На мероприятии ученики через работу с различными источниками информации (видеоролики, работа с интернетом, неадаптированные источники – раздаточный материал) получат целостную картину положения одного народа в годы II Мировой войны. Учащимся предоставляется возможность узнать о том, что такое Холокост и каковы его последствия. Используя различные виды источников информации у учащихся начнут формироваться представления о Холокосте, развиваться навыки работы с различными видами источников информации (адаптированными и неадаптированными), а также они получат возможность сформировать основы толерантного отношения, формирование у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Холокост во времена II Мировой войны»»
Жужгова Татьяна Николаевна
Конспект урока
Предмет: история
Класс: 11
Тема: «Холокост во времена II Мировой войны»
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность: 45 минут
Цель урока (для учеников): через работу с различными источниками информации (видеоролики, работа с интернетом, неадаптированные источники – раздаточный материал) получить целостную картину положения одного народа в годы II Мировой войны.
Цель урока (для учителя): предоставить учащимся возможность узнать о том, что такое Холокост и каковы его последствия.
Задачи: используя различные виды источников информации, сформировать у учащихся представление о Холокосте, развивать навыки работы с различными видами источников информации (адаптированными и неадаптированными), предоставить возможность сформировать основы толерантного отношения, формирование у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма, антисемитизма.
в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933-1945 годов.
в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, геев, масонов, безнадёжно больных и др.) в период Третьего Рейха. [1]
Гетто - районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно. Термин зародился в Венеции в 1516 году для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев. [2]
Майданек - лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблин. В настоящее время является музейным учреждением, включённым в Государственный. [3]
Освенцим - комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в 1940-1945 годах около города Освенцим, который в 1939 г. указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова. В мировой практике принято использовать немецкое название «Аушвиц», а не польское «Освенцим». На территории лагеря в 1947 году был создан музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. [4]
Бухенвальд - один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, располагавшийся близ Веймара в Тюрингии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 000 узников. [5]
Этапы урока и его задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Хронометраж времени
Организационный момент.
Задачи этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Задача этапа: актуализировать имеющиеся у учащихся знания и представления об изучаемом материале, определить тему урока.
За 5 минут до начала урока:
1) учитель осуществляет поверку готовности учащихся к уроку;
2) выявляет отсутствующих;
3) раздаёт индивидуальные задания на урок отдельным учащимся: 1 ученику предлагается найти в интернете значение незнакомых слов, а затем объяснить их классу (слова выписаны на доске: холокост, гетто, толерантность), 1 ученику даёт стихотворение, задача ученика – ознакомиться с ним, затем на уроке презентовать его классу;
4) делит учащихся на группы.
Начало урока:
5) Приветствие:
«Добрый день! Очень рада вас видеть сегодня, присаживайтесь».
6) Актуализация:
Наш сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения (параллельно на экране проектора появляется презентация в режиме слайд-шоу и иллюстрирует стихотворение).
(ЛЮБЛИН, 1944 год). [6]
Когда в ночи приоткрывают двери чертоги скорбной памяти моей, взираю я, глазам своим не веря, на отпечатки тех далеких дней.
Вот Люблин. Спят дома в густом тумане. Пустой Майданек. Вышка у ворот. Ряды колючек. А на заднем плане покрытый слоем пепла огород. Живой пример немецкого порядка: салат, редиска, свекла, лук, морковь… И прямо тут же, на зеленых грядках куски недогоревших черепов.
А вот еще картинка. (Сердце рвется, и на сознанье наползает тьма.) Забор, шлагбаум. Дальше двор с колодцем, а во дворе еврейская тюрьма. Подходишь к двери. Слышишь эти звуки. Как хочешь их, при этом, назови: стон, вздох, шипенье… А за дверью руки торчат, торчат… Вся комната в крови. Гора из теплых тел, гора живая вздыхает, стонет, булькает, шипит. Трехлетний мальчик приютился с краю. Засомневаешься. Подумаешь, что спит…
Хотя уже прошло две трети века, я не нашел ответа на вопрос: Что за душа была у человека, который мир обрек на холокост?!..
Как вы думаете, о каком периоде истории идёт речь?
Что вас натолкнуло на подобные предположения?
Что такое Холокост, гетто, Майданек, Освенцим, Бухенвальд?
Что это за человек, который обрёк мир на Холокост?
Мы с вами ответили на все вопросы, а теперь давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока?
7) Целеполагание:
Мы определились с темой сегодняшнего урока, а теперь давайте попробуем определить, что будет являться нашими с вами целями. Нам какие три вопроса нам необходимо для этого ответить?
Вспоминаем вместе с учениками, что три вопроса, на которые нам необходимо будет ответить в конце урока, это:
1. Что мы сегодня все вместе узнаем?
2. Чему мы все вместе сегодня научимся?
3. Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы с вами:
1. узнаем о причинах Холокоста в период 30-40 годов ХХ века и попробуем их объяснить;
2. научимся различать такие понятия, как шовинизм и национализм;
3. каждый из нас сегодня в течение урока сумеет сформировать своё личностное отношение к национальным проблемам период 30-40 годов ХХ века.
Ученики приветствуют учителя, рассаживаются по местам.
Предполагаемые ответы учеников:
Предположительно, речь в стихотворении идёт о периоде с 1939 по 1945 год.
На подобные мысли натолкнули слова автора о немцах, пленённых евреях.
Человек, обрёкший мир на Холокост – Адольф Гитлер, один из идеологов идеологии нацизма.
Ученик, получивший задание поработать с интернетом в начале урока, презентует классу полученный материал (объясняет значения слов).
Предполагаемая тема урока – «Евреи в период с 1939 по 1945 года».
Ученики пробуют определить цели урока.
3 минуты
3 минуты
5 минут
Ход урока
1 блок – работа раздаточным материалом (текстовые фрагменты).
Задачи, которые реализовывались на данном этапе:
тренировать навык работы с неадаптированными источниками, умение отделять нужную информацию от второстепенной, умение презентовать полученный материал.
Мы уже знаем с вами, что такое Холокост. А теперь я предлагаю вам узнать, когда он возник, и какое количество людей стали его жертвами.
Давайте с вами разделимся на группы и попробуем выделить из предложенного текста главную информацию, и затем в сжатом виде будет необходимо презентовать её классу.
Класс у нас разделён на три группы. В конце отведённого времени на работу, группы должны будут презентовать материал, отвечающий заданиям:
1. общий план основных событий Холокоста
2. составить сообщение о том, что ещё был жертвами холокоста
3. составить сообщение о причинах Холокоста и попытаться объяснить их, применяя полученные ранее знания.
Ученики делятся на три группы и начинают работу в группах с заранее заготовленным раздаточным материалом. Выбирают представителей от групп, которые будут презентовать работу группы.
16 минут
2 блок – работа с видеорядом.
Задача: через иллюстративный видеоряд сформировать отношенческий уровень восприятия нового материала, проведение эвристической беседы.
Осмысление. Задача этапа: анализ информации.
Я благодарю вас за активную работу. Теперь же, мы с вами попробуем наглядно представить обстановку того времени, так сказать, окунуться в эпоху, о которой мы с вами говорим.
Я предлагаю вашему вниманию несколько видео фрагментов, иллюстрирующие тот период.
Дословно в переводе с немецкого, Бухенвальд – «буковый лес». На деле же Бухенвальд оказался одним из самых страшных мест на земле. Что это за место и что там происходило, мы узнаем, просмотрев видеофрагмент и выслушав нашего одноклассника.
Просмотреть первый видео фрагмент «Бухенвальд». [7]
Стихотворение «Бухенвальд» [8]
Марк Луцкий
Звучит красиво – Бухенвальд, Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах - кровавая завеса.
Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар.
Там - Гете «Фауста» писал, Здесь - пламя смерти бушевало. Там – «Люди гибнут за металл», Здесь - люди гибнут от металла.
Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там - Кранах, сказочен и ярок. Здесь - пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок.
Там - жил великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу.
Там - грациозный Бельведер, Там - дух искусств здоров и пылок. А здесь - фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок.
Там - Музы вышли на парад, Здесь - всюду смерти изваянье. Звучит красиво - Бухенвальд?! Какое жуткое названье!
Какие чувства у вас вызвал это ролик?
Этот ролик был снят в 2010 году. Прошло очень много лет с тех пор, как этот концлагерь перестал существовать, но человеческая память устроена так, что в своих недрах хранит многое из того, что суждено было пережить человеку.
Посмотрев обстановку периода холокоста, я предлагаю вам послушать свидетельства очевидцев событий, происходящих в лагерях смерти обозначенного периода.
Просматриваем видеоролик «Это было в Дахау». [9]
Какие чувства вызвал у вас просмотр этого видеоролика?
Ученики смотрят видеофрагмент на экране проектора, параллельно один ученик читает стихотворение «Бухенвальд».
Ученики по очереди рассказывают о чувствах, которые вызвал у них просмотр видеоролика.
15 минут
Заключительный этап.
Задача: подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами смогли прикоснуться к трагическим страницам прошлого. Мы услышали откровения очевидца событий, познакомились с программными заявлениями национал-социалистов в отношении определённых групп населения и хронологией трагических событий. Каждый из вас имел возможность рассказать о тех чувствах, которые у вас вызвали эти события. Многие литераторы тоже не обошли стороной эти трагические события и включили эти печальные страницы истории в свои произведения. Нам с вами, глядя на все эти события со стороны большого количества прошедших лет остается только помнить об этих трагических событиях и чтить память погибших людей.
3 минуты
Раздаточный материал 1 группа [10]
Задание: прочитать предоставленный материал и составить общий план основных событий Холокоста
Важнейшие события Холокоста
30 января 1933 года – Гитлер назначен канцлером Германии.
15 сентября 1935 года — принятие антиеврейских Нюрнбергских законов (положили конец равноправию евреев в Германии и определяли еврейство в расовых терминах).
9 ноября 1938 года – Хрустальная ночь, массовые антиеврейские погромы по всей Германии (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы городов).
1 сентября 1939 года — начало Второй мировой войны — нападение на Польшу.
20 мая 1940 года — закладка концлагеря в Освенциме (Аушвиц).
22 июня 1941 года — нападение Германии на СССР.
20 января 1942 года — Ванзейская конференция (одобрена программа «окончательного решения еврейского вопроса»).
Весна 1942 года — начало массовой депортации евреев Западной и Центральной Европы в лагеря смерти.
19 апреля 1942 года — восстание в Варшавском гетто.
27 января 1945 года — Советская армия освобождает Освенцим
8 мая 1945 года — капитуляция Германии
октябрь 1945 — ноябрь 1946 годов — суд над военными преступниками в Нюрнберге.
Согласно показаниям Международному трибуналу высокопоставленного сотрудника СС Дитера Вислицени, преследование и уничтожение евреев разделялось на три этапа:
«до 1940 года … — решить еврейский вопрос в Германии и занятых ею областях с помощью планового выселения».
Вторая фаза началась со времени концентрации всех евреев в Польше и других занятых Германией восточных областях, и причём, в форме гетто. Этот период продолжался приблизительно до начала 1942 года.
Третьим периодом был период так называемого «окончательного решения еврейского вопроса», то есть планомерного уничтожения еврейского народа. Под термином «окончательное решение» понималось именно физическое уничтожение евреев.
Краткая еврейская энциклопедия рассматривает Холокост в 4 этапа:
январь 1933 — август 1939 — с момента, когда Гитлер стал рейхсканцлером Германии и до нападения на Польшу.
сентябрь 1939 — июнь 1941 — с момента включения западной Польши в состав рейха и создания «Генерал-губернаторства» до нападения на СССР.
июнь 1941 — осень 1943 — с момента нападения на СССР и до полного уничтожения гетто на его территории, убийства большей части евреев Центральной и Восточной Европы.
зима 1943 — май 1945 — с начала массовой депортации евреев Западной Европы в лагеря смерти и до конца войны.
Раздаточный материал 2 группа
Задание: прочитать предоставленный материал и составить сообщение о том, что ещё был жертвами холокоста
Люди с психическими расстройствами и инвалиды
В рамках программы уничтожения лиц, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны», в период с 1940 по 1941 год было уничтожено свыше 70 тысяч человек с психическими расстройствами, умственно отсталых больных, инвалидов, а также детей с неврологическими и соматическими заболеваниями. После официального закрытия программы уничтожение пациентов, тем не менее, продолжалось, и к 1945 число убитых превысило 200 тыс. человек; кроме того, в период с 1942 по 1945 около миллиона пациентов были замучены голодом в немецких психиатрических больницах.
Предпосылками этой программы было широкая распространённость в Германии популярной тогда в ряде стран евгеники, идей расовой чистоты и представлений о дегенеративных психических болезнях, передающихся из поколение в поколение. Высказывалось утверждение, что люди с психическими расстройствами являются носителями неизлечимых заболеваний, ослабляющих «господствующую расу», и в целях экономии государственных средств они должны быть ликвидированы.
С самого начала расовая принадлежность была одним из критериев отбора жертв. Систематическое убийство в психиатрических клиниках еврейских пациентов явилось первым решающим шагом к геноциду европейских евреев. С лета 1940 года пациентов-евреев ссылали в определённые заведения-сборники и затем уничтожали в газовых камерах исключительно на основании их происхождения.
Сексуальные меньшинства
После вступления в силу в 1935 году более жёсткого, исправленного Уголовного Кодекса, гомосексуалы, в основном мужского пола, начали подвергаться преследованиям. По данным учёных из Американского мемориального музея Холокоста, в концлагерях содержалось от 5 до 15 тыс. осуждённых за гомосексуальную активность; кроме того, представители сексуальных меньшинств отправлялись в тюрьмы и в трудовые лагеря, а также на принудительное лечение в психиатрические больницы. Предполагалось их «вылечить» и позволить «исправиться» с помощью тяжёлого физического труда. Над некоторыми гомосексуалами осуществлялась кастрация и медицинские эксперименты. Заключённые концлагерей относились к гомосексуалам как к отвергнутым обществом. В лагерях гомосексуалы носили розовый треугольник на одежде. Многие из них умирали после зверских побоев и истязаний эсэсовцев.
Славяне
По данным Американского Мемориального Музея Холокоста, поляков и прочих славян нацисты рассматривали как «низшую расу», которая должна быть покорена, обращена в рабство, и уничтожена. Согласно «Энциклопедии геноцида», общее число жертв геноцида славян составило от 19,7 до 23,9 млн. человек (среди них жители СССР, поляки, словенцы, сербы). По мнению Рудольфа Руммеля, возможное число жертв геноцида славян составляет около 10,5 млн. человек (среди них поляки, украинцы, белорусы, русские, а также советские военнопленные).
Поляки
Поляки, которых гитлеровцы считали идеологически опасными, в том числе тысячи интеллигентов и католических священников, стали жертвами операции «Танненберг». По данным Музея Холокоста (США), с 1939 по 1945 год не менее 1,5 миллионов польских граждан были депортированы в Германию на принудительные работы. Кроме того, несколько сотен тысяч были заключены в нацистские концлагеря. По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков нееврейского происхождения.
Жители СССР
«Энциклопедия геноцида» оценивает число советских жертв геноцида славян в 15,5-19,5 млн человек. Также считают, что погибли около 3 млн. украинцев, около 1,4 млн. белорусов, около 1,6 млн. русских (не считая советских военнопленных). Историк Богдан Витвицкий считает, что более четверти всех жертв нацистской оккупации СССР (в частности, 3 млн. украинцев и 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовым мотивам.
Раздаточный материал 3 группа
Задание: прочитать предоставленный материал и составить сообщение о причинах Холокоста и попытаться объяснить их, применяя полученные ранее знания
Учёные высказывают разные мнения о причинах того, почему такое масштабное и беспрецедентное уничтожение людей вообще стало возможным. Особенно много вопросов возникает в связи с участием в этом процессе миллионов немецких граждан. Даниэль Гольхазен в своей докторской диссертации на эту тему под названием «Добровольные палачи Гитлера» утверждает, что главная причина Холокоста — антисемитизм, свойственный на тот момент немецкому массовому сознанию. Аналогичного мнения придерживается один из ведущих специалистов по холокосту Иегуда Бауэр.
Однако другой известнейший историк холокоста Рауль Хильберг полагает, что проблема не в антисемитизме. Немецкий историк и журналист Гёц Али утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в результате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами.
Немецкий психолог Эрих Фромм объяснял холокост присущей всему биологическому роду человека злокачественной деструктивностью.