kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

7 класс. ФГОС. Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


              Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе авторской программы по всеобщей истории для 5-9 классов. А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2011, история России для 6-9 классов. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2011 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание учебного предмета «История» изложено в программе в виде двух блоков — «Всеобщая история» и  «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени).

Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю на изучение курса истории.

 

Цель изучения курса «История Нового времени»:

—                усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.

Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 классе следующие:

  • Формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни
  • Овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно – историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны.
  • Воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время
  • Воспитание гражданских, демократических патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения
  • Развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«7 класс. ФГОС. Рабочая программа »

24


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе авторской программы по всеобщей истории для 5-9 классов. А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2011, история России для 6-9 классов. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2011 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание учебного предмета «История» изложено в программе в виде двух блоков — «Всеобщая история» и «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени).

Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю на изучение курса истории.


Цель изучения курса «История Нового времени»:

— усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.

Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 классе следующие:

  • Формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни

  • Овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно – историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны.

  • Воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время

  • Воспитание гражданских, демократических патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения

  • Развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

  • Формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания.

Рабочая программа по всеобщей истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющей увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомить с различным опытом народов мира, ощутить связь времен и извлечь для себя урок на будущее.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Историческое образование — мировоззренческий инстру­мент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к ми­ровым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5—9 классах основыва­ется на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на со­циализацию учащихся, которая осуществляется в процессе ре­ализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традици­онного процесса обучения в деятельностный, личностно зна­чимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

  • познавательная, развивающая функция, обеспечиваю­щая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

  • практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политическо­го курса, предостерегает от субъективизма;

  • мировоззренческая функция, обеспечивающая форми­рование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

  • Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообра­зие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духов­ного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

  • Структура и содержание программы соответствуют образо­вательному стандарту и принципам развития системы россий­ского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование си­стематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движе­ния. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия че­ловек, личность в истории.

  • Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 6 класса рассматри­вается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

  • Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходи­мое внимание и наиболее важным сквозным проблемам раз­вития человеческого общества, и особенностям развития от­дельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включа­ет изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, одна­ко основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцен­тируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

  • Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 6 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса ци­вилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической сре­дой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в кур­се всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содер­жание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС так­же являются:

деятелъностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через
активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий приори­тетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории
формирование комплекса общеучебных (универсальных, над-
предметных) умений, развитие способностей, различных видов
деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся
основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как эле­ментов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное за­дание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный под­ход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимо­связи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

  • принцип объективности, основанный на фактах в их ис­тинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, мно­гогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотре­ние исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипоте­тическое, вероятностное осуществление того или иного собы­тия, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позво­ляет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, со­держание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотива­ции, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания исто­рии обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Отбор учебного материала для содержания программы осу­ществлён с учётом целей и задач изучения истории в основ­ной школе, его места в системе школьного образования, воз­растных потребностей и познавательных возможностей уча­щихся 6—9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Главная (сквозная) содержательная линия курса — че­ловек в истории. В связи с этим особое внимание уделяет­ся характеристике условии жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине ми­ра, ценностям. Деятельность людей развёртывается в истори­ческом времени и историческом пространстве, а своим ре­зультатом имеет историческое движение. В программе в це­лостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты Данной деятельности:

  • экономическая история России: развитие материально­го производства, эволюция трудовой и хозяйственной дея­тельности, изменение характера экономических отношений;

  • социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

  • политическая история России: зарождение и эволю­ция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены влас­ти, взаимодействия власти и общества на разных этапах раз­вития; основные вехи политической истории;

  • история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конф­ликтов;

социокультурная история России: развитие и важней­шие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования;

принятие, усвоение и творческое развитие традиционных рели­гий народов России; вклад народов России в мировую куль­туру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоев российского общества; эволюция их ценност­ных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его на­родов. Он даёт представление об основных этапах историчес­кого пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изуче­нии всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной истори­ческой науке различных подходов и не используются идеоло­гически окрашенные суждения и эпитеты.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «История России» изучается на ступени основ­ного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 194 ч. Из них: 6 класс — 40 учебных часов; 7 класс — 42 учебных часа; 8 класс — 44 учебных часа; 9 класс — 68 учебных часов.

В 6—8 классах на изучение истории отводится 2 ч в не­делю, в 9 классе — 2 (3) ч в неделю (дополнительный час может быть взят из резерва). Курс «История России» реко­мендуется изучать параллельно с курсом «Всеобщая история».

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учеб­ной работы школьников, формированию у них целостных ис­торических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

Школьный предмет «Всеобщая история» должен ввести уча­щегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Учебный план для образовательного уч­реждения МОБУСОШ № 8 им. А.Я. Тимова выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5—9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе — 68 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), в 6 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1ч в неделю), в 7 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 8 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 9 классе — 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в не­делю).

В соответствии с учебным программа предполагает также обоб­щающие уроки по разделам, курсу (1 ч); повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 2 ч. Однако с учётом реализации творческих, авторских подходов учите­ля, использования им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо расширить предлагаемый «Тематическом планировании» вариант распределения часов, например, за счёт объединения двух параграфов, либо углу­бить изучение отдельной темы.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:


— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, за историческое прошлое многонацио­нального народа России;

  • осознание обучающимися своей этнической принадлеж­ности, знание культуры своего народа и своего края в контек­сте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому чело­веку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащи­мися основной школы включают:

— способность сознательно организовывать и регулировать
,свою учебную деятельность, осуществлять контроль по ре­зультату и способу действия на уровне произвольного внима­ния, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реали­зации;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (опреде­ление и ограничение понятий, установление причинно-след­ственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнё­ра, формулировать и аргументировать своё мнение, коррект­но отстаивать свою позицию и координировать её с партнё­рами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта ин­тересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории
своего Отечества как единого и неделимого многонациональ­ного государства; развитие у обучающихся стремления внес­ти свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед
человечеством; -

— формирование важнейших культурно-исторических
ориентиров для гражданской, этнической, социальной, куль­турной самоидентификации личности, миропонимания и по­
знания современного общества, его важнейших социальных
ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира
и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения историчес­кого опыта России;

  • овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликуль­турном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • развитие умения анализировать, сопоставлять и оцени­вать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

  • создание основы для формирования у части школьни­ков интереса к дальнейшему расширению и углублению ис­торических знаний и выбора истории как профильного пред­мета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной де­ятельности. /

Предполагается, что в результате изучения истории Рос­сии в основной школе учащиеся должны овладеть следующи­ми знаниями и умениями:

знаниями:

1) ключевых исторических событий (время, место, участ­ники, обстоятельства);

2) периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

3) основных Информационных источников по историчес­ким периодам;

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендован­ной литературе;

умениями: \

  1. извлекать необходимую информацию из различных ис­точников (первоисточники, исторические сочинения, учеб-, ник, исторические карты, графики и пр.);

  2. сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

  3. различать факты и их интерпретации, оценки; класси­фицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

  4. давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

  5. на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, харак­теризовать условия и образ жизни людей разных историчес­ких эпох, выявлять характерные, существенные признаки ис­торических событий и явлений;

  6. определять и аргументировать своё отношение к наи­более значительным событиям и личностям в истории России;

  7. применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


На изучение блока «История России» авторской программой отводится 42 часа. Раздел резервного времени в количестве 2 часов распределен на следующие темы:


Тема 1. Россия на рубеже XVI – XVII вв. – 5 часов

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII В. – 10 часов


На изучение блока «Всеобщая история» авторской программой отводится 30 часов, из них взято 26 часов, за счет сокращения часов в главах:

ГЛАВА I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождения. Реформация – 11 часов

ГЛАВА II.первые революции нового временм. Международные отношения – 4 часа

ГЛАВА III. Эпоха просвещения. Время преобразований – 7 часов

ГЛАВА IV. Традиционные общества востока. Начало европейской колонизации – 2 часа


Несмотря на корректировку часов, все темы, отводимые на изучение курса были сохранены.


Основное содержание предмета

РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ 7 класс

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Патриотиче5ский подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в.

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Оформление сословного строя. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.

Культура и быт в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Быт и обычаи сословий: царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

Россия на рубеже XVIIXVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Личность Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697—1698 гг.

Россия в первой четверти XVIII в. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая оппозиция реформам Петра; дело царевича Алексея.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Внешняя политика Петра /. Северная война 1700—1721 гг.: причины, сущность, итоги. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Итоги и цена петровских преобразований.


Дворцовые перевороты 1725—1762 гг. : причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.

РОССИЯ В 1762—1800 гг.

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления. Мероприятия, значение. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Та-тищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

ПРОГРАММА

НОВАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800. 7 класс

Введение. От Средневековья к Новому времени

Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «№пробуждения» умов. Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства(законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время – эпоха великих изменений.

Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.

Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Великие географических открытия. Возрождение. Реформация.

Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии – ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия – лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближайшей Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.

Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля — шар/Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португаль­цев в Азии/ Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустри­ального и традиционного миров.

Тема 3. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв.

Абсолютизм в Европе

Разложение традиционных отношений и формирование но­вых. Складывание абсолютизма в политике управления евро­пейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития обще­ства. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. * Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» вла­сти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложе­ния. Единая экономическая политика. Складывание центра­лизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в из­менение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику

Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров тор­говли. Торговые компании. Право монополии. Накопление ка­питалов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наемный труд. Рождение капитализма.

Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время

Изменения в социальной структуре общества, его основ­ные занятия. Новые социальные группы европейского обще­ства, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворян­ство — джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Закоьь1 0 ни­щих. Способы преодоления нищенства.

Тема 6. Повседневная жизнь

Европейское население и основные черты повседнев­ной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия ред­кого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Резолюция в одежде. Европейский город Нового времени, его ролл в куль­турной жизни общества.

Тема 7. Великие гуманисты Европы

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических Идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

Темы 8—9. Мир художественной культуры Возрождения

Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гу­манистами. Уильям Шекспир и театр как школа формиро­вания нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового вре­мени.

Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в Изобра­зительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения:

Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.

Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие свет­ской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музици­рование. Превращение музыки в одно из светских искусств.

I *

Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.

Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его про­явление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на тех­нический прогресс и самосознание человека.

Тема 11. Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства

Влияние Великих географических открытий и идей гуманиз­ма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за пере­устройство церкви. Причины Реформации и широкого её рас­пространения в Европе. Германия — родина Реформации церк­ви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лю­теранская церковь в Германии. Пастор — протестантский про­поведник.

Тема 12. Распространение Реформации в Европе.

Контрреформация

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопре­делении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальви­низма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов

и его создатель — Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.

Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: полити­ка Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика пре­дотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.

Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противо­стояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — силь­нейшее государство на европейском континенте.

ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 15. Освободительная война в Нидерландах.

Рождение Республики Соединённых провинций

«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская ре­волюция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отно­шений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободи­тельной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «крова­вого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жиизни – Амстердам.

Тема 16. Парламент против короля.

Революция в Англии

Англия — первая страна в Европе с конституционной парла­ментской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ, жизни. Личное прав­ление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремон­страция. Оливер Кромвель и создание армии «нового образ­ца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее на­растание противостояния: казнь короля. Англия — республика.

Тема 17. Путь к парламентской монархии

Реформы английского парламента. Движение протеста: ле­веллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской респу­блики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» — закон, утверждавший права ареста и при­влечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального об­щества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти.-Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

Темы 18—19. Международные отношения в XVI—XVIII вв.

Причины международных конфликтов в Европе в XVI— XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полково­дец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское на­следство — война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные от­ношения. Влияние Великой французской революции на евро­пейский международный процесс.


ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.

ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Тема 20. Великие просветители Европы

Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпо­хи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укре­пляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория обще­ственного договора. Представление о цели свободы как стрем­лении к счастью. Шарль Монтескьё: теория разделения вла­стей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суве­ренитете: принципы равенства и свободы в программе преобра­зований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.

Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в ху­дожественной литературе — Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на поро­ки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего со­словия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в ХУIII в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Архитектура эпо­хи великих царствований. Секуляризация культуры.

Тема 22. На пути к индустриальной эре

Аграрная революция в Англии. Складывание новых отно­шений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая ма­шина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модели. Появление фабричного произ­водства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капи­талистического производства. Социальные движения протеста рабочих (иуддизм). Цена технического прогресса.

Тема 23. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Образование Соединённых Штатов Америки

Распространение европейской цивилизаций за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология амери­канского общества. Культура и общественная жизнь в коло­ниях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин — великий наставник «юного капи­тализма».

Тема 24. Война за независимость.

Создание Соединённых Штатов Америки

Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его по­следствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоя- листы. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественно­го равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система СЩА. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борь­бе североамериканских штатов за свободу. Историческое значе­ние образования Соединённых Штатов Америки.

Тема 25. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в со­ циальной структуре, особенности формирования француз­ской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движе­ния просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения тради­ционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформиро­вания. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конститу­ционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — ге­рой Нового Света.

Тема 26. Великая французская революция.

От монархии к республике

Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой вла­сти. Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозгла­шение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря револю­ции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.

Тема 27. Великая французская революция.

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа». Термидорианский пере­ворот и расправа с противниками. Причины падения яко­бинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной исто­риографии о характере, социальной базе и итогах.


ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ


Тема 28. Государства Восток^: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство — регу­лятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного обще­ства. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования.

Темы 29—30. Государства Востока.

Начало европейской колонизации

Разрушение традиционности восточных обществ европей­скими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.

Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, син­тоизм.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско- китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Авторская

Рабочая



Введение

1

1

Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI в. Планировать деятельность по изучению истории России XVII—XVIII вв. Характеризовать источники по российской истории XVII—XVIII столетий


Тема 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII вв..

4

5

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.Объяснять смысл понятия заповедные лета. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.Объяснять смысл понятия заповедные лета. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция.Раскрывать, в чём заключались причины Смуты. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».


Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений. Продолжить систематизацию исто-рического материала в хронологической таблице «Смутное время в России». Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия Смуты для российского государства

Систематизировать исторический материал о Смутном времени

Высказывать суждения о деятелях Смутного времени

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА


Тема 2. РОССИЯ В XVII в.

9

9

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России

Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне

Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории). Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича


Объяснять смысл понятий церковный раскол,, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума


Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.»

Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в. Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России (материалы сайта «Восточная литература»: http://www.vostlit. info/ и др.) и другую информацию (в том числе по истории края). Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.»

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)


Тема 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.

9

10

Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований. Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в.

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII— XVIII вв., используя историческую карту. Начать составление характеристики Петра I. Давать оценку Азовским походам и Великому посольству

Рассказывать о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I. Продолжить составление характеристики Петра I

Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти. Продолжить составление характеристики Петра I

Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти. Продолжить составление характеристики Петра I

Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне. Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра. Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия.

Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Сравнивать народные движения первой четверти 18в. и аналогичные движения 17 в.

Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта. Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования. Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта. Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки. Продолжить составление характеристики Петра. Составлять описание нравов и быта с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.)

Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта. Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования. Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта. Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки. Продолжить составление характеристики Петра. Составлять описание нравов и быта с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.)

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Завершить составление характеристики Петра и участвовать в ее обсуждении Давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра. Участвовать в дискуссии о назначении деятельности Петра. Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра по образцу ГИА.


Тема 4. РОССИЯ В 1725 – 1762 гг.

5

5

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Объяснять смысл понятий кондиции, фаворит

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Объяснять смысл понятий кондиции, фаворит

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Объяснять смысл понятий откуп ,подряд. Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов

Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I. Называть основные направления внешней политики и задачи по этим направлениям. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и об итогах войны, используя материалы сайта «Семилетняя война» (http:// svwcwg.narod.ru/) и другие источники информации.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра I. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода дворцовых переворотов по образцу ГИА (в упрощённом варианте)


Тема 5. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

11

11


Раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории). Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещённого абсолютизма» в России. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её внутриполитической деятельности. Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II. Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории своего края). Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после пугачёвского восстания

Раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории). Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещённого абсолютизма» в России. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её внутриполитической деятельности. Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II. Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории своего края). Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после пугачёвского восстания

Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва. Раскрывать причины восстания, его значение и особенности. Давать характеристику личности Е. И. Пугачёва, привлекая, наряду с учебником, материалы сайта «Емельян Пугачёв» (http://emelyan.ru/) и другие источники информации

Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II.

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. Использовать исторические источники для характеристики деятельности А. В. Суворова (материалы сайта «Адъютант»: http://adjudant.ru/suvorov/suvo- rov00.htm и сайта «Александр Васильевич Суворов»: http://knsuvorov.narod.ru/)


Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. Использовать исторические источники для характеристики деятельности А. В. Суворова (материалы сайта «Адъютант»: http://adjudant.ru/suvorov/suvo- rov00.htm и сайта «Александр Васильевич Суворов»: http://knsuvorov.narod.ru/)


Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки. Составлять исторический портрет М. В. Ломоносова. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и образования XVIII в. Систематизировать материал о достижениях российской науки

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.». Систематизировать материал о достижениях культуры. Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края).Использовать материалы сайтов «Российский мемуарий» (http://fershal. narod.ru/) и «Русские мемуары» Chttp:// memoirs.ru/) для характеристики жизни отдельных слоёв русского общества XVIII в. Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу конца XVIII в.»)

Систематизировать исторический материал по истории России с конца XVI по конец XVIII в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России с конца XVI по конец XVIII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1

1

Систематизировать исторический материал по истории России с конца XVI по конец XVIII в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России с конца XVI по конец XVIII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)


Резерв

2

-



Всего

42

42



Введение. От Средневековья к Новому времени

1

1

Объяснять смысл понятия «Новое время». Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий


ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЯ. РЕФОРМАЦИЯ.


14

11

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение. Оценить открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей.

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе.

Рассказать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценить действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домоведения

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развёрнутый план параграфа. Составлять доклад и его презентацию о Т.Море, Ф. Рабле, М. Монтене.

Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.

Подготовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника». Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М.Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации.

Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина. Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.

Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.


ГЛАВА II.ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНМ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

5

4

Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.

Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях Гражданской войны. Сравнивать причины нидерландской и английской революции. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии.

Рассказывать о политическом курсе О. Кромвеля. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных собы¬тиях международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять само-стоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.



ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

8

7

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения.



Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.


Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему удалось колонистам объединиться.

Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.

Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий.

Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.

Доказывать, что любая революция — это бедствия и потери для общества. Доказывать необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника


ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

3

2

Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы

Характеризовать империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время



Повторение

1

1

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника


Всего

32

26



Итого

74

68





ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Список основной литературы:

  1. История России конец XVI - XVIII века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2014

  2. Новая История, 1500-1800, 7 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2014

  3. Балязин В. ''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVIII века» Первое сентября; М., 2009

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. Выпуск1,2.-М., 2013.

  5. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

  6. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, Рабочая тетрадь по истории средних веков Выпуск1,2.-М., 2013.


Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Интерактивная доска

Электронные пособия:


  1. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С»   Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

  2. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2008

  3. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».


Ресурсы Интернет


  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Сайты учителей истории и обществознания:


1.http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича  предназначен для учителей истории и права.

2.http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны. 

3.http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  

4.http://pari1977.narod.ru/index.htm -  сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны.

5.http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны.

6.http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт  учителя истории Бочарова А.Ю. 

7.http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. 

8.http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И.

9.http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 




Требования к уровню подготовки учащихся


к концу 7 класса

  • Получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII – XVIII вв.

  • Научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого, дворцовые перевороты; «просвещенный абсолютизм» Екатерины II

  • Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время, первые Романовы, эпоха Петра Великого, период дворцовых переворотов, период правления Екатерины II и Павла I)

  • Получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно – политических деятелей отечественной истории XVII – XVIII вв.

  • Уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII – XVIII вв.







СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла СОШ № 8

от ___________ 20__ года № 1

___________ ________ подпись руководителя МО Ф.И.О.






СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ ______

подпись Ф.И.О.

______________ 20__ года














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
7 класс. ФГОС. Рабочая программа

Автор: Аксенова Виктория Павловна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по предмету "География" 8 класс по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_po_priedmietu_gieoghrafiia_8_klass_po_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "428084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1505316561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по учебному предмету "Светская этика" 4 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-svietskaia-etika-4-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440063007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по музыке 5 класса"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "276546"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452760372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "рабочая программа 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124237"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414666320"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Русский язык 5 класс ФГОС рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(47) "russkii_iazyk_5_klass_fgos_rabochaia_proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "424706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1501563947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства