Что же такое малая родина? Это то, что расположено недалёко от меня. Это где-то рядом. Эта любовь к местам, где я родился, живу и учусь. Это мое село - село Слаим. Цель данной работы - изучить историю с. Слаим с максимальным использованием различных источников, документов и опроса односельчан. Сбор первоисточников о селе начал Васьков Александр Владимирович, учитель истории Никольской ООШ, около 5 лет назад. Систематизация источников и документов, а также опрос односельчан проводился в течении 3х недель учащимися: Васьковым Павлом, Васьковым Андреем, Колесниковым Артемом, Николашиным Евгением, под общим руководством Васькова А.В. Актуальность данной работы заключается в том, что по данной теме еще не проводились сколько-нибудь серьезные исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История села Слаим »
Оглавление
стр.
Введение 2
Происхождение с. Слаим 3
Владельцы с. Слаим в XVII - XIX вв. 4
Школа с. Слаим 5
Церковь с. Слаим 6
Развитие коллективного хозяйства с. Слаим в XX вв. 7
Известные люди села 8
Заключение 9
Список используемой литературы 10
Введение.
За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью, прежде всего за то, что окружает нас: поля, деревни, леса— словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Кажется, что Родины много. А где она? Точно сказать и ответить на этот вопрос трудно. Скажем, та же Москва - сердце нашей Родины. Город и свой, и чужой, где-то там далеко- далеко... Я же знаю Родину близкую, которую можно понять всей душой, телом и сердцем. Можно её не только видеть глазами, но и услышать плеск волн, шелест деревьев, песни птиц. Так что же такое малая родина? Это то, что расположено недалёко от меня. Это где-то рядом. Это то, к чему я прикасаюсь. Это то, чему я радуюсь. Эта любовь к местам, где я родился, живу и учусь. Это мое село - село Слаим. История - это вехи, расставленные на протяжении длинного ряда годов, без которых невозможно проследить развитие какой-либо страны и населения внутри нее. Цель данной работы - изучить историю с. Слаим с максимальным использованием различных источников, документов и опроса односельчан. Сбор первоисточников о селе начал Васьков Александр Владимирович, учитель истории Никольской ООШ, около 5 лет назад. Систематизация источников и документов, а также опрос односельчан проводился в течении 3х недель учащимися: Васьковым Павлом, Васьковым Андреем, Колесниковым Артемом, Николашиным Евгением, под общим руководством Васькова А.В. Актуальность данной работы заключается в том, что по данной теме еще не проводились сколько-нибудь серьезные исследования.
Происхождение с. Слаим
Первое упоминание о селе относится к нач. 16в. Вот некоторые сведения, найденные в сети Интернет: СЛАИМ (Ислаим, Покровское), село Торбеевского района, до революции входило в Спасский уезд Тамбовской (позднее - Пензенской) губернии. Население русское. Село, изначально русское, возникло в XVI в. на землях, пожалованных темниковскому татарскому служилому роду мурз Исламовых. При закладке села в те времена самым первым зданием возводилась церковь. Первый деревянный храм появился очень рано, в 1601, назывался Покровским. Второй храм, деревянный, ставился на средства помещика Ивана Лачинова в 1675, носил то же имя – Покровский (отсюда церковное название села). Вот некоторые исторические сведения, по Лачиновым, которые любезно предоставил краевед - адвокат В.К. Овчинников: В государственном архиве древних актов обнаружено около 50 столбцов, в которых упоминаются Лачиновы- русский дворянский род, занесенный в родословную книгу князей и дворян Российских и выезжих,» По семейному преданию, еще в 16 веке, при великом князе Василии Васильевиче Романове, предок этого рода Григорий Григорьевич Лачин, от названия которого и началась фамилия Лачиновы, выехал из Польши в Русское государство. Между тем, архивами этот факт не подтверждается. Со времен татаро-монгольского владычества большинство татар участвовали своими отрядами в ратных делах Московского государства. За успехи в службе наиболее отличившиеся из них награждались царем землей и поместьями с русскими людьми. Они, естественно, обрусели. Русское звучание принимали их фамилии. Так Лачын, по татарски- сокол, стал Лачин, а затем Лачиновым, то бишь, Соколовым. Е.П Лачинов дважды назначался воеводой г. Пензы. Часть из владений ему досталась по наследству, это села Слаим, Кочетовка, деревни Самбур,Усть-Парца /ныне село Устье/. 25 сентября 1670 года воевода Е.П Лачинов был убит в городе Пенза казаками С.Т.Разина. Его сыновья - Иван Меньшой и Иван Большой бежали из Пензы и появились в Москве лишь 26 марта 1671 года. Третья церковь в Слаиме, вновь деревянная, строилась в 1765 на средства крестьян. Храмы были построены в новорусском стиле, такие же были в с. Носакино и Красаевка. Престолов имелось два: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придельный (зимний) – во имя преподобного Серафима Саровского.
Владельцы с. Слаим.
В волостном селе Слаим по данным на 26 мая 1845 года проживало 5 дворянских семей, в их числе трое - Лачиновых. А вот сведения из государственного архива Тамбовской области (был сделан письменный запрос) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 .
Архивная справка: Облгосархив сообщает, что в Списке населенных мест Тамбовской губернии по сведениям 1862г. значится с.Покровское (Слаим, Ислаим) при реке Парца. Село стоит на транспортной дороге из г.Спасска в г.Темников. Число дворов - 73, душ мужского пола - 314, женского пола - 346. В селе работала православная церковь, мельница.
Полевые участки из дачи села Покровское Слоим (так в документе) тож были вымежеваны 6 июня 1782г. и утверждены 26 мая 1845г. Спасским уездным земельным комитетом. При этом владельцами участков оказались:
-поручик Александр Капитонович Булгаков (удобной и неудобной земли
- 107 дес. 1290 кв. саж.; в поселении 11 крестьянских дворов, душ мужского пола - 62, женского пола - 650);
-подпоручица Варвара Семеновна Смирнова (удобной и неудобной земли
-майорша Анна Николаевна Лачинова (удобной и неудобной земли - 108 дес.; при господском доме 5 крестьянских домов, в них душ муж. пола -26. жен. пола - 27);
-дворянка девица Марья Васильевна Лачинова (удобной и неудобной земли - 288 дес. 2052 кв. саж.; в поселении 12 крестьянских дворов, душ муж. пола — 68, жен. пола 64);
-капитан и кавалер Григорий Васильевич Лачинов (удобной и неудобной земли - 788 дес. 108 кв. саж.; в поселении 31 крест. дом, в них душ муж. пола - 212, жен. пола - 165).
В XIX в. Была создана Слаимская волость, в которую входили: с. Слаим, (волостное село), с. Кочетовка, с. Никольское, с. Савва, д. Самбур, д. Ольгино, д. Глушко, д. Аксеновка, д. Богдановка, д. Скуратовка, разъезд Вихрово, хутор Василенко, хутор Белик, Слаимские Выселки (Марьевка) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
В Списке сельских обществ и частей селений Тамбовской губернии за 1904г. значится с.Покровское, Слаим (официальное название) Слаимской волости Спасского уезда - Слаим (местное название).Бывшие владельцы крестьян- Смирнов и Хвощинский. Форма землевладения - общинная. Число ревизских душ по акту наделения землей соответственно - 53 и 129.
Кроме того, имеется д. Слаимские выселки. Бывший владелец - Веденяпин. Форма землевладения - общинная. Число ревизских душ по акту наделения землей - 68.
На начало 1 мировой войны (1914г.) в с. Слаим насчитывалось более тысячи человек, 540 мужчин и 511 женщин.
Учебные заведения с. Слаим
Согласно Справочника по народному образованию в Тамбовской губернии за 1901г. школы ведомства министерства народного просвещения в с.Слаим не имелось. В это время работала церковно-приходская Ислаимскаябесплатная школа. Она помещалась в церковной караулке, одноэтажном здании, крытом тесом. Число классных комнат - 1. Недостатки школьного помещения: тесно и темно.
По данным Справочной книги и адрес-календаря Тамбовской губернии на 1915г. в с.Слаим Спасского уезда уже работала земская школа.
Согласно сведениям Саранского госархива - отдел народного образования Спасского уездного исполнителтного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Спасского уезда Пензенской губернии - ведомость об учащихся и служащих в церковных школах г. Спасска и его уездах за 1915 - 1919 гг.
1919г. Слаимская волость, Слаимская школа №1. Учителя - Юшакин Павел Степанович - заведующий отделом, студент Харьковского университета, 27 лет, работает с 20 марта. Широкова Анна Ивановна - 4кл. гимназии, 26 лет. Лебедева (Вадковская) Серафима Петровна - 4кл. гимназии, 33 года.
В списке школ и других культурных учреждений за 1923 - 1926 гг. значится: 1923 - 1924 уч. г. С. Слаим, школа 1 ступени 4-х летка, учащихся - 80, учителей - 2, одна из них - Шегринская Елена Матвеевна, окончила Седлицкую женскую гимназию, беспартийная, завшколой с 15 февраля 1923г
Перед Великой Отечественной войной заведующая Слаимской школой была Ларкина Анна Ивановна - 12 разряд, русская, 1918 г.р. Почти всю вторую половину 20 в. бессменными учителями школы были Полякова Анна Петровна и Качева Просковья Ефимовна. Полякова А.П. проработала почти 40 лет учителем Слаимской начальной школы, дав образование нескольким поколениям. Столько же лет отдала образованию Качева П.Е., проработав с 1961 по 1995 гг. учителем данной школы.
Весь 20 в. (до 1991г., пока школа не сгорела) она размещалась в одноэтажном деревянном здании (бывшая церковная караулка). В этом же, 1991г., школу перевели в бывший 2х квартирный кирпичневый дом. В 2008г. школу, в связи с малочисленностью учащихся, закрыли.
Церковь с. Слаим
В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911г. имеется следующее описание с.Слаим Спасского уезда.
Церковь в селе деревянная, построенная в 1765г. на средства прихожан. Опись церковного имущества и метрические книги ведутся с 1802 по 1823г.г. и с 1848г. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Штат: священник и псаломщик.
Дворов в селе - 139, душ мужского пола - 513, женского пола - 506. Земледельцы.
Приход от ст. «Торбеево» - в 9 вер., г.Спасска - в 7 вер. Там же находится почтовое отделение, больница, фельдшерский пункт, базар и волостное правление; от г. Тамбова - 187 верст.
В нач. ХХ в. храм капитально перестраивался, тогда и появился Серафимовский придел и новая колокольня. Священнослужителем на 1913г. Был Гоан Никонорович, а псаломщик - Григорий Гагаринский (сведения из Саранского госархива). В советское время церковь была закрыта иприспособлена под ссыпной пункт и склад. Колокольня и глава снесены в 1962г. В 1970-х здание прошло паспортизацию и было поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры, однако никаких консервационно-восстановительных работ не проводилось, что привело к окончательному обветшанию памятника. Приход не восстановлен из-за значительного сокращения населения.
Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - 157 односельчан ушли на фронт. Вернулись – 42. 115 воинов отдали свои жизни за Родину.
Развитие коллективного хозяйства с. Слаим в XX в.
Сведения из Торбеевского архива об образовании колхоза на территории с. Слаим. В 1930 году в селе Слаим на основании общего собрания крестьян (протокол №1 от 15 апреля 1930г.) ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Наименование колхоза «Новый путь», с земельной площадью 1358 га. Первым председателем, по рассказам старожилов села, был Кирилов Владимир Арсентьевич. В 1950 г. колхоз «Новый путь», «Новый свет»(с. Кочетовка), «Коминтерн»(с. Кажлодка) объединились в один колхоз, который получил название - «им. Ворошилова».А председателем становится Купко Николай Федорович. В 1958 году в колхоз «им. Ворошилова» присоединился колхоз «им. Дзержинского», Дракинского с/совета, а также колхоз «Якстер - тяште». В этот же период председателем становится Аникеев Яков Матвеевич.В 1962 году колхоз имени «Ворошилова» был переименован в колхоз «Россия». В 1965 году колхоз разукрупнился, из колхоза «Россия» выделился колхоз «Прогресс» (бывший имени «Дзержинского»). Колхоз «Россия» Кажлодского с/совета (Слаим относился к Кажлодскому с/совету, который был образован в 1917г.) Торбеевского района подчинялся исполкому Торбеевского райсовета Мордовской АССР. На момент образования колхоза им. «Ворошилова» имелось 4771 га. земли, крупного рогатого скота - 151 голова, сельхозмашин не имелось. В 1970 г. уже имелось: 4489 га. земли, пашни 3780 га., комбайнов - 11, автомашин - 16, тракторов - 21, 1122 голов крупного рогатого скота, 6390 голов кур, 903 головы свиней, 1435 голов овец. В колхозе вырабатывалась продукция сельского хозяйства (мясо, молоко, яйца, зерново-бобовые культуры, картофель, свекла, бахчевые культуры). В производственных объединениях имелись специалисты: агроном, зоотехник, ветврач, экономист, бухгалтерия. Около 15 лет колхозом руководил Бодягин Николай Константинович (с середины 70х гг. до начала 90х гг.). В середине 90х гг. 20 в. Колхоз «Россия» переименован в СХПК «Россия». В 2003г. сельскохозяйственный кооператив прекратил свое существование.
Уважаемые люди села.
Среди наших земляков были и есть много замечательных людей, посвятивших всю свою жизнь процветанию родного края. В 70-е гг. 20в. колхоз «Россия» был передовым колхозом в районе, а 1 бригада (бригада, находившаяся в с. Слаим) - передовой в колхозе. И все это благодоря таким людям, как: Чернышова Александра Ивановна (передовица по надою молока в районе), Карпушова Елизавета Андреевна (за добросовестный труд имеет награды: орден «Знак Почета» - вручена в 1973г., медаль «Октябрьской Революции» - 1976г., была депутатом Верховного совета МАССР в 1974 - 1978 гг. ), Ермишина Марья Федоровна (имеет медали «70 лет вооруженных сил СССР», «За доблестный труд»), Васьков Владимир Григорьевич (орден «Знак Почета» - 1975г., медали - «За доблестный труд», 50 лет советской власти, был депутатом Торбеевского районного совета 2х созывов, членом бюро райкома партии), Гуреева Александра Ивановна (ордена трудовой славы третьей (1976г.) и второй (1986г.) степеней, и многим другим известным и уважаемым людям села.
В с. Слаим достаточно хорошо развита инфраструктура: в 1962г. было проведено электричество, в 1967г. - водопровод (в 1990г. - частично реконструировался), в 2002г - проведен газ, в2006-2007гг. - проведен асфальт (насыпь была поднята еще в 1990 - 1991гг). Работают 2 магазина, медицинский пункт, клуб.
Заключение.
Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Вот, например, стоят различные по внешнему виду дома. Дома образуют собой улицу. Улица имеет определенное название. Неподалеку протекает речка. Вдоль нее растет кустарник, и оттуда слышится пение птиц. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего по сторонам. А можно задуматься обо всем, что видишь, и даже задать вопросы самому себе. Например, что означает рисунок на деревянном наличнике дома, и почему знак солнца расположен на нем и вверху и внизу? Отчего возникло название нашей улицы, села или города, и сколько лет нашему селу? Правда ли, что "улица" - это "у лица домов"? Где истоки, а где устье нашей реки, как велика ее длина? Что за травы растут по берегу реки? Все эти и им подобные вопросы образуют область знаний, которую называют краеведением. Как наука, краеведение требует от исследователя-ученого тщательного отбора и анализа фактов, поиска неизвестных или забытых документов и, конечно, глубокой личной заинтересованности. Однако, в отличие от большинства других наук, краеведение хотя бы в небольшой мере доступно и человеку, не имеющему специальной подготовки. Ведь каждый знает названия местных рек и озер, соседних городов и деревень, может что-то рассказать об их прошлом.
Долг человека - накапливать в себе подобные знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу или деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений.
Изучая историю Родины, родного края, не обязательно выискивать в ней одни лишь славные страницы. Не менее любопытными, чем боевые сражения или древние замки, являются "мелочи" самой обыкновенной жизни, самых обыкновенных людей: их быт, помыслы, чувства. В этом отношении незнакомая деревушка в родной округе может оказаться несравненно интереснее, чем целый город в далекой и чуждой стране. Вспомним, к каким мыслям привело Евгения Онегина его долгое путешествие по чужим и поначалу казавшимся такими необыкновенными странам:
"Иные мне нужны картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи,
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых"
Особенность краеведения заключается в том, что занимающийся им почти всегда сталкивается с явлениями или фактами, о которых не написано никаких работ или существовавшие сведения совершенно забыты. Таким образом, исследователь становится еще и своего рода первооткрывателем.
Пусть же эти мысли будут в памяти у всех, обращающихся к нашей истории:
Здесь моя любовь живет и дышит,
Прадеды мои здесь жизнь прошли.
Здесь мальчишкой лазил я на крыши,
Чтоб оттуда видеть край земли.
Список используемой литературы.
Ресурсы сети Интернет
Инжеватов И.К. «Топонимический словарь МАССР». С. 1987г.
Сведения Тамбовского госархива
Сведения Саранского госархива
Сведения Торбеевского госархива
Опрос односельчан: Васькова В.Г., Качева В.П., Атаевой А.А, Колесникова В.С., Гуреевой А.И., Чернышовой А.И., Карпушовой Е.А. и др.