2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин.) | Проверка домашнего задания. Подготовка мышления учащихся к выполнению групповой работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Сравнить народы, вошедшие в состав России, и показать политику царской администрации по отношению к этим народам. | Таблица | Фронтальная | Напоминаю учащимся, что им была задана таблица по &11: «Народы России во второй половине XVI века» (вывожу таблицу на экран). Выборочно спрашиваю учащихся по каждому народу. Вступительное слово учителя: Начало Ливонской войны показало слабость боярских воевод (нередки были перебежчики, например А. Курбский). Как исправить ситуацию, т.е. сплотить общество в борьбе с Западом. | Выборочно отвечают 7 человек. | Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (Л) Целеполагание (Р) Организация учебного сотрудничества (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин.) | Постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Подводящий и побуждающий диалог | Индивидуальная, Групповая | Делит класс на группы и раздает кейсы. Общая задача для групп: На основании полученных кейсов вы должны выявить причины, ход и последствия опричнины, а также сделать общие выводы по итогам правления Ивана Грозного. Учитель делит класс на группы: 1 группа – «Причины опричнины», 2 группа – «Этапы опричнины», 3 группа – «Последствия опричнины» Дает критерии оценки выполнения заданий. | Обучающиеся делятся на группы и получают кейсы. Дети знакомятся с критериями оценивания: Балльная система (до 2-х баллов за каждый из поставленных вопросов согласно следующим критериям): - Полнота анализа ситуации (поверхностный анализ или глубокий); - Полнота выполнения задания (выявление причин возникновения ситуации, предложение путей решения проблемы; - Активность работы обучающихся; - Умение аргументировать своё мнение; - Краткость, чёткость и логичность изложения; - Применение теоретических знаний при решении кейсовых ситуаций; - Качество вопросов и ответов; - Правильность решения кейсовой ситуации | - самоопределение (Л); - планирование, прогнозирование (Р) - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) - установление причинно-следственных связей, доказательство (П). |
5. Реализация построенного проекта (15 мин.) | Осмысленная коррекция учащимися своих задач и трудностей в групповой работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Исследование: сбор и анализ фактов; обобщение данных; формулирование выводов. | Групповая | Задания для каждой группы: Инцидент для первой группы: «Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь веса Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми поехал с Москвы в село в Коломенское. Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по монастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и имением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платив и денга и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати … От Троицы из Сергеева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные люди все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяще. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Руси да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству…И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит.» (по Никоновской летописи) 1) Что заставило царя покинуть столицу? 2) Каково содержание обвинений царя бояр, священнослужителей и воевод? 3) Какие последствия имело данное событие? Инцидент для второй группы: «Воспользовавшись слухом о желании новгородцев во главе с архиепископом Пименом предаться польскому королю Сигизмунду-Автусту, Иван IV в январе 1570 г. отправился с карательной экспедицией в Новгород во главе опричного войска. Сначала ограблению подверглись новгородские и окрестные монастыри, белое новгородское духовенство, затем обвинения были предъявлены Пимену, после службы и трапезы была конфискована владычная казна, драгоценная церковная утварь, иконы, алтарные Корсунские ворота; той же участи подверглась казна, иконы, колокола новгородских церквей. Конфискации сопровождались пытками и казнями новгородцев. Кроме духовенства пострадали представители приказной администрации, дворяне, купцы. Были разграблены дома посадских людей, новгородский торг; то, что нельзя было увезти, опричники сжигали. Погром был диким и бессмысленным: опричники ломали в домах ворота и окна, в деревнях убивали скот». (Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным) 1) Чем объясняется такие действия царя и опричников? 2) Какие методы использовали опричники в борьбе с «изменой»? 3) К каким последствиям привел «поход» Ивана Грозного на Новгород? Инцидент для третьей группы: «Приходилъ къ Москве крымской царь Девлетъ-Кир(е)й, и мая въ 24 день, на Вознесеньевъ день татарове посадъ зажгли…Москва «сгорела вся», церкви каменные от жара «росседались», в Кремле от жара расплавилось железо в царских палатах, погибло по всему городу великое множество людей, и трупы перегородили Москва-реку. Но осаждать Кремль хан не стал, отошел в Коломенское, а оттуда отправился в Крым. Царь Иван Васильевич боя хану не дал, из Серпухова, где он был, видимо, накануне прихода Девлет-Гирея, отправился в Слободу (Александрову), оттуда собрался идти в Ярославль, но в Ростове Великом получил известие об уходе крымского «царя» и вернулся в Москву». (По Никоновской летописи) 1) Почему хану удалось дойти до Москвы? 2) Какую войну вела Россия в это время? 3) Каковы последствия похода Девлет-Гирея на Москву? Руководит обсуждением в группах, при необходимости предлагая учащимся дополнительную информацию Поддерживает деловую атмосферу | 1 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: отрывок из Никоновской летописи. 2 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: «Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным»; 3 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: отрывок из Никоновской летописи. Задают вопросы, углубляющие понимание как содержания кейсов, так и проблемы в целом Разрабатывают варианты решений. Участвуют в обсуждении и принятии решений. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - волевая саморегуляция (Р); -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.) | Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Групповой опрос, фиксация полученных выводов в тетрадях | Индивидуальная, групповая | Учитель слушает и оценивает, задаёт наводящие вопросы (при необходимости). Учитель характеризует степень решения проблемных вопросов каждой группой, оценивает работу групп учащихся по ранее заданным критериям. Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение. | По три представителя от каждой группы представляют итог работы своего коллектива в виде краткого доклада со своими вариантами ответов на предложенные проблемные вопросы | - контроль (Р); - коррекция (Р); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |