kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дети войны". Внеклассное мероприятие, посвященное 70-ти летию Победы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         Дети войны

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне. Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину. Неприятие попыток исказить и очернить историю войны. Воспитывать активную жизненную позицию. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать детей к изучению истории страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дети войны»

Дети войны

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне. Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину. Неприятие попыток исказить и очернить историю войны. Воспитывать активную жизненную позицию. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать детей к изучению истории страны.

Ход мероприятия

Словно призраки, бледны,
Мы крепились — не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали.



Рано утром, 22 июня 1941года немецкая авиация бомбила наши города. Началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. На нашу землю ступил враг. Враг страшный, бесчеловечный, не знающий жалости, поработивший Европу и стремившийся уничтожить нашу страну, наш народ. Из «Памятки немецкому солдату»: «… У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. … Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Для детей нашей страны детство закончилось. Слайд 1-2

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Слайд 4

Война несла детям страдание, голод , холод, непосильный труд, а зачастую пытки детей в плену. Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Слайд 5

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Тяжелее всего было детям оказавшимся на оккупированной территории. Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.

Мы великих дел не вершили
И по трижды чужой вине,
Как солдаты,
В землянках жили,
Умирали, 
Как на войне”.

Оккупанты выгнали людей из их домов. Отняли все продукты, обрекая жителей на голодную смерть.

«Целью похода на Россию является истребление славянского населения»

Генрих Гимлер

 Слайд 7-15

Это была широкая, продуманная программа, которая базировалась на людоедских указаниях Гитлера. На оккупированной территории СССР фашисты замучили и уничтожили около 10 млн. мирных жителей, в том числе женщин, детей, людей преклонных лет. Везде оккупанты вводили принудительный рабский труд с каторжным режимом. Миллионы людей, которых вывезли в Германию или оставили на оккупированной территории, содержались в неволе, как рабы в древности...

Письмо из фашистской каторги



 «Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой, добрый папочка!

Пишу я тебе письма из немецкой неволи. Когда ты, папочке, будешь читать этого письма, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отцу: накажи немецких кровопийц.

 Это завещание твоей умирающей доченьки. Несколько слов о маме. Когда вернешься, маму не ищи. ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее нагайкой по лицу. Мама не вытерпела и гордо сказала - вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня побоями.

 Я уверена, что мужчина вернется назад и выбросит вас, подлых захватчиков, отсюда прочь» И офицер выстрелил маме в рот... Папочке, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою доченьку.

 Я стала очень худенькой, мои глаза запали, косы мне постригли наголо, руки высохли, похожие на грабли. Когда я кашляю, из рта идет кровь - мне отбили легкие. ...я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлена прачкой, стираю белье, мою пол.

 Работаю очень много, а им два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут свиней. Так приказал барон. «Рус была и будет свиньей», - сказал он.

 Живу я в сарае где дрова, в комнату мне заходить нельзя. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал из меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

 Только смерть спасет меня от жестоких побоев. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев... папе, отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папочка, иду умирать...

  Твоя доченька, Катя Сусанина»

 «...Немецкий народ имеет право завоевать Европу и превратить ее в германскую империю немецкого народа. Мы должны уничтожать население - это входит в нашу миссию охраны немецкой нации. Нам придется развить технику уничтожения населения... Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви»

Адольф Гитлер

Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

Слайд 17-18

Горели фашистские печи,
Хлестали фашистские плети,
Кричали и плакали дети,
Сквозь слезы зовя матерей…


На границе с Германией всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присвоив номера, и брали отпечатки пальцев.  После везли вглубь страны; на станциях людей  группами выводили из вагонов и продавали.  Это фактически была продажа рабов на невольничьем рынке.  Покупатели ощупывали узников с ног до головы, выбирая тех, что покрепче.  Вот что рассказывает Валентина Сомова: «С меня даже платок  сняли, смотрели на вшивость. Так покупатель выбирал себе рабыню, платил 10-15 марок и увозил в свое поместье».  
Тех немногих, которых отобрали, увозили работать  на немцев.  Подростки смотрели за детьми, работали в поле на лошадях, ухаживали за скотом… Рабочий день начинался часов в шесть утра и заканчивался около полуночи. 

После распределения или покупки дети попадали в лагеря.  Лагеря, как правило, находились в нескольких километрах от заводов, куда узников гоняли на работу.  В лагере опять фотографировали и присваивали номер, заменявший имя. Называли узников по номерам, и во всех документах стояли номера.  Так заставляли отказываться от имен; оставалось лишь пустое «396», «61827», «36456»… Нумеровали всех, даже грудных младенцев. 

Людей одевали в полосатые робы (на все времена года), вместо обуви давали выдолбленные деревянные колодки. Как вспоминает Сергей Ильич Васёшенков, эти деревянные башмаки слишком гремели по мостовой, когда утром шли на работу. Из-за этого узников из окон ругали немецкие женщины. 

После приезда в лагерь детей разлучали с матерьми; тех, кто противился, били плетьми. Малолетние дети были для фашистов чем-то вроде нежелательного довеска к рабочей силе (работать наравне со взрослыми заставляли с 13-15 лет).  Одна из узниц вспоминает, что видеться с матерьми дети могли только во время учебной тревоги: гасили свет, и малыши бежали на голоса мам.  Тех, кто не успевал вернуться, сажали в карцер. 

Кормили узников один или два раза в день, и то пищей это назвать нельзя.  Вечером был суп из брюквы, утром кипяток и 150 граммов хлеба для детей и 250 – для взрослых.  Это – в лучшем случае; в некоторых лагерях выделяли только по 50 грамм хлеба на человека.  Хлеб имел в своем составе какие-то добавки и готовился плохо.  Многие вспоминают, что в хлеб добавляли костную муку и даже древесные опилки. 

Изголодавшиеся дети принимали сладковатый запах, доносившийся из крематориев, за запах пекущегося хлеба. 

Дети работали в лагерях нередко по 12 часов в сутки.  Тех, что постарше, сгоняли на строительство водонапорных башен и других подобных сооружений.  Дети помладше работали на заводах, а совсем малыши были часто просто предоставлены сами себе.  «Иногда детей из концлагеря на повозках возили в госпиталь.  Там купали, переодевали, в течение 7-10 дней усиленно кормили, потом брали кровь для немецких солдат.  После этого детей клеймили: клеймо в виде двух соединенных колец ставили на правой лопатке.  Затем ребят снова отправляли в концлагерь; они спали на соломе, кишевшей паразитами.  Насекомые разъедали рану, она долго кровоточила и не заживала…» Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.



Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище



Слайд 19

Мы знали, что умрем мы не в постели,
И потому – судьбе наперекор – 
Мы так неудержимо жить хотели,
Как, может, не хотели до сих пор.



Тяжело было и детям, находящимся на незанятой немцами территории. В тылу, вблизи передовой. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Слайд 22

Женщины, подростки
У станков стояли,
Но мужскую, взрослую
Норму выполняли!
Токаря-мальчишки
Воевать мечтали,
Трудовые книжки
Их не отпускали...

Слайд 23

Вспомним, товарищ, как в годы военные

Ушли из деревни на фронт мужики.

 Остались подростки да женщины бедные.

Старухи убогие и старики.

 Трудились упорно с одним утешением,

И верой в Победу так были сильны!

И знали мы твёрдо: в большое сраженье.

Вносим свой вклад в окончанье войны.

 Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили -

Сокрушим, одолеем врага!

Слайд 24

Из воспоминаний жителей нашего села – детей войны:

«Когда началась война, мне было 1 год 8 месяцев. В войну мы жили с мамой. Был у нас свой деревянный дом. Мама работала там, куда посылали. Часто голодали. Ели жёлуди, корешки и даже рыбьи кости.» Шишкина Раиса Ермолаевна

«В 1942 г. я закончила 7 классов, получила документ об образовании. Молодёжь-подростков провожали собирать лапочки, из которых делали йод для фронта. А в 1943 г я уже пошла работать в плодовощи, где делали тару для овощей: ящики, плели корзины; загружали баржи зерном: на девичьи плечи клали мешки с зерном. Так как я работала, я получала паёк: 250 г хлеба на день. В ильмене за школой, где Мартынцов сад, у нас были наделы земли. Мы сажали просо, тыквы и др. овощи. Этот огород охранял маленький мальчик, с которым расплачивались продуктами. Не смотря на трудное, голодное время, мальчик этот без разрешения не трогал даже отгоревшей тыквушки.» Горбачёва Раиса Максимовна

«Пятеро нас было детей, и дед ещё с нами жил. Самой старшей Нюсе было 15 лет, мне – 11 , брату Ване – 7 лет, сестре Кате – 5 , а самому маленькому Лёше было всего 8 месяцев. Помню, как провожали отца. Всей семьёй шли далеко за село. Мама несла Лёню, а мы все держались кто за мамин подол, кто за отца. В конце 42-го пришло извещение, что пропал без вести. Жёлуди собирали, растики, косматики, рыбу бородили. Старшие, я и Нюся, в колхозе работали: сусликов морили, кашеварили в бригаде. Младшие, Катя и Лёня, были под присмотром Вани. Он старший среди них: ему уже было лет 8.

Об игрушках думали. Есть хотелось постоянно. Помню, однажды мы пошли на работу с Нюсей (в это время мы жили уже на Бундином), дошли почти до горы, вдруг слышим какой-то звук, похожий на взрыв, а потом страшный крик. Мы бросились назад. Подбегаем, а у Вани левой кисти почти всей нет, оторвало. Мама перевязывает руку, а нас проводила за лошадью, чтобы везти его в больницу. Оказывается, он нашёл игрушку, похожую на подвесную гирю, положил её на порог, на неё гвоздь и стал бить молотком. А это оказалась мина, и она взорвалась. Младших отбросило взрывной волной, а у Вани оторвало почти всю левую кисть. В больнице ему отняли всю кистьКирпичёва Мария Алексеевна



Слайд 25

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”

Слайд 26-27

Под бомбежками дети теряли кров, родителей. Становились сиротами. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. И если не умирали попадали в детские дома

Слайд 28

Игрушками становились брошенная военная техника и оружие



Слайд 29

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми.



Вставали в строй мальчишки боевые:

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Слайд 30

Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Саша Чекалин

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».



Слайд 31

С ужасом фашизма боролась вся Россия. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны.

Память:

Дети войны–
И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…

Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!

Земля омыта
Слезами детскими,
Детьми советскими
И не советскими!

Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?

Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла–
Где дети плакали!

Дети войны–
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания!



Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.

Слайд 32



О памяти.… Когда она короткая,

То для человека это горе,

Для народа – несчастье,

Для государства  - катастрофа.

















 











Просмотр содержимого документа
«Колесников Александр Александрович»

Колесников Александр Александрович

Опубликовано 18 июля 2006 года

29056 0

   

В марте 1943 года мы с другом сбежали со школьных уроков и отправились на фронт. Нам удалось забраться в товарный поезд, в вагон с прессованным сеном. Казалось, все складывается благополучно, но на одной из станций нас обнаружили и отправили обратно в Москву.

На обратном пути я снова удрал на фронт - к отцу, служившему заместителем командира механизированного корпуса. Где я только не был, сколько дорог пришлось пройти пешком, проехать на попутных машинах: Однажды в Нежине случайно встретил раненого танкиста из части отца. Выяснилось, что батюшка получил от мамы известие о моем "героическом" поступке и пообещал устроить мне при встрече отменную "лупку".

Последнее существенно изменило мои планы. Недолго думая, я пристроился к танкистам, которые направлялись на переформирование в тыл. Рассказал им, что отец у меня тоже танкист, что маму потерял во время эвакуации, что остался совсем один: Мне поверили, приняли в часть сыном полка - в 50-й полк 11-го танкового корпуса. Так в 12 лет я стал солдатом.

Дважды ходил на разведку во вражеский тыл, причем оба раза с заданием справился. Правда, в первый раз чуть не выдал нашего радиста, которому нес новый комплект электрических батарей для рации. Встреча была назначена на кладбище. Позывной - утиное кряканье. Получилось так, что на кладбище я добрался ночью. Картина ужасающая: все могилы разворочены снарядами: Вероятно, больше от страха, чем исходя из реальной ситуации, начал крякать. Раскрякался так усердно, что не заметил, как сзади подполз наш радист и, зажав мне рот ладонью, прошептал: "Сдурел, парень? Где же это видано, чтобы утки ночью крякали?! Спят они по ночам!" Тем не менее, задание было выполнено. После удачных походов по вражеским тылам меня с уважением называли не иначе, как Сан Санычем.

В июне 1944 года 1-й Белорусский фронт начал подготовку к наступлению. Меня вызвали в разведотдел корпуса и представили летчику-подполковнику. Воздушный ас рассмотрел меня с большим сомненьем. Начальник разведки перехватил его взгляд и заверил, что Сан Санычу вполне можно доверять, что я уже давно - "стреляный воробей".

Летчик-подполковник был немногословен. Немцы под Минском готовят мощный оборонительный заслон. По железной дороге к фронту непрерывно перебрасывают технику. Разгрузку осуществляют где-то в лесу, на замаскированной железнодорожной ветке, в 60-70 километрах от линии фронта. Эту ветку необходимо уничтожить. Но сделать это вовсе не просто. Парашютисты-разведчики с задания не вернулись. Авиационная разведка также не может засечь эту ветку: маскировка выполнена безукоризненно. Задача - в течение трех дней найти секретную железнодорожную ветку и обозначить место ее расположения, развесив на деревьях старое постельное белье.

Меня переодели во все гражданское, дали тюк постельного белья. Получился подросток-беспризорник, меняющий белье на продукты. Линию фронта перешел ночью с группой разведчиков. У них было свое задание, и вскоре мы расстались. Пробирался лесом, вдоль основной железной дороги. Каждые 300-400 метров - парные фашистские патрули. Изрядно вымотавшись, днем задремал и чуть не попался. Очнулся от сильного пинка. Два полицая обыскали меня, перетрясли весь тюк белья. Обнаруженные несколько картошин, кусок хлеба и сало тут же отобрали. Захватили и пару наволочек и полотенец с белорусской вышивкой. На прощанье "благословили": - Убирайся, пока не пристрелили!

Тем и отделался. К счастью, полицаи не выворачивали мои карманы наизнанку. Тогда бы была беда: на подкладке кармана моей куртки была напечатана топографическая карта с расположением железнодорожных станций...

На третий день я наткнулся на тела парашютистов, о которых говорил летчик-подполковник.

Вскоре путь мне преградила колючая проволока. Началась запретная зона. Несколько километров пробирался вдоль проволоки, пока не вышел к основной железнодорожной магистрали. Повезло: военный эшелон, загруженный танками, медленно свернул с основного пути и скрылся между деревьями. Вот она, загадочная ветка!

Гитлеровцы замаскировали ее отменно. Более того, эшелон двигался "хвостом" вперед! Паровоз был расположен позади состава. Таким образом создавалось впечатление, что паровоз дымит на основной магистрали.

Ночью я забрался на верхушку дерева, растущего у стыка железнодорожной ветки с основной магистралью и развесил там первую простыню. К рассвету вывесил постельное белье еще в трех местах. Последнюю точку обозначил собственной рубашкой, привязав ее за рукава. Теперь она развевалась на ветру, как флаг.

На дереве просидел до утра. Было очень страшно, но больше всего я боялся заснуть и прозевать самолет-разведчик. "Лавочкин-5" появился в срок. Фашисты его не трогали, чтобы не выдать себя. Самолет долго кружил поодаль, затем прошел надо мной, развернулся в сторону фронта и помахал крылышками. Это был условный сигнал: "Ветка засечена, уходи - будем бомбить!"

Отвязал рубашку и спустился на землю. Отойдя всего километра на два, услышал гул наших бомбардировщиков, и вскоре там, где проходила секретная ветка врага, полыхнули разрывы. Эхо их канонады сопровождало меня весь первый день пути к линии фронта.

На следующий день вышел к реке Случь. Подсобных плавсредств, чтобы переплыть реку, не было. К тому же на противоположной стороне виднелась сторожка вражеской охраны. Примерно в километре, к северу, просматривался старый деревянный мост с единственной железнодорожной колеёй. Решил переехать через него на немецком поезде: прицеплюсь где-нибудь на тормозной площадке. Так я уже делал несколько раз. И на мосту, и вдоль железной дороги стояли часовые. Я решил попытать счастья на разъезде, где поезда останавливаются, пропуская встречных. Полз, прячась за кустами, по пути подкрепляясь земляникой. И вдруг прямо передо мной - сапог! Подумал, что это немец. Стал отползать назад, но тут услышал приглушенный доклад: - Еще один эшелон проходит, товарищ капитан!

От сердца отлегло. Я потянул капитана за сапог, чем не на шутку напугал его. Мы узнали друг друга: вместе переходили линию фронта. По осунувшимся лицам я понял, что разведчики находятся у моста уже не один день, но ничего не могут поделать, чтобы уничтожить эту переправу. Подошедший эшелон был необычным: вагоны опломбированы, охрана эсэсовская. Не иначе как боеприпасы везут! Состав остановился, пропуская встречный санитарный поезд. Автоматчики из охраны эшелона с боеприпасами дружно перешли на противоположную от нас сторону - взглянуть, нет ли знакомых среди раненых.

И тут меня осенило! Выхватил взрывчатку из рук бойца и, не дожидаясь разрешения, бросился к насыпи. Подлез под вагон, чиркнул спичкой: И тут вагонные колеса двинулись с места, с подножки свесился кованый сапог эсэсовца. Вылезти из-под вагона невозможно: Как же быть? Открыл на ходу угольный ящик-"собачник" - и залез туда вместе с взрывчаткой. Когда колеса глухо застучали по настилу моста, снова чиркнул спичкой и запалил бикфордов шнур.

До взрыва остались считанные секунды. Смотрю на горящий запальный шнур и думаю: ведь меня сейчас в куски разорвет! Выпрыгнул из ящика, проскочил между часовыми, и с моста - в воду! Ныряя раз за разом, поплыл по течению. Выстрелы часовых с моста перекликались с автоматными очередями эшелонных эсэсовцев. И тут рванула моя взрывчатка. Вагоны с боеприпасами стали рваться, как по цепочке. Огненный смерч поглотил и мост, и поезд, и охрану.

Как я ни старался отплыть подальше, меня настиг и подобрал катер фашистской охраны. К моменту его причаливания к берегу, невдалеке от сторожки, я уже потерял сознание от побоев. Озверевшие гитлеровцы меня распяли: руки и ноги прибили гвоздями к стене у входа. Спасли меня наши разведчики. Они увидели, что я уцелел от взрыва, но попал в руки охраны. Внезапно атаковав сторожку, красноармейцы отбили меня у немцев. Очнулся под печкой сожженного белорусского села. Узнал, что разведчики сняли меня со стены, завернули в плащ-палатку и понесли на руках к линии фронта. По пути наткнулись на вражескую засаду. Многие погибли в скоротечной схватке. Раненый сержант подхватил меня и вынес из этого пекла. Спрятал меня и, оставив мне свой автомат, пошел за водой, чтобы обработать мои раны. Вернуться ему было не суждено...

Сколько времени я пробыл в своем укрытии, не знаю. Терял сознание, приходил в себя, опять проваливался в небытие. Вдруг слышу: идут танки, по звуку - наши. Закричал, но при таком грохоте гусениц меня, естественно, никто не услышал. От перенапряжения в очередной раз потерял сознание. Когда очнулся, услышал русскую речь. А вдруг полицаи? Лишь убедившись, что это свои, позвал на помощь. Меня вытащили из-под печки и сразу отправили в медсанбат. Потом был фронтовой госпиталь, санитарный поезд и, наконец, госпиталь в далеком Новосибирске. В этом госпитале провалялся почти пять месяцев. Так и не долечившись, сбежал с выписывающимися танкистами, уговорив няню-бабушку принести мне старую одежонку, чтобы "погулять по городу".

Полк свой догнал уже в Польше, под Варшавой. Меня определили в танковый экипаж. Во время переправы через Вислу наш экипаж принял ледяную купель. От попадания снаряда паром крепко качнуло, и Т-34 нырнул на дно. Башенный люк, несмотря на усилия ребят, под давлением воды не открывался. Вода медленно заполняла танк. Вскоре она дошла мне до горла...

Наконец люк удалось открыть. Ребята вытолкнули меня на поверхность первым. Потом они по очереди ныряли в ледяную воду, чтобы зацепить трос за крюки. Затонувшую машину с большим трудом вытащили две сцепленные "тридцатьчетверки". Во время этого приключения на пароме я встретился с летчиком-подполковником, который когда-то отправлял меня на поиск секретной железнодорожной ветки. Как он обрадовался:- Я тебя полгода разыскиваю! Слово дал: если живой, обязательно найду!

Танкисты отпустили меня в авиаполк на сутки. Познакомился с летчиками, которые разбомбили ту секретную ветку. Меня задарили шоколадом, покатали на У-2. Потом весь авиаполк построился, и мне торжественно вручили орден Славы III степени. На Зееловских высотах, 16 апреля 1945 года, мне довелось подбить гитлеровский "тигр". На перекрестке два танка сошлись лоб в лоб. Я был за наводчика, выстрелил первым подкалиберным снарядом и попал "тигру" под башню. Тяжеленный броневой "колпак" отлетел, как легкий мячик.

В тот же день подбили и наш танк. Экипаж, к счастью, уцелел полностью. Мы сменили машину и продолжили участие в боях. Из этого, второго по счету танка, в живых осталось лишь трое:

К 29 апреля я уже был в пятом танке. Из его экипажа спасли лишь меня одного. Фаустпатрон разорвался в моторной части нашей боевой машины. Я находился на месте наводчика. Механик-водитель схватил меня за ноги и выкинул через передний люк. После этого начал выбираться сам. Но ему не хватило буквально нескольких секунд: начали рваться снаряды боеукладки и механик-водитель погиб. Очнулся в госпитале, 8 мая. Госпиталь находился в Карлсхорсте, напротив здания, где подписывали Акт о капитуляции Германии. Этот день не забыть никому из нас. Раненые, не обращали внимания ни на врачей, ни на медсестер, ни на собственные раны - прыгали, плясали, обнимали друг друга. Уложив на простынь, меня подтащили к окну, чтобы показать, как после подписания капитуляции выходит маршал Жуков. Позже вывели Кейтеля с его понурой свитой.

В Москву вернулся летом 1945 года. Долго не решался войти в свой дом на Беговой улице: Я не писал маме более двух лет, опасаясь, что она заберет меня с фронта. Ничего так не боялся, как этой встречи с ней. Понимал, сколько горя я ей принес! Вошел бесшумно, как меня научили ходить в разведке. Но материнская интуиция оказалась тоньше - она резко обернулась, вскинула голову и долго-долго, не отрываясь, смотрела на меня, на мою гимнастерку, награды:

- Куришь? - наконец спросила она.

- Ага! - соврал я, чтобы скрыть смущение и не выдать слез.

Через много лет я побывал на том месте, где был взорван мост. Разыскал сторожку на берегу. Она вся разрушена - одни развалины. Прошелся вокруг, осмотрел новый мост. Ничто не напоминало о страшной трагедии, разыгравшейся здесь в годы войны. И только мне было очень и очень грустно...



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Дети войны  Словно призраки, бледны,  Мы крепились — не кричали,  Дети страшной той войны,  Дети гнева и печали .

Дети войны

Словно призраки, бледны, Мы крепились — не кричали, Дети страшной той войны, Дети гнева и печали .

Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны…

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Каждый день теряли 9168 детей, Каждый час – 382 ребенка, Каждую минуту – 6 детей, Каждые 10 секунд – 1 ребенок. Жертвами войны стало 13 миллионов детей

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Жертвами войны стало 13 миллионов детей

“ Мы великих дел не вершили  И по трижды чужой вине,  Как солдаты,  В землянках жили,  Умирали,   Как на войне”.

Мы великих дел не вершили И по трижды чужой вине, Как солдаты, В землянках жили, Умирали,  Как на войне”.

Горели фашистские печи,  Хлестали фашистские плети,  Кричали и плакали дети,  Сквозь слезы зовя матерей…

Горели фашистские печи, Хлестали фашистские плети, Кричали и плакали дети, Сквозь слезы зовя матерей…

Мы знали, что умрем мы не в постели,  И потому – судьбе наперекор –   Мы так неудержимо жить хотели,  Как, может, не хотели до сих пор.

Мы знали, что умрем мы не в постели, И потому – судьбе наперекор –  Мы так неудержимо жить хотели, Как, может, не хотели до сих пор.

Женщины, подростки  У станков стояли,  Но мужскую, взрослую  Норму выполняли!  Токаря-мальчишки  Воевать мечтали,  Трудовые книжки  Их не отпускали...

Женщины, подростки У станков стояли, Но мужскую, взрослую Норму выполняли! Токаря-мальчишки Воевать мечтали, Трудовые книжки Их не отпускали...

  Мы землю пахали, косили и сеяли. Из последних силёнок метали стога. Да, трудно нам было, но всё же мы верили - Сокрушим, одолеем врага!

  Мы землю пахали, косили и сеяли.

Из последних силёнок метали стога.

Да, трудно нам было, но всё же мы верили -

Сокрушим, одолеем врага!

Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков своей страны.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Марат и Ариадна Казей  Саша Чекалин Зина Портнова  Валя Котик  Леня Голиков

Марат и Ариадна Казей

Саша Чекалин

Зина Портнова

Валя Котик

Леня Голиков

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.

О памяти.… Когда она короткая, То для человека это горе, Для народа – несчастье, Для государства  - катастрофа.

О памяти.… Когда она короткая,

То для человека это горе,

Для народа – несчастье,

Для государства  - катастрофа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Дети войны". Внеклассное мероприятие, посвященное 70-ти летию Победы.

Автор: Мурашкин Евгений Алексеевич

Дата: 08.07.2015

Номер свидетельства: 222508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchiennoie-dniu-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "238575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444586432"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Презентация : " Дети Войны " "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-dieti-voiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "200737"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428911315"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеклассное мероприятие "70-летие Победе в В.О.В." "
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-70-lietiie-pobiedie-v-v-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "215822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432803667"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в ВОв "Родом не из детства" "
    ["seo_title"] => string(93) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchiennoie-70-lietiiu-pobiedy-v-vov-rodom-nie-iz-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "191487"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427307938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства