kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Великая Октябрьская революция и Гражданская война в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательная – Проверить насколько учащиеся усвоили материал по Российским революциям и Гражданской войне 1917-1922 гг.

Воспитательная – Проверить, как учащиеся оценили значение революций и Гражданской войны для судеб разных слоев населения, выяснить к чьей стороне: белых или красных, ученики больше склоняются.

Развивающая – Проверить насколько у учащихся сформировались умения и навыки работать с презентацией, датами, терминами, историческими портретами, строить свой ответ, логически мыслить.

Просмотр содержимого документа
«Великая Октябрьская революция и Гражданская война в России»

План-конспект урока по истории


Тема: Обобщающий урок по второму разделу «Великая Российская революция и Гражданская война».

Класс: 9 «А».

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: брейн-ринг.

Оборудование:

1 - Мультимедийная презентация по данной теме;

2 – учебник для 9 класса История России XX-начало XXI века А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт;

3 – раздаточный материал с заданиями по датам для каждой группы (3 варианта).

Ход урока:

Цели:

Образовательная – Проверить насколько учащиеся усвоили материал по Российским революциям и Гражданской войне 1917-1922 гг.

Воспитательная – Проверить, как учащиеся оценили значение революций и Гражданской войны для судеб разных слоев населения, выяснить к чьей стороне: белых или красных, ученики больше склоняются.

Развивающая – Проверить насколько у учащихся сформировались умения и навыки работать с презентацией, датами, терминами, историческими портретами, строить свой ответ, логически мыслить.

Организационный момент:

(2-3мин)

-приветствие;

-определение отсутствующих;

-организация внимания;

- деление класса на три команды, по заранее определенным учителем спискам (в зависимости от успеваемости), которые представлены еще на перемене на мультимедийной доске (слайд №2),

- объяснение учителем правил брейн-ринга:

Сегодня вы, являетесь участниками обобщающей игры – Брейн-ринг, в ходе которой мы выясним, как вы усвоили тему «Великие Российские революции и Гражданская война». В игре участвует три команды. В зависимости от того, какие команды первыми ответят на вопросы отборочного тура, и будет определен порядок выбора тем вопросов и последующего ответа на них. Брейн-ринг включает в себя 5 туров, за правильные ответы в каждом туре вы можете получить определенное количество баллов. В случае если отвечающая команда дала неправильный ответ или не знает его, права ответа передается другим командам. Ответы от групп принимаются только по поднятой руке. Оценивать вас и заниматься подсчетом голосов будет жюри.

- придумывание название команды, соответствующее теме урока.

Проведение обобщающей игры «Брейн-ринг» на уроке: (40 минут)

1) Отборочный тур:

Учитель: Ребята сейчас я вам задам вопрос, и какая из команд первая ответить на него и получит право первой выбирать тему вопросов и отвечать. Затем из двух оставшихся команд, мы таким же образом выберем, кто будет отвечать вторыми, а кто третьими. Напоминаю, что ответы принимаются по поднятой руке.

Вопрос №1:

Как называется третья по счету революция в России? (Октябрьская - определяется 1 команда)

Вопрос №2: К «военному коммунизму» относится продналог или продразверстка? (определяется 2 команда).

Команда, которая не успела ответить на заданные вопросы, будет отвечать третьей по счету.

2) Первый тур:

1 этап - «Найди лишнее»:

Учитель: Сейчас на слайде, вы видите три темы, команда «Белая армия» выбирает первой тему, на которую я задам вопрос (слайд №4). За правильный ответ вы можете получить 1 балл.

Темы:

1.Лозунги революции,

2. Вопросы революции,

3. Правительства после Февральской революции.

Вопросы:

1. Назовите лишний лозунг времен Февральской революции:

а) Долой царизм, б) Вперед товарищи,

в) Долой войну.

2. Назовите, какого вопроса не было в годы революций:

а) Крестьянского, б) Рабочего,

в) Образовательного, г) Вопроса о войне.

3. Какого правительства не было после Февральской революции:

а) Временного правительства,

б) Совета любителей политики,

в) Совета рабочих и солдатских депутатов.

Переходим ко 2-ому этапу «Органы власти»:

Учитель: Команда «Белая армия» выбирайте номер вопроса - Органы власти – 1, 2, 3(слайд №5.)За правильный ответ вы можете получить 1,5 балла.

Вопросы:

1. Этот орган власти был образован из 2-х других, располагался в помещениях Таврического дворца, был создан сразу после Февральской революции. (Временное правительство)

2. Парламентское учреждение, которое должно было утвердить новую систему власти. (Учредительное собрание)

3. Как называется правительство, которое объединяло представителей разных политических партий. (Коалиционное)

3-й этап – «Личности»:

Учитель:

Сейчас я буду зачитывать краткую характеристику известных исторических личностей, ваша задача по порядку определить их и назвать фамилию. За правильный ответ вы можете получить 2 балла.

Команда «Белая армия» выбирайте номер вопроса - Личности – 1, 2, 3, 4, 5, 6. (слайд №5)

1. Этот русский правитель владел несколькими языками, был идеальным семьянином, во время Февральской революции был потрясен позицией офицеров. (Николай II)

2. Этот политический деятель был отличным организатором, имел авторитет в земских кругах и армии, имел титул князя и возглавлял важный государственный орган, образованный после Февральской революции. (князь Львов)

3. Военный деятель, участвовал в русско-японской войне, первой мировой войне, был командующим Петроградского военного округа, сменил Брусилова на посту Верховного главнокомандующего, имел звание генерал. (Корнилов)

4. Политический деятель, который учился на юридическом факультете Казанского университета, из которого был исключен, был очень начитанным человеком, создатель и руководитель крупной политической партии. (Ленин)

5. Политический деятель, был одним из руководителей Петроградского Совета рабочих депутатов в 1905 г., разработал теорию «перманентной революции», являлся главой Военно-революционного комитета, большевик.(Троцкий)

6. Политический деятель, окончил юридический факультет, считал себя «восходящей звездой на политическом горизонте России», являлся военным и морским министром. (Керенский)

4-й этап - «Общие вопросы»:

Учитель: Команда «Белая армия» выбирайте номер вопроса - Общие вопросы – 1, 2, 3, 4, 5, 6. (слайд №5.) За правильный ответ вы можете получить 2 балла.

1. Как называется ситуация, когда в марте 1917 г. в России существовало сразу 2 органа власти. (Двоевластие).

2. Новая программа действий, нацеленных на захват власти в стране, с которой выступил В.И. Ленин в апреле 1917 г.. (Апрельские тезисы)

3. 25 октября 1917 г. в 21час 40 минут по сигналу этого крейсера начался штурм Зимнего дворца. (Аврора).

4. Эти большевики выступили против вооруженного восстания. (Каменев и Зиновьев)

5. Как называется орган, организованный для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. (ВЧК)

6. Какой характер носил Брестский мир, заключенный между Россией и Германией. (Сепаратный).

Второй тур «Чьи это слова»:

Учитель:

Сейчас я буду зачитывать слова известных людей, ваша задача определить, кому они принадлежат. Команда «Белая армия» выбирайте номер вопроса – «Чьи это слова» – 1,2,3. За правильный ответ вы можете получить 3 балла

1. «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». (Л.Д. Троцкий)

2. «Без армии – серьезнейшей экономической подготовки, вести современную войну для разоренной крестьянской армии – вещь невозможная» .(Ленин)

3. «Есть такая партия». (Ленин)

Третий тур «Даты Гражданской войны»:

Учитель: Каждая команда получает карточку с событиями Гражданской войны, ваша задача определить к какому году войны они относятся. И поставить соответствующие буквы на линии времени. За правильный ответ вы можете получить 4 балла.

Команда №1:

а) Мятеж чехословацкого корпуса,

б) установление «красного террора»,
в) разгром армии Врангеля;
г) разгром армии Колчака;
д) советско-польская война;
е) разгром армии Юденича.

Годы Гражданской войны:

1918 г. – а), б),

1919 г. – е),

1920 г. – в), г), д).

Команда №2:

а) Начало формирования белого движения,

б) Начало формирования красной армии,

в) создание Уфимской директории,

г) Расстрел Колчака,

д) Расстрел царской семьи,

е) начало интервенции.

1917 г. – а),

1918 г. – б), в), д), е).

1920 г . – г).

Команда №3:

а) Начало проведения политики военного коммунизма,

б) Декрет о разверстке хлеба,

в) Начало крестьянских выступлений в Гражданскую войну,

г) Кронштадтское восстание,

д) Эвакуация Врангелем остатков белой армии в Крым,

е) Роспуск комбедов.

1918 г. – а), е),

1919 г. – б),

1920 г. – в), д),

1921 г. – г).

Четвертый тур «Узнай по портрету»:

Учитель: Сейчас на слайдах вы увидите портреты офицеров и генералов Белой и Красной армий, ваша задача назвать их фамилию и определить к какой из сторон они относились. За правильный ответ вы можете получить 2 балла.

№ 1 – Колчак (слайд № 12),

№ 2 – Фрунзе (слайд № 13),

№ 3 – Деникин (слайд № 14),

№ 4 – Краснов (слайд № 15),

№ 5 – Врангель (слайд № 16),

№ 6 – Тухачевский (слайд № 17),

№ 7 – Егоров (слайд № 18),

№ 8 – Чапаев (слайд № 19),

№ 9 – Врангель (слайд № 20).

Пятый тур «Ваше мнение»:

Учитель: И мы с вами переходим к заключительному туру игры. В этом туре вам будет предложено три проблемных вопроса и ответы к ним, ваша задача выбрать данные ответы или сформулировать свои, и аргументировать их. За это задание вы можете получить 5 баллов.

Вопрос 1-й: Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Аргументируйте свой ответ:

1. победили красные, так как Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
2. победили белые, так как властью были сделаны уступки (экономические и политические);
3. победили крестьяне, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.

Вопрос 2-й: Определите причины победы большевиков, аргументируйте свой ответ:

а) попытка реставрации помещичьего землевладения, оттолкнула крестьян от Белого движения;
б) население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;
в) большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь.

Вопрос 3-й: Какое влияние оказала гражданская война на политическое развитие России?

а) многопартийность / однопартийность;
б) демократия / диктатура;
в) открытость общества / закрытость общества.

Подведение итогов игры – брейн-ринг:

Учитель: Слово предоставляется нашему жюри, Наталье Григорьевне.

Подсчет баллов, и выяснение, какое место заняла каждая команда.

Наиболее активные ребята из каждой команды получают оценку «5», менее активные оценку «4».

Учитель: сегодня мы, еще раз с вами вспомнили основные события и личностей Российских революций и Гражданской войны. В целом вы хорошо справились с предложенными заданиями, но есть моменты, на которые вам еще нужно обратить свое внимание.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, и подведение итогов урока: (3 мин)

+ § 18;

+ новые определения;

+ вопросы после параграфов,

+ таблица.

- выставление оценок за урок.

Анализ целей урока:

Цели урока соответствуют его теме. Тип соответствует его целям. Я считаю, что в процессе урока поставленные цели были достигнуты. Используемые методы соответствуют возрастным особенностям учащихся – работа с датами, терминами, историческими портретами, сравнение событий, отстаивание собственной точки зрения.

Анализ организационного момента:

Настрой на работу. Собранность учеников, готовность учащихся к уроку (внешний вид, состояние рабочего места, наличие всех нужных принадлежностей для урока).

Четкое объяснение правил в начале урока, позволяет избежать недопонимания со стороны учащихся в ходе проведения самой игры.

Придумывание названия команды развивает творческое мышление ребят, а само название отличает их от других команд и объединяет в определенную группу. Названия были выбраны следующие:

1) СССР,

2) Красная армия,

3) Белая армия.

Анализ проведения обобщающей игры - брейн-ринга:

Деятельность класса рационально организована. Ребята работали самостоятельно. Активизация памяти, развитие навыков устной речи. Было сконцентрировано внимание учеников. Учащиеся, благодаря обобщающей игре, смогли систематизировать свои знания по данной теме.

Содержание обобщающего урока логически выстроено.

Наблюдался живой интерес учеников к игре и предложенным заданиям, так как данная форма организации учебной деятельности на уроке для них новая.

Выполнение всех заданий проходило в группах, что способствует развитию умений работать в команде и приходить к общему мнению. Включение заданий на определение личностей по характеристике, а затем по портретам влияло на «переключение» восприятия от слухового к зрительному, что способствовало повышению работоспособности класса и запоминанию материала.

Попытки изложения собственных мнений, суждений активизировало аналитическое и логическое мышление, что имеет большое значение для учащихся старших классов.

Благодаря сочетанию различных видов работ, повышения уровня сложности заданий ученики на уроке не утомлялись и не отвлекались. Благодаря предложенным заданиям у учащихся активизируется память. На большинство вопросов они без труда отвечали, опираясь на изученный материал прошлых уроков и добросовестной подготовке к игре. В последнем туре значительная часть учеников стремилась изложить свою точку зрения и аргументировать ее.

Анализ этапа подведения итогов урока:

Класс работал активно, плодотворно. Большинство ребят, которые принимали активное участие в игре и отвечали на вопросы, получили положительные оценки. Были ученики, которые предпочли так сказать, отсидеться за спинами своих одноклассников, они оценки за урок не получили.

Нарушений дисциплины не было.

Вывод: Считаю, что цели урока были достигнуты, широкое применение методов – словесных, наглядных позволили решить поставленные цели.

Урок по структуре соответствует типу урока. Структура урока последовательна, логична, выдержана по времени. Темп урока высокий. Урок носит обобщающий и развивающий характер. Различные задания игры, постоянное усложнение от тура к туру активизировали внимание учащихся и вызвали интерес к уроку.

Все учащиеся принимали участие в брейн-ринге, активизация познавательной деятельности высокая. Поставлены оценки «4» и «5», подведены итоги.



.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Великая Октябрьская революция и Гражданская война в России

Автор: Овсянникова Елизавета Николаевна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489275

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Разработка плана интегрированного урока: литература - история. Тема: «Смысл финала романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова». "
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotka-plana-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-tiema-smysl-finala-romana-tikhii-don-m-a-sholokhova"
    ["file_id"] => string(6) "239840"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444874914"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Гражданская война и интервенция в России: Цена великого раскола "
    ["seo_title"] => string(72) "grazhdanskaia-voina-i-intiervientsiia-v-rossii-tsiena-vielikogho-raskola"
    ["file_id"] => string(6) "148949"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419882306"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация"Итоговое повторение.История России XX века в плакатах" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-itoghovoie-povtorieniie-istoriia-rossii-xx-vieka-v-plakatakh"
    ["file_id"] => string(6) "122504"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414259140"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства