Актуальность данного мероприятия: воспитание патриотов, высоконравственных граждан – одна из основных задач современной школы; воспитание школьников на конкретных примерах и фактах – один из методов внеклассной воспитательной работы, который неизменно даёт положительные результаты; важно показать будущим воинам, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Афганистан – живая память»»
КГУ «Макинская СШ №3»
Тема внеклассного мероприятия:
«Афганистан – живая память»
Провела: учитель истории, Романико С.А.
2020 год
Цель:формирование у подростков патриотических качеств.
Актуальность мероприятия: воспитание патриотов, высоконравственных граждан – одна из основных задач современной школы; воспитание школьников на конкретных примерах и фактах – один из методов внеклассной воспитательной работы, который неизменно даёт положительные результаты; важно показать будущим воинам, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина.
Задачи: - рассказать о войне в Афганистане;
- воспитать чувство патриотизма и гражданственности;
- воспитание любви к Родине;
- воспитание ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Ход мероприятия
1.Позитивный настрой: добрый день всем. Для того, чтобы нам начать наше сегодняшнее мероприятие, я предлагаю вам провести небольшой тренинг. для этого вам нужно встать, повернуться к соседу (то есть мы с вами образовали пары), теперь необходимо приложить свою ладонь к ладони своего соседа…МОЛОДЦЫ. а теперь по очереди соединяем свои пальчики, начиная с мизинца и произносим след.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
тебе (указательными);
успеха (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Будь здоров!!! (прикосновение всей ладонью)
Учитель:
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела более 75 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была еще война…
…Мост через пограничную реку Аму -Дарью и сотни женских глаз, устремленных туда, где у шлагбаума стоит пограничник, и вот-вот должна появиться очередная колонна с нашими солдатами.
Как вы думаете, о каком событии идет речь?
Правильно, 15 февраля мы отмечаем памятную дату - день вывода войск из Афганистана.
Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних парней прервалась не одна фамилия…
Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Афганистан – живая память». Живая потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом говорим, читаем, помним……
Стихи девчонок
Учитель: сейчас я хочу предложить вам просмотр видеоролика, посвященного погибшим в Афганской войне.
Видеоролик «Памяти погибшим в Аганистане»( 3 мин.15сек.
Учитель: Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Неприметные в гряде почты конверты. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно-же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными по сути людьми... Через содержание, настроение фронтовых писем мы понимаем, каким несчастьем стала война для миллионов простых советских людей. Сколько разрушила семей, погубила жизней. Как рвались привычные родственные, дружеские связи. Рушились планы и мечты. И хотя письма адресованы родным и близким, они выражают общее настроение людей, с оружием в руках, защищавших честь и свободу нашей Родины, а по существу, обращены к каждому из нас, к нашим сердцам, к нашим мыслям и чувствам. - Особые письма – письма матерям
Учащиеся читают письма:
Письмо 1.«…мам. Сейчас мы стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно кипятить, одной дизентерии десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…»
Письмо 2.«…Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. .«…Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей»
Письмо 3.«Привет из Гардеза!
Наш лагерь находится на высоте 2700 метров над уровнем моря. Он только начал строится. Здесь еще почти ничего нет. Нам предстоит все заново возводить. Вокруг лагеря высоченные горы. Сюда добирались сначала на самолете до Кабула, а оттуда уже на вертолетах в лагерь. Все так необычно и, конечно же, непривычно. Погода такая интересная. Днем тепло, ходишь раздетый, а ночью холод стоит ужасный. Градусов до 10-15 доходит. Питьевая вода в бочке замерзает…»
Письмо 4.«…В этой стране развитие на уровне 14 века. Здесь также можно увидеть интересные контрасты. Крестьянин за плугом пашет землю, а на груди у него висит японский стереомагнитофон. Здесь почти все племена живут в крепостях, кишлаках, некоторые в пещерах…Ты спрашиваешь, чем мы занимаемся в свободное время? Отдыхаем, играем на гитаре, пишем письма, читаем книжки (у нас уже есть своя библиотека), смотрим телевизор. По телевизору у нас транслируется всего лишь одна программа центрального телевидения
«Летопись войны» (ребятам раздаются листы с материалом, работают в паре, составляют тезисы о ходе войны. Записывая их на бумагу. По завершению работы, учащиеся выступают со своим материалом)
1.Исламская Республика Афганистан - государство в юго-западной части Центральной Азии.
В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана, которые стремились в стране построить социализм. Эта политика не встретила поддержки со стороны населения. В ответ на репрессии афганцы взялись за оружие. Сопротивление коммунистам возглавили исламисты. Партизанам, которых называли борцами за веру, моджахедами или душманами, помогали США и Пакистан. Афганские власти обратились к СССР, с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого сопротивления путём ввода советских войск на территорию Афганистана. 14 сентября 1989 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму. Во главе государства встал по-американски настроенный Амин. После захвата власти Амином, НАТО принимает решение разместить в Европе американские ракетные системы и использовать Афганистан как военный плацдарм против СССР.
12 декабря 1979 года советским правительством, во главе с Л.И.Брежневым, было решено ввести Ограниченный контингент наших войск с целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с Бабраком Кармалем.
2.25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец Амина на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. В ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Кармаль. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Вводя Армию в Афганистан, советские руководители рассчитывали быстро «навести порядок» - и сделали неверный шаг… но тогда наши войска на чужой земле защищали интересы своего народа. Это называлось выполнением интернационального долга. Так началась Афганская война… Она продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть
2 238 дней.
3.Советские войска, отправленные в Афганистан в составе ограниченного контингента, в своем большинстве составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.
Наши войска выполняли следующие задачи: охраняли автодороги, электростанции, обеспечивали функционирование аэродромов; содействовали укреплению органов власти; проводили колонны с грузами; совместно с афганскими частями вели боевые действия против отрядов душманов; вели борьбу с караванами, доставляющими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана. Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях.
Почти сразу же после введения советских войск начали предприниматься попытки политического решения «афганской проблемы». 14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.
Материал 4. Большинство служивших в Афганистане вернулось домой: кто-то целым и невредимым, кто-то больным, раненым, искалеченным. Были и погибшие. Но старались не оставлять тела погибших на черных камнях чужой страны. Своеобразным символом той войны для многих стал «Черный тюльпан»: четырехмоторный транспортный Ан-12, привозивший из Афганистана тела погибших. Красивое лирическое название «Черный тюльпан», которое дали воины-«афганцы» самолету АН-12, скрывало мрачную правду… На борту этого самолета всего за годы Афганской войны было доставлено 15 тысяч погибших советских солдат и офицеров. На фюзеляже таких АН-12 рисовали черные тюльпаны - моджахеды, видя эти знаки, самолеты не обстреливали.
Материал 5. Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.
К 15 февраля 1989 года полностью был завершен вывод советских войск из Афганистана, за которым осуществлялся контроль наблюдателями ООН.
Через Афганистан прошли 600 тысяч советских военнослужащих
15053 - погибли или умерли от ран;
49985 - раненных и искалеченных;
330 - пленных и пропавших без вести;
6669 – инвалиды войны
Учитель: молодцы, ребята… мы с вами воспроизвели ход войны, теперь нам известно какие тяготы и лишения солдатам пришлось переносить.
Учитель: « У войны не женское лицо». Эта, ставшая крылатой фраза, понятна каждому: во все времена женское лицо было символом красоты и нежности, любви и материнства, мира и дружбы.
: Какое же все-таки лицо у войны? Мужское? Вряд ли. Да и есть ли вообще у войны лицо?
Давайте вместе с вами изобразим войны, пусть это будет не картина, не целый рисунок, а просто то, что возникает у вас в мыслях при слове «ВОЙНА».
(ученики рисуют, крепят свои работы на доску)
Учитель: Давайте посмотрим видеоролик, в котором приводится статистика афганской войны..
Учитель: - Вспомним тех, кто воевал за пределами Отчизны.
- Вспомним тех, кто отдавал свои судьбы, свои жизни!
- Вспомним тех, кто не пришел, вспомним их скупым молчанием,
- Вспомним тех, кто не ушел от клятвы и от обещаний!
В память обо всех, погибших во время афганской войны объявляется минута молчания.
Минута молчания (свечи)
На этом мне хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу.
- Дорогие мои мальчики и девочки! Пусть вам на вашем жизненном пути никогда не придётся испытать и сотой доли того, что пришлось испытать этим ребятам. На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы