Научно-исследовательская работа по краеведению " Синий платочек"
Научно-исследовательская работа по краеведению " Синий платочек"
Научно-исследовательская работа по краеведению " Синий платочек", посвященная труженнице тыа Антипиной Анне Егоровне.. Ее детские воспоминания о жизни и труде во время Великой Отечественной войны завораживают, тревожат душу. Какая судьба у детей войны. Как тяжел и непосилен их труд. Интересны и ее воспоминания о работе на БАМе. О том, что ей было предоставлено право проезда на первом поезде Лена - Таюра. А сколько у нее наград: Медали, значим, памятные ленты, а также занесена в Городскую книгу Почета. Горкома КПСС
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа по краеведению " Синий платочек" »
Научно-исследовательская работа
по краеведению « Синий платочек»
Выполнил: Ведерников Никита, 8 класс
МОУ СОШ №10, г. Усть-Кут
Руководитель: Копцева
Татьяна Дмитриевна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория
Чем дальше от нас война, тем меньше остается очевидцев того страшного времени, имя которому - война. Я волею судьбы познакомился с труженицей тыла Антипиной Анной Егоровной. Воспоминания потрясли меня.
Антипина Анна Егоровна, в девичестве, Кавинина, родилась 9 февраля 1927 года в деревне Оглоблина, Нижнеилимского района, Иркутской области. Она была первым ребенком в семье. Всего детей было 9 человек. В детстве ее семью дразнили « Мещане», т.к. родственники по линии отца были ссыльными и проживали в « Слободе» около Илимска. Окончила 4 класса школы в д. Оглоблина, затем еще 3 класса в городе Якутске, в вечерней школе.
Когда началась война, Анне было 14 лет, она работала в это тяжелое время, в колхозе звеноводом.
Выдержка из архивной справки г.Братска1: «В хозяйственных книгах Игирменского сельского Совета Нижнеилимского района Иркутской области д. Оглоблина в хозяйстве Кавинина Егора Дмитриевича значится дочь Кавинина Анна Егоровна:
За 1949-1042гг отметок о работе нет.
За 1943-1047 года колхозница колхоза « Красный Сибиряк» д. Оглоблина.
Документы по личному составу колхоза « Красный Сибиряк! Д. Оглоблина Нижнеилимского района Иркутской области за 1940-1947 гг. не сохранены в связи с затоплением территории Братским водохранилищем…»
После войны, в 1947г уехала в г. Якутск к сестре отца Татьяне Дмитриевне. Доехали до Усть-Кута на машине, затем на пароходе до Якутска. На всю дорогу от Усть-Кута до Якутска у них с подружкой была одна булка хлеба. Хорошо добрые люди подкармливали, иначе не выжить. В Якутске работала нянечкой, воспитателем в детском саду, а вечерами училась. Выступала на соревнованиях по гимнастике, чтобы получить тапочки бесплатно.
В 1947году переехала в Кресты Колымские (авиапорт Черский), где работала заведующей интернатом.
В 1949году семья Анны переехала в Нижнеянск, где она работала кладовщиком в Авиапорту.
Анна Егоровна: жизнь во время войны
Воспоминания: Началась война… В нашей деревне была только начальная школа. Всего 4 класса. Для того чтобы продолжить образование дети уезжали в Илимск. Он находился от нас в 29 километрах. Там мы и учились. Приходит как-то, раз к нам учительница и говорит: « Всех Вас забирают из Илимска» А я говорю: « Куда забирают, в Армию?» Она: « Нет. Поедете домой. Будете работать за мужчин. Вас научат за три дня работать на машинах и в поле»
Как раз шла посевная. Нужно было пахать, сеять, боронить, культивировать. А мужчин всех забрали на войну. И папу тоже. Остались одни старики и один молодой мужчина. У него было зрение очень плохое. Вот он ходил и нас, детей, проверял. В 7 классе нас из деревни училось 6 человек. Всех отправили работать звеноводами. Поле было расположено вдоль речки Илим. Земли было много.
Мне повезло. Мне место работы досталось в своей деревне. Я всю технику видела и сеялку, и веялку, и молотилку, и жатку, но никогда на них не работала. У меня был братишка Михаил, младше меня на три года. Так вот он всегда был с папой. А папа на всех этих машинах работал. А этот маленький мальчик (ему было 11 лет) все умел. Папа был на фронте, меня научить было не кому. А братишка, маленький, мне все показывал. « Так делай и так делай». Мне и самой шел четырнадцатый год.
Вспахали мы часть земли и надо было сеять. Лошади голодные, еле живые. Сено было за 60 километров по речке. Его могли привезти только взрослые. Мне дали коня-производителя. Я как его увидела и испугалась. Я такая маленькая, а он такой огромный. Смотрела на него снизу вверх и думала: « Как я с ним работать буду. Боюсь его, господи…» Делать нечего. Надо работать. Зерно для посева привозили по полмешка. Поднять его на сеялку силы не хватает. Мама подсказала: « Возьми ведро и ведром насыпай» Мой конь за день настолько уставал, что не мог идти. Он же производитель и никогда не работал на пашне. Ну, что же мне делать...
Конюх подсказал: «Ты попроси зерна в счет того, которое сеешь и дай ему». Зерно, которое сеяли, было обработанное. Его нельзя есть коню, отравится. Мне стали давать по полведра на корм в сутки. Я его покормлю в начале поля, и пашем до конца поля, т.е. до речки, дойдем, попою. Вот так и выхаживала его. Домой еле ноги приносили. Уставала. А дома нужно было маме помогать. Я старшая в семье. Детей было 8 человек. Какой отдых. Света не было. При зажженной лучине все делами. Голодные. Хлеба и того вдовольне давали. Так все и жили…
После войны Анна переехала в Якутск работала нянечкой, воспитателем в детском саду, а вечерами училась. Выступала на городских соревнованиях по гимнастике, чтобы получить тапочки бесплатно. В 1947 году переехала в Кресты Колымские (авиапорт Черский) где работала заведующей интернатом. В 1949 году семья Анны переехала в Нижнеянск, где она работала кладовщиком в Авиапорту. В 1956 году переехали в г. Усть-Кут, т.к. сыну исполнилось 7 лет, а школа была в 30 км от Нижнеянска. В Усть-Куте с 1961 года, работала швеей, а потом, закончив на отлично годичные курсы в г. Иркутске, закройщиком легкого дамского платья в пошивочной пос. РЭБ, затем в ателье « Улыбка», переименованного позднее в « Силуэт».
Участие в стройке Века
Когда в Усть-Кут пришел БАМ2, она, одной из первых, стала обслуживать работников БАМ. За хорошую работу в 1975 году Анне Егоровне было предоставлено право проезда почетным пассажиром в первом поезде по маршруту Лена-Таюра.
Из воспоминаний: «Как только БАМ открыли, мне предложили обслуживать строителей БАМ. Строители все молодые девушки и парни. Одеться хочется. Мало кто из закройщиков хотел ехать на БАМ. Было трудно. Добирались на вертолете. До палатки, которую нам выделили, нужно было пешком идти 3 км с 4 чемоданами с одеждой. Хорошо летчики добрые были. По пути в столовую подхватывали чемоданы. Говорили: « Егоровна, ты чего так много берешь вещей. Как одна потащила бы» А палатка старая, много щелей. Из палатки было видно, как собаки бегают. «Ночью в палатках было очень холодно. К утру, вода замерзала в чайниках и ведрах» К нам пришла завхоз. Мы ей сказали» Может быть, одеяла еще дадите, холодно, замерзнем за ночь» Грузинские парни нам принесли 4 одеяла и два матраца. В палатке холодно и Печка не спасала. Дрова сырые. Трудно топить. Потом стало полегче. На пол брезент положили. Стало теплее
А люди-то, какие там были - молодежь одна, молодежь. Русская столовые. Рядом – грузинская. Дальше - армянская. Каждая нация жила отдельно. Все дружные были. Ко всем заходила. У всех заказы принимала. Ткани хорошие – кримплен, трикотин. Заказывали платья, костюмы. Обратно парни носили чемоданы до аэродрома.
Пришло как-то мне письмо-приглашение в закройную. В котором приглашали принять участие в торжестве по случаю победы первопроходцев – открытие рабочего движения на участке Лена - Таюра БАМ и пропуску первого гостевого поезда. С Усть-Кута народу было не много. 1 секретарь Горкома партии Панчуков Иван был с нами. Я одна была женщина в вагоне. Космонавты были. Один космонавт спрашивает: «Как же вы-то сюда попали?» Я ему говорю: « Как Вы попали, так и я попала». Он ответил: « Ну и русские женщины - работящие»
После ей был вручен диплом, о предоставлении права проезда почетным пассажиром в первом поезде по маршруту Лена-Таюра (Звездный) Западного участка БАМ от 11декабря 1975года. А в 1981г Анна награждена правительственной медалью « За строительство Байкало-Амурской магистрали» Об этой удивительной женщине часто писали в местных средствах массовой информации:
Из газеты « Ленский коммунист»3 за 22 августа 1972гг: в разделе « В горкоме КПСС»; “Антипину Анну Егоровну– закройщицу комбината бытового обслуживания, обеспечившую выполнение плана на 115 процентов и охват индивидуальными социалистическими обязательствами на 85 процентов “
Государственные награды и поощрения
Государственных наград у Анны Егоровны много: дважды в 1973, 1975гг решением горкома КПСС и исполкома городского совета депутатов, трудящихся за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании занесена в Городскую книгу почета Усть-Кутского городского комитета КПСС.
В 1972,1975,,1976, 1978,1979, 1981 годах было присвоено звание «Лучший мастер воспитатель», с вручением диплома и ленты. Награждена знаком «Ударник девятой пятилетки». « Победитель Социалистического соревнования», несколько знаков Ударник коммунистического труда Награждена медалями « За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», Медаль Ветеран труда, « 50 лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг»; « 60 лет Победы в Великой Отечественной войне»; « 65 лет Победы в Великой Отечественной войне»
А также многочисленные грамоты и премии, что прослеживается в трудовой книжке.
Считаю, что самым главным и интересным было – общение с Анной Егоровной, ее воспоминания о свом военном детстве, участие в строительстве БАМ. Современное поколение должно гордиться такими людьми, как Антипина Анна Егоровна.