Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по краеведению»
Роль подростков Карелии в годы Великой Отечественной войны
МОУ «Шокшинская СОШ»
Прионежский район Республика Карелия
Коренькова Нина Николаевна, учитель истории
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4-16
Заключение 17
Список литературы 18
Приложение 19-20
Введение
В данной работе мы рассмотрим роль подростков Карелии в годы Великой Отечественной войны. Цель работы: исследовать примеры трудовых подвигов и патриотизма подростков Карелии. 2015 год – юбилейный ,70-летия Победы, поэтому данная тема очень актуальна.
В начале войны значительная часть школьников Карелии стала работать на промышленных предприятиях, в госпиталях, колхозах и совхозах, заменив отцов и старших братьев. Часть учащихся школ Карелии была эвакуирована в глубокий тыл. Общее количество учащихся в школах республики в начальный период войны значительно сократилось. Если накануне войны в 692 школах Карелии обучалось свыше 91 тысячи учащихся, то к началу 1942 г. в 96 школах республики осталось 9 717 человек 1. В этих условиях возникал небывалый политический и трудовой подъем у школьников, рождались разнообразные формы помощи Красной Армии.
Основная часть
В годы войны школьники Карелии выдвинули много замечательных начинаний. Можно назвать почины учащихся Подужемской, Кемской, Колежемской, Маслозерской школ (1942 г.), Вожмосалмской школы (1943 г.), Шиженской, Куккозерской школ (1944 г.) и др. (см. Приложение 2).Накануне Великой Отечественной войны, 19 июня 1941 г. ЦК ЛКСМ республики поддержал обращение учащихся Падмозерской школы Заонежского района кo всем пионерам и школьникам республики — во время летних каникул помочь взрослым в сельскохозяйственных работах на колхозных и совхозных полях — выработать не менее 25 трудодней 1. В связи с началом войны инициатива падмозерских школьников приобрела еще большее значение: призыв — каждый подросток обязан работать для Родины, для народа — был особенно актуален. Проблема снабжения армии и населения республики продуктами питания в военных условиях стала чрезвычайно трудной и острой: в эвакуацию на восток были перебазированы не только промышленные предприятия, но и имущество колхозов и совхозов районов, оказавшихся под угрозой оккупации противником. Финские войска оккупировали южные районы республики с наиболее развитым сельским хозяйством. Поэтому инициатива школьной молодежи по оказанию помощи в сельскохозяйственных работах была важна и необходима. На призыв учащихся Падмозерской школы откликнулись учащиеся всей республики. Тысячи школьников работали в колхозах на посевных работах, уборке урожая, они выработали десятки трудодней на каждого, многие школьники выработали по 100 и более трудодней2.Ценные начинания выдвинули учащиеся Кондопожской школы №3, призывавшие работать на колхозных полях, заменить отцов и братьев, ушедших на фронт, учащиеся Юргельской школы обратились ко всем учащимся Ведлозерского района с призывом принять активное участие в полевых работах (Ленинское знамя. 1941. 26 июня, 1 июля). Самостоятельный почин школьников был важен прежде всего потому, что сила примера оказывала свое массовое действие. В Пудожском районе ежедневно на поля выходило свыше 1 500 ребят, в Медвежьегорском — более 2 тысяч, Шелтозерском — более 300 Причем в первые месяцы войны отчетливо прослеживалась тенденция быстрых темпов роста этого движения. Например, в Заонежском районе в начале августа 1941 г. на поля вышло 1 600 учащихся района, а в середине августа трудились уже 2 360 учащихся школ. Если в Медвежьегорском районе на 20 июля в полях ежедневно работало 1 130 учащихся, то к началу августа на этих же полях работало 1 970 школьников, а к середине августа — свыше 2 тысяч (Ленинское знамя. 1941. 20 июля, 2, 12 августа). Это стало характерным явлением для всех районов Карелии. Школьники показывали примеры ударного труда. Так, в Ведлозерском районе только за 11 дней они выработали 870 трудодней. Ученик пятого класса Коля Мамлюга отработал 43 трудодня, Паша Семкин, Коля Харин — по 27 трудодней1.Закономерно было и перевыполнение намеченных заданий: учащийся Каршевской школы Смирнов выполнял две взрослые нормы на сенокосе. Ученик девятого класса Коля Житков из Пряжинского района и 14-летний Петя Климов из Медвежьегорского района заменили бригадиров, ушедших на фронт. Поддерживая начавшееся массовое патриотическое движение, нарком земледелия Карелии И.А. Миронов призвал школьников помочь сельскому хозяйству2. Труд школьников во время летних каникул приобрел военно-хозяйственное значение. ЦК ВКП(б) и СНК СССР 17 сентября 1941 г. приняли постановление об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов. В процессе сознательного, творческого подхода школьников к сельскохозяйственному труду уже в начале войны были найдены передовые методы работы. В колхозе им. Калинина Шелтозерского района школьники создали звенья — наиболее удобную и рациональную форму организации сельскохозяйственных работ1. Интересно здесь то, что организация в звенья на сельхозработах получила широкое применение позже — летом 1942 г. О другом проявлении творческого подхода школьников к труду свидетельствует тот факт, что между Андреевской и Янишпольской школами (Кондопожский район) уже летом 1941 г. был заключен договор о соревновании, в котором ученики обязались самоотверженно трудиться на уборке сена, прополке овощей и посевов. Соревнование проходило и между Нюхотской и Сальноволокской школами Беломорского района2. В этих трудных условиях помощь школьников в полевых работах была необходима: в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 апреля 1942 г. о мобилизации населения на сельскохозяйственные работы говорилось, что от самоотверженного труда учащихся школ во многом зависит успешное решение задачи снабжать страну и фронт продуктами сельского хозяйства во все возрастающих размерах3. Задачи школьников Карелии в важном государственном деле были определены в постановлении СНК и ЦК КП(б) республики от 21 апреля 1942 г. «О мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы, МТС трудоспособного населения городов и сельскохозяйственных местностей». В этом постановлении говорилось о необходимости провести мобилизацию на период сельскохозяйственных работ трудоспособного населения мужского и женского пола в возрасте от 14 лет, т. е. учащихся 6–10-х классов. Рекомендовалось организовать учащихся в группы во главе с учителями школ. Рабочий день для школьников устанавливался от 6 до 8 часов в зависимости от возраста школьников и характера труда. Они должны были отработать 1 месяц (с 20 июня по 25 июля) во время летних каникул1. Таким образом, с 1942 г. участие школьников в сельхозработах во время летних каникул стало обязательным. Однако это не относилось к учащимся младших классов, составлявших большинство школьников республики (средних школ было сравнительно немного). Кроме того, большинство школьников работали в сельском хозяйстве в течение всего периода летних каникул, при этом многие из них значительно перевыполняли установленные нормы. Можно назвать много случаев, когда школьники добивались поистине замечательных результатов. В частности, летом 1942 г. учащиеся Кемской средней школы, по заявлению администрации совхоза, работали лучше, чем кадровые рабочие. Ученица Кемской школы Богданова Лариса ежедневно выполняла задание на 170%, учащиеся этой же школы Ручьевских Володя и Подкользин Саша — более чем в 2 раза (211%). Рекордных норм выработки добивались Голубев Петр (Семеновская школа Пудожского района), выработавший за лето 1942 г. 214 трудодней, Мокачев Юрий — 220 трудодней, Мокачева Тоня — 160. Морянкина Валя из Пудожской школы отработала 197 трудодней2. Основными показателями работы являлись: наибольшее количество трудодней в колхозе на каждого школьника, наибольшая выработка норм, отличное качество работ, массово-политическая работа. Особое внимание обращалось на правильную и умелую организацию труда учащихся на сельхозработах как условие эффективности работы3. По итогам соревнования школьников в 1942 г. первое место занял Пудожский район — самый многочисленный по количеству учащихся в республике. Школьники района выработали в среднем рекордное количество трудодней в расчете на 1 школьника — по 75 трудодней (всего же — 53 847 трудодней). Вторым стал Тунгудский район, хотя по общему количеству трудодней (2 524) район значительно уступал Кемскому (8 227) вследствие малочисленности учащихся в районе, однако превосходил по выработке на 1 школьника. Следует отметить, что в соревновании школ лучшие школы расположились в таком же порядке, что и районы: I место — Каршевская школа (Пудожский район), учащиеся которой выработали 3 тыс. трудодней, II место — Никоновосельгская школа (Тунгудский район), III — Кемская средняя школа. Это говорит о том, что организация соревнования в республике зависела не только от уровня развития соревнования в целом в районах, но и в каждой отдельной школе1.Каршевская школа за лучшие показатели в сельскохозяйственных работах получила Переходящее Красное Знамя Наркомпроса и ЦК ЛКСМ Карелии и I премию в размере 5 тысяч рублей. Президиум Верховного Совета республики наградил Почетными грамотами и вынес благодарности наиболее отличившимся учащимся. В их числе: Богданова Лариса, Гуров Александр, Инкуев Петр, Ручьевских Владимир, Силкин Николай. 28 учеников были награждены денежной премией от 50 до 200 рублей2. Опыт соревнования школьников в 1942 г. показал, что успеха можно добиться лишь благодаря умелой организации труда учащихся. Именно высоким уровнем организации объяснялись успехи Пудожского района. В районе заранее были подготовлены 27 ученических бригад под руководством учителей. В Каршевской школе школьники были разбиты на звенья — отдельно мальчики и девочки. Правление колхоза заранее установило, на каких работах будут заняты школьники. В районе регулярно проводилась агроучеба учителей, обучение школьников основам сельского хозяйства, введенное в республике со 2-го полугодия 1941/42 учебного года. В Пудожском районе эффективно использовались возможности соревнования на различных уровнях: между учащимися в звеньях, между звеньями, между бригадами, между школами. Показателем действенности соревнования может служить соревнование между Пудожской и Шальской средними школами. Во втором по численности учащихся районе республики — Беломорском, выступившем инициатором соревнования в Карелии, договоры заключили между собой Шиженская и Сальнаволокская школы, Выгостровская и Сосновецкая, Сумпосадская, Колежемская, Нюхотская и др. Районная газета «Беломорская трибуна» отмечала, что район уступил в 1942 г. в соревновании вследствие недостаточной организации. Поэтому была поставлена задача усилить руководство соревнованием в школах1. Важно отметить, что в 1943 г. уже четко оформилось разделение труда школьников на сельхозработах: отдельно для мальчиков и девочек, для старших школьников и учащихся младших классов. Младшие школьники занимались прополкой, боронованием, сбором колосьев, старшие же пахали, косили, жали, работали на машинах. В 1943 г. лучших результатов добились учащийся Каршевской школы Голованов — 200 трудодней, ученица Кривецкой школы Карелина -175 трудодней. Новые формы получило соревнование школ. Если раньше соревнование проходило в основном между школами одного района, то теперь школы разных районов заключали между собой договоры, причем появилась такая форма, как вызов на соревнование. Подужемская школа (Кемский район) летом 1943 г. обратилась к Ухтинской (Калевальский район) с вызовом на соревнование. В договоре эти школы обязались совместно бороться за высокий военный урожай, чтобы внести свой вклад в помощь фронту2. Появление новых форм соревнования говорило о том, что оно поднялось на более высокий качественный уровень. Умелая организация соревнования а Пудожском районе, в котором участвовали все школы, позволила значительно превысить показатели 1942 г (65 358 трудодней в 1943 г. против 53 847 в 1942 г.). Причем победитель среди школ республики в 1943 г. — Пудожская средняя школа — более чем в 3 раза превысила показатель Каршевской школы в 1942 г. (10 415 трудодней против 3 0003. Подводя итоги сельскохозяйственных работ летом 1943 г., Наркомпрос Карелии отмечал, что Пудожский район добился больших успехов в соревновании вследствие правильной его организации. Умело организованное соревнование в районе являлось стимулом борьбы за более высокие показатели1. Следует обратить внимание на то, что в 1943 г. в северном Кемском районе число выработанных трудодней сократилось по сравнению с 1942 г (с 8 227 до 6 577). Это же характерно и для других северных районов — Беломорского, Тунгудского (в Тунгудском — с 2 524 до 511). Данный факт вполне объясним, и ни в коей мере не говорит о снижении патриотического порыва школьников этих районов. Дело в том, что с осени 1942 г., с целью более эффективного использования трудовой энергии школьников, была определена установка на специализацию северных и южных районов республики. В южных районах (Пудожском, Медвежьегорском) рекомендовалось использовать помощь школьников в сельском хозяйстве, в северных же (Беломорском, Лоухском, Кемском), малопригодных климатически для развития сельского хозяйства, необходимо было развивать рыболовное дело и в школах учить рыболовству ребят. Соответственно снижались нормы на сельхозработах в этих северных районах2. Осуществляя помощь сельскому хозяйству на протяжении всей войны, юные патриоты за 4 военных лета выработали на полях республики более 300 тысяч трудодней. Только школьники Пудожского района за военный период выработали 185 тысяч трудодней. Победителями среди школьников были признаны Мокачев Юрий (Семеновская школа) — 220 трудодней в среднем за лето и Потехин Алексей — 213. Они были награждены ценными подарками ЦК ВЛКСМ3. Существенный вклад в создание продуктовой базы был внесен в результате развития подсобных хозяйств в школах. Наряду с участием в сельскохозяйственных работах школьники устраивали огороды на пришкольных участках, выращивали на них картофель, морковь, редиску и другие овощи для раненых из военных госпиталей, эвакуированных детей. Развитие подсобных хозяйств в военное время являлось важным дополнительным источником решения продовольственной проблемы, поэтому оно стало важным общегосударственным делом: «По тому, как люди занимаются подсобным хозяйством, как они изыскивают дополнительные источники продовольственных ресурсов, проверяется их забота об улучшении снабжения Красной Армии, об укреплении тыла и фронта» (Ленинское знамя. 1943. 24 марта). Каждая школа в республике организовала свое собственное подсобное хозяйство. В 1943 г. общая площадь подсобных хозяйств в школах Карелии составляла 58,8 га (в 1942 г. — 31,9 га). Валовый сбор картофеля в 1943 г. составил 437 тонн (в 1942 г. — лишь 27,8 тонн), сбор овощей — 96 тонн (в 1942 г. — 14,1 тонны1. Патриотическое движение сельских школьников с первых дней начала войны поддержали учащиеся школ городов Карелии — Петрозаводска, Беломорска, Кеми и др. В начале войны среди новых рабочих на Онежском заводе было много учащихся старших классов: по примеру студентов университета на завод пришли ученики средней школы №18 В. Рахманова и М. Логунов, ученик 9-го класса средней школы №4 А. Мокеев освоил профессию токаря. В первые же дни войны учащиеся 6-го класса средней школы №20 г. Петрозаводска Пашеев и Порфоев обратились к учащимся школ города — заменить на производстве отцов и братьев, ушедших на фронт. Сами ребята пришли на Лососинский лесопункт и своим личным примером увлекли за собой учащихся школы2. В ответ на призыв школьников школы №20 многие учащиеся пришли помочь производству на Деревянский лесопункт. Творчество школьников в труде проявилось в том, что они организовали пионерские бригады (в отличие от сельского хозяйства, где были созданы звенья). Школьники во главе с Кириковой Людой, Титовой Зиной, Копытовой Любой работали на очистке биржи. Интересно отметить, что по примеру школьников на Деревянский лесопункт пришли на работу домохозяйки1. Учащиеся Беломорской средней школы, узнав о нехватке рабочих рук, решили на время отложить свои учебники и тетради и выразили желание работать на лесозаводе. Иx просьба, ввиду острого дефицита рабочей силы и необходимости усилить производство оборонной продукции, была удовлетворена. Миша Литвинов, Саша Костин работали рядом со своими отцами. Смена A. M. Костина почти полностью состояла из подростков, а в цехе №5 работали в основном подростки 13–15 лет. М. Литвинов выполнял свое ежедневное задание на 250%, 14-летний С. Костин перевыполнял норму в 1,5-2 раза. Ваня Суханов, Володя Князев, Коля Григорьев изготовляли корпуса противопехотных мин. За свой труд ребята были награждены Почетными грамотами Верховного Совета Карелии2. Патриотическое движение учащихся школ республики находило выражение в самых различных формах. Одной из них являлось соревнование на лучшую школу по подготовке к новому учебному году своими силами. Инициаторами соревнования выступили подужемские школьники. Их инициатива нашла широкое распространение: к 1942/43 учебному году школьники республики своими силами отремонтировали 85 школ (из 97 по республике), что дало государству 105 тысяч рублей экономии3. Школьные комсомольские организации явились инициаторами сбора лекарственных трав, грибов, ягод. Это движение в Карелии началось с первых же дней войны. В начале августа 1941 г. зам. наркома здравоохранения СССР А.Г.Терентьев обратился к школьникам страны с призывом собирать лекарственные растения, ягоды, грибы .Особую активность в сборе дикорастущих даров природы школьники республики проявили во время комсомольско-молодежных воскресников. Во время воскресника 17 августа 1941 г. они занимались сбором лекарственного сырья и ягод. Учащиеся школ г. Медвежьегорска собрали и сдали государству в этот день 200 кг черники1. Начинание школьников имело двойное значение: во-первых, оказывало неоценимую помощь органам здравоохранения для производства лекарств, в которых нуждался фронт и военные госпитали; во-вторых, являлось дополнительным источником решения продовольственной проблемы. В одном только 1942 г. школьники Карелии собрали 3 тонны лекарственного сырья, 21 тонну грибов (всего же население республики собрало 32 тонны), 15 тонн ягод (из 26 тонн общих заготовок2. Своеобразной формой патриотического движения школьников северных районов Карелии (Беломорского, Кемского, Лоухского) являлось создание рыболовецких бригад. Уже в первый военный год рыболовецкие бригады были созданы при Шуерецкой, Колежемской, Карбозерской школах. За 1941/42 год бригада Шуерецкой школы выловила 448 кг рыбы3. Взятая в 1942 г. установка на специализацию районов (южных — в сельском хозяйстве, северных — в рыболовном деле) полностью себя оправдала. В 1943 г. школьные рыболовецкие бригады одного только Лоухского района выловили и сдали рыболовецким колхозам 3 358 кг рыбы, 800 кг водорослей ламинарий и анфельсий — ценного лекарственного и продовольственного продукта4. Одной из наиболее массовых форм помощи фронту стало движение по сбору средств на строительство боевой техники для Красной Армии. По призыву ЦК ВЛКСМ учащиеся школ Карелии, как и вся молодежь республики, принимали активное участие в этом всенародном патриотическое деле. Деньги, заработанные на многочисленных субботниках и воскресниках, школьники передавали в фонд обороны. Маленькая патриотка, ученица 5-го класса Кедрозерской школы Валя Шеина пришла работать на лесопункт и свой первый заработок — 12 рублей — передала в фонд5. В республике активно проходил сбор средств на постройку танковой колонны «Карельский колхозник», авиаэскадрильи «Комсомолец Карелии», танковых колонн «Таня», «Народный учитель», имени ВЛКСМ. С особым воодушевлением школьники Карелии восприняли призыв учащихся Соловецкой школы (Беломорский район) 7 июня 1942 г. о сборе средств на постройку самолета «Карельский пионер». В 1942 г. учащиеся Беломорского района внесли в фонд обороны 7 549 рублей, облигаций на 2 420 рублей, приобрели билетов денежно-вещевой лотереи на 5 960 рублей, сдали 3 601 руб. на строительство танковой колонны «Народный учитель», 400 рублей на самолет «Карельский пионер» 1. Свой вклад в фонд обороны вносили и учащиеся младших классов, работавшие на воскресниках в фонд обороны вместе со старшеклассниками. В апреле 1943 г. учащиеся 3-го класса Кемской средней школы получили телеграмму от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина с благодарностью за сбор средств на строительство танков и самолетов с пожеланием новых успехов в этой работе (Ленинское знамя. 1943. 15 мая). Трудно сегодня представить, с каким волнением и трепетом третьеклассники трогали детскими руками телеграмму с подписью «Сталин», адресованную «юному товарищу» с благодарностью ученикам, пионерам «за заботу о Красной Армии». Сверху на бланке телеграммы значилось: «Высшая правительственная»2. В 1942/43 учебном году школьники республики сдали в фонд обороны 178 496 рублей наличными и на 28 560 рублей облигаций, т.е. всего 207 057 рублей, а в 1943/44 году — 120 тысяч наличными и на 23 тысячи облигаций. Только на танковую колонну «Карельский колхозник», авиаэскадрилью «Комсомолец Карелии» и самолет «Карельский пионер» за годы войны школьники внесли 105 тысяч рублей наличными и 22 400 рублей облигациями3. Это был большой вклад в общее дело пополнения фонда обороны. Построенные на собранные средства боевые самолеты «Карельский пионер», «Комсомолец Карелии», а также танковая колонна «Карельский колхозник» сражались с захватчиками в воздухе и на земле. Особой формой помощи фронту являлась работа школьников в свободное от учебы время в военных госпиталях. С начала войны в стране началось формирование и обучение специальных школьных санитарных дружин из девушек — учащихся 9-10-х классов средних школ. Была организована санитарная дружина и при петрозаводском Дворце пионеров, во главе которой была Лида Самарина. В военные годы в Карелии было широко известно имя 11-летней беломорской школьницы Лины Орловой, награжденной Военным Советом Карельского фронта медалью «За боевые заслуги» по ходатайству раненых и всего медперсонала госпиталя №1438 в Беломорске. Так высоко оценили самоотверженный труд школьницы в военном госпитале. Один из раненых, батальонный комиссар Н. Коцеруб с благодарностью отзывался о девочке: «Лина Орлова почти ежедневно приходит к бойцам. В госпитале ее полюбили все. Эта маленькая девочка обладает большим сердцем истинного патриота своей Родины. Одно присутствие Лины в палате вливает бодрость в сердца раненых. Они видят, с какой серьезностью Лина приносит раненому обед, помогает ему получше сесть, поправляет подушки, одеяла и спешит ко второму, третьему. Иногда Лина поет песни бойцам, декламирует стихи» 1. Работа школьников в помощь фронту осуществлялась в сложных условиях: Карелия до лета 1944 г. была прифронтовой республикой. А поэтому помощь фронту имела свои особенности, специфические черты, характерные для прифронтовой зоны. Массовое развитие получила подготовка подарков для бойцов на фронте. Каждая посылка, любовно собранная детскими руками, доставляла огромную радость бойцам. В одном из писем в Сумпосадскую школу фронтовики благодарили за подарки: они писали, что чувствуют родную заботу о фронтовиках. 2
Массовое движение по сбору посылок на фронт началось уже в 1941/42 учебном году. Движение по сбору и отправке подарков приобретало особый размах в предпраздничные периоды (предоктябрьский, предмайский, к годовщине Красной Армии, к Новому году и др.). В течение одного 1942/43 учебного года школьники отправили на фронт 240 коллективных и 353 индивидуальных посылок с различным ассортиментом вещей1. Так, учащиеся Пудожского района собрали в течение учебного года для фронта 22 посылки, в которые детские руки положили 1 412 изданий художественной литературы, 1 524 открытки, 2 777 карандашей, 8 настольных игр, 5 музыкальных инструментов, 102 куска мыла, 165 носовых платков, 15 полотенец, 174 кисета, 83 воротничка. В частности, 290 учащихся Шальской средней школы собрали для фронтовиков 120 кисетов, 90 носовых платков, 67 воротничков, 8 полотенец, 4 кг шоколада, 1 кг печенья, 80 книг художественной литературы 2.
Заключение
Патриотическое движение школьников отличалось массовостью, множеством начинаний, разнообразием форм. Карельские школьники — юные патриоты своей Родины — помогали сельскому хозяйству производить продовольствие для Красной Армии, самоотверженно трудились на промышленных предприятиях, собирали средства на строительство боевой техники, оказывали помощь госпиталям, готовили подарки для фронтовиков, собирали металлолом, лекарственное сырье, ловили рыбу, собирали морские водоросли. Школьники республики в суровое военное время не знали каникул, они использовали все свободное время для работы в помощь фронту. Самоотверженность, патриотизм школьников были не какими-то стихийными явлениями, а вполне закономерными, как результат воспитания, которое получали школьники в нашей стране. Учащиеся школ Карелии своей активной деятельностью в помощь фронту способствовали разгрому врага. Героический труд юных патриотов в тылу вошел в историю как пример проявления патриотизма, беззаветного служения Родине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андропов, Ю. (1943a) Карело-финские комсомольцы в Отечественной войне. Тегозеро : Государственное издательство Карело-Финской ССР. 28 с.
Андропов, Ю. (1943b) Учиться у народа. [Б. м.] : Государственное издательство Карело-Финской ССР. 16 с.
Беляев, И. С. (1948) Народное просвещение в Карело-Финской ССР за 25 лет. Петрозаводск : Госиздат КФССР. 52 с.
Власова, Н., Пашкова, Ю. (2004) Юрий Андропов: «Учиться у народа мудрости, мужеству, любви к Отечеству» [Электронный ресурс] // Карелия. 26 февраля. № 21 (1152). URL:http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1152/t/1152_8.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.01.2014).
Евтушенко, Е. (1969) Идут белые снеги… М. : Художественная литература. 432 с.
Калинин, М. И. (1967) О коммунистическом воспитании и воинском долге. М. : Воениздат. 726 с.
Карелия в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 (1975) : Документы и материалы. Петрозаводск : Карелия. 447 с.
Куприянов, Г. Н. (1943) Карело-финский народ в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Тегозеро : Государственное издательство Карело-Финской ССР. 38 с.
Куприянов, Г. Н. (1944) Карело-Финская ССР — фронту. [Б.м.] : Госиздат КФССР. 33 с.
Незабываемое: Воспоминания о Великой Отечественной войне. (1974) Петрозаводск : Карелия. 383 с.
Судьба страны. Судьба чекистов. Из истории органов безопасности Республики Карелия (2013) / [редкол.: А. А. Серышев (пред.) и др. ; авт.-сост.: К. Ф. Белоусов, Ю. В. Шлейкин]. 2-е изд., доп. Петрозаводск : Острова. 203 с.
Шлейкин, Ю. В. (2014) Андропов. Карелия. 1940–1951… : биографическая хроника. Петрозаводск : Острова. 288 с.
Приложение 1Контингент школьной молодежи Карело-Финской ССР в годы Великой Отечественной войны
Район
1942/43 уч. год
1943/44 уч. год
Кол-во школ
Кол-во учащихся
Кол-во школ
Кол-во учащихся
Беломорский
19
1 859
20
2 848
Калевальский
1
77
1
120
Лоухский
10
384
12
819
Медвежьегорский
7
584
12
1 553
Пудожский
40
4 721
42
5 610
Ругозерский
-
-
6
593
Тунгудский
2
112
5
554
Кемский
17
1 437
18
1 738
Итого:
96
9 174
116
13835
Приложение 2
Основные инициативы и почины школьной молодежи Карело-Финской ССР в годы Великой Отечественной войны
К кому обращен почин
Суть инициативы
Инициатор
К школьникам республики, июнь 1941 г.
Оказать помощь взрослым в сельском хозяйстве во время летних каникул
Падмозерская НСШ
К городским школьникам, июнь 1941 г.
Выйти на колхозные поля
Кондопожская НСШ
К школьникам Ведлозерского района, июль 1941 г.
Участвовать в полевых работах
Юргельская школа
К школьникам Шелтозерского района
Участвовать в полевых работах
Шелтозерская школа
К школьникам Петрозаводска, август 1941 г.
Заменить на производстве отцов и братьев, ушедших на фронт
6-й класс средней школы №20 г. Петрозаводска
К школьникам республики, октябрь 1941 г.
Сбор теплой одежды и белья для фронтовиков
Нюхотская школа
К школам Пудожского района, февраль 1942 г.
Организовать соревнование по оказанию помощи фронту
Колодозерская школа
К школьникам Беломорского района, май 1942 г.
Собрать по 1 кг клюквы на каждого школьника
Колежемская школа
К школьникам республики, июнь 1942 г.
Сбор средств на самолет «Карельский пионер»
Соловецкая школа
К школьникам республики, июнь 1942 г.
Участие во Всесоюзном соревновании школ на сельхозработах
Школьники Беломорского района
К школьникам республики, июнь 1942 г.
Отремонтировать школу своими силами
Подужемская школа
К школьникам республики, август 1942 г.
Сбор металлолома
Кемская СШ
К школьникам республики, сентябрь 1942 г.
Сбор колосьев
Маслозерская школа
К школьникам Медвежьегорского района, март 1943 г.
Помощь колхозам в период весеннего сева
Вожмосалмская школа
К школьникам Пудожского района, 1943 г.
Выработать на колхозных полях в течение лета по 75 трудодней на каждого ученика 5-6-х классов, по 130 трудодней на каждого ученика 7-10-х классов
Пудожская школа
К школьникам республики, октябрь 1943 г.
Сбор обуви и теплых вещей для детей фронтовиков
Кемская СШ
К школьникам республики, 1944 г.
Сбор лекарственного сырья
Шиженская школа
К школьникам республики, май 1944 г.
Помощь школьникам освобожденных районов
Сумпосадская СШ
К школьникам Ведлозерского района, сентябрь 1944 г.
Собрать по 1 кг сушеной черники на каждого школьника
Куккозерская школа
Источники: НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/152. Л. 32; Молодой большевик. 1941. 19, 29 июня; 11 июля; Ленинское знамя. 1941. 24, 25, 26 июня; 1, 4, 11 июля; 6 августа; 1942. 2, 7, 15 июня; 1943. 11, 13 октября; 1944. 5 сентября; Беломорская трибуна. 1941. 31 октября; 1942. 8 мая; 1943. 16 марта; 1944. 18 мая; Советское Беломорье. 1942. 8 августа, 11 сентября; Красный Пудож. 1942. 18 февраля; Карелия в годы Великой Отечественной войны, 1975: 19.
1 НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/152. Л. 13; Д. 15/153. Л. 5
1 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 186. Л. 29; Молодой большевик. 1941. 20 июня
2РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 186. Л. 29
1 РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 6. Д. 4. Л. 45
2 Ленинское знамя. 1941. 1 июля
1 Ленинское знамя. 1941. 19 июля, 22 августа
2 Ленинское знамя. 1941. 20 июля
3 Правда. 1942. 27 мая
1 Ленинское знамя. 1942. 21 апреля
2 НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 15/145. Л. 15; Д. 2/21. Л. 107).
3 Правда. 1942. 27 мая
1 НА РК. Ф. Р-1192. Оп. 2. Д. 2/21. Л. 107; Д. 15/154. Л. 4; Д. 18/177. Л. 20-21
2 Ленинское знамя. 1942. 3 октября, 3 ноября, 5 декабря