки изобразительного искусства. Итоговая работа – эссе.
Из курса школьники должны вынести понимание того, что историческое наследие народов заключается не в том, сколько они провели войн, захватили чужих территорий, а в том, что внесли они в цивилизацию, что построили, создали, изобрели. Поэтому особое внимание будет уделено изучению социального фактора, играющего важную роль в экономическом развитии стран и государств.
Используемая наглядность и оборудование на уроке:
1. Меловые схемы
2. Пиктограммы
3. Атласы по истории
4. Раздаточный материал
Цель: Сформировать у школьников представление об экономической истории как отдельной дисциплине, демонстрирующей накопление человечеством опыта хозяйственной деятельности.
Задачи: 1) Расширить терминологическую базу
2) Выяснить исторические предпосылки экономических преобразований
3) Научить давать оценку экономическим системам, показать причины их эффективности или неэффективности
4) Уделить внимание достижениям инженерной мысли, а также усилиям того или иного народа на поприще ведения хозяйства
Темы итоговых эссе.
Взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, культуры.
Влияние природы на экономическую активность человека.
Законы Хаммурапи: право или бесправие?
Сила и слабость восточных деспотий.
Библейский сюжет о Каине и Авеле: первый конфликт, связанный с разделением труда.
Причины появления скотоводства на 1000 лет позже земледелия.
Земельная реформа Цинь Шихуанди:
Конкурентная борьба греческих и римских торговцев с финикийцами как начало антисемитизма.
Древний Рим – последний оплот рабовладельческой экономики.
Семь чудес света, как иллюстрация экономической жизни древних цивилизаций (на примере одного из «чудес»).
Особенности экономики государств Восточного Средиземноморья.
2
1
1
4.
Экономика Древнего Египта.
2
1
1
5.
Экономика Древнего Китая.
2
1
1
6.
Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии.
2
1
1
7.
Экономика Древней Греции.
1
1
8.
Экономика Древнего Рима.
1
1
9.
Итоговое занятие по курсу «Экономическая история Древнего мира».
2
2
ИТОГО:
16
9
7
Программа курса и рекомендации к занятиям.
1.Неолитическая революция. (2 часа)
Экономика первобытного общества с точки зрения материальных условий производства. Присваивающий тип хозяйства (собирательство, охота, простая кооперация) кочевых племен, переход к хозяйству с примитивным производством с последующим крупным разделением труда. Переход к оседлости и производящему хозяйству (неолитическая революция)- фундаменту всей дальнейшей экономической истории. Регулярное получение прибавочного продукта, престижная экономика.
Практическое занятие:
1 вариант. Занятие можно провести в форме диспута по теме: «Встречается мнение, что эпоха первобытной экономики была золотым веком человечества. Такли это?» Учащиеся тянут жребий и выясняют, кто из них является командой «утверждения», а кто – «отрицания». Каждая команда готовит аргументы в пользу своей точки зрения, а также вопросы команде оппонентов. Часть учеников может быть жюри. (Подробности проведения диспутов в книге Э.В. Уткиной «Школьные олимпиады. История 10-11 классы» М 2005)
2вариант. Занятие можно провести в форме игры «Выборы вождя». Оговаривается исторический период. Класс разбивается на «партии» по 5 человек, за 15 минут пишется программа от каждой партии по следующим пунктам:
жилье
хозяйственная деятельность (кто, чем будет заниматься в общине)
виды собственности
общественные запреты (предшественники законов)
отношения с соседними общинами.
Учащиеся могут в шутливой форме нарисовать портреты кандидатов, затем зачитываются программы, та партия, которая в большей степени отразит истинное положение вещей выбранного исторического периода – побеждает.
В конце занятий следует заключение о том, что характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшний день, и не может претендовать на абсолютную полноту.
2. Экономика стран Месопотамии. (2 часа)
N.B.К теме №4 раздаются индивидуальные задания
1. Строительство в Древнем Египте.
2. Влияние ремесла и торговли на формирование научных знаний.
Первые земледельцы благодатного полумесяца и их достижения (первые в мире соха, плуг, колесо, гончарный круг). Цивилизация и её признаки. Хозяйственные результаты объединения Шумеро-Аккадского царства. Строительство зиккуратов, функционирование ирригационной системы, клинописное письмо. Кодекс законов Хаммурапи. Ключевой мыслью урока может стать понимание значимости личной ответственности за эксплуатируемый участок ирригационной системы.
3. Особенности экономики государств Восточного Средиземноморья.(2 часа).
Природный ландшафт Сирии и Финикии и как следствие – террасная система земледелия. Морская и сухопутно – караванная торговля. Алфавитная система письменности. Евреи в условиях родового строя. Обычаи, способствующие концентрации имущества у отдельных людей (право первородства и левирата). Включение в мировую торговлю. Административные реформы Соломона. Экономическое значение еврейского расселения для Палестины и других стран.
Практическое занятие: Опираясь на отрывки из текстов двух литературных произведений (А.И.Куприн «Суламифь» I глава, П.Коэльо «Пятая гора» М 2003 стр.10,11, 21, 76, 77, 112,113) прочитайте и проанализируйте:
Подытожить занятие можно следующим выводом: «Профессионализм, мастерство, приспосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности народов Восточного Средиземноморья».
4.Экономика Древнего Египта.(2 часа).
Функционирование ирригационной системы. Разделение на области-номы, руководимые наместниками фараона – номархами. Бартер, появление денежно-весовой единицы – дебен. Использование религии для решения идеологических проблем (борьба египетских жрецов с фараонами-реформаторами, покушавшимися на богатство храмов).
Практическое занятие:
1вариант. Прослушав индивидуальные сообщения по темам «Строительство в Древнем Египте», «Влияние ремесла и торговли на формирование научных знаний», учащиеся задают вопросы докладчикам и приходят к выводу о том, что египетские наука и искусство оказали существенное влияние на развитие европейской цивилизации.
2вариант Можно предложить ребятам работу по группам: составление перечня предметов от имени древнего египтянина при подготовке перехода «на тот свет», а другие группы должны определить социальную принадлежность этого египтянина.
5.Экономика Древнего Китая (2 часа).
Различие климатических условий Западного и Восточного Китая. Лёс – причина наводнений. Земледелие – основа экономики (агротехника, шелководство, выращивание чая). Мировой шелковый монополист в X в. до н.э. (ткацкий станок). Соляной промысел как государственная монополия. Развитие горнорудного дела. Масштабы строительства. Научные открытия и технические изобретения в древнем Китае.
Практическое занятие:
Дискуссия по теме «Корни китайского трудолюбия». Одна группа настаивает на роли жесткого государственного правления, а другая группа защищает значимость культурно – философского наследия. (Подробности проведения диспутов в книге Э.В. Уткиной «Школьные олимпиады. История 10-11 классы» М 2005)
6.Особенности хозяйственной эволюции древней Индии (2 часа).
Хозяйственные достижения Хараппской цивилизации: строительство городов, развитие торговли и земледелия. Кочевое скотоводство Ойкос. Экономический упадок, как следствие захвата ариями. Социальная система варн. Трудовые повинности в пользу царя. Достижения древнеиндийской науки.
Практическое занятие:
1вариант Составление таблицы «Азиатский способ производства»:
а) совместная разработка критериев;
б) индивидуальное заполнение таблицы.
Ожидаемый результат:
Критерии
Азиатский способ производства
1. Географический ареал
Шумер, Ассирия, Вавилон, Др. Египет, Др. Индия, Др. Китай
2. Основы экономики
Орошаемое земледелие в условиях речных долин, длительных разливов рек, недостатка осадков. Государственная собственность на землю, государственное управление системами ирригации.
3.Характер экономики
Натуральное хозяйство. Слабое развитие товарного производства и рыночных отношений.
4.Главная производительная сила
Крестьяне – общинники и ремесленники. Коллективное общинное землепользование. Ремесло в общине.
5.Характер рабства
Патриархальное рабство. Численность и удельный вес рабов незначительны. Труд рабов – ирригационные системы; дворцовая и храмовая челядь.
Таблица из учебника М.З. Бора «История мировой экономики» М. 1998.
2 вариант Занятие может быть основано на мифах и легендах Древней Индии, например «О том что было в начале», «Миф о будущих бедствиях», «Джатака об одиноком слоне». Посредством анализа текстов закрепить полученные знания о варно – кастовой системе, о значимых акцентах в хозяйственной жизни (А.И. Немировский Мифы и легенды Древнего Востока, Ростов-на-Дону,2000). Составление таблицы «Азиатский способ производства» становится домашним заданием.
7.Экономика Древней Греции (1 час)
Начать урок можно с кроссворда, в котором ответы будут писаться сверху вниз, начиная справа. В итоге из начальных букв должно получиться слово «СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ».
Вопросы:
Государство, граничащее с запада с Финикией. 5 букв.
Сельскохозяйственная культура, растущая в особо влажных условиях. 3 буквы.
Государство, расположенное в долине реки в Северной Африке. 6 букв.
Денежно – весовая единица Древнего Египта. 5 букв.
Страна, отделенная от континента Гималаями..5 букв.
Основа экономики древнейших государств Востока. 10 букв.
Общее название четырех книг Нового Завета. 9 букв.
Вещества, которыми обогащены воды Голубого Нила. 8 букв.
Наместник фараона в Древнем Египте. 6 букв.
Бог царства мертвых в египетской мифологии. 6 букв.
Иное название Междуречья. 11 букв.
Сельскохозяйственная культура Греции, подаренная по легенде богиней Афиной. 5 букв.
Экономическая ниша, которая характеризует деятельность горожан. 7 букв.
«Ь».
Река в Месопотамии. 6 букв.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
С
Р
Е
Д
И
З
Е
М
Н
О
М
О
Р
Ь
Е
2
И
И
Г
Е
Н
Е
В
И
О
С
Е
Л
Е
В
3
Р
С
И
Б
Д
М
А
Н
М
И
С
И
М
Ф
4
И
П
Е
И
Л
Н
Е
А
Р
О
В
Е
Р
5
Я
Е
Н
Я
Е
Г
Р
Р
И
П
А
С
А
6
Т
Д
Е
А
Х
С
О
Л
Т
7
Е
Л
Л
Т
О
8
Л
И
Ы
А
9
И
Е
М
10
Е
И
11
Я
Ограниченность природных ресурсов Греции. Отраслевая структура экономики в темные века (XI – IX вв. до н.э.) и архаический период (VIII – VI вв. до н. э). Хозяйство патриархальной семьи (Ойкос). Денежные системы: эгинская и эвбейская. Роль государства в экономической жизни (торгово-ремесленные и аграрные полисы, реформы). Экономический и социальный кризис в Афинах в IV в. до н. э.
8. Экономика Древнего Рима (1 час)
Периодизация истории Древнего Рима. Борьба патрициев и плебеев. Рабовладельческие хозяйства в аграрном секторе (виллы). Классическое рабство. Торговля и ремесло. Строительство и транспортные коммуникации. Аграрный закон Тиберия Гракха. Реформа Диоклетиана. Переход от рабства к колонату. Кризис рабовладения.
Домашнее задание: составление таблицы «Античный способ производства».
Критерии
Античный способ производства
1. Географический ареал
Древняя Греция и Древний Рим (республика, империя)
2. Основы экономики
Земледелие, скотоводство, ремесло. Собственность рабовладельца на раба и продукт его труда.
3.Характер экономики
Натуральное хозяйство. Значительное развитие простого товарного производства и рыночных отношений (особенно внешних).
4.Главная производительная сила
Раб. Сохраняется крестьянская община. Ремесло преимущественно в городах.
5.Характер рабства
Античное рабство. Высокий удельный вес рабов в общей численности населения. Труд рабов во всех сферах экономики и управлении.
9. Итоговое занятие по курсу «Экономическая история Древнего мира» (2 часа).
Тема занятия: «Сравнительный историко – экономический анализ моделей развития рабовладельческой экономики: азиатский способ производства и античное рабство». Обобщаются полученные сведения посредством следующих примерных вопросов:
Какие этапы выделяются в развитии экономике первобытного общества?
Что такое «неолитическая революция»?
Что такое престижная экономика?
Появление первых цивилизаций: определение и признаки.
Какие варианты развития рабовладельческих государств известны?
Каковы основные черты азиатского способа производства?
Охарактеризуйте систему земледелия в древневосточных государствах.
Что такое античный полис, насколько там были развиты система хозяйства, торговля и ремёсла?
Охарактеризуйте наиболее важные реформы, проводившиеся в Древнем Риме.
и т.п.
Затем, рассматриваются причины упадка Древних цивилизаций с точки зрения экономического развития. Завершается урок выводом:
В целом эпоха существования рабовладельческих государств характеризуется тем, что она дала миру зачатки ремесла, торговли, сельского хозяйства и мореплавания. Человек научился обрабатывать железо и получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох. Почти все виды письменности, зародились многие науки. Не будет преувеличением сказать, что в этой эпохе присутствуют зародыши всех последующих экономических формаций. (Т.Н. Неровня История экономики в вопросах и ответах. Ростов на Дону, 1999).
Учитель проверяет эссе, ориентируясь на следующие критерии:
Автор должен привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своего мнения; аргументы должны соответствовать проблеме.
Многословие не является показателем качества, поэтому мысли должны быть изложены четко, с соблюдением норм русского языка.
Литературная сторона не должна превалировать над исторической тематикой.
Более подробные рекомендации можно найти в пособии: Митрофанова К.Г., Шаповалова В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. М.: Новый учебник, 2003.
Литература:
1. Бор М.З. История мировой экономики. М. 1998.
2. История мировой экономики под редакцией Г.Б. Поляка. М. 1999.
3. Конотопов М.В., Сметанин С.И.. История экономики. М. 2000.
4. Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону 1999
5. Популярная экономика. От прошлого к будущему. М. 2003.