Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы истории России»
Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы истории России»
Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы истории России»»
Дополнительная образовательная программа
«Трудные вопросы истории России»
Кружок «Трудные вопросы истории России».
Возраст обучающихся – 17-18 лет. Учитель истории
Срок реализации – 1 год. Гусева Е.А.
Программа разработана в 2020 г.
ст. Зольская.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору.
Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные.
На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки, формированию единого культурно-исторического пространства.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Но, несмотря на все вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным предметом. Первое, с чем сталкиваются все участники образовательного процесса, - трудности усвоения фактического материла, являющегося базовым компонентом исторического образования. Без знания фактического материала невозможно формировать навыки анализа событий и явлений с их последующим объяснением, понимания причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти трудности определяются особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия конкретно каждым учащимся.
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью рассмотрения всех аспектов исторического пути России, необходимого для подготовки к ЕГЭ, и недостаточной возможностью освещения всех проблемных тем в рамках учебного предмета, а также отсутствием достоверной информации по ряду вопросов.
Преодоление данной проблемы возможно при условии овладения обучающимися алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями в рамках систематических занятий.
Авторская программа элективного курса «Трудные вопросы истории России» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, историко-культурного стандарта
Цели программы:
создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы, трудных вопросов истории России; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.
Задачи программы:
освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.
Принципы, на которых базируется программа:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность:понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Основные методы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).
2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов происходит при помощи ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Формы контроля
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Планируемые результаты
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
анализировать документы;
анализировать публикации в периодических изданиях;
работать с диаграммами и таблицами;
формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.);
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Содержание предметного элективного курса:
«Трудные темы истории России».
Модуль 1 «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)
Тема 1. Древнерусское государство.
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Тема 2. Период феодальной раздробленности.
Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Исторический выбор Александра Невского.
Модуль 2 «Московская Русь. Российская империя» (1547-1762гг.)
Тема 1. Российское государство в правлении Ивана Грозного. Смута.
Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.
Тема 2. Первые Романовы. Петр Великий. Дворцовые перевороты.
Присоединение Украины к России (причины и последствия). Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
Модуль 3 «Советская Россия» (1917 по 1991гг.)
Тема 1. Свержение монархии. Гражданская война. НЭП.
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
Тема 2. Диктатура И.В. Сталина.
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Оценка СССР в условиях «холодной войны».
Тема 2. После «сталинское» руководство.
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
Модуль 4 «Российская Федерация» (1991 по 2000-е гг.)
Тема 1. Период президентства Б.Н. Ельцина.
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
Тема 2. 2000-е годы XXI века.
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Учебно-тематический план предметного элективного курса:
«Трудные вопросы истории России».
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Дата проведения
Лекции
Практика
ССеминары
1
Введение в содержание курса «Трудные вопросы истории России»
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
2
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
3
Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
4
Исторический выбор Александра Невского.
1
1
1
Участие в семинаре
5
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах
1
1
Письменная работа
6
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.
2
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
7
Присоединение Украины к России (причины и последствия).
1
1
1
Участие в семинаре
Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
2
2
Письменная работа
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
2
1
1
Конспект, сравнительная таблица
Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
3
2
1
1
Письменная работа
Участие в семинаре
Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры
3
1
2
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
Участие в семинаре
Письменная работа
Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
1
1
1
Участие в семинаре
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий.
2
1
1
1
Работа с текстом, составление схем.
Участие в семинаре
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
2
1
1
Конспект, сравнительная таблица
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
1
1
Конспект, сравнительная таблица
Оценка СССР в условиях «холодной войны».
1
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
2
1
1
1
Участие в семинаре
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
2
1
1
1
Письменная работа
Участие в семинаре
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
2
1
1
1
Письменная работа
Участие в семинаре
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
2
1
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем.
Участие в семинаре
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
2
1
1
1
Конспект, работа с текстом, составление схем.
Участие в семинаре
Итоговое занятие
1
Конспект, работа с текстом, составление схем.
Защита рефератов
Итого
37
19
17
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013.
Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013.
Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013.
Бессолицын, А.А. История российского предпринимательства: Учебник / А.А. Бессолицын. - М.: МФПУ Синергия, 2013.
Бушуев, С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012
Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просвещение, 2013.
Данилов, А.А. История России. XIX век. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011.
Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013.
Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. - М.: Дашков и Ко, 2007.
Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011.
Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Карамзин, Н.М., Муравьёв В.Б. О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв – М.: МГПУ, 2002.
Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011.
Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 2013. - 48 c. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2013.
Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013.
Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014.
Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c. Соловьев, С.М. История России. Русь древняя / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте / В. Татищев. - М.: Алгоритм, 2013.
Тырин, С.В. История России. XIX век. 8 класс: Рабочая тетрадь с контурными картами / С.В. Тырин, Е.В. Симонова, Г.С. Хартулари. - М.: Дрофа, 2010. - 63 c.
Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров / В.А. Федоров. - М.: Юрайт, 2013.
Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013.
Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.mon.ru.gov.ru –сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru –портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Календарно-тематическое планирование
занятий кружка
«Трудные вопросы истории».
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
Дата проведения
1
Введение в содержание курса «Трудные вопросы истории России»
1
2
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
1
3
Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
1
4
Исторический выбор Александра Невского.
1
5
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах
1
6
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.
2
7
Присоединение Украины к России (причины и последствия).
1
Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
2
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
2
Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток
1
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
3
Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры
3
Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
1
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий.
2
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
2
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
1
Оценка СССР в условиях «холодной войны».
1
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
2
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
2
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
2
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
2
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.