Данный материал может быть использован как дополнительный учебный материал, позволяющий студентам закрепить и обобщить ранее изученный материал по истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занимательная история»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Занимательная история»
по ОУД.б.04 История для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Автор: Котяткина Р.В., преподаватель
общих гуманитарных дисциплин
2018 г.
Рассмотрено на заседании
УМО ОГСЭД РЯЗ
Протокол №____от «____»______г.
Председатель УМО
__________________В.Г. Чухрай
Автор методической разработки: Р.В. Котяткина преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Представленная работа является дидактическим материалом к открытому внеклассному мероприятию: Викторина по истории Отечества «Занимательная история». Данный материал может быть использован как дополнительный учебный материал, позволяющий студентам закрепить и обобщить раннее изученный материал по дисциплине «История».
Содержание
Введение…………………………………………………………………
1. Подготовка к открытому внеклассному занятию ………….………
1.1 Подготовка преподавателя …………………………………………
1.2 Подготовка студентов ………………………………………………
2. Методика проведения внеклассного занятия ……………………..
Заключение……………………………………………………………
Литература…………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………...
Введение.
Исторические игры являются необходимым компонентом внеклассной деятельности по дисциплине «История». Игра представляет собой викторину, которая разработана для проверки знаний студентов 1 курса по истории Отечества. Рассчитана на 45 минут.
Цель занятия:повышение познавательной активности студентов и качества усвоения материала, обобщение и систематизация знаний через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи:
1 .закрепить знания, полученные в ходе изучения материала; формирование познавательной активности при изучении предмета;
2. развивать познавательные способности, способствовать развитию мышления и логики; развивать навыки публичных выступлений, продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, работа документами.
3. способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества, воспитывать интерес к исторической науке.
Вид внеклассного занятия: викторина
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор.
2. Ноутбук(программное обеспечение Word, PowerPoint).
3. Мультимедийная презентация.
Участники викторины:
1. Формируются две команды по двенадцать человек в каждой.
2.Ведущий – преподаватель истории, муза истории Клио.
1. ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ ВНЕКЛАССНОМУ ЗАНЯТИЮ
Подготовка преподавателя
- Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого внеклассного мероприятия.
- Студентам необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид.
- Предупредить студентов о том, что на внеклассном занятии будут присутствовать гости.
- Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность (прагматичная мотивация), мотивирую на активность каждый урок по трём аспектам: заинтересованность студентами предмета; на уроке налажен контакт студент-преподаватель; проявление уважения к студентам.
- Интерактивная доска и компьютер должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему занятия.
Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам занятия.
Подготовка студентов
Необходимо сформировать команды. Заранее команды выбирают себе название, девиз. Команды выбирают капитана. Преподаватель контролирует ход подготовки команд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия подготавливает рабочее место:
- наличие материалов по викторине.
- проверяет работу компьютера, проектора, экрана.
Ход мероприятия:
I. Представление команд Задание командам: дать название командам, придумать девиз.
II. Разминка перед викториной, преподаватель напомнит знаменательные исторические даты и события на 2018 год.
III. Викторина «Занимательная история».
IV. Подведение итогов, награждение команд.
Викторина представлена следующими этапами:
I тур викторины блиц-опрос для команд
II тур викторины «история в лицах»
III тур викторины блиц- турнир (ДА – НЕТ)
IV тур викторины крылатые выражения– объяснить
V тур викторины загадки
Знаменательные исторические даты и события в 2018 году:
1155 лет со времени возникновения славянской письменности (863 г. братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку).
1030 лет Крещению Руси (988 г.).
905 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет» (составлен около 1113 г.).
795 лет битве на реке Калке между монгольскими и русскими войсками (1223 г.).
455 лет первой типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца в Москве (1563 г.).
405 лет династии Романовых (1613 г. – Михаил Романов провозглашён царём).
315 лет Санкт-Петербургу – городу, основанному по замыслу царя-реформатора Петра I в устье Невы и ставшему на два столетия столицей Российской империи (1703 г.).
300 лет первой подушной переписи населения (1718 г.).
245 лет восстанию под предводительством Е. Пугачёва (1773 г.).
100 лет новому календарю России (введён в 1918 г.).
95 лет государственному гербу СССР (утверждён в 1923 г.).
75 лет Курской битве (1943 г.).
75 лет прорыву блокады Ленинграда (1943 г.).
75 лет Сталинградской битве (окончена в 1943 г.).
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
Муза истории Клио:
Добрый день, друзья! Давайте познакомимся!
Зовут меня все музой Клио,
Я ведала историей всегда.
Я собираю сведения о прошлом,
Записываю и дарю ученикам!
Я не раскрою своих тайн невеждам:
Для них закрыт истории архив.
Но людям любознательным, прилежным
В сокровищницы Клио путь открыт.
Как люди жили в прошлом веке?
Как в настоящем нам прожить?
Для этого мы на уроках
Должны историю учить!
(В Греции победителей награждали Лавровым венком, а участники викторины будут получать от Клио - лавровые листочки).
I тур викторины блиц-опрос для команд:
Вопросы первой команде:
Правило обязательное для всех граждан государства. (Закон)
Место, где происходило Ледовое побоище. (Чудское озеро).
Первый российский царь (Иван IV)
Отрезок времени равный 100 годам (Век)
Имя князя прозванного Мудрым (Ярослав)
Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)
Главное сражение Северной войны (Полтавская битва)
Площадь, на которой происходило восстание декабристов (Сенатская)
Художник автор картины «Явление Христа народу» (Иванов)
Хозяйство, в котором все производится для продажи (Товарное, рыночное)
Первое упоминание о Москве (1147 г.).
Вопросы второй команде:
Сбор в пользу государства (Налог)
Город, который был столицей Российского государства до 1918 г. (Петроград)
Первый российский император (Пётр I)
Отрезок времени равный 100 векам (Тысячелетие)
Имя российского императора названного освободителем (Александр ІІ)
Легендарный основатель династии русских князей (Рюрик)
Главное сражение Отечественной войны 1812 г. (Бородинское)
Город, который был освобожден силами II ополчения в октябре 1612 г. (Москва)
Художник, автор картины «Боярыня Морозова» (Суриков)
Хозяйство, где ничего не продаётся и нечего не покупается (Натуральное)
Санкт Петербург основан в … (1703 г.).
II тур «история в лицах»:
Определите исторического деятеля, о ком идёт речь.
На обсуждение ответа на поставленный вопрос даётся одна минута. Одерживает победу команда, правильно назвавшая имя исторического деятеля. Если ответ на вопрос будет дан командой неверно, то право ответа переходит ко второй команде. Если ответ дан командой досрочно без обсуждения, то команда получает дополнительную минуту на обдумывание ответа на вопрос, который вызвал у команды затруднение.
Задание первой команде:
Этот человек отличался мягким характером, добротой и робостью;
испытал сильное личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, ему не позволили на ней жениться;
вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первый завёл в России оранжерею;
занимался государственными делами в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать. А затем, по возвращении из плена его отец;
он стал родоначальником правящей Россией династии по решению «всей земли».
(Михаил Романов)
Задание второй команде:
Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;
его отличала смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;
о нем много писали современники, и русские и иностранцы; хотя почти все называли его тираном, никто о нём не отзывался неуважительно;
закончил жизнь свою на плахе – был казнён на Красной площади в Москве;
возглавил народное движение, доставившее много хлопот и русскому и иранскому правительству.
(Степан Разин)
III тур блиц- турнир (ДА – НЕТ):
1.Клинопись - это летопись старинного русского города Клина (нет)
2.Петр 1 родился в Петербурге (нет)
3.Красная площадь – «значит красивая» (да)
4.Зимой в дальнюю дорогу русские путешественники брали с собой щи (нет)
5.Илья Муромец был бомбардировщиком (нет)
6.Гражданин России, достигший 35 лет может, быть избран Президентом РФ (да)
IVтур крылатые выражения– объяснить:
«Подлинная правда». Во время допроса подсудимого били кнутом, который назывался длинником. Считалось, что от боли человек скажет всю правду.
«Точить лясы». Лясы, или балясы, — так называли на Руси резные деревянные украшения на столбах, придерживающих крыльцо. Вырезать балясы считалось делом не сложным, не требующим особого внимания. Поэтому работающий мог одновременно вести посторонние разговоры. Употребляется в смысле пустого провождения времени.
«Кричать во всю ивановскую». В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.
«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».
V тур загадки:
Правил в Киеве тот князь,
И молва о нем неслась.
Все соседи князя знали
И мудрейшим называли.
(Ярослав)
Из овчины шубу сшили
И довольны очень были
Ведь морозов не боится,
Тот кто в шубу облачится.
(Тулуп)
Назови боярский дом:
Там наличники резные,
Есть и башенки на нём,
И крылечки расписные
(Терем)
Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут.
Он станет после освященья
Для православных угощенье.
(Кулич)
Зимой, когда по снегу
Не катится телега,
В них лошадь запрягали.
Как их называли?
(Сани)
В болоте родился,
Три раза крестился
( Петербург, Петроград, Ленинград)
Вопросы первой команде:
Когда произошел переход на новое летоисчисление?
(На новое летоисчисление от Рождества Христова Россия перешла в 1700 г., при Петре І)
Кем приходился Петру І Михаил Фёдорович Романов?
(Михаил Фёдорович Романов Петру І приходился дедом)
Вопросы второй команде:
Всеволод Иванов написал историческую повесть «Императрица Фике». Каково полное имя этой девочки, ставшей императрицей?
(Эта повесть об императрице Екатерине ІІ, правившей Российским государством с 1762 по 1796 гг. Её полное имя София-Шарлота, Августа-Фредерика, Ангельт-Церпская, Екатерина ІІ).
Кем приходился император Александр ІІІ императору Николаю І?
(Император Александр ІІІ императору Николаю І приходился внуком).
ПРОТОКОЛ ВИКТОРИНЫ
№ задания
КОМАНДА 1
____________
КОМАНДА 2
__________
блиц-опрос
«история в лицах»
блиц- турнир (ДА – НЕТ)
крылатые выражения
загадки
Количество баллов
Список использованной литературы:
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории М.2001
2. Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до Смутного времени.М., 1996.
3. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории .Саратов «Лицей»2003.