Аннотация. Предлагаемая разработка может быть использована на внеклассном мероприятии или на классном часе с целью патриотического воспитания школьников, в феврале, когда отмечают завершение вывода советских войск из Афганистана, когда чтим память погибших воинов-интернационалистов, а также при изучении в 11 классе темы «Внешнеполитическая деятельность СССР в 1980-1991 гг.». В разработке использованы поисково-исследовательские материалы: письмо выпускника школы Зимина Николая, погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане; его биография; фотографии, рисунки.
Ключевые слова: письмо Зимина Николая; поисковая экспедиция; память; воины, погибшие в Афганистане.
Оборудование: портреты погибших воинов-интернационалистов; свечи; цветы для возложения к памятнику; стенд «Время выбрало нас» о выпускнике школы, погибшем при исполнении интернационального долга в Афганистане; музыкальное оформление.
Цель: расширить знания учащихся об исторических событиях афганской войны; воспитывать учащихся в духе толерантности, национального сознания и достоинства, воспитывать уважение и сочувствие к воинам-интернационалистам и матерям, сыновья которых погибли в Афганистане; развивать поликультурную компетентность.
Компетентности, которые формируются в ходе мероприятия:
коммуникативная;
поликультурная;
исследовательская.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о гражданской войне в Афганистане. Нужно ли вспоминать о войне? Я думаю, что нужно. Нужно до тех пор, пока человечество не скажет: «Мы не только не хотим войны, но мы сделали всё, чтобы её не было», когда мы будем убеждены, что это вообще последняя война.
Афганистан… В эпоху агонии «развитого социализма» в наш лексикон черным клеймом вошло, как выстрел, это слово. Для тысячи советских семей оно стало символом бесконечных душевных мук и безутешного горя. Послушайте о войне в Афганистане, расскажут учащиеся нашей школы.
1 Ученик. 27 апреля 1978 года военные, члены леворадикальной организации – Народно-демократической партии Афганистана ( НДПА), осуществили переворот. Эту акцию назвали « Апрельской революцией». Новая власть провозгласила курс на социализм.
2 Ученик. Были изданы декреты о наделении крестьян конфискованной у помещиков землей, о ликвидации ростовщических задолженностей, упразднения калыма при женитьбе, репрессии духовенства, закрывались и разрушались мечети.
3 Ученик: В мусульманской стране такие законы были обречены на провал, так как противоречили нормам ислама. Отказаться от уплаты долга, ссылаясь на декрет, означало отступиться от клятвы Аллаху, что привело бы к общественному осуждению. Взять землю, которой не владели твои предки, означало нарушить традицию.
4 Ученик: Новое Кабульское правительство не признали племенные и этнические вожди, которым в Афганистане принадлежит реальная власть на местах. Начали формироваться вооруженные отряды «моджахедов» (« борцов за веру»). В стране вспыхнула гражданская война.
5 Ученик: Во внутренние дела Афганистана грубо вмешался Советский Союз. В декабре 1979 года советские войска вторглись в Афганистан для поддержки прокоммунистического режима.
6 Ученик: Попав на пылающую афганскую землю, мужественные воины-интернационалисты исполняли свою воинскую обязанность.
1 Чтец: Время выбрало вас, Закружило в афганской метели, Вас позвала страна - был приказ, Вы особую форму надели, И в огне трудных горных дорог, Своей кровью кропили походы. Не заметили в буре тревог, Как минуты сливаются в годы. Верность, доблесть, отвага, и честь – Эти качества напоказ. У Отчизны герои есть – время выбрало вас!
7 Ученик: Новое советское руководство во главе с М. Горбачёвым признало “ошибочным” решения своих предшественников, и с конца 1986 года начали поэтапный вывод войск. 15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул афганскую землю.
8 Ученик: Много молодых воинов- интернационалистов были награждены орденами и медалями. Но наивысшей наградой для тех, кто уцелел, была жизнь, а для погибших - память.
9 Ученик: Многим из них не суждено было вернуться в родной дом, увидеть своих родных, небо, родную землю. Кого-то похоронили товарищи, а кто-то разлетелся в прах на гигантских фугасах, и только гневный его прах понес над землей восточный ветер. В афганской войне погибло 15 000 человек. 290 воинов пропали без вести. Погиб и ученик нашей школы - Зимин Николай.
10 Ученик: зачитывает очерк о Н. Зимине из книги Памяти о погибших в Афганистане
Капитан ЗИМИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ родился 31 июля 1955 года в г. Ставрополь, русский.
В домашнем архиве его матери – Надежды Васильевны, бережно хранится листок календаря с записью, сделанной 31 июля её рукой-«1955 года в 7.30 родился сын». Она показывает его записную книжку курсантские и офицерские погоны, его рисунок с девушкой-скрипачкой, боевые награды, альбом, в котором собраны фотографии с детских лет, школьные, в училище и последние – афганские.
В 1972 году Николай Зимин, окончив в г. Донецке среднюю школу №77, поступил в Одесское высшее артиллерийское командное ордена
Ленина училище имени М.В. Фрунзе. Отличные математические знания и всестороннее развитие помогли Николаю Зимину в 1976 г. с успехом закончить военное училище по специальности «командная, тактическая артиллерия». Затем служба в войсках на различных должностях в Германии, с 1 октября 1983 года – Афганская служба. Капитан Зимин Н.Н. назначен командиром батареи войсковой части п.п. 71176.
«Нет на свете роднее дома. Как бы мне ни было хорошо или плохо, я всегда с Вами» - писал он в одном из своих писем. В другом пишет:
«Кандагар – это юг Афганистана. Климат и местность здесь, конечно необычные. Горы и песчаные равнины. Растительности нет. Летом, говорят, жара доходит до +70 градусов. Да и сейчас жарко»
Фрагмент последнего письма, датированного 2.04.1984 года «каждый день горы, пустыня, солнце. Работы хватает, бездельничать не приходиться. Да так и лучше. Быстрей пролетают дни. А их ещё так много впереди».
Спустя 6 дней- 8 апреля 1984 года капитан Зимин Н.Н. погиб в бою.
Из письма командования части: «Уважаемая Надежда Васильевна! Ваш сын, капитан Зимин Николай Николаевич, 8 апреля 1984 года следовал на своей бронемашине в составе колонны для выполнения боевой задачи. Колонна была обстреляна мятежниками огнём из гранатомётов и стрелкового оружия. Гранатой были тяжело ранены Ваш сын и водитель. В момент их эвакуации из бронемашины Ваш сын был ранен снова, на этот раз смертельно, и умер сразу…»
За мужество и отвагу, проявленные в Республике Афганистан, капитан Зимин Н.Н., в 1984 году награждён орденом Красная Звезда/посмертно/. Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы почтить память воинов-интернационалистов, которые погибли в афганской войне. У нас в гостях мать погибшего воина-интернационалиста, ученика нашей школы, Зимина Николая. Послушайте письмо от сына.
(Мать Зимина Николая зачитывает письмо своего сына, погибшего в Афганистане.)
«Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим приветом к тебе Коля. Письмо твоё получил, за которое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идёт нормально, ещё немного и приду домой, поэтому картошку и на меня сажай. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги своё здоровье для внуков, ведь их у тебя столько будет! Погода тут нормальная, много зелени, я уже успел загореть, дома так я ни разу не загорал. Днём печёт солнце, ночью бывает прохладно. Вот и всё, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. Часто вспоминаю школу и одноклассников, и помню наставления учителей. До свидания! Жду ответа! Коля. Мама, ещё раз прошу, за меня не беспокойся. Скоро увидимся.»
2 Чтец: Я приду, мама, только верь. Я вернусь, и радостный и взрослый. Как там ясень мой? Он теперь Стал, наверно, как братишка рослый? Скоро, скоро я приду в наш дом, Древний, как история планеты. Он любой мне мелочью знаком, Мне известны все его секреты.
Учитель: Какой любовью и нежностью наполнено письмо. Заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, который находится в центре военных действий, нет ни жалоб, ни укоров, ни жалости. А есть лишь безграничная любовь, и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяется много раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи. Возможно, поэтому от письма Николая щемит так сердце. Как тревожно было матерям…
Афганская война длилась в три раза дольше, чем Великая Отечественная.
Никем и никому не объявленная, она требует глубокого осмысления.
Нет такого компьютера, чтоб сразу освоить все ее уроки, политические и военные, чтобы определить влияние на судьбу общества.
Исследовательская работа по этой проблеме еще предстоит учащимся нашей школы.
Участниками клуба “Поиск” оформлен стенд “Время выбрало нас” о выпускнике Зимине Николае, погибшем в Афганистане.
Ребятам предлагается включиться в работу школьного клуба “Поиск”, собрать информацию о своих земляках – участниках войны в Афганистане.
3 Чтец: Война, война. Кому-то очень больно, А кто-то получает пост и чин. Друзья мои, всех убиенных войнах, Припомним и минуту помолчим…
Учитель:
Летят, улетают в вечность годы.
Сколько б лет не прошло, не стереть с памяти народной имена воинов – афганцев.
Склоним же головы перед светлой памятью тех, кто отдал свою жизнь, вошёл в бессмертия.
Прошу встать и почтить погибших минутой молчания.
( Минута молчания. Дети выходят со свечками, с портретами погибших воинов в Афганистане и называют фамилии солдат – жителей района, которые погибли в Афганистане.)
Учитель: Пусть о погибших горит свеча-памяти, как символ щемящей боли. Пока мы помним об этих воинах, они живы. Они живы в нашей памяти. Они будут живы в памяти своих родственников, знакомых.
4 Чтец:
Их было много хороших ребят,
Домой не пришедших из боя.
Погибли они, как теперь говорят,
Во времена застоя.
5 Чтец:
Их было много, ушедших от нас,
Погибших в Афганистане.
Кто-то из них был убит наповал,
Кто-то смертельно ранен.
6 Чтец:
Родина помнит своих сыновей,
Боли, потери, утраты
Кровавой и пошлой была та война –
Храбрыми были солдаты.
7 Чтец:
Памятник в парке культуры стоит,
Шумят тополя и березки
Вечно ребята в сердцах будут жить,
Их помнить будут потомки.
Учитель: Возложить корзину с цветами к подножию памятника войнам – афганцам, который находится в парке Ленинского комсомола, предоставляется ученикам – отличникам, победителям олимпиад, конкурсов.
Нашим гостям и всем присутствующим в зале хочется пожелать мира, душевного спокойствия, согласия и благополучия.
Будьте достойными гражданами своей сраны! До свидания.