Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете»
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Доклад
Тема: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Составитель:
Воспитатель; Алексеева Раиса Осиповна
2018 г.
Духовно-нравственное воспитание
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам»
В.А.Сухомлинский
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования определяет, как задачу первостепенной важности, духовно - нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Где указано, что программа воспитания и социализация должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, общечеловеческим ценностям и формирования у них позиции гражданина России.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Школа как социальный институт может помочь родителям системно, последовательно и глубоко выстроить духовно-нравственное воспитание ребёнка. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс содействия духовно нравственному становлению человека, формирование у него:
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Планирование воспитательного процесса в 5 и 6 классах соприкасалось с целью и задачами воспитательной работы школы. В начале учебного года были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование свободной личности
Реализация цели возможна при решении следующихзадач:
1. -обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности;
2.- формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся;
3.- воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Методы достижения поставленной цели:
- беседы, тренинги, дискуссии;
- игры нравственного содержания;
- рукоделие и творческая художественная деятельность детей;
- проведение совместных праздников;
- просмотр слайд - фильмов, социальных роликов , использование аудиозаписей и технических средств обучения;
- экскурсии, целевые прогулки;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- творческие вечера;
- посещение музея, библиотеки, памятных и исторических мест;
С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников является логическим продолжением начатой на уроках работы.
Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей это:
- удовлетворять потребность в общении;
-учить самовыражаться;
-самоутверждаться в коллективе сверстников;
-создавать благоприятные условия для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;
-развивать творческие способности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на основе следующих принципов:
1.Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности.
Только в процессе организованной деятельности, имеющей общественную направленность, осуществляется всестороннее развитие учащихся. Деятельность детей с ограниченными возможностями строится с учетом их индивидуальных особенностей. Она строго дозируются педагогом, чтобы не вызвать переутомления детей. Разъяснение и контроль педагогом в процессе деятельности сочетаются с проявлением самостоятельности школьников. Сначала педагог оказывает максимальную помощь детям, постепенно сокращая её, в то время как самостоятельность и активность школьников увеличиваются.
2. Принцип воспитания детей в коллективе (выдвинут и разработан А.С.Макаренко).
Суть принципа в том, что коллектив, организованный в соответствии с требованиями морали, оказывает огромное воспитывающее влияние на каждого его члена. Подчинение требованиям коллектива, совместная деятельность, единая цель, интересы объединяют детей. В коллективной деятельности у учащихся развиваются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, формируется дисциплинированность, умение считаться с интересами и желаниями остальных членов коллектива. Без этих нравственных качеств немыслима жизнь человека в обществе. Воспитание детей в коллективе не исключает индивидуальной работы педагога с воспитанниками. Наоборот, в коллективе педагог получает возможность лучше изучить личность каждого воспитанника, выявить его индивидуальные характерологические особенности.
3.Принцип единства педагогических требований школы и общественности.
Дети с ограниченными возможностями живут и учатся в школе-интернате, где их воспитанием занимается большой коллектив педагогов и воспитателей. Единство их действий - залог успешного воспитания учащихся. Противоречия в требованиях приводят школьников к мысли о том, что эти требования обязательны не для всех, их можно нарушать, не выполнять. Подобные явления могут порождать отрицательные черты характера, отклонения в моральном облике воспитанников.
4. Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка.
Этот принцип требует от воспитателей знания личности ребенка, его возможностей и особенностей психологического развития. Уважение к личности школьника проявляется в умении воспитателя выслушать объяснения ученика, понять мотивы, которыми он руководствовался, в проявлении доверия к нему.
В воспитании особое внимание уделяется общению воспитателя со своими воспитанниками, общению, построенному на доверии, взаимопонимании, уважении личности и мнения ученика, взаимной требовательности.
Требовательность - это тоже проявление уважения к ребенку. Разумные требования, соответствующие целям и задачам воспитания, предлагают помощь школьникам в выполнении этих требований, строгий контроль со стороны воспитателя, учитывают уровень общего и нравственного развития школьников, их возможные особенности. Важна и форма предъявления требований. В воспитательной работе с учащимися целесообразнее использовать косвенные формы предъявления требований (просьба, совет).
Главными направлениями внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников с ОВЗ являются:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения
В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.
Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей
В ходе воспитательного процесса мы с классным руководителем пришли к выводу, что этические беседы нужно проводить по определенным темам:
Школьный этикет
Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит школьника с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, сформирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру ребенка. Здесь используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно- ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем этого раздела является речевая деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Педагог только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.
Тематика некоторых мероприятий:
"Я примерный ученик"
"Поведение в школе"
"Вежливая просьба"
"Мой сосед по парте"
"Точность: береги своё время и время других"
"Кодекс школьной чести"
"Ты и твои одноклассники"
"Дорога в школу"
"В каждой школе, в каждом классе..."
"Учись слушать"
Правила общения
Это раздел показывает ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении ребенок получает разнообразную информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.
Тематика некоторых мероприятий:
“Приветствуем друг друга”.
“Правила хорошего тона”.
"Обращение к взрослому человеку"
"Что такое настоящая дружба?"
"Гостям всегда рады"
"Слово лечит, слово ранит"
"Нет друга ищи, а нашёл береги"
"Об уступчивости"
"Как выбрать правильный тон речи"
«Вежливость – это уважение к окружающим».
«Как ты разговариваешь с товарищем».
"О прозвищах и кличках"
"Вместе тесно, а врозь скучно"
Культура внешнего вида
Данный раздел нацеливает детей содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников хранится одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.
Тематика некоторых мероприятий:
"Внешний вид"
"Пусть тебя не назовут неряхой"
"Друзья: вода и мыло"
"Чистота- залог здоровья"
"Запах пота -это невежливо"
"Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен"
"Всё начинается с улыбки"
Внешкольный этикет
Данный раздел знакомит детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет детям о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем детьми с ограниченными возможностями здоровья друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.
Тематика некоторых мероприятий:
“Ох уж эти пассажиры…”
"Я и общество"
Путешествие в страну Этикета"
"Поведение в общественном транспорте"
"Как вести себя в библиотеке"
"Телефонный этикет"
"Дружная компания по улице идёт..."
"Здравствуйте, спасибо, пожалуйста..."
Счастье семьи
Материал раздела способствует формированию у ребят таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.
Тематика некоторых мероприятий:
"Семья - это то, что с тобою всегда"
"Самый дорогой человек"
"Кто может быть дороже мамы"
"МОЯ семья"
"Семейная символика"
"Тепло родного очага"
"При солнышке тепло, при матери добро"
"Забота старших о младших"
Моя малая Родина
Материал раздела направлен на формирование и развитие личности детей, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрированно- дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.
Тематика некоторых мероприятий:
"Природа нашего края"
"Береги родную природу"
"Край, любимый край"
"Приведи в порядок свою планету"
О трудолюбии
Данный раздел способствует ознакомлению детей с правилами организации своего и коллективного труда, позволяющего получить результат и способствующего формированию межличностных и коллективистских отношений. Занятие начинается с анализа любого общего трудового дела, оценки его результатов. В ходе практических занятий, общественно-полезной деятельности дети осознают значение труда, а также учатся ценить и уважать свой труд и труд других людей.
Тематика некоторых мероприятий:
"Как я делаю уборку дома и в школе"
"Сильные, смелые, ловкие, умелые"
"Все профессии важны, все профессии нужны"
"Рабочий - это тот, кто все на свете знает"
"Труд основа жизни"
"Содержи в порядке своё рабочее место"
Духовные ценности
Занятия по разделу «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце детей особой заботы светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия. Темы раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.
Тематика некоторых мероприятий:
“В мире вежливости”
"Слово лечит, слово ранит"
"Мои достоинства и недостатки"
"Как стать лучше?"
"У вас плохой характер?"
"Слава тебе победитель - СОЛДАТ"
"Правдивость и честность"
"Доброта творит чудеса"
"Если добрый ты - это хорошо"
"От чего зависят поступки человека"
"Теплом души согрей и помоги"
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
В этом плане в классе проводится немало мероприятий, в которых ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: неделя истории, уроки Памяти, смотр строя и песни, битва хоров, акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей" и многие другие.
Дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти не замеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов, с показом социальных видеороликов, где дети попали в сложные жизненные ситуации.При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.
Экскурсии также помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка. При проведении экскурсий не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, физики. Увиденное на экскурсии, должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления. Во время похода в магазин учить финансовой грамотности.
Провели открытое общешкольное мероприятие «День Матери».,где решались следующие задачи: -воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме;
-учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать её добрыми делами и поступками;
-способствовать формированию понимания значимости матери в жизни каждого человека.
- создать теплый нравственный климат между матерями и детьми;
- развивать устную речь.
Все ребята активное участие принимают во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в школе по разным направлениям. Эти мероприятия как индивидуального, так и коллективного характера. Уровень активности учащихся – хороший. С большим удовольствием учащиеся участвовали в таких мероприятиях, как: предметные недели, спортивные соревнования, олимпиады по предметам. Есть положительные сдвиги во взаимоотношениях с одноклассниками.
Работа с родителями.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений.
В классе проведено родительское собрание на тему «Давайте играть». Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка.
Тема собрания выбрана была не случайно, ведь каждый из них мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества Наши дети любят играть, так как игровые ситуации на уроках, во внеурочное время – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Был проведен турнир по шашкам и шахматам между родителями и детьми. Родители пришли к выводу, что в ходе игры формируется доверительная беседа между ними и детьми. А это необходимо в современном мире, так как не находя понимания в общественной среде, подросток идет на преступление, что и произошло в Керчи.
Родителям даны были советы:
-научится играть в шахматы (шашки). Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора;
-прививать любовь детям к игровым развлечениям - шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум;
- обогащать совместные “вылазки” на природу или прогулки по городу игровыми познавательными моментами.
-изучать окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывать тайны, придумывать викторины, загадки, учить быть наблюдательными;
- вместе с детьми изучать историю семьи, своей фамилии. Превратить это в увлекательную игру создания своей родословной.
В основе классного коллектива лежала творческая деятельность детей, учителей и родителей. Все вместе мы стремились создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально- психологической средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Все проведенные мероприятия способствовали развитию творческих способностей детей, их социальному росту.
Заключение
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. «Молодое деревце нуждается в опытном садовнике, который, поставив вокруг него ограду, ухаживает за ним и поливает. И такое деревце, окруженное заботой, во время свое дает плод обильный. Так и молодая душа нуждается в мудром и опытном наставнике, который бы оградил ее правилами и оформлял бы ее душеполезными советами, вовремя предостерегая от опасности» (И. А. Ильин). Молодое поколение – это наше будущее, от того, каким оно будет, зависит во многом от нас. Важно не разорвать невидимую связь времен, соединяющую век нынешний и век минувший, не потерять то главное, что составляло и составляет стержень духовного наследия отечественной культуры, что делает растущую личность поистине духовно богатой и нравственно просвещенной.