kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс для 10-11 классов «ИСТОРИЯ АТОМА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАНЯТИЕ № 1. ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ».

Задания к занятию.

  • Познакомься со структурой  «Атомного дневника лицеиста».
  • Запиши в «Дневник» состав группы, в которой ты будешь выполнять групповые задания курса.
  • Выбери напарника (напарницу) для выполнения парных заданий.
  • Ответь на вопросы: «Что ты знаешь о физике ядра?», «В чем с твоей точки зрения состоят опасности ядерных технологий».
  • Запиши, что ты ожидаешь от данного курса, чему хотел бы научиться или какие знания хотел бы получить по теме курса.
  • Заполни «Календарь курсанта» - отметь даты и задания, которые тебе придется выполнять в рамках курса.

РАЗДЕЛ 1.

Краткая история мировой атомной физики и медицины в 18 – начале 20 века.

ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕМА «ФЕНОМЕН АТОМА».

Задания к тесту «Феномен атома».

  • II Составь / ответь на 10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.
  • & Составь кластер-схему по теме «Учёные прошлого и их модели вещества (атома)».
  • & Составь синквейн в терминам курса (атом, орбиты Бора).
  • & Создай немасштабную модель атома водорода (гелия) с помощью пластилина (иного пластичного материала).

Феномен атома.

Начальные представления о материи, введение термина атом в науку, загадки неизвестного излучения. Мысль о том, что материя может состоять из отдельных частиц, впервые была высказана Левкиппом из Милета в 5 в. до н.э. Эту идею развил его ученик Демокрит, который и ввел слово атом (от греческого атомос, что значит неделимый). В начале 19 века Джон Дальтон (1766 – 1844) возродил это слово, подведя научную основу под умозрительные идеи древних греков. Согласно Дальтону, атом – это крошечная неделимая частица материи, принимающая участие в химических реакциях.

Простые представления об атоме, принадлежащие Дальтону, были поколеблены в 1897 г., когда Дж. Дж. Томсон (1856 – 1940) установил, что атому могут испускать еще меньшие отрицательно заряженные частицы (позднее названные электронами). Стало очевидным, что атом обладает внутренней структурой. Это открытие указывало, что атом, по-видимому, должен содержать и положительные заряды. Томсон предположил, что электроны рассеяны в положительно заряженном атоме, подобно «изюминкам в булке». Эта модель не позволяла объяснить некоторые свойства атомов, однако более совершенную модель удалось создать лишь после открытия радиоактивного излучения.

Модель атома Резерфорда. В 1911 г. Эрнест Резерфорд (1871 – 1937) предложил совершенно новую модель атома. Согласно модели Резерфорда, положительный заряд и основная масса атома сосредоточены в центральном ядре, вокруг которого движутся электроны.

Позже Резерфорд установил, что положительный заряд ядра несут частицы в 1836 раз более тяжелые, чем электрон. Он назвал их протонами. Заряд протона равен по величине, но противоположен по знаку заряду электрона. Простейший атом – атом водорода – состоит из одного протона (ядра) и одного электрона, движущегося вокруг него.

Более тяжелые ядра содержат большее число протонов (это число называют атомным номером), причем оно всегда равно числу окружающих ядро электронов. Позднее было установлено, что все ядра атомов, за исключением ядра водорода, содержат также частицы и другого типа – незаряженные частицы (названные поэтому нейтронами) с массой, почти равной массе протона.

Квантовая теория и спектроскопия. Датский физик Нильс Бор (1885 – 1962), сделавший следующий важный шаг на пути создания модели атома, опирался при этом на две другие области исследований. Первая из них – квантовая теория, вторая – спектроскопия.

Бор доказал, что движущийся электрон в атоме водорода может существовать только на фиксированных орбитах, а спектральные линии водорода соответствуют поглощению (темные линии) или излучению (светлые линии) кванта энергии; эти процессы происходят, когда электрон «перепрыгивает» с одной фиксированной орбиты на другую. Модель Бора, позднее усовершенствованная, позволила добиться успехов в объяснении спектра водорода.

Исторические личности – Левкипп, Демокрит, Джон Дальтон, Дж.Дж.Томсон. Эрнест Резерфорд, Нильс Бор.

  • – материя, частица материи, атом, бета-излучение, электрон, явление радиоактивности, модель атома, протон, нейтрон, орбиты Бора, квант.

Дополнительные групповые / индивидуальные проекты:

 

  • II Создай презентацию по теме «Феномен атома». Выступи с устным докладом в классе.
  • & Составь рецензию устного доклада твоего напарника.
  • & Подготовь страницу «Энциклопедии исторических лиц» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.
  • & Подготовь статью для словаря терминов по теме «Феномен атома» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 10-11 классов «ИСТОРИЯ АТОМА» »

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ -

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Димитровграда Ульяновской области












ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

Элективного курса для 10-11 классов


«ИСТОРИЯ АТОМА»







Автор:

Батырова Анна Евгеньевна,

учитель истории и обществознания















Димитровград, 2014 год



ИСТОРИЯ АТОМА

ЗАНЯТИЕ № 1. ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ».

Задания к занятию.

  • Познакомься со структурой «Атомного дневника лицеиста».

  • Запиши в «Дневник» состав группы, в которой ты будешь выполнять групповые задания курса.

  • Выбери напарника (напарницу) для выполнения парных заданий.

  • Ответь на вопросы: «Что ты знаешь о физике ядра?», «В чем с твоей точки зрения состоят опасности ядерных технологий».

  • Запиши, что ты ожидаешь от данного курса, чему хотел бы научиться или какие знания хотел бы получить по теме курса.

  • Заполни «Календарь курсанта» - отметь даты и задания, которые тебе придется выполнять в рамках курса.



РАЗДЕЛ 1. Краткая история мировой атомной физики и медицины в 18 – начале 20 века.

ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕМА «ФЕНОМЕН АТОМА».

Задания к тесту «Феномен атома».

  •  Составь / ответь на 10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.

  •  Составь кластер-схему по теме «Учёные прошлого и их модели вещества (атома)».

  •  Составь синквейн в терминам курса (атом, орбиты Бора).

  •  Создай немасштабную модель атома водорода (гелия) с помощью пластилина (иного пластичного материала).



Феномен атома.


Начальные представления о материи, введение термина атом в науку, загадки неизвестного излучения. Мысль о том, что материя может состоять из отдельных частиц, впервые была высказана Левкиппом из Милета в 5 в. до н.э. Эту идею развил его ученик Демокрит, который и ввел слово атом (от греческого атомос, что значит неделимый). В начале 19 века Джон Дальтон (1766 – 1844) возродил это слово, подведя научную основу под умозрительные идеи древних греков. Согласно Дальтону, атом – это крошечная неделимая частица материи, принимающая участие в химических реакциях.

Простые представления об атоме, принадлежащие Дальтону, были поколеблены в 1897 г., когда Дж. Дж. Томсон (1856 – 1940) установил, что атому могут испускать еще меньшие отрицательно заряженные частицы (позднее названные электронами). Стало очевидным, что атом обладает внутренней структурой. Это открытие указывало, что атом, по-видимому, должен содержать и положительные заряды. Томсон предположил, что электроны рассеяны в положительно заряженном атоме, подобно «изюминкам в булке». Эта модель не позволяла объяснить некоторые свойства атомов, однако более совершенную модель удалось создать лишь после открытия радиоактивного излучения.

Модель атома Резерфорда. В 1911 г. Эрнест Резерфорд (1871 – 1937) предложил совершенно новую модель атома. Согласно модели Резерфорда, положительный заряд и основная масса атома сосредоточены в центральном ядре, вокруг которого движутся электроны.

Позже Резерфорд установил, что положительный заряд ядра несут частицы в 1836 раз более тяжелые, чем электрон. Он назвал их протонами. Заряд протона равен по величине, но противоположен по знаку заряду электрона. Простейший атом – атом водорода – состоит из одного протона (ядра) и одного электрона, движущегося вокруг него.

Более тяжелые ядра содержат большее число протонов (это число называют атомным номером), причем оно всегда равно числу окружающих ядро электронов. Позднее было установлено, что все ядра атомов, за исключением ядра водорода, содержат также частицы и другого типа – незаряженные частицы (названные поэтому нейтронами) с массой, почти равной массе протона.

Квантовая теория и спектроскопия. Датский физик Нильс Бор (1885 – 1962), сделавший следующий важный шаг на пути создания модели атома, опирался при этом на две другие области исследований. Первая из них – квантовая теория, вторая – спектроскопия.

Бор доказал, что движущийся электрон в атоме водорода может существовать только на фиксированных орбитах, а спектральные линии водорода соответствуют поглощению (темные линии) или излучению (светлые линии) кванта энергии; эти процессы происходят, когда электрон «перепрыгивает» с одной фиксированной орбиты на другую. Модель Бора, позднее усовершенствованная, позволила добиться успехов в объяснении спектра водорода.


Исторические личности – Левкипп, Демокрит, Джон Дальтон, Дж.Дж.Томсон. Эрнест Резерфорд, Нильс Бор.


Словарь – материя, частица материи, атом, бета-излучение, электрон, явление радиоактивности, модель атома, протон, нейтрон, орбиты Бора, квант.


Дополнительные групповые / индивидуальные проекты:


  •  Создай презентацию по теме «Феномен атома». Выступи с устным докладом в классе.

  •  Составь рецензию устного доклада твоего напарника.

  •  Подготовь страницу «Энциклопедии исторических лиц» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Подготовь статью для словаря терминов по теме «Феномен атома» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.


Раздел 2.

Краткая история атомной отрасли в СССР и в России в 1930-е – начале 21 века.


ЗАНЯТИЕ № 3. ТЕМА «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА».


Задания к тесту 1 по теме «Атомная энергетика».


  •  Прочитай текст и дай ему название. Раздели его на абзацы. Проанализируй текст на полях по схеме «Узнал. Понял. Интересно. Сомневаюсь/не верю».


Узнал. Понял.

+

Не понял.

-

Интересно.

!

Сомневаюсь / не верю.

?


  •  Составь схемы «Ядерная энергия Солнца».

___________________________________.


Ядерная энергия играет исключительную роль в современном мире: ядерное оружие оказывает влияние на политику, оно нависло угрозой над всем, живущим на Земле. А пока человечество стремится утолить свои непрерывно растущие потребности в энергии путем беспредельного развития ядерной энергетики, радиоактивные отходы загрязняют нашу планету. В действительности жизнь на Земле всегда зависела от ядерной энергии: ядерный синтез питает энергией Солнце, радиоактивные процессы в недрах Земли нагревают ее жидкое ядро, влияют на подвижность материковых плит. Ядерная энергия выделяется, во-первых, при радиоактивном распаде и делении атомного ядра, а во-вторых, с процессе синтеза – слияния легких ядер в более тяжелые.



Задания к тексту 2 по теме «Атомная энергетика».


  •  Составь схемы «Получение ядерной энергии», «Ядерные реакторы и их виды».


Радиоактивность – ее открытие и природа. Радиоактивность была открыта Антуаном Беккерелем (1852 – 1908). Он обнаружил, что атомы урана самопроизвольно испускают излучение. Известны 3 формы этого излучения: бета частицы (отрицательно заряженные электроны), альфа частицы (положительно заряженные ядра гелия, состоящие из двух протонов и двух нейтронов) и гамма-излучение (коротковолновое электромагнитное излучение, не несущее заряда).

После получения радия стало ясно, что радиоактивный процесс сопровождается выделением огромного количества энергии. Распад радия происходит в несколько стадий, при этом выделяется в 2*105 раз больше энергии, чем при сгорании такой же массы угля. Ядро атома имеет диаметр порядка 10-12сантиметров и состоит из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц с массой, почти равной массе протона). Только ядро водорода состоит лишь из одного протона (и не содержит нейтронов). Большинство элементов представляет собой смесь изотопов, ядра которых различаются числом нейтронов.

Получение ядерной энергии. Получение ядерной энергии в больших количествах впервые было достигнуто в цепной реакции деления ядер урана. Когда изотоп уран-235 поглощает нейтрон, ядро урана распадается на две части и при этом вылетают два-три нейтрона. Если из числа нейтронов, образующихся после каждого акта деления, в следующем участвует в среднем более одного нейтрона, то процесс экспоненциально нарастает, приводя к неуправляемой цепной реакции.

Для преобразования ядерной энергии в электрическую энергию этот процесс необходимо замедлить и сделать управляемым; тогда его можно использовать для получения тепла, которое затем превращается в электричество. Ядерный реактор – это своего рода «печка». Вероятность деления ядра урана-235 велика, если последний движется сравнительно медленно (со скоростью около 2 км/c). Для замедления нейтронов в ядерный реактор помещают специальные материалы, называемые замедлителями.

Ядерные реакторы: классификация. Ядерные реакторы можно классифицировать по типу применяемых в них замедлителей: реакторы на графите, на воде и на тяжелой воде. Тяжелой называется вода, в которой обычный водород заменен его тяжелым изотопом – дейтерием. Тяжелая вода поглощает значительно больше электронов, чем обычная.

Для поддержания цепной реакции необходимо определенное количество делящегося вещества. Если в реакторе теряется в результате поглощения или испускания больше нейтронов, чем возникает, то реакция не будет самоподдерживающейся. Если же, наоборот, нейтронов возникает больше, чем теряется, то реакция становится самоподдерживающейся и нарастающей. Минимальное количество вещества, обеспечивающее самоподдерживающееся протекание реакции, называется критической массой. Для нормальной работы ядерного реактора поток нейтронов должен поддерживаться постоянным на требуемом уровне. Режим работы реактора регулируют, вдвигая и выдвигая стержни из поглощающего материала.

Термоядерная энергия – основа энергетики будущего. Первая половина 20 века завершилась крупнейшей победой науки – техническим решением задачи использования громадных запасов энергии тяжелых атомных ядер – урана и тория. Этого вида топлива, сжигаемого в атомных котлах, не так уж много в земной коре. Если всю энергетику земного шара перевести на него, то при современных темпах роста потребления энергии урана и тория хватит лишь на 100 – 200 лет. За этот же срок исчерпаются запасы угля и нефти.

Вторая половина 20 века - век термоядерной энергии. В термоядерных реакциях происходит выделение энергии в процессе превращения водорода в гелий. Быстро протекающие термоядерные реакции осуществляются, как говорилось выше, в водородных бомбах. Сейчас перед наукой стоит задача осуществления термоядерной реакции не в виде взрыва, а в форме управляемого, спокойно протекающего процесса. Решение этой задачи даст возможность использовать громадные запасы водорода на Земле в качестве ядерного топлива.

В термоядерных реакторах, безусловно, будет использоваться не обычный, а тяжелый водород. В результате использования водорода с атомным весом, отличным от наиболее часто встречающегося в природе, удастся получить ситуацию, при которой литр обычной воды по энергии окажется равноценен примерно 400 литрам нефти. Элементарные расчеты показывают, что дейтерия (разновидность водорода, которая будет использоваться в подобных реакциях) хватит на земле на сотни лет при самом бурном развитии энергетики, в результате чего проблема заботы о топливе отпадет практически навсегда.


Исторические личности – Антуан Беккерель.

Словарь – ядерная энергия, радиоактивный распад и деление атомного ядра, синтез и слияние легких ядер в более тяжелые, радиоактивность, бета частицы, альфа частицы, гамма-излучение, изотопы, неуправляемая (управляемая) цепная реакция, ядерный реактор, замедлителями, реакторы на графите, на воде и на тяжелой воде, дейтерий, критическая масса вещества, уран, торий.


Дополнительные задания к тексту:

  • Создай презентацию по теме «Атомная энергетика».

  • Подготовь стендовый доклад «Атом и медицина». Выступи с устным докладом в классе.

  •  Подготовь статью для словаря терминов по теме «Атомная энергетика» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Составь рецензию устного доклада твоего напарника (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  • Просмотри фильмы из серии «Энциклопедия атома» и нарисуй схему / создай модель атомного реактора.


ЗАНЯТИЕ № 4. «РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В СССР И РОССИИ в 1930-е гг. – начале XXI вв.»


Задания к тексту по теме «Развитие атомной отрасли в СССР и России в 1930-е гг. – начале XXI вв.».


  •  Прочитай текст и дай ему название. Раздели его на абзацы. Проанализируй текст на полях по схеме «Узнал. Понял. Не понял. Интересно. Сомневаюсь/не верю».


Узнал. Понял.

+

Не понял.

-

Интересно.

!

Сомневаюсь / не верю.

?


  •  Составь / ответь на 10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.

  •  Подготовь карту «Атомная отрасль России», включая следующие объекты атомной отрасли – АЭС, исследовательские институты.


История нашего города неразрывно связана с историей становления и развития атомной отрасли в СССР, затем в Российской Федерации. Исследования в области ядерной физики велись ещё в довоенные годы. В годы войны прерванные работы в области физики атомного ядра были возобновлены. Тогда это означало, прежде всего, изучение возможности создания атомной бомбы. В 1943 году была образована Лаборатория № 2 под руководством академика И. В. Курчатов. Уже в 1949 году на Семипалатинском полигоне был испытан первый советский ядерный заряд. Таким образом, был создан «ядерный щит» нашей страны. В 1955 году И. В. Курчатов возглавил разработку программы развития ядерной энергетики в СССР. Она предусматривала широкое использование атомной энергии для мирных народнохозяйственных целей. Первой атомной электростанцией в СССР была построена в городе Обнинске. В 1956 по инициативе академика И.В. Курчатова в Мелекессе начали строить опытную станцию для испытания новых научно-исследовательских и опытных реакторов. С 1964 по 2007 в институте действовала заочная аспирантура, подготовившая около 180 специалистов высшей квалификации, из них более 120 кандидатов наук. Первым директором НИИАР стал Олег Дмитриевич Казачковский. Наш город невозможно представить без НКЦ им. Славского. Это современное здание получило имя Ефима Павловича Славского неслучайно. Именно он руководил министерством средней промышленности Советского Союза с 1957 по 1986 года. В течение 1954 года Королёв Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М - с ядерным боевым зарядом. Его именем в нашем городе также названа улица. В этот период в стране были созданы и введены в строй атомный ледокол «Ленин», первая атомная подлодка К-3, энергоблоки большинства советских электростанций. В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. 500 работников НИИАР приняли участие в ликвидации последствий этой страшной трагедии, в том в числе в проектировании и строительстве многотонного саркофага над разрушенным реактором. Атомная отрасль устояла, сохранила свой потенциал и человеческие ресурсы. В настоящее время в НИИАР действует 6 исследовательских ядерных реакторов, крупнейший в Европе комплекс для послереакторных исследований, радиохимический комплекс и комплекс по обращению с радиоактивными отходами. В состав ядерно-медицинского инновационного кластера вместе с НИИАР входят также ДИТИ НИЯУ МИФИ, наш Многопрофильный лицей, и даже детские сады города.



Исторические личности: Е.П.Славский, О.Д.Казачковский, И.В.Курчатов, С.П.Королёв.

Словарь: ядерный щит, атомный ледокол, атомная подлодка, ядерно-медицинский инновационный кластер.


Дополнительные задания:

  •  Составь презентацию по тексту «Развитие атомной отрасли в СССР».

  •  Подготовь стендовый доклад «Этапы развития атомной отрасли в СССР» с указанием дат. Выступи с устным докладом в классе.

  •  Подготовь 1 страницу «Энциклопедии исторических лиц» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Подготовь статью для словаря терминов по теме «Развитие атомной отрасли в СССР и России» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Составь рецензию устного доклада твоего напарника.


ЗАНЯТИЕ № 5. «ВСТРЕЧА С РАБОТНИКАМИ НИИАРа РАЗНЫХ ЛЕТ»


Задания к встрече:


  •  Подготовь 1 страницу «Энциклопедии исторических лиц»

  •  Составь 3 вопроса пригашенному гостю, связанные с его выбором профессии, работой в НИИАРе, оценкой безопасности, необходимости и перспектив развития атомной отрасли в стране и мире.

  • Напиши мини-эссе «Если бы мне пришлось работать в атомной отрасли, то я бы выбрал профессию (направление)…» (не более 70 слов).


ЗАНЯТИЕ № 6. «АТОМНОЕ ОРУЖИЕ»


Задания к тексту по теме «Атомное оружие».


  •  Выдели в тексте цифрами (от 1 и т.д.) шаги, которые совершают правительства разных стран для сокращения или ликвидации ядерной угрозы, влияния атомного оружия и атомной энергетики на экологию.

  •  Составь схему «Атом и экология: основные угрозы».

  •  Составь синквейн к терминам курса (ядерное оружие, конвенция о нераспространении ядерного оружия).

  •  Составь карту «Атомные державы мира», включая следующие категории стран: атомные сверхдержавы, имеющие атомное оружие на вооружении; государства, ведущие разработки атомного оружия; государства, теоретически обладающие необходимыми мощностями для создания ядерного оружия в сравнительно короткие сроки.


Атомное оружие и его роль во внешней политике. Атомное оружие – самое мощное оружие на сегодняшний день, находящееся на вооружении пяти стран-сверхдержав: США (c 1945), России (изначально Советский Союз, 1949), Великобритании (1952), Франции (1960) и Китая (1964), а также Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР (2006). Также имеющим ядерное оружие считается Израиль.

Существует также ряд государств, которые ведут более-менее успешные разработки атомного оружия, однако их исследования или не закончены, или эти страны не обладают необходимыми средствами доставки оружия к цели, что делает его бессмысленным - Северная Корея, Ирак, Иран. ФРГ, ЮАР и Япония теоретически обладают необходимыми мощностями для создания ядерного оружия в сравнительно короткие сроки.

Трудно переоценить роль ядерного оружия. С одной стороны, это мощное средство устрашения, с другой – самый эффективный инструмент укрепления мира и предотвращения военного конфликтами между державами, которые обладают этим оружием. С момента первого применения атомной бомбы в Хиросиме прошло почти семь десятилетий. Мировое сообщество близко подошло к осознанию того, что ядерная война неминуемо приведет к глобальной экологической катастрофе, которая сделает дальнейшее существование человечества невозможным. В течение многих лет создавались правовые механизмы, призванные разрядить напряженность и ослабить противостояние между ядерными державами. Так, например, было подписано множество договоров о сокращении ядерного потенциала держав, была подписана Конвенция о Нераспространении Ядерного Оружия, по которой страны-обладатели обязались не передавать технологии производства этого оружия другим странам, а страны, не имеющие ядерного оружия, обязались не предпринимать шагов для его разработки; наконец, сверхдержавы договорились о полном запрещении ядерных испытаний. Очевидно, что ядерное оружие является важнейшим инструментом, который стал регулирующим символом целой эпохи в истории международных отношений и в истории человечества.

Современные атомные бомбы и снаряды. В зависимости от мощности атомного заряда атомные бомбы, снаряды делят на калибры: малый, средний и крупный. Чтобы получить энергию, равную энергии взрыва атомной бомбы малого калибра, нужно взорвать несколько тысяч тонн тротила. Тротиловый эквивалент атомной бомбы среднего калибра составляет десятки тысяч, а бомбы крупного калибра – сотни тысяч тонн тротила. Еще большей мощностью может обладать термоядерное (водородное) оружие, его тротиловый эквивалент может достигать миллионов и даже десятков миллионов тонн.

Атомные бомбы, тротиловый эквивалент которых равен 1- 50 тыс. тонн, относят к классу тактических атомных бомб и предназначают для решения оперативно-тактических задач. К тактическому оружию относят также артиллерийские снаряды с атомным зарядом мощность 10 – 15 тыс. тонн и атомные заряды мощностью около 5 – 20 тыс. тонн для зенитных управляемых снарядов и снарядов, используемых для вооружения истребителей. Атомные и водородные бомбы мощностью свыше 50 тыс. тонн относят к классу стратегического оружия.

Нужно отметить, что подобная классификация атомного оружия является лишь условной, поскольку в действительности последствие применения тактического атомного оружия могут быть не меньшими, чем те, которые испытало на себе население Хиросимы и Нагасаки, а даже большими.

Сейчас очевидно, что взрыв только одной водородной бомбы способен вызвать такие тяжелые последствия на огромных территориях, каких не несли с собой десятки тысяч снарядов и бомб, применявшихся в прошлых мировых войнах. А нескольких водородных бомб вполне достаточно, чтобы превратить в зону пустыни огромные территории.

Ядерное оружие подразделяется на 2 основных типа: атомное и водородное (термоядерное). В атомном оружии выделение энергии происходит за счет реакции деления ядер атомов тяжелых элементов урана или плутония. В водородном оружии энергия выделяется в результате образования (или синтеза) ядер атомов гелия из атомов водорода. Виды термоядерного оружия будут рассмотрены ниже.

Современное термоядерное оружие. Современное термоядерное оружие относится к стратегическому оружию, которое может применяться авиацией для разрушения в тылу противника важнейших промышленных, военных объектов, крупных городов как цивилизационных центров. Наиболее известным типом термоядерного оружия являются термоядерные (водородные) бомбы, которые могут доставляться к цели самолетами. Термоядерными зарядами могут начиняться также боевые части ракет различного назначения, в том числе межконтинентальных баллистических ракет. Впервые подобная ракета была испытана в СССР еще в 1957 году, в настоящее время на вооружения Ракетных Войск Стратегического Назначения состоят ракеты нескольких типов, базирующиеся на мобильных пусковых установках, в шахтных пусковых установках, на подводных лодках.

В основе действия термоядерного оружия лежит использование термоядерной реакции с водородом или его соединениями. В этих реакциях, протекающих при сверхвысоких температурах и давлении, энергия выделяется за счет образования ядер гелия из ядер водорода, или из ядер водорода и лития. Для образования гелия используется, в основном, тяжелый водород – дейтерий, ядра которого имеют необычную структуру – один протон и один нейтрон. При нагревании дейтерия до температур в несколько десятков миллионов градусов его атому теряют свои электронные оболочки при первых же столкновениях с другими атомами. В результате этого среда оказывается состоящей лишь из протонов и движущихся независимо от них электронов. Скорость теплового движения частиц достигает таких величин, что ядра дейтерия могут сближаться и благодаря действию мощных ядерных сил соединяться друг с другом, образуя ядра гелия. Результатом этого процесса и становится выделения энергии.

Принципиальная схема водородной бомбы такова. Дейтерий и тритий в жидком состоянии помещаются в резервуар с теплонепроницаемой оболочкой, которая служит для длительного сохранения дейтерия и трития в сильно охлажденном состоянии (для поддержания из жидкостного агрегатного состояния). Теплонепроницаемая оболочка может содержать 3 слоя, состоящих из твердого сплава, твердой углекислоты и жидкого азота. Вблизи резервуара с изотопами водорода помещается атомный заряд. При подрыве атомного заряда изотопы водорода нагреваются до высоких температур, создаются условия для протекания термоядерной реакции и взрыва водородной бомбы. Однако, в процессе создания водородных бомб было установлено, что непрактично использовать изотопы водорода, так как в таком случае бомба приобретает слишком большой вес (более 60 т.), из-за чего нельзя было и думать об использовании таких зарядов на стратегических бомбардировщиках, а уж тем более в баллистических ракетах любой дальности. Второй проблемой, с которой столкнулись разработчики водородной бомбы, была радиоактивность трития, которая делала невозможным его длительное хранение.

В ходе исследования две вышеуказанные проблемы были решены. Жидкие изотопы водорода были заменены твердым химическим соединением дейтерия с литием-6. Это позволило значительно уменьшить размеры и вес водородной бомбы. Кроме того, гидрид лития был использован вместо трития, что позволило размещать термоядерные заряды на истребителях бомбардировщиках и баллистических ракетах.

Создание водородной бомбы не стало концом развития термоядерного оружия, появлялись все новые и новые его образцы, была создана водородно-урановая бомба, а также некоторые ее разновидности – сверхмощные и, наоборот, малокалиберные бомбы. Последним этапом совершенствования термоядерного оружия стало создания так называемой «чистой» водородной бомбы, которая будет описана ниже.

Чистая водородная бомба. Первые разработки этой модификации термоядерной бомбы появились еще в 1957 году, на волне пропагандистских заявлений США о создании некоего «гуманного» термоядерного оружия, которое не несет столько вреда для будущих поколений, сколько обычная термоядерная бомба. В претензиях на «гуманность» была доля истины. Хотя разрушительная сила бомбы не была меньшей, в то же время она могла быть взорвана так, чтобы не распространялся стронций-90, который при обычном водородном взрыве в течение длительного времени отравляем земную атмосферу. Все, что находится в радиусе действия подобной бомбы, будет уничтожено, однако опасность для живых организмов, которые удалены от взрыва, а также для будущих поколений, уменьшится.

Однако данные утверждения были опровергнуты учеными, которые напомнили, что при взрывах атомных или водородных бомб образуется большое количество радиоактивной пыли, которая поднимается мощным потоком воздуха на высоту до 30 км, а потом постепенно оседает на землю на большой площади, заражая её. Исследования, проведенные учеными, показывают, что понадобится от 4 до 7 лет, чтобы половина этой пыли выпала на землю.

Атом и экология. Долгое время существовала угроза нанесения большого вреда экологии нашей планеты за счет выброса радиоактивных веществ при ядерных испытаниях (главным образом при атмосферных) испытаниях. Необходимо учитывать, что количество веществ, образующихся при взрыве, зависит от калибра бомбы. Установлено, что радиоактивное заражение в основном определяется «осколками» деления ядер вещества, составляющего заряд бомб – урана или плутония. У современных водородных бомб, работающих по схеме: расщепление – ядерное соединение – расщепление, образуется огромное количество т.н. «осколков» деления. Часть из них возникает при взрыве атомного детонатора и большая часть – при расщеплении урановой оболочки. В результате некоторое количество радиоактивных веществ образуется в земле, воде и окружающих предметах.

Количество радиоактивных веществ, выпадающих на землю, зависит и от вида взрыва – воздушный, наземный, подводный, подземный (в двух последних случаях загрязнение земли минимально). Само собой разумеется, что ни о каком влиянии на выпадение радиоактивных элементов на землю при космических взрывах говорить не приходится. Наибольшее количество радиоактивных веществ выпадает при наземном взрыве, особенно в районе взрыва. Метеоусловия играют также важную роль: Китай в свое время проводил наземные и атмосферные ядерные испытания в непосредственной близости от границы с СССР (Киргизией) в те моменты, когда ветер имел направление в сторону СССР. Таким образом, облака радиоактивной пыли относились ветром вглубь СССР, и выпадавшая из них пыль рассеивалась уже на ней.

Из всех радиоактивных веществ, выпадавших на землю, наиболее опасным являлся стронций-90, период полураспада которого равен 25 годам. Попадая внутрь организма человека или животных в виде пыли, стронций, подобно кальцию, отлагается в костных тканях, что в последствие приводит к появлению опухолей различных типов и тяжести.

В этой связи трудно переоценить роль договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах (на земле, под водой и в космосе), подписанного державами-обладателями ядерного оружия. После того как Франция закончила свои испытания на атолле Морророа в Тихом океане, все пять сверх держав, обладающие ядерным оружием, заявили о полном прекращении ядерных испытаний. Это было достигнуто в значительной степени благодаря осознанию той страшной угрозы, которую несет в себе продолжение испытаний ядерного оружия, а также благодаря созданию технологий компьютерного моделирования ядерных взрывов.


Словарь – ядерное оружие, средство устрашения, инструмент укрепления мира ядерный потенциал, Конвенция о Нераспространении Ядерного Оружия, ядерные испытания, малые, средние и крупные атомные бомбы, тактические атомные бомбы (тактическое оружие), стратегическое ядерное оружие, атомное и водородное (термоядерное) ядерное оружие.


Дополнительные задания:


  • Создай презентацию по теме «Атомное оружие». Выступи с устным докладом в классе.

  •  Подготовь статью для словаря терминов по теме «Атомное оружие» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Составь рецензию устного доклада твоего напарника (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.


ЗАНЯТИЯ №№ 7-8. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИКУ СССР в 1946-1991 годы»


Задания к тексту по теме «Холодная война».


  • Составь линию времени «События холодной войны. Начало». Подготовь по этой линии времени стендовый доклад.

  •  Составь / ответь на 10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.

  •  Составь синквейн к терминам курса (железный занавес, гонка вооружений, ядерный шантаж).

  •  Составь карту «Страны НАТО и СЭВ».


Рост влияния СССР после войны. После войны значительно укрепился авторитет СССР. Он стал играть видную роль в созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН), являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН. В 1945–1946 гг. советские юристы выступали на суде над главными военными преступниками в Нюрнберге. СССР оказывал экономическую помощь многим странам, особенно вошедшим в «мировую систему социализма» и бывшим колониальным государствам.

Политика «железного занавеса». Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Поэтому они стали проводить силовую политику по отношению к СССР и социалистическим государствам. Сущность этой политики выразил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль в речи, произнесенной в американском городе Фултоне. Он говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, призвал «показать русским силу, сплотиться против восточного коммунизма».

США расширили число военных баз, резко сократили торговые отношения с СССР и его сторонниками. СССР по отношению к Западу стал проводить политику «железного занавеса».

Началась «холодная война» (с 1946 г. до конца 1980‑х гг.) – враждебный политический курс конфронтации (противоборства) двух систем, основанный на гонке вооружений, на отношениях с позиции силы, где главным фактором сдерживания считалось ядерное оружие. «Холодная война» характеризовалась враждебными акциями с обеих сторон. Это проявилось в 1947 г., когда США предложили «план Маршалла». Этот план предусматривал оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в войне, в зависимости от их политической ориентации. СССР «план Маршалла» не одобрил и отказался участвовать в конференции по этому поводу.

Конфликт с Югославией. Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике Советского государства. В 1948 г. произошел конфликт с Югославией, лидер которой И. Броз Тито попытался отстоять свою самостоятельность от сталинского диктата. СССР и другие социалистические страны разорвали дипломатические отношения с Югославией, ее изоляция перешла к проведению политики неприсоединения – движению неучастия стран в военно‑политических блоках, за мир и безопасность народов. После смерти Сталина в 1953 г. дипломатические отношения с Югославией были восстановлены.

Биполярный мир. Символом раскола мира на две противостоящие системы – «системы капитализма» и «системы социализма» – стал раскол Германии на два государства – ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.). В 1949 г. произошел еще ряд крупных внешнеполитических событий:

  • образовался Североатлантический военно-политический союз (НАТО) европейских стран во главе с США;

  • создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – организация, объединившая социалистические страны;

  • под руководством академика И.В.Курчатова появилось советское ядерное оружие, монополия США на ядерное оружие была ликвидирована и наступило временное военное равновесие.

Локальные военные конфликты. Каждая из сверхдержав – США и СССР – включала в сферу своих стратегических интересов весь мир. Биполярность мирового сообщества на долгие годы определила политическое и экономическое развитие подавляющего большинства стран и их тяготение (зачастую невольное) к определенной общественной системе. Проявлением этого противостояния стали локальные военные конфликты. Так, в 1950–1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение СССР и США. В результате Корея оказалась разделена на проамериканскую Южную Корею и просоветскую Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Позднее эту участь разделил и Вьетнам.

Карибский кризис. Одним из самых известных событий «холодной войны» стал Карибский кризис.

Ядерная стратегия - система военных и политических доктрин, регулирующих создание и применение ядерного оружия, составляет основу стратегии ведения ядерной войны. Тем не менее, ядерная стратегия не может быть рассмотрена исключительно как тип военной стратегии, поскольку комплекс методов, рассматриваемых в ней, в корне отличен от всех прочих военных доктрин.

Кроме вопросов непосредственно ведения ядерной войны, ядерная стратегия рассматривает методы небоевого применения ядерных арсеналов: как аргумента на международных переговорах и средства политического давления. Ядерная стратегия регулирует позицию государства в отношении проблемы ядерного распространения и поддержания ядерного паритета.



Исторические имена: У.Черчилль, И.В.Сталин, И.Броз Тито, Д. Кеннеди, Н.С. Хрущев, М.С.Горбачев, Р.Рейган.

Словарь – политика «железного занавеса», реалистическое устрашение, гибкое реагирование, массированное возмездие, неприменение первым, первый удар, второй удар, подлетное время, сдерживание, ядерный паритет, ядерное распространение, ядерная триада, ядерный шантаж, ядерное оружие, ядерная война, гонка вооружений.


Дополнительные задания:

  • Создай презентацию по теме «Холодная война».

  •  Составь статью для словаря терминов по теме «Холодная война» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Составь страницу «Энциклопедии исторических лиц» (на выбор по распределению в классе). Вывеси статью на стенде.

  •  Найди информацию о Карибском кризисе (даты, страны участницы, противоречия, итоги, руководители стран участниц) и расскажи об этом на занятии. Дай оценку этому событию. Выступи с докладом в классе.

  •  На основании информации учебника истории, изучаемого в 9 (11 классе) составь небольшое сообщение о том, как закончилась «холодная война» - «События холодной войны. Конец». Прочитай сообщение в классе, выписав на доске опорные слова, имена и даты по данной теме.

  •  Составь рецензию устного доклада твоего напарника.







ЛИТЕРАТУРА:


  1. Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов. [Текст] / Е.М. Аджиева. — Москва, 2000. С. 88 — 92.

  2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособ. [Текст] / И.В. Вачков. — Москва 2000.

  3. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловой игры [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. // Игровое моделирование. Методология и практика. — Новосибирск, 1987. С. 61–78.

  4. Грецов, А.Г. Радость общения: социально-психологический тренинг для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. // Психология в школе: практический психолог — профессия нового века. — Санкт-Петербург, 2001.

  5. Спец-проект «Димитровград». Ядерно-инновационный кластер: приоритетный проект федерального масштаба. [Текст] / Деловое обозрение. Ульяновская область. - 5 (149) мая 2010 года. – Издатель : ООО «Деловое обозрение». - С. 24.

  6. НИИАР: российский атом на новом витке. [Текст] / Деловое обозрение. Ульяновская область. - 5 (149) мая 2010 года. – Издатель : ООО «Деловое обозрение». С. 28.

  7. В Димитровграде начал работать Научно-исследовательский институт атомных реакторов. [Текст] / Историческое краеведение. // Учебное пособие для VII – IX классов общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Главным управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000). Издательство «Корпораций технологий продвижения», Ульяновск. – 2000. - С. 231. 1956 -

  8. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. [Текст] / История: Россия в XX – начале XXI века. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе // А.А.Данилов ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. Параграф 39.

  9. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. [Текст] / С.С. Кашлев. — Минск, 2004.

  10. Козырева, О. Компетентность — это деловая игра. [Текст] / О. Козырева. // Учитель. 2001. №6. С.24.

  11. Ли, Д. Практика группового тренинга. [Текст] / Д. Ли. — Санкт-Петербург., 2001.

  12. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. [Текст] / А.Г. Лидерс. — Москва, 2001.

  13. Сечина, Т.И. Справочник учителя истории и обществознания. [Текст] / автор-сост. Т.И.Сечина. – Волгоград : Учитель, 2013. - 219 с.


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:


  1. История создания Научно-исследовательского института атомных реакторов. [Электронный ресурс]./ Информация официального сайта Открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ОАО «ГНЦ НИИАР»). – Режим доступа : http://www.niiar.ru/

  2. История атомной отрасли. / Информация официального сайта государственной корпорации «РОСАТОМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosatom.ru/





ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:


http://www.rosatom.ru/ - официальный сайт государственной корпорации «РОСАТОМ», рассказывающий об атомной отрасли России.

http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/terms/ - сокращения и термины.

http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/nuclear_structure/ - структура атомной отрасли.

http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/russainnuclearindustry/ - атомная отрасль России.

http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/history/ - история атомной отрасли.

http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/heroes/ - выдающиеся деятели атомной отрасли.

http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/npp_safety/ - безопасность российских АЭС.

http://www.rosatom.ru/journalist/videogallery/enciklopediya_atoma/ - фильмы из серии «Энциклопедия атома».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Элективный курс для 10-11 классов «ИСТОРИЯ АТОМА»

Автор: Батырова Анна Евгеньевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "ПРОГРАММА Элективного курса для 10-11 классов  «ИСТОРИЯ  АТОМА» "
    ["seo_title"] => string(63) "programma-eliektivnogho-kursa-dlia-10-11-klassov-istoriia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "194338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427758224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства