Дмитроченко М.И. Методическая разработка по теме «Никто не забыт и ничто не забыто». – Вельск: ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж», 2016 г.
Данная методическая разработка представляет собой работу по патриотическому воспитанию современной молодёжи, литературно-музыкальную композицию, посвященную 70-летию Великой победы.
В работе отмечено, что каждый человек должен помнить о подвиге народа в Великой Отечественной войне, гордиться своей Родиной.
Пособие предназначено для преподавателей и классных руководителей средних специальных учебных заведений.
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии вычислительных дисциплин ГБПОУ СПО «Вельский экономический колледж», протокол № 7 от 12 мая 2016 года
1. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" 4
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ 13
2.2 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ а. Диск 40
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание в России прошло сложный путь, обогащаясь новым содержанием, новыми формами и методами педагогического воздействия. Понятие патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание защищать, сохранять, приумножать богатство своего края.
Наши дети наследуют славу отцов и дедов. Но не как «красивые страницы» истории, а как самое ценное достояние жизненного опыта, приобретенного самой дорогой ценой. Поэтому надо, чтобы наша молодёжь, юношество, подростки как можно полнее узнавали о боевых подвигах своих отцов и дедов, учились бы на их примере быть мужественными и стойкими, быть настоящими патриотами.
Патриотическое и интернациональное воспитание выдвигает следующие задачи:
– любовь к Родине;
– дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
– братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Любовь к Родине – это воспитание чувства гордости за героическое, боевое и трудовое прошлое своего народа.
Задача преподавателя показать эти страницы прошлого, чтобы пробудить личностное отношение к ним обучающихся, чувство, позволяющее гордиться героическими делами предков.
Большую роль в патриотическом воспитании играет изучение истории Великой Отечественной войны. Любая тема по истории войны открывает возможности воспитания обучающихся в духе патриотизма, высокой бдительности и постоянной готовности к защите Родины. В наличии – художественная литература, документы, воспоминания, фильмы о Великой Отечественной войне.
Старшее поколение, прошедшее войну, испытавшее тяготы послевоенной разрухи, обладает неоценимым опытом и щедро делится им с молодежью. Ветеранов войны становится с каждым годом всё меньше. У нас ещё есть возможность увидеть и поговорить с ветеранами, услышать об их жизни, трудностях, и мы должны передать этот материал своим детям и внукам, чтобы они помнили подвиг наших дедов и прадедов, помнили слово «фашизм».
На протяжении существования техникума хорошей традицией является воспитание гражданского патриотизма на примерах героических подвигов наших соотечественников.
Данное мероприятие посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Эта тема была выбрана неслучайно. Поколение наших отцов и дедов испытало на себе все тяготы, лишения, утраты, боль и страдания в этой войне. Но они выстояли, защитили и освободили нашу родину от фашистского ига и были настоящими патриотами.
Мы всегда помнили и будем помнить наших героев – победителей, всех, кто ценой своей юности, молодости, любви, счастья, ценой своей жизни подарили нам, ныне живущим, юность, молодость, любовь… Встречи с такими людьми всегда приносят уверенность в завтрашнем дне, дают нам силу.
Патриотическое воспитание – это важное направление в формировании таких качеств у подрастающего поколения, как любовь к Родине, защита отечества и уверенность в завтрашнем дне. Чётко просматривается тенденция «сохранить Победу в сердце», ведь величие предков – опора молодым. Чем дальше уходит в историю 1945 год, тем меньше остается в живых тех, кто может лично рассказать о том, как ковалась Великая Победа. Эта тема и нашла отражение в представленной методической работе.
1. «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
1.1 Организационные мероприятия
Вид мероприятия: литературно-музыкальная композиция
Цель: Пробуждение интереса к страницам истории Великой Отечественной
войны, её участникам-ветеранам.
Задачи:
1. Рассказать студентам о становлении личности, о подвигах бойцов в
годы Великой Отечественной войны.
2. Способствовать развитию чувства ответственности и гордости за
Оборудование: Мультимедийный проектор, плакат «Колокола памяти», выставка газет, журналов и книг по военной тематике; выставка рефератов студентов по теме «Великая Отечественная война», живые цветы в вазах.
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный:
а) исполнение песен;
б) фотодокументы;
в) чтение стихов;
г) ролевые сценки.
2. Демонстративный:
а) использование мультимедийного проектора;
б) доска, экран, сцена;
в) вазы с цветами.
Музыкальное сопровождение: песни военных лет
Присутствующие: преподаватели, студенты, гости - ветераны войны.
1.2 Ход мероприятия.
Перед началом мероприятия звучат песни военных лет, на их фоне слышен
Голос Левитана... (сообщение о начале войны)
1-й ведущий: Так страна узнала о том, что началась война.
2-й ведущий: 30 сентября 1941 года началось наступление на Москву, все встали в оборону, в том числе и девушки.
Играет вальс «С берез неслышен невесом...» (на фоне тихо звучащей музыки ведущие произносят текст).
1-й ведущий:
Когда это будет - не знаю,
В стране белоногих берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны
И выйдет к армии маршал
Не видевший этой войны
И мне не додуматься даже
Какой там ударит салют
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
2-й ведущий:
Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуке,
Ах, этот вальс танцевать так хотелось!
Бусы и ленты, рука в руке!
Бал выпускной закружил нас с тобою,
Вот и заря в проеме окна!
Нет. не заря, это зарево боя!
Это июнь - двадцать второе,
Год сорок первый - война.
Сценка из к/ф «А зори здесь тихие». (Выходят 5 девочек в военной форме).
Соня: Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего.
Лиза:Чьи это стихи, Соня?
Соня: Это Блок. Тоненькую книжечку с его стихами мне подарил очкастый сосед по лекциям.
Рита:Наша Соня знает этих стихов уйму. Недаром она и в школе, и в университете круглой отличницей была.
Соня:Да! Я всегда вместо танцев бегала в читалку или в театр.
Лиза: Соня, почитай еще!
Соня: Ой, Женечка, какая ты красивая!
Галя: На сцену бы тебя, Женька! Вот я всегда мечтала стать певицей, носить длинные платья, иметь массу поклонников...
Галя:Фамилия, конечно, смешная! Мне ее завхоз в нашем детдоме дал и все из-за маленького роста.
Лиза: Ой, Женька, ой! С тебя только скульптуру лепить!
Рита: Красивая! Красивые редко счастливыми бывают.
Женя: Девчонки! А я ничего не боюсь! Мне отец говорил: «Дочка красного Командира ничего не должна бояться». А сколько я крутила романов...
Лиза: А я все 19 лет живу в ожидании счастья. Подружки: кто уехал учиться, кто замуж вышел, а я за больной мамой ухаживала, отцу в лесничестве помогала.
Рита:Знаете, девчата, а я ярче всего помню школьный вечер - встречу с героями - пограничниками. Я случайно оказалась рядом с лейтенантом Осяниным и сидела, боясь шевельнуться... А потом... Потом он пошел меня провожать. Я схитрила и повела его самой дальней дорогой. Я была первой из нашего класса, кто вышел замуж и не за кого-нибудь, а за красного командира пограничника. Через год я родила мальчика. Я была самой счастливой женщиной на свете! Проклятая война!!!
1-й ведущий:
Мы-то не знали, мы ждали рассвета.
Трубы трубят! Трубы трубят!
Нам показалось, что танцы все это.
А это - трубы сзывают ребят.
Мы все до сих пор
Назывались - ребята
Так где ж это слово? -
Прощаемся с ним!
Ребятам - повестки из военкомата.
А девушкам надо решать самим!
2-й ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить день Великой Победы. Нам не помнить об этом нельзя. Эту радость разделяют с нами наши гости, которые собрались здесь. 9 мая - День Победы. В этот день 71 год назад закончилась Великая Отечественная Война.
1-й ведущий: Слово предоставляется директору колледжа (Директор произносит торжественную речь).
2-й ведущий: Ровесницы наши со школьной скамьи
Когда-то под пули шагнули в бои
И тяжесть войны, что бедой обожгла
На плечи вчерашних девчонок легла.
Песня «И всё о той весне» (исполняет группа студентов) (на экране презентация слайдов о войне).
Кино идет –
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь –
Еще чуть-чуть,
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
И миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
Домой вернулся!..
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.
1-й ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены – кровавой стены!
Чтец 1. Стихотворение «Баллада о матери»
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она...
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась – вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
1-й ведущий: В нашем колледже мы встречались со многими ветеранами, давайте: вспомним, как это было.
Презентация о ветеранах.
2-й ведущий: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже много лет всё и ждут и ждут запоздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня». И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
Чтец 2 (стихотворение А. Твардовского «Перед войной»).
Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.
И тяжко было сердцу удрученному
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.
Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар...
Прошли года. Деревья умерщвленные
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые...
Прошла война. А ты все плачешь, мать.
1-й ведущий: Здесь всегда тихо.
Здесь говорит история. Здесь говорит подвиг.
Здесь говорит нетленная память народа о героях великой битвы.
Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил. Время – лекарь. И эту роль повторяет оно со всеми. Но бывает людская боль, над которой не властно время. Вот опять через несколько лет! Эта женщина в День Победы не венок, не цветок, а хлеб принесла на могилу деду...
2-й ведущий:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Литературная композиция «Письма с фронта» (презентация).
Звучит фонограмма на мотив песни «Журавли».
1-й ведущий.
Писем белые стаи
Прилетели на Русь
Их с волнением читали
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Подлинные чувства защитников родины, участников Великой Отечественной войны в этих письмах. Эти чувства мы можем пережить и сегодня вместе с неизвестными авторами писем.
(На сцену выходит почтальонша, 4 студента в солдатской форме, рассаживаются на «поляне»)
Почтальонша: Письма с фронта как много они значат для тех, кто ждёт их, с надеждой только на лучше. … Вот и Марина пишет:
Солдат 1. «Здравствуй, дорогая мамочка. Пишет тебе дочь, старший сержант медицинской службы, Марина Игонкина. В первых строках своего письма хочу сообщить тебе радостную весть. Мы сломали хребет фашистским гадам и погнали их поганой метлой с нашей родимой земли. Это было самое страшное сражение в моей жизни. Мамочка - наши славные батарейцы открыли ураганный огонь по городу, дорогому советским людям. Когда мы вошли в Сталинград, там были одни руины. Но самое страшное - это были жители. Они выходили из подвалов, щелей. Изможденные, но счастливые. Мы тут же развернули госпиталь и полевые кухни. Слезы наворачивались на глазах при мысли о том, что пришлось пережить этим людям. После боя было очень много работы. Мы валились с ног от усталости. В конце дня кончился эфир, и пришлось делать операции без наркоза. Это молодой летчик, которому ампутировали обе ноги. Он не проронил ни слова, настоящий советский человек. Теперь я понимаю, откуда в советских людях такой героизм. Мамочка впереди еще много боев, и мы дойдем до Берлина. За Родину и за Сталина. Целую тебя нежно. Твоя дочь Марина».
Почтальонша: Варенька. …Какая она всё-таки счастливая! Даже письма с фронта она получает так часто …! Скорей бы закончилась война, и у неё всё было хорошо.
Солдат 2. «Здравствуй, моя Варенька! Никогда я не прожил бы жизнь, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда и везде, и даже здесь. Спасибо тебе, родная. Пройдёт время, люди залечат свои раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие будут петь песни. Но никогда не забывай песню про нас, про трёх танкистов. А я счастлив, что у меня есть ты. И счастлив, что живу с великой любовь к тебе».
Почтальонша: Вот Тётя Нюра обрадуется! Только мужа на фронт проводила, а от него уже весточка пришла. Счастливая…
Солдат 3. «Дорогая Аннушка! Вот я на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Враг настойчиво рвётся в перёд. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров. Я уверен в нашей победе. Дорогая жена! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа. Целую, твой Ваня».
Почтальонша: Вот и Мария Кузьминична дождалась весточки от дочери. Каждый день ждёт меня на улице, поседела вся…
Солдат 4. «Дорогая моя, любимая мамочка! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистила автомат, покушала. Комбат говорит «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Я часто вспоминаю тебя, мама, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю. Мама, я видела, как умирали мои товарищи, ведь война – такая штука, что вот живёшь, живёшь – и вдруг пули или осколок ставят точку в твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотела бы умереть в бою. Очень люблю тебя и целую. Твоя дочь Александра».
Почтальонша: На дне сумки лежит похоронка, неужели больше нет нашего Алёшки?...
(Почтальонша и солдаты уходят).
1-й ведущий: Москва всегда была сердцем России. В 1940 г. Гитлер подписал план «Барбаросса». Главным пунктом этого плана стал захват Москвы. Захват любой ценой. Уже на первых километрах нашей земли на пути фашистов встали доблестные советские солдаты. Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.
Чтец 3.
Стихотворение О. Фокиной «Подснежник».
Рос мальчишка далеко не неженкой.
Матери-отца почти не помнил.
Помнил он пожары, толпы беженцев.
Мертвецов, которых не хоронят.
Виселицу помнил – там, на площади.
При нужде умел, хоть и не вор был,
Из-под носа утащить у лошади
Ячменем наполненную торбу.
И машину, бешено летящую,
Мог догнать и намертво вцепиться
В жесткий борт, чтоб унести на кашу
Под рубашкой пригоршни пшеницы.
Рос мальчишка далеко не неженкой!
С малолетства зная лишь потери,
Не терпел ни нытиков, ни вежливых,
В доброе добро совсем не верил.
И не шутки ради, а сознательно
Жег себя, угрюмо стиснув зубы:
Он и солнце делал истязателем,
Наводя на тело через лупу.
Знал, как все дружки его вихрастые,
Разрезаясь в кровь осколком банки, –
Будут пятки осенью распластаны
Льдом – куда больнее, чем стеклянкой.
Приходил в порезах и царапинах.
Плакала, над ним склоняясь, бабка.
А мальчишка только зябко вздрагивал,
В камешек сжимался, но не плакал.
Рос мальчишка далеко не неженкой.
Но чего не встретишь в царстве сонном
И приснились раз ему подснежники –
Синие бубенчики со звоном.
Будто бы бежал он к ним сугробами,
Силою неведомой влекомый,
Листьями какими-то особыми,
Запахом, до радости знакомым.
Будто издеваясь над мальчишкой,
Бил, царапал, жег его шиповник,
И в лицо плевали сосны шишками,
Словно бы мальчишка был разбойником.
И на снег упал он, обессиленный,
Не способный больше к обороне.
А подснежник глазоньками синими
Будто как живой, мальчишку понял:
Стебельком качая над сугробами,
Сам пришел к мальчишке – близко-близко!
С листьями, как руки папы, добрыми,
С голосом забытым, материнским:
– Милый, твои ножки не устали ли?
Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?
– Мама! –
...и подснежники растаяли.
– Папа! –
...ни бубенчиков, ни листьев.
Только ветер где-то хлопнул ставней,
Только бабка охнула тревожно...
С этой ночи вовсе дома стало
Удержать мальчишку невозможно:
Следом за апрельскими ветрами
Убегал за город в одиночку,
Снег в лесу раскапывал руками,
Каждую осматривая кочку.
Он искал подснежники, конечно,
Синие бубенчики со звоном,
Чтобы пережить любовь и нежность
Наяву, как в дивном царстве сонном.
Солнце все светлее улыбалось,
Ручейки текли из-под ладоней...
А когда и снега не осталось,
– Нет таких цветов! – мальчишка понял.
Жизнь мальчишке показалась горше,
И себя мальчишке стало жальче.
Слезы покатились, как горошины,
На мальчишкин «хлеб» – сосновый пальчик.
Все! Он больше чудесам не верит!
Он уйдет из сладостного плена:
Слишком велика его потеря,
Чтобы можно ей найти замену.
Только все ж на солнечной опушке
Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
Чтобы дома спрятать под подушкой
Голубые, простенькие – эти.
Горсть цветов, наверно, безымянных,
Он сорвал бездумно и небрежно:
Для чего мальчишке имена их? –
Не под снегом, значит, не подснежники.
Значит, не звенят они, не пахнут,
Листьями мальчишку не погладят...
Он не знал, как дружно дома ахнут,
На него, расстроенного, глядя.
Он не знал, что дома, как шальные,
Прямо к потолку его подбросят,
Что ему простят все-все вины его,
Где он был, что делал он – не спросят.
– Наш родной! Любимый! Наш упрямый!
Две шинели брошены на стулья...
Руки папы! Губы, голос мамы!
Кончилась война! Они вернулись!
И у этой неизбывной ласки
Быть в долгу мальчишка не захочет, –
Он подаст цветы – не без опаски...
– Господи, подснежники...
Сыночек!
2-й ведущий: Пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны.
1-й ведущий: «Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков».
Чтец 4. «Чулочки» Муса Джалиль.
Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя??
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже» – и смятеньем на миг эссэсовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим, и, кажется, он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном произнес.
Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках...
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла?...
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей...
Ты Человек, не просто немец,
Или ты зверь среди людей?...
Шагал эссэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»
2-й ведущий: На войне с врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тыла. Нельзя их забывать. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Женщины и дети занимались тяжёлой мужской работой. Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжёлой работы. Но всё же это делалось во имя Победы!
Песня Светланы Обуховой «Прости меня, дедушка» (исполняет студент)
В твоём кабинете давно,
У тебя над столом,
Клочок фотографии в рамке
Висит за стеклом.
Скажи мне, мой дедушка,
Кто тот солдат молодой,
И кто эта девушка
Рядом в шинели с косой.
Вздохнув и слезинку смахнув,
Ты обнимешь меня
И скажешь:
«Ты что ж, не признала,
Ведь это же я,
В Берлине когда-то
Фотограф снимал фронтовой
Сержанта в медалях
С его молодою женой»
Припев: Прости меня, дедушка,
Эту войну
Я видела только в кино.
Прости меня, дедушка,
Я ведь спросить
Об этом хотела давно.
Прости меня, дедушка,
Что ничего
Не знала я раньше о том
Клочке фотографии,
Что у тебя
Висит на стене за стеклом.
Как будто военного фильма
Суровый сюжет
Расскажешь историю
Незабываемых лет,
О том, как мечтали
О будущем в жарких боях
Сержант молодой
И его молодая жена.
О том, как делили на всех
И нужду и печаль,
О том, как война на висках
Оставляла печать.
Как ждали победу
И делали всё, что могли,
Как верили, и наконец-то
Её дождались!
Припев.
1-й ведущий: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.
Чтец 5.
Стихотворение «Варварство» Муса Джалиль.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой.
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Звучит песня «Журавли».
2-й ведущий: Песня «Шел солдат» (исполняет группа студентов).
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат, в серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало, шел без привала,
Шел вперед солдат.
Шел он ночами грозовыми
В дождь и град песню с друзьями
фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий,
Пел в пути солдат
Словно прирос к плечу солдата автомат
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке Энском,
Пуль не считая,
Глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат.
1-й ведущий: Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, Помните!
Песню свою отправляя в полёт, помните!
2-й ведущий: О тех, кто уже никогда не споёт, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
1-й ведущий: Мечту пронесите через года
И жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придёт никогда, –
Помните!!!!
2-й ведущий: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!
1-й ведущий: Мы – поколение, которое называет себя будущим!
2-й ведущий: Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения XXI века!
1-й ведущий: Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
2-й ведущий: Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
Сценка из к/ф «А зори здесь тихие» (Выходят 5 девочек в форме).
Рита: Меня ранило осколком в живот, что даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все - и кровь, и рваная гимнастерка, и вмятый туда, в живот, солдатский ремень. Боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Я заплакала, но слезы потом пропали, они отступили перед тем огромным, что стояло передо мной. Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем я. Мой муж геройски погиб во второй день войны, а сейчас и мне смерть прислала повестку - ржавый и щербатый осколок. Мой сын остался сиротой, он остался один, мой маленький сын в этом огромном и страшном мире. Я знала, что рана моя смертельна и умирать я буду долго и трудно... Я застрелилась выстрелом в висок.
Лиза: Васков понравился мне сразу. Я думала о нем и как на крыльях летела через лес. Шагнула в болото, с трудом продвигаясь вперед. Осталось пройти последний кусок, а дальше шла суша, там за час-полтора добегу до своих. Вдруг огромный белый пузырь вспучился передо мной. Это было так неожиданно, я, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, а тропа была где-то совсем рядом, полшага от меня, но эти полшага уже невозможно было сделать. «Помогите! На помощь!». Я долго видела майское прекрасное безоблачное небо. Хрипя, выплевывая грязь, я тянулась и тянулась к нему, тянулась и верила, что это завтра будет и для меня.
Женя:Я верила в себя и тогда, когда уводила немцев от Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок. Я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. А немцы ранили меня вслепую, сквозь листву. Я могла бы затаиться, переждать, и может быть, уйти. Но я стреляла, потом, пока были патроны, стреляла лежа, не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы... И немцы добили меня в упор, а потом еще долго смотрели на мое и после смерти гордое и прекрасное лицо,
Соня: А я и не думала о смерти, когда бежала за кисетом нашего старшины, который он оставил на прежней стоянке. Бежала без опаски, торопясь притащила старшине махорку ту, трижды проклятую. И понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительно яркой болью рванулось вдруг сердце. Я могла бы детишек нарожать, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...
Галя: Реальный мир был суровым и жестоким. Я всегда жила в воображаемом мире и хотела бы забыть и вычеркнуть все... И мертвые полузакрытые глаза Сони, и затвердевшую от крови ее гимнастерку, и две дырочки на груди... Узкие, как лезвия. Но не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, который словно пружина сработал в тот самый момент, когда немцы прошли от меня в двух шагах. Я метнулась через поляну, наперерез диверсантам, уже ничего не видя, не соображая. Коротко ударил автомат.
(Девочки тихо покидают сцену)
1-й ведущий: А теперь почтим память погибших минутой молчания.
2-й ведущий: Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
1-й ведущий: Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы! (Вместе)
Звучит песня «День Победы», вручаются цветы ветеранам.
2-й ведущий: На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса в средних профессиональных учреждениях, должно представлять систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В настоящее время наиболее актуальной проблемой в вопросе патриотического воспитания является создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности не только в соответствующих государственных институтах, но и в самих профессиональных образовательных учреждениях. Необходимо активизировать работу по патриотическому воспитанию.
Проведение данного мероприятия показало, что обучающиеся интересуются темой Великой Отечественной войны, с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых победе в этой страшной войне.
Много добрых слов заслуживают участники и ветераны войны и труда. Участники войны – люди, принимавшие участие в сражениях и сейчас живущие рядом с нами. Они прошли трудные, нескончаемые дни обороны и величественные дни наступления. В наших силах увековечить тех, кого уже нет рядом с нами. Для этого мы просто должны знать и помнить людей, которые отдали жизнь за наше будущее! Наши студенты, молодёжь, принимая эстафету поколений, используя положительный опыт ветеранов, заинтересованы в том, чтобы наша страна Россия процветала и в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамов А., Акаткин В. Присягаем победой. Сборник стихов о Великой Отечественной войне//А.Абрамов, А.Акаткин// М., «Дет. Лит.», 1975. – 190с.
Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, № 6. - М., 2001.
Калугин В. Антология военной песни// М.: Эксмо, 2006. – 800с.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание студентов ссузов // Тематический сборник. – М., 2004. – 124 с.
Областной www-портал «Культура Вологодской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Depcult35.ru. Дата обращения: 18.04.2015.
Победители-Солдаты Войны|Россия|Центр|Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pobediteli.ru. Дата обращения: 18.04.2015.
Храброва О.Г. Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию-2012 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/ raboty_doshkolnoe/statya_hrabrova.
Фокина О.А. Речка Содонга: Стихи. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд.-во. 1980. – 111с.