kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по истории в 7 классе на тему "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с использованием кейс-технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории в 7 классе на тему "Опричнина"»

Технологическая карта урока по истории в 7 классе

                                                         

Учитель истории -  Тиховодов Артём Александрович

Школа – МАОУ СШ №1

Класс – 7

Учебник – История. История России: 7-й класс: учебник: в 2 частях. Ч. 1. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович и др.; под ред. А.В. Торкунова. – 3-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. 128 с.

Тема урока: «Опричнина»

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: кейс-метод, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Россия в середине и второй половине XVI века», атласы.  

Основные события, изучаемые на уроке: 1553 – возвращение из Казанского похода, 1564 г. – отъезд Ивана IV в Александровскую слободу, 1669 г. – поход против Новгорода, 1572 г. – отмена опричнины.

На этапе подготовки к уроку учитель разрабатывает комплектацию кейса; определяет основные и дополнительные материалы; проектирует сценарий урока; учащиеся выполняют домашнее задание по предыдущему параграфу.




Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, знание истории; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Регулятивные

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.

Коммуникативные

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные

• Усвоение определения понятий: опричнина, земщина, террор, опричник, заповедные лета, челобитная; знакомство с выдающимися личностями: Иван Грозный, Малюта Скуратов, Андрей Курбский, митрополит Филипп Колычев, Михаил Воротынский, Девлет-Гирей.

• формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.



Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

1. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

2. Эмоционально настроить учащихся на урок.

Словесный

(беседа)


Фронтальная

1. Напоминает учащимся требования к их учебной деятельности.

2.Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Принимают участие в

беседе, формулируют

задачи.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой

во фронтальном режиме.


Самоопределение (Л)

Постановка познавательной цели (П);

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин.)

Проверка домашнего задания.

Подготовка мышления учащихся к выполнению групповой работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности.

Сравнить народы, вошедшие в состав России, и показать политику царской администрации по отношению к этим народам.

Таблица

Фронтальная

Напоминаю учащимся, что им была задана таблица по &11: «Народы России во второй половине XVI века» (вывожу таблицу на экран).

Выборочно спрашиваю учащихся по каждому народу.



Вступительное слово учителя:

Начало Ливонской войны показало слабость боярских воевод (нередки были перебежчики, например А. Курбский). Как исправить ситуацию, т.е. сплотить общество в борьбе с Западом.


Выборочно отвечают 7 человек.

Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (Л)

Целеполагание (Р)

Организация учебного сотрудничества (К)

Вопросы

Народы Западной Сибири

Народы Поволжья


Народы, вошедшие в состав России при Иване Грозном

Финно-угры (ханты, манси)

Тюрки (чуваши, башкиры, татары)

Ханства, в которые народы входили

Сибирское

Казанское, Астраханское

Время присоединения к России

1580-е

1552 г.

1556 г.

1557 г. - башкиры

Состав местной знати

-

Князья, мурзы

Города, построенные Россией на земле новых народов

Лаишев, Тетюши,

Царевококшайск

Уржум

Алатырь

Уфа

Вятка

Повинности, которыми обложили народы

Ясак

Ясак

Религии народов

Язычество

Ислам

3. Выявление места и причины затруднения (2 мин.)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы.

Словесный

(беседа)


Фронтальная

Анализ учителем ответов обучающихся, выявление наиболее часто повторяющихся ошибок.

Исправляют имеющиеся ошибки.

  • учебно-познавательный интерес (Л);

  • волевая саморегуляция (Р);

  • использование знаково-символических средств (П);

  • определение основной и второстепенной информации (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин.)

Постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Подводящий и побуждающий диалог

Индивидуальная, Групповая

Делит класс на группы и раздает кейсы.

Общая задача для групп:

На основании полученных кейсов вы должны выявить причины, ход и последствия опричнины, а также сделать общие выводы по итогам правления Ивана Грозного.

Учитель делит класс на группы:

1 группа – «Причины опричнины»,

2 группа – «Этапы опричнины»,

3 группа – «Последствия опричнины»

Дает критерии оценки выполнения заданий.

Обучающиеся делятся на группы и получают кейсы.

Дети знакомятся с критериями оценивания:

Балльная система (до 2-х баллов за каждый из поставленных вопросов согласно следующим критериям):

- Полнота анализа ситуации (поверхностный анализ или глубокий);

- Полнота выполнения задания (выявление причин возникновения ситуации, предложение путей решения проблемы;

- Активность работы обучающихся;

- Умение аргументировать своё мнение;

- Краткость, чёткость и логичность изложения;

- Применение теоретических знаний при решении кейсовых ситуаций;

- Качество вопросов и ответов;

- Правильность решения кейсовой ситуации

- самоопределение (Л);

- планирование, прогнозирование (Р)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);


- определение основной и второстепенной информации (П);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П).


5. Реализация построенного проекта (15 мин.)

Осмысленная коррекция учащимися своих задач и трудностей в групповой работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Исследование:

сбор и анализ

фактов;

обобщение

данных;

формулирование выводов.


Групповая


Задания для каждой группы:

Инцидент для первой группы: «Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь веса Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми поехал с Москвы в село в Коломенское. Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по монастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и имением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платив и денга и всю свою казну повеле взята с собою.

Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати … От Троицы из Сергеева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные люди все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяще. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Руси да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству…И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит.» (по Никоновской летописи)

1) Что заставило царя покинуть столицу?

2) Каково содержание обвинений царя бояр, священнослужителей и воевод?

3) Какие последствия имело данное событие?

Инцидент для второй группы: «Воспользовавшись слухом о желании новгородцев во главе с архиепископом Пименом предаться польскому королю Сигизмунду-Автусту, Иван IV в январе 1570 г. отправился с карательной экспедицией в Новгород во главе опричного войска. Сначала ограблению подверглись новгородские и окрестные монастыри, белое новгородское духовенство, затем обвинения были предъявлены Пимену, после службы и трапезы была конфискована владычная казна, драгоценная церковная утварь, иконы, алтарные Корсунские ворота; той же участи подверглась казна, иконы, колокола новгородских церквей. Конфискации сопровождались пытками и казнями новгородцев. Кроме духовенства пострадали представители приказной администрации, дворяне, купцы. Были разграблены дома посадских людей, новгородский торг; то, что нельзя было увезти, опричники сжигали. Погром был диким и бессмысленным: опричники ломали в домах ворота и окна, в деревнях убивали скот». (Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным

1) Чем объясняется такие действия царя и опричников?

2) Какие методы использовали опричники в борьбе с «изменой»?

3) К каким последствиям привел «поход» Ивана Грозного на Новгород?

Инцидент для третьей группы: «Приходилъ къ Москве крымской царь Девлетъ-Кир(е)й, и мая въ 24 день, на Вознесеньевъ день татарове посадъ зажгли…Москва «сгорела вся», церкви каменные от жара «росседались», в Кремле от жара расплавилось железо в царских палатах, погибло по всему городу великое множество людей, и трупы перегородили Москва-реку. Но осаждать Кремль хан не стал, отошел в Коломенское, а оттуда отправился в Крым. Царь Иван Васильевич боя хану не дал, из Серпухова, где он был, видимо, накануне прихода Девлет-Гирея, отправился в Слободу (Александрову), оттуда собрался идти в Ярославль, но в Ростове Великом получил известие об уходе крымского «царя» и вернулся в Москву».

(По Никоновской летописи)

1) Почему хану удалось дойти до Москвы?

2) Какую войну вела Россия в это время?

3) Каковы последствия похода Девлет-Гирея на Москву?

Руководит обсуждением в группах, при необходимости предлагая учащимся дополнительную информацию

Поддерживает деловую атмосферу


1 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: отрывок из Никоновской летописи.

2 группа получает следующие материалы:

Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: «Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным»;

3 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: отрывок из Никоновской летописи.






Задают вопросы, углубляющие понимание как содержания кейсов, так и проблемы в целом

Разрабатывают варианты решений.

Участвуют в обсуждении и принятии решений.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Групповой опрос, фиксация полученных выводов в тетрадях

Индивидуальная, групповая

Учитель слушает и оценивает, задаёт наводящие вопросы (при необходимости). Учитель характеризует степень решения проблемных вопросов каждой группой, оценивает работу групп учащихся по ранее заданным критериям.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.


По три представителя от каждой группы представляют итог работы своего коллектива в виде краткого доклада со своими вариантами ответов на предложенные проблемные вопросы

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (1 мин.)

Самоанализ обучающимися собственной деятельности по заданным критериям.


Рефлексия и самоконтроль

Индивидуальная

Предлагается ответить на главный проблемный вопрос, который складывается из ответов на групповые вопросы: каковы общие итоги правления Ивана Грозного?

Организует для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Сравнение самооценки обучающихся со своей оценкой.

Оценивают работу групп и отдельных учащихся по заранее полученным критериям. Подсчитывают набранные баллы. Выявляют

победителя.

  • волевая саморегуляция (Р);

  • рефлексия способов и условий действия (П);

  • достижение договоренностей и согласование общего ре­шения (К).

8. Включение в систему знаний и повторение (1 мин.)

Выявить границы применимости нового знания

Словесный

(беседа)


Фронтальная

&12, задания после параграфа «Изучаем документ» письменно в тетради.

Приобретенные на уроке УУД применимы в дальнейшей учебной деятельности.

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы о возможности применимости приобретенных УУД в будущем.

- построение речевых высказываний (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)

Самооценка учениками собственной деятельности на основе предложенной учителем таблицы.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Письменная

Индивидуальная

Дают таблицу

Понравился ли тебе кейс?

Интересно

5-4-3-2-1

Неинтересно

Трудоемко

5-4-3-2-1

Легко

Понятно

5-4-3-2-1

Сложно

Полезно

5-4-3-2-1

Бесполезно

Что больше всего удивило тебя при выполнении кейса



Самооценка работы на уроке на листочках.


- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

-рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по истории в 7 классе на тему "Опричнина"

Автор: Тиховодов Артём Александрович

Дата: 23.02.2025

Номер свидетельства: 665629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Внутренняя политика Ивана Грозного "
    ["seo_title"] => string(38) "vnutrienniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "135938"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417008200"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Правление Ивана Грозного. Опричнина."
    ["seo_title"] => string(38) "pravlieniie_ivana_groznogho_oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "456086"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1518194399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства