Цели для ученика 1. Выяснить причины, цели, ход событий, итоги и результаты революционных событий 1905-1907гг. 2. Закрепить основные учебные навыки и умения 3. Составить образное представление о революционных событиях | Цели для учителя: рассмотреть причины, ход и итоги революции Образовательные –научить учащихся давать характеристику историческим событиям, создать представление о политической обстановке в России Развивающие – продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческими документами Воспитательные – составить представление о революции, как «проявлении патриотизма» |
Тип урока: урок отработки навыков и умений | Форма урока: урок - практикум |
Опорные понятия, термины: Империя, монархия, революция, реформа, восстание | Новые понятия: Стачка, манифест, Государственная Дума, парламентаризм |
Формы контроля: Беседа, работа с исторической картой, историческим источником, работа с видеоматериалом, индивидуальные задания | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: § 2 -3 + выполнить словарную работу + задание № 4 на стр.24 учебника (по таблице на стр.21) 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» - § 2 -3 + подготовить краткую характеристику исторической личности (по выбору): П.Н.Милюков, А.Г.Булыгин, С.А.Муромцев, А.И.Гучков 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» - § 2 -3 + письменно выполните задания № 1,2 на стр. 23 учебника |
Оборудование урока: Компьютер, проектор, презентация, видеонарезка, индивидуальные дополнительные материалы |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Обучающие и развивающие задания | Диагностирующие задания |
I 1-2 мин. | Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит вспомнить основы работы с исорической картой и текстом источника, а также освоить работу с видеоисточником. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Запишите тему урока: «Первая российская революция 1905 -1907гг» | -Что необходимо сделать еще до начала работы по теме урока? | Развитие навыков концентрации внимания, развития активновсти в познавательной деятельности | Совместно с учащимися сформулирована тема урока. Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
II. 5-7 мин | Проверка домашнего задания: | Решают учебные задачи: Пересказывают текст параграфа, Проводят сравнительный анализ, Выявляют главные черты явления, работают с понятийным аппаратом, составляют схему, выполняют задания теста № 1 | 2. Расскажите об основ-ных направлениях внешней политики России. Дайте характеристику, используя историческую карту 4. Расскажи о начале Русско-японской войны 5. Падение Порт- Арту-ра: причины и результаты 6.Используя историческую карту, расскажи о ходе боевых действий России на Дальнем Востоке в 1905 году 7.Окончание войны: собы-тия, итоги и отдаленные результаты | 1.Работа с понятийным аппаратом: русификация, федеративное государство, инвестиция, монополия, картель, синдикат,эскадра, крейсер, флагманский корабль 3. Используя историчес-кую карту, дайте подроб-ную характеристику даль-невосточной политики России. 8. Проверка домашнего задания» в папке с дополнительными индивидуальными заданиями | Развитие навыков концентрации внимания, закрепление различных учебных навыков и умений | Проведен контроль учебной деятельности учащихся, закреплены основные учебные навыки, созданы предпосылки для изучения новой темы |
III. 3 мин | Актуализация опорных знаний: Добились ли революционеры 1905- 1907гг., поставленных в начале революции целей? | Записывают вопрос в тетрадь | - На какие вопросы нам необходимо ответить для того добиться успеха? - Какие материалы понадо-бятся нам для успешной работы? | | Анализировать и обобщать, делать выводы, определять виды деятельности, выдвигать версии | Определены цель и проблема в учебной деятельности |
IV. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. | Записывают задание в тетрадь | Установите причины, хара-ктер, последствия первой российской революции | - Составьте план работы на уроке - Определите методы работы (2 ученика выполняют зада-ние у доски, остальные в тетради) | Планировать учебную деятельность | Поставлены учебные задачи, определены методы их решения |
V. 20 мин | Изучение нового материала: 1.Причины и цели революции 2.Начало революции 3.Развитие революционных событий 4.Манифест 1905 года. Изменение политической ситуации в стране 5.Начало российского парламентаризма 6.Декабрьское вооруженное восстание 7. Основные законы 1906 года 8.Государственная дума. Итоги и результаты революции | Работают над созданием опор-ного конспекта Работают с поня-тийным аппартом и схемами Работают с исто-рическим источ-ником Видеофрагмент Работают с исто-рическим источ-ником Работают с опор-ным конспектом Работают с исто-рическим источ-ником Работают с исто-рическим источ-ником Работают с опор-ным конспектом Работают с опор-ным конспектом Работают с текстом учебника | Вопросы для беседы: 1.Какие проблемы в экономической и полити-ческой жизни империи могли вызвать революцию? 2.Как вы думаете, можно ли было решить нараста-ющие противоречия «сверху» мирным путем? Почему? 3.Можно ли считать, что революция была неизбеж-на?Почему? Вопросы для беседы: 1.Какую роль сыграл в ходе революции поп Гапон? 2.Какие формы борьбы предлагались и использовались? Почему? Вопросы для беседы: Почему Манифест удостои-лся такой оценки П.Милю-кова? Самостоятельно продолжите список измене-ний (мин. до 10 пунктов) | Найдите подтверждение: Прочитайте документ № 1 «Бюджет рабочего», документ № 2 «О русском крестьянстве»,документ № 3 «Петиция рабочих» и ответьте на вопросы к ним Прочитайте документ № 4 «Из записок начальника Московского охранного отделения А.И.Спиридо-вича» и ответьте на вопросы к нему Прочитайте документ № 5 «Манифест «Об усовер-шенствовании государс-твенного порядка» и ответьте на вопросы к нему Прочитайте документ № 6 «Из учреждения Государс-твенной думы» и № 7 «Из положения о выборах в Государственную думу» и ответьте на вопросы к ним | Навыки состав-ления опорного конспекта; развитие памя-ти и понятий-ного аппарата; навык индиви-дуальной рабо-ты; навыки анализа и сис-тематизации знаний; навы-ки работы с исторической картой и источ-ником | Отработаны основные учеб-ные навыки, най-дены ответы на основные вопро-сы урока, обеспе-чено усвоение материала |
VI. 5 мин | Первичное закрепление: | Самостоятельно решают учебные задачи | Добились ли революционеры 1905- 1907гг., поставленных в начале революции целей? | Заполните таблицу: «Положительные черты «старого режима» и революции» | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Контроль и коррекция развития учебных навыков и умений |
VII. 5 мин | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Самостоятельно решают учебные задачи | | Выполните задание № 1 в ПИДЗ | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Контроль развития учебных навыков и умений |
VIII. 3 мин | Рефлексия | Отвечают на вопросы | 1.Сегодня на уроке я узнал… 2.Я и раньше знал, что… 3.Сегодня я впервые услышал, что… | 4. Из всех заданий на уроке самым простым было… 5. Самым сложным на уроке было… 6. Я не понял… | Навыки самоконтроля успешности деятельности | Самоконтролль деятелльности на уроке |
IX. 1-2 мин. | Подведение итогов урока и работы | Совместное обсуждение затруднений | 1.Сегодня за работу на уроке, я хотел бы выделить… 2. Себе бы я поставил… | | Самоанализ деятельности учащихся | Создание ситиуции успешности |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | § 2 -3 + выполнить словарную работу + задание № 4 на стр.24 учебника (по таблице на стр.21) § 2 -3 + подготовить краткую характеристику исторической личности (по выбору): П.Н.Милюков, А.Г.Булыгин, С.А.Муромцев, А.И.Гучков § 2 -3 + письменно выполните задания № 1,2 на стр. 23 учебника |