2. Вводно-мотивационный | 2 | Сегодня мы узнаем ещё об одном выдающемся русском князе -Ярославе, сыне Владимира, которого народ назвал Мудрым. Нам предстоит ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым, и чему мы, современные люди, можем научиться у него?» | С помощью учителя формулируют познавательные задачи по теме урока |
3. Актуализация знаний | 5-7 | Ребята, вспомните первых русских князей. Какие задачи по укреплению государства, на ваш взгляд, стояли перед ними? Что могло препятствовать их решению? О каких сводах законов вы узнали при изучении курсов Древнего мира и Средних веков? | В ходе беседы называют первых князей, определяют существенные черты государственного устройства Руси и задачи, стоявшие перед потомками Владимира. |
4. Изучение нового материала | 20-25 | Знакомит учащихся с планом урока: Борьба за власть сыновей Владимира I. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе. Отношения Руси с другими государствами Использует метод комментированного чтения: Прочитайте п.1 и отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе» и ответьте на вопросы: Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича? Какие методы в борьбе друг против друга использовали его сыновья? Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми? Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему? Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром? Каков был итог усобиц? Прочитайте фрагмент из Правды Ярослава (рубрика «Изучаем документ»). Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси. Интересы каких жителей Руси защищались в первую очередь? Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства? Внешняя политика (Отношения Руси с другими государствами) – работа с исторической картой (стр.60): Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Покажите государства, с правителями которых Ярослав установил родственные связи. Сделайте выводы. | Фиксируют план урока в тетрадях Формы - работа с текстом учебника, с историческим источником и картой; беседа. Обучающиеся: Оценивают поступки людей, дают им оценку с гуманистических позиций; Используют приемы характеристики исторических явлений; Объясняют смысл используемых терминов и понятий; С помощью учителя излагают выводы и аргументируют их Определяют по карте исторические объекты и делают обобщающие выводы; Подтверждают примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси. |
6. Подведение итогов урока | 5-7 | Использует метод постановки проблемного вопроса: Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы можем поучиться у него? Что вы считаете наиболее важным из его преобразований и почему? | Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их; Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка) |
7. Организация изучения домашнего задания | | Выразите свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого в сообщении «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем» | Фиксируют домашнее задание |