kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Патриотизм состоит не в пышных фразах..." В.Г.Белинский (урок литературы по роману Л.Н.Толстого"Война и мир")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока.

      1. Слово учителя литературы:

 Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить о патриотизме. Мы узнаем, как вы представляете его себе; как рассматривается эта нравственная категория в философии, истории, этике. И, конечно же, перелистывая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», вместе постараемся понять, каким же видит истинный патриотизм великий писатель.

  1. Выступление ученика с анализом социологического опроса.
  2. Знакомство с определениями патриотизма из словарей С.И.Ожегова, В.И.Даля.

 4. Слово учителя обществознания:  Наши определения почти совпадают. Почему? (о нравственных категориях и патриотизме как одной из таких категорий с точки зрения философии, истории, этики).

5.  Слово учителя литературы: Белинский сказал, что патриотизм состоит не в пышных фразах. А в чем же он состоит, по Толстому?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Патриотизм состоит не в пышных фразах..." В.Г.Белинский (урок литературы по роману Л.Н.Толстого"Война и мир") »



«Патриотизм состоит не в пышных фразах…» В.Г.Белинский

( урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)



Интеграция: литература – история – обществознание.

Цель урока: обобщить и систематизировать литературный материал по проблеме истинного и ложного патриотизма в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»);

Задачи урока:

  1. Познакомить с нравственной категорией «патриотизм» с точки зрения философии, истории, этики

  2. Развивать умение учащихся пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; развивать умение исследовать литературный и справочный материал.

  3. Воспитывать граждан своей страны на примере исторических и литературных событий и героев.

  4. Развивать умение работать в группах.

Предварительное задание:

  1. Провести исследования по темам, индивидуальным для членов творческих групп:

- оставление русской армией Смоленска;

- поведение героев при оставлении Москвы;

- Бородинское сражение (Кутузов, Болконский, солдаты);

- партизанское движение.

2. Группе «социологов» провести предварительный социологический опрос, подвести итоги в форме слайдов.

3. Двум учащимся подготовить историческую справку о партизанском движении 1812 г.

3. Группе «оформителей»: подобрать иллюстрации, создать презентацию урока.

Формы работы:

  1. Индивидуальная и групповая работа.

  2. Комментированное чтение избранных глав романа «Война и мир»

  3. Обсуждение вопросов в ходе беседы.



Ход урока.



1. Слово учителя литературы:

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить о патриотизме. Мы узнаем, как вы представляете его себе; как рассматривается эта нравственная категория в философии, истории, этике. И, конечно же, перелистывая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», вместе постараемся понять, каким же видит истинный патриотизм великий писатель.

  1. Выступление ученика с анализом социологического опроса.

  2. Знакомство с определениями патриотизма из словарей С.И.Ожегова, В.И.Даля.

4. Слово учителя обществознания: Наши определения почти совпадают. Почему? (о нравственных категориях и патриотизме как одной из таких категорий с точки зрения философии, истории, этики).

5. Слово учителя литературы: Белинский сказал, что патриотизм состоит не в пышных фразах. А в чем же он состоит, по Толстому?

Лев Николаевич Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляются не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе «Война и мир». В нем нарисованы 2 войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории, за чуждые интересы шла в 1805-1807 годах. И истинный героизм солдаты проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер.

Обратимся к роману. Когда мы обдумывали, о чем будем говорить, какие сцены анализировать, чтобы раскрыть тему истинного патриотизма, мы решили, что возьмем сцены оставления русскими своих земель, Москвы, Бородинского сражения и поведения любимых героев Толстого в минуты смертельной для Родины опасности. Каждая группа получила вопросы-помощники, члены групп выбрали интересные для себя вопросы и подготовили выступления. Очередность выступлений будут регулировать руководители групп …

  1. Выступление группы 1

Мы расскажем об оставлении русской армии Смоленска

Причиной оставления города Толстой называет то, что армия раздроблена, нет единства командования, Александр 1 проявляет нерешительность, русскими войсками руководят, в основном, немецкие генералы. В армии царят борьба амбиций, полное отсутствие единства и среди командиров и между генералами и солдатами, ведутся закулисные придворные игры. Текст ( ч.2, гл.1,)

Сцена оставления Смоленска показывает реакцию народа на происходящие события Когда стало понятно, что надеяться на благополучный исход нечего, когда при бомбардировках стали гибнуть люди, купец Ферапонтов, который незадолго до этого побил жену за то, что она просилась уехать, и жалел 3 рублей на подводу, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Решилась! Россия! Сам запалю…» Здесь патриотизм показан, как стихийное чувство, которое прорвало толстую кору купеческой жадности.

Два солдата и человек во фризовой шинели единодушно поджигают дом этого человека. У людей, смотрящих на пожар, «оживленно-радостные и измученные лица». А человек во фризовой шинели кричит: «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!»

Именно тут, у Смоленска, решилась и пошла драть Россия. Не случайно, пишет Толстой, партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Ученик- «оформитель»: Слайд с литографией Лакруа по рисунку Адама, вид Смоленска с Северной стороны

Богучарово.

Старый князь Болконский, узнав, что Смоленск оставлен, не выдерживает. Для него Россия, честь, мужество – не пустые слова. Он многое сделал для своей страны, гордится ее славой, талантливыми полководцами, презирает Наполеона. После печальной новости о Смоленске он рыдает, повторяя: «Погибла Россия. Погубили!» И умирает.

Княжна Марья, которую гувернантка Бурьен уговаривает остаться и показывает французскую листовку, в которой мирных жителей заверяют в гуманном отношении к ним, даже представить себе этого не может . Текст, ч.2, гл.10

Москва (ч.2, гл.17) Ученик- «оформитель»: На экране раскрашенная гравюра неизвестного гравера «Пожар Москвы»

Хотя в своих афишках губернатор Москвы Растопчин «отвечает жизнью, что злодей в Москве не будет», москвичи уезжают из города еще до Бородинского сражения.

Старшая княжна, кузина Пьера Безухова, требует отправить ее в деревню: « Какая я ни есть, а я под бонопартовской властью жить не могу. Я вашему Наполеону не покорюсь».

Семья Ростовых под влиянием Наташи и с полного согласия графа оставляет врагу все имущество, обрекая Наташу на участь невесты-бесприданницы, и отдает все свои телеги раненым, жертвуя не только своим благосостоянием, но и жизнью близких, в частности, Пети Ростова, которого не смогла не отпустить на войну, несмотря на его юный возраст.

Вывод: Единство русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. (ч.3, гл.5)

  1. Выступление 2 группы

Бородинское сражение мы, как и автор романа, считаем кульминацией и войны, и романа. Именно после Бородинского сражения в войне 1812 г. произошел поворот, решивший исход войны, и поворот в судьбах и мировоззрении главных героев.

Когда над Россией нависла смертельная опасность, в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называли «народным чувством, скрытой теплотой патриотизма».

Ученик- «оформитель»: На экране – портрет М.И.Кутузова работы Волкова. Считается, что этот портрет был написан сразу после назначения Кутузова фельдмаршалом в Петербурге.

Главнокомандующим назначен, по Толстому, избран народом, фельдмаршал Кутузов, которому доверяют и солдаты, и князь Андрей. Тимохин говорит: «Свет увидели, как светлейший поступил». Князь Андрей, поговорив с Кутузовым перед сражением, впервые за время войны чувствует себя успокоенным. Кутузова, Тимохина, других солдат, князя Андрея – всех их объединяет чувство ненависти к врагу и скрытая теплота патриотизма.

В Кутузове это чувство настолько развито, что он, понимая, что он достигло пика у солдат и ополченцев, решает дать бой под Бородино, несмотря на то, что это не совсем удачное место для битвы. Перед боем проводится молебен, во время которого происходит, как пишет Толстой, полное единение всего народа, от мужика-ополченца до Кутузова. И во время боя Кутузов прислушивается не к донесениям адъютантов, а к настроению воюющих, их духу; он постоянно своими редкими распоряжениями поддерживает и укрепляет дух русского войска.

Князь Андрей, который совсем недавно не собирался возвращаться в армию, берет полк и становится, как говорят его солдаты, «нашим князем». Он говорит Пьеру: «… что бы то ни было, мы выиграем сражение завтра. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате» (гл.25). Полк князя Андрея во время Бородинского сражения поставлен в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящим ужасом смерти они стоят более 8 часов без еды, без дела, бессмысленно теряя людей. Но князю Андрею «делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, они тотчас же возвращались. Это пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг.

Ученик- «оформитель»: На экране репродукция картины «Подвиг русской гвардии в Семеновском овраге» работы художника Гесса. Здесь изображены многие действительные участники событий.

Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких как князь Андрей и Пьер. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой показывает большинство сцен сражения глазами Пьера Безухова, человека, ничего не понимающего в военном деле. Пьер воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно и является, по Толстому, причиной победы.(гл.20, 22, 24,25) Попав на батарею Раевского, Пьер наблюдал окружающие его лица (гл.31)

Именно после Бородинского сражения Пьер пришел к выводу: они (солдаты) странные, доселе ему неизвестные, живут какой-то своей жизнью, и ему, чтобы понять смысл жизни, нужно войти в эту общую жизнь, проникнуться тем, что делает их такими.

Вывод: Бородинское сражение в романе – это не только испытание его героев и подтверждение философской теории писателя о народе как движущей силы истории. Это испытание всего народа, которое показало всю нравственную силу людей, их скрытый патриотизм.

3. Выступление 3 группы:

Партизанское движение.

Весь народ, охваченный теми же чувствами, что и Кутузов, и князь Андрей, и солдаты, поднялся на борьбу с захватчиками. (т.4, гл.3) Одного из мужиков – партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором и в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошенным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для него враги и только враги.

Ученик- «оформитель»: На экране – портреты крестьян-партизан Василисы Кожиной, партизана Герасима Курина, художника Смирнова, и портрет партизана Егора Стулова художника Теребенева. Это редчайшие памятники Отечественной войны 1812 г. Известно только 3 портрета крестьян, участвующих в партизанских действиях. Созданы они не по заказу благодарного правительства, а по частному заказу поручика Орлова. У крестьян на груди их боевые награды: серебряная медаль – ополченцам, солдатский Георгий – партизанам, а для женщин была специально учреждена бронзовая медаль. На четвертом портрете художника Лангера – Денис Давыдов, первый русский офицер, который был отряжен как партизан в кампании 1812 г. Французы, на которого он наводил ужас, называли его черным капитаном.

Историческая справка (о партизанах и ополченцах) (ученик)

Слово учителя литературы: Давайте вместе рассмотрим эту таблицу (.таблица «Прекрасное и безобразное») Основной композиционный прием, которым пользуется Лев Николаевич в своем романе-эпопее, - это антитеза. К противопоставлению автор обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные образы и явления. То есть он всегда принципиально противопоставляет положительное и отрицательное, белое и черное или, как он это называет, прекрасное – безобразное. Посмотрите, кто у нас в правом ряду - военные трутни, Элен, Соня, Анатоль, Наполеон, Бурьен, Берг, семья Курагиных, салон Анны Шерер и светское общество. Мы сегодня говорим о патриотизме. Что можно сказать в свете данной проблемы об этих героях?

Ответ уч-ся: Представители высшего света в большинстве своем имитируют патриотические чувства. Их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к Родине и ничтожных делах. Жули Карагина демонстрирует фальшивый патриотизм в письме к Марии Болконской: «Я имею ненависть ко всем французам, равно и языку их, который я не могу слышать, говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору. Мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры…» Это не язык русского человека, это русский иностранки. «Трутневое население» армии в лице таких карьеристов, как Борис Друбецкой, Берг, старается извлечь из войны как можно больше выгоды для себя. Чтобы угодить Кутузову, например, Борис Друбецкой громко, чтобы слышал главнокомандующий, произносит патриотические фразы о готовности русских солдат погибнуть во имя победы. Элен в самые тяжелые для России минуты вообще предает веру, перейдя в католичество. Соня, в то время как вся семья Ростовых укладывает раненых в телеги, переписывает оставляемое имущество.

Учитель литературы: А в каком ряду записаны те герои, о которых мы сегодня говорили? Прекрасное у Толстого – это идеал. Значит неотъемлемая часть идеального в человеке такая нравственная категория как патриотизм.

Знаете, ребята, мне кажется, что нашим уроком мы сумели опровергнуть утверждение кого-то из вас, что патриотами ни рождаются, ни становятся. Конечно, патриотизм – чувство, о котором не кричат на каждом углу. И тем не менее, я уверена, что в жизни каждого человека обязательно наступает момент, когда он осознает, что любит свою Родину и готов ради нее на все.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Как мысль о «скрытой теплоте патриотизма» переплетается с «мыслью народной» и «мыслью семейной» в романе?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Лучкова Татьяна Дмитриевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230608


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства