kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы истории России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы истории России»»








Дополнительная образовательная программа

«Трудные вопросы истории России»



Кружок «Трудные вопросы истории России».





Возраст обучающихся – 17-18 лет. Учитель истории

Срок реализации – 1 год. Гусева Е.А.

Программа разработана в 2020 г.



















ст. Зольская.

2020 г.

























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору.

Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные.

На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки, формированию единого культурно-исторического пространства.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Но, несмотря на все вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным предметом. Первое, с чем сталкиваются все участники образовательного процесса, - трудности усвоения фактического материла, являющегося базовым компонентом исторического образования. Без знания фактического материала невозможно формировать навыки анализа событий и явлений с их последующим объяснением, понимания причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти трудности определяются особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия конкретно каждым учащимся.

Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью рассмотрения всех аспектов исторического пути России, необходимого для подготовки к ЕГЭ, и недостаточной возможностью освещения всех проблемных тем в рамках учебного предмета, а также отсутствием достоверной информации по ряду вопросов.

Преодоление данной проблемы возможно при условии овладения обучающимися алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями в рамках систематических занятий.

Авторская программа элективного курса «Трудные вопросы истории России» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, историко-культурного стандарта

Цели программы:

создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы, трудных вопросов истории России; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.


Задачи программы:

 освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

  • воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;

  • формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.



Принципы, на которых базируется программа:

системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии

развития современных научных знаний;

- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.


Основные методы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).

2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов происходит при помощи ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.


Формы контроля

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.


Планируемые результаты

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

анализировать документы;

анализировать публикации в периодических изданиях;

работать с диаграммами и таблицами;

формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;

представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;

делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.);

сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Содержание предметного элективного курса:

«Трудные темы истории России».


Модуль 1 «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)


Тема 1. Древнерусское государство.

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.


Тема 2. Период феодальной раздробленности.

Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Исторический выбор Александра Невского.


Модуль 2 «Московская Русь. Российская империя» (1547-1762гг.)


Тема 1. Российское государство в правлении Ивана Грозного. Смута.

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.


Тема 2. Первые Романовы. Петр Великий. Дворцовые перевороты.

Присоединение Украины к России (причины и последствия). Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.


Модуль 3 «Советская Россия» (1917 по 1991гг.)


Тема 1. Свержение монархии. Гражданская война. НЭП.

Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Тема 2. Диктатура И.В. Сталина.

Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Оценка СССР в условиях «холодной войны».


Тема 2. После «сталинское» руководство.

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Модуль 4 «Российская Федерация» (1991 по 2000-е гг.)


Тема 1. Период президентства Б.Н. Ельцина.

Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.


Тема 2. 2000-е годы XXI века.

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Учебно-тематический план предметного элективного курса:

«Трудные вопросы истории России».

№ п/п



Наименование тем



Всего часов

В том числе

Формы кон­троля

Дата проведения



Лек­ции

Прак­тика

ССе­мина­ры




1

Введение в содержание курса «Трудные вопросы истории России»

1

1



Конспект, работа с текстом, составление схем


2

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

1


1


Конспект, работа с текстом, составление схем


3

Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

1

1



Конспект, работа с текстом, составление схем


4

Исторический выбор Александра Невского.

1

1


1

Участие в семинаре


5

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах

1


1


Письменная работа


6

Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.

2

1

1


Конспект, работа с текстом, составление схем


7

Присоединение Украины к России (причины и последствия).

1

1


1

Участие в семинаре



Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

2


2


Письменная работа



Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

2

1

1


Конспект, сравнительная таблица



Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток

1


1


Конспект, работа с текстом, составление схем



Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

3

2

1

1

Письменная работа

Участие в семинаре



Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры

3

1

2

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

Участие в семинаре

Письменная работа




Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

1

1


1

Участие в семинаре



Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий.

2

1

1

1

Работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре



Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

2

1

1


Конспект, сравнительная таблица



Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

1

1



Конспект, сравнительная таблица



Оценка СССР в условиях «холодной войны».

1

1

1


Конспект, работа с текстом, составление схем



Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

2

1

1

1

Участие в семинаре



Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

2

1

1

1

Письменная работа

Участие в семинаре



Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

2

1

1

1

Письменная работа

Участие в семинаре



Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

2

1

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре



Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

2

1

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре



Итоговое занятие

1




Конспект, работа с текстом, составление схем.

Защита ре­фератов



Итого

37

19

17

11




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013.

  3. Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013.

  4. Бессолицын, А.А. История российского предпринимательства: Учебник / А.А. Бессолицын. - М.: МФПУ Синергия, 2013.

  5. Бушуев, С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012

  6. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просвещение, 2013.

  7. Данилов, А.А. История России. XIX век. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011.

  8. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013.

  9. Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. - М.: Дашков и Ко, 2007.

  10. Карамзин, Н.М.  Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011.

  11. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Карамзин, Н.М., Муравьёв В.Б.  О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв  – М.: МГПУ, 2002.

  12. Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011.

  13. Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 2013. - 48 c. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2013.

  14. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013.

  15. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014.

  16. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.

  17. Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c. Соловьев, С.М. История России. Русь древняя / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.

  18. Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.

  19. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.

  20. Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте / В. Татищев. - М.: Алгоритм, 2013.

  21. Тырин, С.В. История России. XIX век. 8 класс: Рабочая тетрадь с контурными картами / С.В. Тырин, Е.В. Симонова, Г.С. Хартулари. - М.: Дрофа, 2010. - 63 c.

  22. Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров / В.А. Федоров. - М.:  Юрайт, 2013.

  23. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013.

  24. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.mon.ru.gov.ru –сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

































Календарно-тематическое планирование

занятий кружка

«Трудные вопросы истории».



№ п/п



Наименование тем



Всего часов

Дата проведения

1

Введение в содержание курса «Трудные вопросы истории России»

1



2

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

1


3

Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

1


4

Исторический выбор Александра Невского.

1


5

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах

1


6

Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.

2


7

Присоединение Украины к России (причины и последствия).

1



Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

2



Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

2



Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток

1



Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

3



Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры

3



Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

1



Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий.

2



Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

2



Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

1



Оценка СССР в условиях «холодной войны».

1



Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

2




Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

2



Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

2




Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

2



Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

2



Итоговое занятие

1



Итого

37





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная образовательная программа «Трудные вопросы истории России»

Автор: Гусева Евдокия Анатольевна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства