Маштакова Марина Васильевна СОШ №45., г.Уральск Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы и русского языка основное внимание уделялось и уделяется развитию языковой и коммуникативной компетенции. Компетентностный подход к обучению русскому языку и литературе позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом,коммуникативно, социокультурном. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе языковой компетенции, которая предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Поэтому в своей работе уделяю вопросам культуры речи и развитию языковой компетенции большое внимание. Конечно, я прекрасно понимаю, что источником формирования речевой культуры школьника является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, причем, телевидение, интернет – самое массовое и доступное средство информации, активно влияющее на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка. Свою задачу вижу в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных выражений, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны уметь выбрать из всего языкового богатства необходимые по смыслу слово или его форму, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи. Для этого стараюсь строить процессы обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самодеятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Каким должен быть урок? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? А главное, что можно сделать, чтобы активизировать мысль учащихся, стимулировать их к самостоятельномуприобретению знаний. Вывод напрашивается только один – инновационные технологии, направленные на достижение эффективного и рационального обучения. Только они могут изменить ученика и подход к процессу обучения. В своей работе использую различные технологии: технологию критического мышления (RWCT), ИКТ, метод проектов. Где и как развивать творческое мышление учащихся? Обучение логическому мышлению осуществляю на всех основных этапах урока: при работе над новым материалом, при повторении и закреплении изученного материала, при выполнении домашнего задания. Поэтому стараюсь строить урок так, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. По моему мнению, наиболее перспективной здесь является критическое мышление. Этот метод помогает ребятам научиться критически мыслить. Технология критического мышления развивает навыки слушания и общения, умение сопереживать другому человеку и понимать разные точки зрения, улучшает их способность разрешать проблему и принимать решения, рассуждать и мыслить аналитически, укрепляет их способность формировать последовательные взгляды. Приведу несколько фрагмент уроков с использованием элементов критического мышления. Интересна одна из стратегий критического мышления – «Ассоциация». Она используется в начале урока, чтобы задействовать все аудиторию. Вот пример того, как работает это стратегия при изучении биографии писателя. Задание 1. Запишите ассоциации, которые вызвал у вас человек по фамилии Тургенев. (педагог, ученый, писатель, автор книг, защитник) Задание 2. Составьте вопросы по возникшей гипотезе, например - Где родился Тургенев? - Кем он был? - Была ли у него семья? - Есть ли у него потомки? - Какие труды нам известны? - Как и почему он оказался за границей? - Почему мы сегодня уделяем ему внимание? И т.д. Задание 3. Прочитайте в учебнике статью о писателе (выразите свое впечатление от прочитанного текста, найдите ответы на поставленные вопросы). Задание 4.Обсудите содержание прочитанного о писателе,дополните задание 1. Задание 5. На последнем этапе пишут работу по выбору (эссе, статью или синквейн). Занимаясь на каждом этапе еще и исследовательской деятельностью, учащиеся получают дополнительную мотивацию, находят новый смысл в изучении литературы. На своих уроках широко использую составление кластера, что позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Так выглядит кластер по творчеству Ф.М.Достоевского. В среднем звене часто применяю стратегию «Алфавит за круглым столом». Например, при изучении сказок в 5 классе предлагаю ученикам в соответствующие ячейки написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенной темой. Такую работу можно выполнять индивидуально или в группах. Совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные слова, выражения ученики фиксируют на доске. После изучения темы или в конце урока ячейки заполняются повторно. Новые факты или мнения, проблемы или понятия могут быть дополнены. Все ошибки исправляются по мере освоения информации. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока, какой багаж знаний они приобрели в конце урока. Стратегия «Кубизм» предполагает работу в группах и формирует у учащихся ответственность за общую оценку, независимого от личного вклада в подготовку. Сравнивая, анализируя, учащиеся учатся сопереживать, сочувствовать, а в дальнейшем начинают лучше разбираться в авторской позиции и давать свою оценку героям того или иного произведения. На примере фрагмента урока литературы в 8-ом классе по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно увидеть особенность этой стратегии. Опишите поместье и главного героя помещика Манилова. Сравните «Дубиноголовую» скупидомку с «рыцарем пустоты». Анализируйте, как каждый из помещиков относится к предложению Чичикова о покупке мертвых душ. Ассоциируйте помещиков Манилова и Коробочку. Предложите «визитные карточки» господина Манилова и госпожи Коробочки. За и против. Кого из героев вы отнесли к «накопителю» и «расточителю»? Почему? Использования стратегий критического мышления помогает учащимся творчески подойти к анализу уже хорошо знакомых им произведений, формирует собственную точку зрения и ответственное отношение к работе, что так необходимо не только в учебе, но и в жизни. Стратегия «синквейн» чаще всего используется на стадии рефлексии урока, потому что она помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему. Но опыт работы показывает, что эту стратегию можно успешно применять при анализе лирического стихотворения, например стихотворения С. Есенина «Береза». Далее работа над языковыми особенностями стихотворения продолжается. Ученики заполняют дневник тройной записи. Таким образом была реализована главная задача на уроке – умение самостоятельно проникнуть в смысл художественного произведения, формулировать собственную мысль и выражать впечатление от прочитанного стихотворения. На уроках русского языка учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают информацию о предмете, воспроизводят знания, тренируются в их применении, учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком. Для организации каждого из названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: Многие учителя утверждают, что активная учебная деятельность обеспечивается только продуктивными методами. Я с этим в корне не согласна. По моему мнению, в основе такого ошибочного подхода к методам обучения лежит отождествление понятий: «активное мышление», «самостоятельное мышление», «творческое мышление». Как мне кажется, это разные уровни мышления, из которых каждый последующий является видовым к предыдущему. Высший уровень мышления – творческое мышление – формируется при использовании продуктивных методов обучения. Важнейшая задача обучения русскому языку – формирование и совершенствование практических умений и навыков, а они вырабатываются в процессе тренировки, организуемой репродуктивным методом. Значит, широкое применение названых методов на уроках русского языка вполне закономерно. И задача активизаций учебной деятельности при их использовании приобретает особую остроту. Решение этой задачи в большой степени связано с целесообразным и гибким использованием разных видов работ, приёмов и средств, с помощью которых реализуются методы обучения. Фрагмент урока русского языка в 5 классе «Обобщение по теме: «Лексика» (задания формата PISA ) подтверждают мою точку зрения. 1. Стратегия «Предваряющие вопросы». О чем пойдет речь в тексте «Окна»?________________________________________________ 2.Что вы знаете об окнах?________________________________ 3. Метод «Глоссарий» - метод прогнозирования. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые, на ваш взгляд, могут быть связаны с текстом. Запишите их в два столбика. «+» есть в тексте | «-« нет в тексте | | | Дома, дворцы, хижины, цивилизации, балкон, колонна, ставни, двери, ворота, дымоход, камин, очаг, печь, китайский иероглиф. 4. Стратегия «Чтение в кружок» (попеременное чтение). Назовите древние цивилизации, упоминающиеся в тексте. Выберите правильный вариант ответа. Отметьте его значком «+». 1) шумерская, хеттская. 2) вавилонская, кельтская. 3) шумерская, вавилонская. 4) скифская, римская. 5.Знали ли древние цивилизации окна?____________________ 6.Где и когда появились первые окна?______________________ 7.Поставьте значок «+» в нужную графу (верно/неверно/нет информации в тексте). | верно | неверно | Нет информации в тексте | 8 тысяч лет назад функцию окон выполняла дверь | | | | Дверь и окна использовались для отвода дыма от очага | | | | Окна спасали древних людей от ветра и холода | | | | В корейский иероглиф, обозначающий окно, входит знак отверстия над очагом дымохода | | | | 8.Возврат к «Глоссарию». Прочитайте слова (задание №3), вновь ответьте на вопрос. Изменился ли ваш ответ? Почему? 9.Озаглавьте текст(2-3 варианта)_____________________________ 10.Заполни кластер. Найдите в тексте синонимы к слову жилище, добавьте свои. 11.Соедините стрелками слово и его лексическое значение. Камин Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Печь Устройство для разведения и поддержания огня. Очаг Комнатная печь с широким открытым устьем и с прямым дымоходом. 12. Считается, что камин малоэкономичен. Почему? Из трех представленных сооружений выбери наиболее экономичное. Камин , малоэкономичен. Почему? | ….наиболее экономичен. Почему? | | | 13. Найдите в тексте слово, к которому можно подобрать антонимы.____________________________________ (свет-тьма, мрак, темнота, мгла, сумрак; находка- потеря, утрата. 14.Объясните значение(прямое или переносное) слова ОКНО в предложениях Окно выходит во двор.-_____________________ Окно между уроками.-______________________ Каюта с круглым окном.-______________________ Прорубить окно в Европу.-________________________ Для справок: просвет, отверстие в чем-нибудь (перен.зн). 15. Вспомните 3 загадки, в которых упоминается слово ОКНО.__________ (Без окон, без дверей полна горница людей. Желтое Лукошко видно из окошка. На окне - стеклянный пруд, а рыбачить - не дают). Проведение уроков по такой методике, на мой взгляд, способствует: -активизации мыслительной деятельности на уроке; -развитию связной монологической речи; -развитию навыков самостоятельной работы, оперированию полученными знаниями в жизненных ситуациях; На уроке, как правило, практикую выступления учеников с использованием компьютера, проектора, интерактивной доски. В зависимости от выступления учащийся могут включать в свою презентацию ( мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Для решения обучающей задачи на уроках русского языка и литературы использую презентации, делающие рассказ более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют вести беседы с учащимися, активно используя возможности интерактивной доски и разнообразие приемов критического мышления. На таких уроках учащиеся актуализируют свои знания, полученные ранее по другим предметам, высказывают предположения, анализируют получаемую информацию, сравнивают, обобщают, делают выводы, тем самым, развивают мышление, память и речь. Несомненно, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения, оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку к уроку. Возможность показать необходимый материал на слайдах решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Уроки русского языка и литературы должны заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе в преподавании русского языка и литературы. Поэтому и существуют разные решения этой проблемы. Одно из них предложено мною. Список используемой литературы 1.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с. 2.Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с 3. http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_03_01_04.htm. 4. http://otherreferats.allbest.ru/, Критическое мышление как образовательная ценность. 5. http://elenasadigova.ucoz.ru/, Сущность технологии критического мышления. |