kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Холокост"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассказывает о трагедии еврейского народа в годы Второй Мировой войны, о причинах Холокоста и его процессе. Работа актуальна, так как проявления фашизма (нацизма) довольно распространены в современном мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Холокост"»

ХОЛОКОСТ – ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев-педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.

1 апреля того же года нацисты объявили бойкот еврейским магазинам и предприятиям. Цель бойкота – доказать немецкому народу, что евреи овладели немецкой экономикой.

В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. Среди этих книг были произведения великого немецкого поэта Генриха Гейне, сказавшего в своё время, что «начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей».

В начале 1935 года германское правительство приступило к подготовке антиеврейского законодательства. 15 сентября были изданы так называемые «Нюрнбергские законы», лишавшие евреев гражданства и политических прав; браки между арийцами и евреями объявлялись уголовным преступлением.

До 1937 года немецкие евреи ещё могли заниматься торговлей и владеть предприятиями. Обострение гонений началось в конце 1936 года. Нацисты приступили к систематической экспроприации еврейского имущества. В 1938 году начинается принудительное изгнание из Германии польских евреев. Польша их не приняла, и они вынуждены были скитаться по приграничной полосе. Среди этих изгнанников находились и родители юноши Гершла Гриншпана. Возмущённый, он совершил покушение на жизнь советника германского посольства Рата и смертельно его ранил. Этот выстрел послужил поводом для массового еврейского погрома 1938 года в ночь на 10 ноября, известного под названием «Хрустальная ночь» (из-за множества осколков стёкол, усеявших улицы). В эту ночь погибли 92 еврея, по всей Германии были подожжены синагоги, свыше 7 тысяч магазинов и лавок разрушены и разграблены. Около 30 тысяч евреев были арестованы и высланы в концлагеря, а на еврейство в целом был наложен штраф в миллиард марок. После «Хрустальной ночи» большинство еврейских организаций и учреждений в Германии были закрыты. Наблюдение за евреями было передано в руки тайной полиции (гестапо).

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Западная Польша была превращена а генерал-губернаторство под управлением Германии. Всё это толкало людей на эмиграцию.

31 июля 1941 года Герман Геринг подписал приказ о назначении Рейнхарда Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса», которое проходило по плану:

- концентрация еврейского населения в крупных городских районах – гетто;

- отделение евреев от нееврейского населения – сегрегация;

- полное вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни;

- конфискация их имущества, вытеснение евреев их всех сфер экономической жизни и разорение;

- доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд станет единственной возможностью для выживания.

С момента нацистской оккупации в Польше началась волна арестов и погромов. В конце 1939 года было объявлено, что все польские евреи обязаны перейти в гетто – отведённые для их принудительного поселения кварталы. Первое гетто было устроено в Лодзи в феврале 1940 года, Варшавское – в ноябре 1940, а в 1941 году гетто были устроены и во многих других польских городах. Евреям было приказано носить белую или жёлтую повязку со «щитом Давида». Жителям гетто было запрещено ходить по улицам после комендантского часа и ездить в поездах. Всем евреям, обнаруженным в городе вне пределов гетто, грозила по закону смертная казнь. Лишь контрабандная доставка продуктов в гетто спасала многих от голодной смерти. Внутри гетто евреи создали подобие общинной жизни и по мере возможности заботились о предоставлении нуждающимся работы, пропитания, жилья и медицинских услуг.

В Чехии, в городе Терезин, нацисты устроили транзитный лагерь-гетто, куда привозили евреев из Богемии, Моравии и других стран Европы. Фашисты задумали создать в Терезине «показательный лагерь-гетто»; в нём было еврейское самоуправление, больницы, почтамт, суд, библиотеки, один банк, театр, кабаре, иудейское и христианское богослужение. Нужно было продемонстрировать всему миру, что фюрер большой гуманист и заботится о евреях. По особому распоряжению Эйхмана в Терезин доставляли видных деятелей искусства: художников, музыкантов, режиссёров, артистов, писателей. С их помощью немцы снимали пропагандистские фильмы, в которых еврейские актёры и особенно дети с довольными лицами пели песни, разыгрывали сценки, создавали видимость того благополучия, которое было способно убедить посланников Международного Красного креста, что Гитлер заботится о евреях. Отказывающихся участвовать в съёмках немедленно отправляли в Освенцим.

Освенцим был основан весной 1940 года. Там одновременно было от 25 до 30 тысяч евреев из многих стран Европы. В Освенциме было 8 кремационных печей. Но с 1944 года этого количества стало не хватать. Эсесовцы заставляли заключённых вырывать колоссальные рвы, в которых они поджигали облитый бензином хворост. Трупы сбрасывали в эти рвы. А если газа на удушение не хватало, то людей сжигали живыми. Особо трагична была судьба детей и молодёжи. Детей отбирали у матерей и умерщвляли их на глазах самыми коварными методами – удар по голове, сброс в горящую яму. Этот садизм сопровождался ужасными криками ещё живых родителей. Способные к работе направлялись в отдельные бараки в южной части лагеря. По обе стороны дороги вставали немецкие солдаты, нагайками и шомполами избивавшие каждого, нередко насмерть. В бараках узников раздевали, потом в специальных камерах убивали газами, трупы сжигали в крематориях. Оставленные в живых использовались в качестве дармовой рабочей силы на шахтах и заводах синтетического горючего. Три раза в неделю врач осматривал заключённых и неспособных к труду отправлял в газовые камеры. 90% погибших в Освенциме были евреями. Всего за время войны в лагерях смерти было умерщвлено около 3,5 миллионов евреев. Освенцим – это не просто концлагерь, а система, в которую входило 25 концлагерей на территории Польши.

После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года началось планомерное и последовательное истребление еврейского народа. Одно из самых потрясающих убийств было совершено в сентябре 1941 года в Бабьем Яру у Киева – более 33700 евреев было убито там немцами за один день. Всего в Бабьем Яру за годы оккупации было убито более 250 тысяч евреев.

Во время оккупации в Николаевской области совершены расстрелы в 19 населённых пунктах и в общей сложности было убито 94500 человек. В Донецке, в шурфе шахты «4-4 бис» нашли своё последнее пристанище 25 тысяч расстрелянных здесь еврейских мужчин, женщин и детей. В городе Артёмовске более 3000 евреев были заживо замурованы в алебастровых выработках. Сотни тысяч евреев были уничтожены до конца 1941 года в Днепропетровске, Риге, Вильнюсе, Минске и других городах. В Белоруссии, потерявшей за годы войны четверть населения, фашисты уничтожили более 800 тысяч евреев.

20 января 1942 года в Берлине состоялось совещание (Ванзейская конференция), на котором был выработан план истребления еврейства Европы, согласно которому нацисты намеревались уничтожить 11 миллионов евреев.

Нацистское окончательное решение еврейского вопроса – явление небывалое, не имеющее аналогов даже в самые мрачные эпохи мировой истории.

Вооружённое сопротивление нацистским властям было практически невозможно. И тем не менее 18 апреля 1943 года узники Варшавского гетто поднялись на восстание (с тех пор это День памяти жертв Холокоста). Полтора месяца длилось восстание, но силы были неравные, и гетто пало. В этот период имели место восстания в гетто Белостока, Вильны, Минска и других. Защитники гетто сопротивлялись дольше, чем даже некоторые европейские страны.

В конце 1943 года произошли еврейские восстания в концлагерях Треблинке и Собиборе. После этого оба лагеря были ликвидированы. В 1944 году восстали еврейские заключённые в Биркенау и Освенциме. Почти никто из восставших не остался в живых. В местечках Украины и Белоруссии некоторая часть евреев сумела бежать из гетто и присоединилась к партизанам. Около 30 тысяч евреев-партизан воевало в советских партизанских отрядах против фашистов.

Всему миру известен врач, писатель, педагог Януш Корчак. Когда Польшу захватили фашисты, Корчак возглавлял Дом сирот, который перевели в гетто. 5 августа 1942 года Дом сирот был отправлен в Треблинку. Янушу Корчаку нацисты разрешили остаться в гетто, но он остался с детьми и погиб вместе с ними в страшных газовых камерах Треблинки.

Многих евреев помогла спасти семья священника Глаголева в Киеве, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях, у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надёжно укрыл грузчик Ян Липке. Но самой известной личностью, помогавшей евреям во время Катастрофы был Рауль Валленберг, шведский подданный из богатой семьи. Ему принадлежит заслуга спасения жизней от 20 до 100 тысяч евреев.

Холокост – слово эллинского происхождения, вкратце означает «всесожжение». Почему надо выделять среди жертв именно евреев – ведь нацизм убивал много народов? Фашисты решили уничтожить народ, который дал миру Иисуса Христа и Библию, народ-зачинатель, тем самым нацисты пытались уничтожить основу человечества.

Чем дальше от нас события еврейской катастрофы 1933-1945 годов, тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели 6 миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыганами или славянами, инакомыслящими или военнопленными.

Международное сообщество акцентирует в Холокосте общечеловеческие аспекты. Ведь сегодня особенно отчётливо видно, что на месте евреев может оказаться любой другой народ. И нужно извлечь уроки из тотальной пропаганды нацистов, под воздействием которой цивилизованные немцы превратились в проводников (или молчаливых пособников) человеконенавистических идей. Иными словами, история Холокоста заставляет людей задуматься, к каким последствиям приводит проявление расизма и ксенофобии, - ведь именно с этого начинали нацисты.

К сожалению, именно сейчас, в начале 21 века мир гудит от революций, национальных взрывов, религиозной нетерпимости. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя, и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие. Яркий тому пример сегодняшняя Украина.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Холокост"

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Классный час «Холокост: память и предупреждение»"
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi_chas_kholokost_pamiat_i_preduprezhdenie"
    ["file_id"] => string(6) "598513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1642838629"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "методическая разработка классного часа "Холокост-помнить или забыть?" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-kholokost-pomnit-ili-zabyt"
    ["file_id"] => string(6) "243414"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445714255"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тематический классный час   “Дети Холокоста ” "
    ["seo_title"] => string(46) "tiematichieskii-klassnyi-chas-dieti-kholokosta"
    ["file_id"] => string(6) "165196"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422783829"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Классный час "Память" "
    ["seo_title"] => string(20) "klassnyi-chas-pamiat"
    ["file_id"] => string(6) "110153"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405601610"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Классный час на тему: "Холокост - память поколений""
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi_chas_na_temu_kholokost_pamiat_pokolenii"
    ["file_id"] => string(6) "571390"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1611606457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства