Данное мероприятие может быть проведено в рамках недели истории и обществознанаия в среднем и старшем звене, как открытое занятие. В мероприятии используется презентация и все виды форм творческой работы. Данное мероприятие актуально для современного урока в рамках ФГОС. На данном занятии у детей развиваются очень активно коммуникативные способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Колесо истории. Внеклассное мероприятие»
Министерство образования и науки РТ
Филиал ГАОУ СПО «Казанский машиностроительный техникум»
Подготовила:
преподаватель истории и обществознания
Фазлиева Лейсан Тагировна
Цели игры:
Обобщить знания учащихся по истории России
Расширить кругозор учащихся; формировать стремление к лидерству;
Поддерживать интерес к историческому прошлому России.
Оборудование:
круг, разделенный на три сектора (красный, желтый, синий цвета)
музыкальная запись
таблички с цифрами-ответами
мультимедийный проектор, ПК, презентация (с ответами)
Правила игры (соответствуют правилам одноименной телеигры):
В центре зала расположен круг, разделенный на три сектора: желтый, красный, синий.
У каждого игрока на груди приколот бант желтого, красного или синего цвета.
Под музыку игроки идут по кругу. Музыка обрывается. Если цвет банта совпадает с цветом сектора, где оказывается игрок, то ему присуждается дополнительно 100 «верст».
Ведущий задает игрокам вопрос. Ответы высвечиваются на экране. Игроки поднимают таблички с цифрами-ответами
После каждого тура игроки ходят по кругу.
За каждый правильный ответ игрок получает 100 «верст»
Звучит музыка... Игра начинается.
Приветствие участников
Приветствие 1-ого участника.
Соревноваться рада с вами
Я знаниями и делами.
Я вас приветствую, друзья!
Без знаний жить никак нельзя!
Я надежды не теряю
Занять главный пьедестал,
А соперникам желаю
Не терять борьбы накал!
Приветствие 2-ого участника.
Привет, соперники-друзья!
Задора во мне не меньше.
Если победу поделить нельзя,
То пусть победит сильнейший!
Соперники, соперницы,
Приветствую я вас,
Хотите, – будьте первыми,
Но только после меня!
Приветствие 3-ого участника.
Очи черные, очи жгучие,
О жюри, жюри, о – могучее!
Пожалейте вы меня, в этот трудный час,
Выступаю я только в первый раз!
Первый тур (сценки)
Сценка первая
В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-татарчонком.
Барин (дает бедняку подзатыльник). Ах, ты рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.
Барин. Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую.
Вопрос. В Российской империи существовал термин «инородец». Кого же называли так?
1. живущих на окраине страны, исповедующих другую религию (отличную от христианской);
2. жителей Сибири;
3. немцев, французов.
Сценка вторая
Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходят господин с дамой.
Нищий. Подайте, госпожа хорошие, Христа ради.
Дама (господину). Дай же убогому на пропитание.
Господин (даме) перестань. На всех никакой мошны не хватит.
Нищий (вслед им). У-у-у, мироеды проклятые.
Вопрос. Многие знают, что слово «мироед» является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в 18 веке?
1. куркуль, богатый человек;
2. старик, живущий за счет общины;
3. человек, обирающий других.
Сценка третья
Посланник врага зачитывает требования князю города.
Посланник (читая требования). Отдайте мне десятину во всем: «Во князьях, и в людях, и в конях, и в доспехах».
Князь советуется со своими боярами, после чего дает ответ послу.
Князь. Только когда нас не будет, то все ваше будет!
Вопрос. О каком событие идет речь?
1. ледовое побоище;
2. Куликовская битва;
3. битва за Рязань.
Второй тур (ситуации)
Ситуация первая
Сидит на троне царь, думу думает.
Царь. Царь я или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…
Вопрос. Почему «шапка Мономаха» тяжела?
1. много украшений было на венце;
2. царь решает множество сложных государственных вопросов;
3. опасная служба – быть царем.
Ситуация вторая
Ведущий. На Новгородском вече бояре обсуждают вопрос: кого пригласить руководить войском для борьбы с немецкими рыцарями. Посадник предложил позвать Александра Ярославовича – хоть и молодого, но уже очень опытного полководца. Вече поддержало предложение посадника.
Вопрос. А кто же этот посадник?
1. человек, который сажал людей в тюрьму;
2. человек, занимавшийся посадкой растений;
3. человек, который руководил городом (проводил вече)
Ситуация третья
Ведущий. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, и откуда русская земля стала есть…»
Вопрос. Это слова из древнейшей летописи «Повесть временных лет». Кто ее написал?
1. князь Владимир Мономах;
2. монах Нестор;
3. патриарх Никон
Третий тур (сценки)
Сценка первая
Нищий спрашивает у прохожих по очереди.
Нищий. Что это за город?
Прохожий. А кто князь, так и город называется.
Нищий (у следующего прохожего). Через какую деревню я прохожу?
Прохожий. Наша деревня стоит на берегу реки, так и кличут ее.
Нищий (у третьего прохожего). Что это за деревня? Все одинаковые вы какие-то.
Прохожий. А какие народы живут здесь, такое и имя деревне дали.
Нищий. Как же мне попасть в города: Ключ-город, орешек, Нотебург? Пойду ещё поспрашиваю.
Вопрос. Назовите город, который в разное время назывался по-разному: Ключ-город, Орешек, Нотебург.
1. Шлиссельбургская крепость;
2. Козельск;
3. Псков.
Сценка вторая
К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.
Гонец. Великий князь! Беда страшная идет - кочевники! Вооружаться надо!
Князь. Сколько же их?
Гонец. Тьма воинов, князь! На тир для конного пути растянулось их войско!
Вопрос. Что же обозначало слово «тьма» в то время?
1. очень много;
2. 10 000 человек (в древнерусском счете);
3. 100 000 человек.
Сценка третья
Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.
Царь. И поселить этого холопа в курной избе на хлеб и на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!
Вопрос. Что за помещение «курная изба», просуществовавшая на Руси до 19 века?
1. крестьянская изба, топившаяся «по – черному» - без трубы;
2. избушка, где содержали кур;
3. тюремная камера.
Суперигра
Ведущий. Послушайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.
Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой распростерлась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красна рыба в струях Иртыша.
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.
(Информация для ведущего:
Кучум (?-ок.1598) – хан Сибирского ханства с 1563 года.
Бармы – драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров и русских князей и царей 14 – начала 18 веков. Надевались бармы во время коронации и торжественных выходов.
остяки – устаревшее название хантов).
Вопрос. О ком идет речь в стихотворении?
1. Пугачев;
2. Ермак;
3. Заводчик Демидов.
Далее в игре принимает участие игрок, набравший «верст» больше других. Дорожка к победе составляет 400 «верст» – четыре отрезка по 100 «верст» каждый. Четыре отрезка – четыре вопроса, на которые игрок должен ответить, чтобы стать победителем игры. Правильный ответ приносит игроку еще 100 «верст», в случае неверного ответа он выбывает из игры.
Вопрос №1. Поговорка «Тяжела шапка Мономаха». Кто такой Мономах?
1. воин;
2. киевский князь;
3. царь.
Вопрос №2. В городе Киеве сеть проспект Крещатик. Киев, как известно, первая столица славянского государства. Почему появилось такое называние?
1. просто украинское слово, обозначающий широкий проспект;
2. улица у реки Днепр, проходящая близ места, где произошло первое крещение славян;
3. место, где много храмов.
Вопрос №3. Известно, что опорой русских царей 16-начала 18 веков были стрельцы – служилые люди, составляющие постоянное войско (пехота, вооружения огнестрельным оружием). Из-за задержки жалования за всю свою службу стрельцы часто бунтовали, их за это казнили. Как же кормились стрельцы и их семьи в годы лихолетья, когда они годами не получали жалованья?
1. жили за счет земельных участков, подсобного хозяйства, ремесел, торговли;
2. захватывали все необходимое у населения4
3. грабили противника.
Вопрос №4. «куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…» кем был Илья Муромец?