kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические «переменки» в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исторических переменок в школе может выполнять различные задачи:

  • Способствовать поддержанию устойчивого интереса учащихся по предмету «История»,
  • Предоставлять дополнительные возможности учащимся продемонстрировать эрудицию, творческие и организаторские способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исторические «переменки» в школе»

Исторические «переменки» в школе


(Шевелева Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ Гимназия №21 г. Архангельск)

Организация исторических переменок в школе может выполнять различные задачи:

  • Способствовать поддержанию устойчивого интереса учащихся по предмету «История»,

  • Предоставлять дополнительные возможности учащимся продемонстрировать эрудицию, творческие и организаторские способности.

Исторические «переменки» можно организовать в рамках предметных недель и фестивалей, приурочить к празднованию памятных дат отечественной и зарубежной истории.

К их организации и проведению можно и нужно привлекать самих учащихся, можно создать ситуацию успеха сразу для многих, если знать их интересы и возможности:

  • сначала учитель объявляет тему мероприятия;

  • затем формирует творческие группы-пары организаторов «переменок» из учащихся 8-11 классов;

  • далее учащиеся выбирают направления в рамках данной темы и определяют место, время, формы и способы проведения «переменок» и распределяют обязанности в своих творческих группах.

В 2020 году мы с вами будем отмечать 75 лет Великой Победы, вот эту тему и разберем подробнее:

Итак, одна группа разрабатывает направление «Военачальники Великой Отечественной войны»:

  • Оборудование: портреты военачальников (лучше – цветные);

  • Учащимся предлагается назвать фамилию и имя военачальника – 1 балл, факт (факты) военной биографии – 2 балла, награды и звания – 3 балла;

  • В качестве поощрения – сладкие призы или жетоны, которые можно обменять на оценку по предмету.

  • Справочные материалы: Военачальники Великой Отечественной войны


  1. М.М. Попов

  2. Ф.И. Кузнецов

  3. Д.Г. Павлов

  4. М.П. Кирпонос

  5. И.В. Тюленев

  6. А.Г. Головко

  7. В.Ф. Трибуц

  8. Ф.С. Октябрьский

  9. И.С. Юмашев

  10. С.К. Тимошенко

  11. А.М. Василевский

  12. А.И. Антонов

  13. А.В. Хрулев

  14. С.Ф. Ахромеев

  15. И.Х. Баграмян

  16. Л.И. Брежнев

  17. А.М. Василевский

  18. П.П. Вершигора

  19. К.Е. Ворошилов

  20. С.М. Буденный

  21. Л.А. Говоров

  22. В.Н. Гордов

  23. Л.М. Доватор

  24. А.Н. Ефимов

  1. А.А. Жданов

  2. Д.М. Карбышев

  3. С.А. Ковпак

  4. А.И. Еременко

  5. Н.Ф. Ватутин

  6. Н.Н. Воронов

  7. М.В. Захаров

  8. И.Е. Петров

  9. П.С. Рыбалко

  10. В.Д. Соколовский

  11. С.К. Тимошенко

  12. Ф.Д. Толбухин

  13. И.Д. Черняховский

  14. В.Д. Чуйков

  15. Б.М. Шапошников

  16. В.Г. Куликов

  17. Г.И. Кулик

  18. Ф.Я. Фалалеев

  19. Г.К. Жуков

  20. К.К. Рокоссовский

  21. И.С. Конев

  22. М.Е. Катуков

  23. М.Е. Мерецков

48. А.Х. Бабаджанян


Другая группа – направление «Фразы о Великой Отечественной войне»

  • Оборудование: раздаточный материал (фразы должны быть напечатаны)

1 вариант «Закончи фразу» - напечатана часть фразы – нужно произнести полностью – 1 балл;

2 вариант «Объясни, о чем идет речь» - фраза дается целиком – нужно объяснить ее смысл – от 2 до 5 баллов;

  • В качестве поощрения – сладкие призы или жетоны, которые можно обменять на оценку по предмету.

  • Справочные материалы: «Фразы о Великой Отечественной войне»


  1. «Антикоминтерновский пакт»

  2. «Волоколамское направление»

  3. «Вольфшанце»

  4. «Все для фронта! Все для победы!»

  5. «Движение сопротивления»

  6. «Дежнев»

  7. «Дом Павлова»

  8. «Дорога жизни»

  9. «Бабий яр»

  10. «Разъезд Дубосеково»

  11. «Душегубки»

  12. «Зееловские высоты»

  13. «Катюша»

  14. «Клухорский перевал»

  15. «Курский выступ»

  16. «Кюстринский плацдарм»

  17. «Пискаревское кладбище»

  18. «Ленд-лиз»

  19. «Лютежский плацдарм»


  1. «Малахов курган»

  2. «Малая земля»

  3. «Мамаев курган»

  4. «Молодая гвардия»

  5. «Нерпичья губа»

  6. «Николаевский десант»

  7. «Нюрбергский процесс»

  8. «Нормандия-Неман»

  9. «Одесские катакомбы»

  10. «Ораниенбаумский плацдарм»

  11. «Померанский вал»

  12. «Прохоровка»

  13. «Сандомирский плацдарм»

  14. «Сапун-гора»

  15. «Сероцкий плацдарм»

  16. «Судакский десант,1942»

  17. «Суражские ворота»

  18. «Токийский процесс»

  19. «Фольксштурм»

  20. «Эльтигенский десант»


«Антикоминтерновский пакт»

25 ноября 1936 года был подписан договор между Германией и Японией о борьбе против Коммунистического Интернационала с целью завоевания мирового господства. Был направлен прежде всего против СССР.

Условия:

1) Германия и Япония обязывались вести борьбу против Коминтерна и «принимать суровые меры против тех, кто внутри или вне страны прямо или косвенно действует в пользу Коммунистического Интернационала».

2) Стороны договорились не предпринимать мер, облегчающих положение СССР.

В 1937 году к «Антикоминтерновскому пакту» присоединилась фашистская Италия, позднее – ряд других государств.

Пакт явился договорной основой коалиции агрессоров, развязавших Вторую мировую войну. Был ликвидирован после разгрома фашистско-милитаристского блока во Второй мировой войне.


«Бабий яр»

Овраг на северо-западной окраине Киева, где в конце сентября 1941 года немецко-фашистские оккупанты расстреляли десятки тысяч мирных жителей, главным образом евреев. В 1941-1943 годах в районе Бабьего Яра функционировал Сырецкий лагерь смерти, в котором были заключены коммунисты, комсомольцы, подпольщики, советские военнопленные и другие советские граждане. Всего в Бабьем Яре уничтожено свыше 100 тысяч человек. На месте расстрела советских граждан в 1976 году установлен памятник.

«Волоколамское направление»

Одно из направлений, на котором шли ожесточенные бои в ходе битвы под Москвой в октябре-ноябре 1941 года. Волоколамское направление обороняли соединения 16 Армии. В середине октября в боях с немецко-фашистскими захватчиками особенно отличились воины 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова, курсантский полк училища Верховного Совета РСФСР во главе с полковником С.И. Младенцевым и 609-й стрелковый полк 126-й дивизии под командованием майора С.М. Семиглазова. 16 ноября у разъезда Дубосеково бессмертный подвиг совершила группа истребителей танков – 28 воинов 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии. За мужество и стойкость в оборонительных боях на Волоколамском направлении эта дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 8-ю гвардейскую.

«Вольфшанце»

«Волчье логово» - условное наименование расположения ставки Гитлера в Восточной Пруссии, вблизи г. Растенбург, во Второй мировой войне. Ставка представляла собой тщательно замаскированные железобетонные бункеры, окруженные колючей проволокой, минными полями и рвами, где работали военные и политические руководители фашистской Германии.

«Все для фронта! Все для победы!»

Лозунг Коммунистической партии, сформулированный в Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) 29 июня 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых областей. Выражал сущность программы партии и народа на разгром врага и превращению страны в единый боевой лагерь. Призыв партии получил всестороннюю поддержку рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции. Патриотизм советских людей находил свое выражение на фронте и в тылу, в массовом вступлении в ряды Советской Армии, в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды. На протяжении всей войны этот лозунг был боевым лозунгом советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

«Движение сопротивления»

Во время Второй мировой войны – национально-освободительное, антифашистское движение против германских, итальянских, японских оккупантов, их союзников и их местной агентуры. Участвовали рабочие, крестьяне, мелкая и средняя буржуазия, интеллигенция и часть духовенства; их общей целью было изгнание захватчиков. Вместе с тем демократическое крыло Движения Сопротивления ( его ведущей силой был рабочий класс, руководимый коммунистическими партиями) ставило своей последующей задачей осуществление политических и социальных преобразований в интересах трудящихся. Движение Сопротивления происходило в форме пропаганды и агитации, забастовок и диверсий, разведывательной деятельности, партизанской борьбы и всенародных вооруженных восстаний. Приобрело большой размах в Югославии, Франции, Италии, Польше, Чехословакии, Греции, Китае, Албании и других странах. В СССР партизанское движение оказывало действенную помощь регулярной армии.

«Дежнев»

СКР-19, сторожевой корабль Северного флота, переоборудованный из ледокольного парохода. Экипаж «Дежнева» совершил 27 августа 1942 года подвиг: находясь в порту острова Диксон, выдержал неравный бой с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Маневрируя по бухте, «Дежнев» поставил дымовую завесу, чтобы закрыть порт и стоявшие там суда. «Адмирал Шеер», получив несколько прямых попаданий из орудий «Дежнева» и береговой батареи 152-мм орудий, прекратил огонь и вышел из боя. Совместно с батареей береговой артиллерии экипаж «Дежнева» благодаря героическим действиям не допустил разрушения радиостанции, порта и уничтожения стоявших там судов.

«Дом Павлова»

«Дом солдатской славы», 4-этажный жилой дом на площади им. 9 января в Сталинграде (Волгограде). 22 сентября 1942 года дом захватили фашисты, 27 сентября сержант Я.Ф. Павлов и рядовые А.Н. Александров, В.С. Глущенко, Н.Я. Черноголовый отбили его у противника и удерживали почти трое суток. Затем в дом прибыл пулеметный взвод под командованием лейтенанта И.Ф. Афанасьева. Здание стало важным опорным пунктом в системе обороны 13-й гвардейской стрелковой дивизии. 24 воина шести национальностей 58 суток оборонялись в укрепленном доме и удерживали его до 24 ноября 1942 года, когда в составе полка гарнизон «Дома Павлова» перешел в наступление. После завершения Сталинградской битвы «Дом Павлова» был восстановлен, в 1965 году его торцевая стена облицована красным кирпичом и бетоном. В верхней левой части изображена голова солдата. Справа надпись: «58 дней в огне». Ниже – рельефное изображение эпизодов круговой обороны и надпись, в которой перечисляются имена тех, кто отстаивал дом. Авторы памятника – скульпторы П. Малков, А. Голованов.

«Дорога жизни»

Единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро (в период навигации – по воде, зимой – по льду) и связывавшая с сентября 1941 по март 1943 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны. «Дорога жизни» сыграла большую роль в обороне Ленинграда (эвакуация населения, оборудования заводов и фабрик, подвоз продовольствия, топлива, подкреплений, вооружения). Всего по «Дороге жизни» в Ленинград было перевезено 1615 тысяч тонн грузов, эвакуировано 1376 тысяч человек. Для подачи нефтепродуктов через Ладожское озеро был построен в мае-июне 1942 года трубопровод длиной 35 км.

«Разъезд Дубосеково»

В 7 км. юго-восточнее г. Волоколамска, вблизи которого 16 ноября 1941 года в период битвы под Москвой произошел героический бой взвода истребителей танков 316-й стрелковой дивизии с несколькими десятками немецко-фашистских танков. За 4 часа советские воины уничтожили 18 танков и десятки фашистов. Этот бой вошел в историю ВОв как подвиг 28 героев-панфиловцев. Здесь установлен памятник.

«Душегубки»

Специально оборудованные автомобили, в которых гитлеровцы отравляли людей выхлопными газами. «Душегубки» широко применялись немецко-фашистскими захватчиками на оккупированной территории СССР.

«Зееловские высоты»

Зеловские высоты – гряда высот в 50-60 км. восточнее Берлина, проходящая по левому берегу старого русла р. Одер, протяженностью до 20 км. На рубеже этих высот проходили ожесточенные бои в ходе Берлинской операции 1945 года. На Зееловских высотах была создана хорошо оборудованная в инженерном отношении вторая полоса обороны, которую занимала в основном немецко-фашистская 9 Армия. Плотность артиллерии по обеим сторонам шоссе, идущего от Зелова на запад, была доведена противником до 200 орудий на 1 км. фронта. Прорвав 16 апреля первую полосу обороны противника, войска 1-го Белорусского фронта (Г.К. Жуков) к исходу дня встретили ожесточенное сопротивление противника на Зееловских высотах, куда он отошел с первой полосы и подтянул дивизии из резерва. Ввод в сражение двух танковых армий в первый день наступления не смог повысить темп продвижения советских войск. Лишь к вечеру 17 апреля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки вражеская оборона на основных направлениях Зееловских высот была прорвана войсками 8-й гвардейской Армии (В.И. Чуйков) во взаимодействии с 1-й гвардейской ТА (М.Е. Катуков). Попытка немецко-фашистского командования задержать наступление на Берлин была сорвана. На Зееловских высотах установлен памятник.

«Катюша»

Народное название боевых машин реактивной артиллерии во время ВОв. Первоначально названия не имели. На пусковых установках стояла заводская марка «К» (Воронежский завод им. Коминтерна), что породило импровизированное название «катюша».

«Клухорский перевал»

Перевал через Главный хребет Большого Кавказа, между верховьями рек Теберды и Кодори, в 80 км. северо-восточнее Сухуми. Через него проходит Военно-Сухумская дорога. Осенью 1942 года Клухорский перевал был районом ожесточенных боев советских войск 46 Армии Закавказского фронта с немецко-фашистскими войсками, вышедшими к основным перевалам Главного хребта. Хотя противнику удалось 15 августа 1942 года овладеть Клухорским перевалом, но прорваться к побережью Черного моря он не смог. Оборона Клухорского и других перевалов сыграла важную роль в срыве плана противника прорваться в Закавказье.

«Курский выступ»

Район протяженностью по фронту 550 км., занятый советскими войсками, глубоко вдававшийся в оборону немецко-фашистских войск. Образован в ходе зимней кампании 1942/43. находился на стыке двух крупнейших группировок противника (правое крыло группы армий «Центр» нависало над войсками Центрального фронта с севера, а левое крыло группы армий «Юг» охватывало войска Воронежского фронта с юга.). Конфигурация выступа, характер местности и расположение войск были использованы немецко-фашистским командованием при организации в районе Курского выступа наступления летом 1943 года.


Третья – направление «Герои Великой Отечественной войны»

  • Оборудование: раздаточный материал (суть подвига героя) и портреты героев;

  • Учащимся предлагается назвать фамилию и имя героя – 1 балл, рассказать о его подвиге – 2 - 5 баллов

  • В качестве поощрения – сладкие призы или жетоны, которые можно обменять на оценку по предмету.

Справочные материалы: «Герои Великой Отечественной войны»


  1. И.Н. Кожедуб

  2. А.И. Покрышкин

  3. П.М. Гаврилов

  4. Н.Ф. Гастелло

  5. В.Г. Зайцев

  6. М.В. Кантария

  7. А.М. Кижеватов

  8. В.Г. Клочков

  9. З.А. Космодемьянская


  1. А.П. Маресьев

  2. А.М. Матросов

  3. М.С. Нечепоручка

  4. М.В. Октябрьская

  5. М.М. Раскова

  6. Б.Ф. Сафонов

  7. Н.Г. Степанян

  8. В.В. Талалихин

  9. Н.И. Кузнецов


Направления в рамках данной темы могут быть самые разные: «Маршалы Победы», «Мифы о Великой Отечественной войне», «Сражения Великой Отечественной войны», «Календарь Великой Отечественной войны» и т.д.

Формы и способы организации и проведения «переменок» также зависят от конкретных возможностей образовательных учреждений и уровня подготовленности учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исторические «переменки» в школе

Автор: Шевелева Надежда Николаевна

Дата: 20.08.2019

Номер свидетельства: 518025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "КВН - турнир "Весенняя карусель" "
    ["seo_title"] => string(32) "kvn-turnir-viesienniaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "149740"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420296756"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка классного часа «Моя Родина –Казахстан»"
    ["seo_title"] => string(61) "mietodichieskaiarazrabotkaklassnoghochasamoiarodinakazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "293021"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455384878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства