kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Завершение объединения русских земель и образование Российского централизованного государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учителей, преподающих историю в 10 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Завершение объединения русских земель и образование Российского централизованного государства»

ТЕМА: « Образование единого централизованного государства.

(10-й класс)

Для определения темы урока, учащимся предлагается отрывок из произведения Д.С. Лихачёва.

« За время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил пределы Русского государства... Наконец после знаменитого "стояния" двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, "перестоял" хана Ахмата... порвав тем самым последние остатки зависимости русских княжеств от Орды".

ЦЕЛЬ урока: Определить историческую закономерность процесса объединения русских земель в единое государство с сильной великокняжеской властью, определить значение освобождения страны от ордынского ига.

ЗАДАЧИ: Образовательные

  1. Познакомить учащихся с завершающим этапом борьбы великих московских князей за создание единого русского государства, освобождение Руси от ордынского ига.

  2. Охарактеризовать деятельность Ивана 3, показать её историческое значение.

Коммуникативные

  1. Развивать навыки работы в группе

  2. Вести аргументированный спор

Регулятивные

  1. Определять тему урока, его цели и задачи

  2. Составлять план действий при изучении нового материала

  3. Давать оценку качеству и уровню усвоенных на уроке знаний

Личностные

  1. Способствовать развитию интереса к историческому прошлому своей страны

  2. Воспитанию чувства патриотизма

Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы




Тип урока – урок введения новых знаний



ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

карта   «Образование Российского централизованного государства»,

раздаточный материал,

учебник А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца 17 в.

образовательный сайт school-collection.edu.ru

мультимедийное оборудование



Основные понятия: кормление, Юрьев день, "пожилое", Судебник, местничество, наместники, поместье.

Основные даты:

1462 - 1505 гг. - правление Ивана 3

1471, 1478 гг. - походы Ивана 3 на Новгород

1480 г. - свержение ордынского ига

1497г. - принятие Судебника

План урока:

  1. Завершение процесса объединения русских земель.

  2. Свержение ордынского ига.

  3. Централизация власти.

  4. Судебник Ивана 3.

Ход урока.

Актуализация полученных ранее знаний

Заполнение таблицы

Династическая война в Московском княжестве во второй половине 15 в.

Предпосылки


Участники


Основные события

1425 - 1453 гг.


Итоги


Сходство с предыдущими усобицами


Отличие от предыдущих усобиц









Общий вывод: династическая война показала неизбежность образования единого централизованного государства.

Изучение нового материала

  1. Завершение процесса объединения русских земель.

15 век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии (1453 г.), великих географических открытий, образования в Западной Европе централизованных государств, время, которое вошло в историю как эпоха Возрождения.

15 в. это период завершения объединения русских земель. Создание единого государства в России было необходимо для борьбы с внешней опасностью, для обретения национальной независимости. Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III.

Задание: показать на карте земли входившие в состав Московского княжества до 1425 г.

Самостоятельная работа: заполните таблицу, используя текст учебника стр. 184-185.

Территориальный рост Московского княжества во второй половине 15 в.

Великий князь

Годы княжения

Присоединенные территории

Иван 3

1462 - 1505 гг.

Ярославское княжество (1468 г.)

Пермь Великая (1472г.)

Ростовское княжество (1474 г.)

Новгород Великий (1478 г.)

Тверское княжество (1485 г.)

Вятка (1489 г.)



Проблемное задание: При вхождении Новгорода Великого в состав Российского государства в нем был ликвидирован вечевой строй. Одни исследователи считают установление монархической формы правления неизбежной в 15 в., другие находят возможным дальнейшее существование и развитие феодальной республики в Новгороде.

Класс делится на две группы: одна группа находит аргументы в пользу первой позиции, другая аргументы против нее.

Работа в группах:

I группа

Получает атласы и задание с. 185 -186 учебника А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История

России с древнейших времён до XVII века- см. Приложение №2

Вопросы:

1.Какие земли во второй половине XV века вошли в состав Московского княжества?

(работа с таблицей и атласом " Хроника объединения земель вокруг Москвы") сл .13

2.В чём проявляется острота борьбы между Москвой и Великим Новгородом?

Каково значение присоединения Новгорода к Москве? сл.14

3.Сделайте вывод и назовите признак централизованного государства.

Вывод: Российское государство сформировало свои границы к концу XV b., процесс собирания русских земель был практически завершён.

II группа  (изучают новую систему управления Московским государством)- см.Приложение №3

с. 186-187 учебника А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времён до XVII века

l. Ha основании текста составьте схему "Система государственного устройства

России в  k.XV-h.XVI. b.b."  сл.15

2. Изучите документ Судебник 1497 г. Какие факты указывают на изменение положения крестьян со времён " Русской правды" ? сл.16

3. Как Судебник определяет условия выхода крестьян и каковы последствия этого?

4. Сделайте вывод и назовите признаки централизованного государства

Вывод: Новое российское государство создает систему управления, московское войско и законодательство закрепляющее Юрьев день, т.е начало закрепощения крестьян

III группа (изучает летопись) см.Приложение №2

1 .Изучите документ , выделите из текста основные исторические факты о стоянии на реке  Угре.сл.17-19

2.Оцените справедливость традиционного названия "стояние".  Соответствует ли это действительности? Возвращаемся к вопросу о Иване III . Что имел в виду Карамзин , давая подобную оценку Ивану III?

3. В чём значение победы для России?

4.Сделайте вывод. Назовите признак централизованного государства.

Вывод: через 240 лет Российское государство стало независимым.

Проблемное задание

Что имел ввиду Н.М. Карамзин давая подобную оценку Ивану III? « Иван III как человек не имел любезных   свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным. Ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие..»

Доказать, что в XV веке при Иване III образовалось  единое централизованное Российское государство.

Вывод по проблеме урока :

Таким образом, мы установили что, во второй половине XV в. при Иване III было создано централизованное (единое) государство - Россия. Государство, в котором происходит политическое собирание воедино земель , объединение страны  вокруг сильной центральной власти (князя, государя) с общим законодательством , армией, налогами, печатью. "Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством"




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Ольховая Лидия Сергеевна

Дата: 25.01.2018

Номер свидетельства: 452574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства