Просмотр содержимого документа
«Император Николай I»
План-конспект урока по истории России
Тема: «Император Николай I».
Класс: 8
Учитель: Попенко Татьяна Александровна
Цель урока: Познакомить с личность императора Николая I, основными направлениями его политики. охарактеризовать правление Николая 1 и его роль в судьбе России
Задачи:
Образовательные: Познакомить с биографией императора
способности, умения выделять главные мысли в тексте учебника.
Воспитательные: Воспитывать интерес к учебе, предмету, к истории своей страны.
Формировать активную жизненную позицию.
Основные понятия урока: Собственная Его Императорского Величества
Канцелярия. Казармы. Жандармы.
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока.
1.Оргмомент. Организация класса на урок, спросить тему предыдущего урока ( Отечественная война 1812 года)
Мобилизация внимания учащихся на работу в течение всего урока.
Коррекционное упражнение: Назовите из списка фамилии не относящиеся к
изученной теме «ВОЙНА 1812 года» ПУГАЧЁВ.БАГРАТИОН,БАРКЛАЙ ДЕ ТОЛЛИ, КУТУЗОВ, ТОРМАСОВ,СТАЛИН,БАГРАТИОН, РАЗИН,РАЕВСКИЙ.
2.Повторение пройденного материала на предыдущем уроке:
1 Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года. За что его уважали солдаты и офицеры? Почему Александр 1 не любил старого полковника?( М.И. Кутузов из старинного дворянского рода, окончил артиллерийскую и инженерную школу начинал службу капитаном в армии Суворова. За то, что он смело высказывал своё мнение и ценил простых солдат)
2.На каком поле решено было дать сражение против армии наполеона? Какие названия рек и ручьёв в тех местах? Почему они так назывались как вы думаете?(Бородинское поле. Реки: Война, Колоча, ручей Стонец, ручей Огник – в древние времена русские не раз сражались против своих врагов)
3. Объясните почему русские солдаты не испытывали страха. О чём они думали и говорили в ночь перед сражением?
4.Чем закончилась битва на Бородинском поле? Какие потери были у русской армии?(За 10 часов сражения погибло с обеих сторон 100 тысяч солдат и офицеров
Французы 58 тысяч солдат и 49 генералов,русские-44 тысячи солдат и 23 генерала.
5.О чём говорили русские полководцы на военном свете в деревне Фили? Объясните решение Кутузова слова из учебника стр.200)
6. Почему война называлась Отечественной?
7.Годы правления Александра 17 (1801-1825)
3.Актуализация знаний учащихся
Император Николай 1
Да Александр 1 правил Россией 24 года и умер 19 ноября 1825 года и на престол вступает его брат Николай . И тема нашего сегодняшнего урока Император Николай 1 (слайд1)
Откройте тетради запишите тему урока. Император Николай 1
Учитель: Николай 1 был третьим сыном императора Павла 1 родился под Петербургом в царском селе в июне 1796 года. Как было принято при дворе дети император получали звания великих князей и княгинь, а мальчикам ещё и присваивалось воинское звание. С рождения Николай уже считался полковником русской армии. Павел 1( слайд 2) не любил своих старших сыновей Александра и Константина, подозревал их в сговоре против себя, а вот младшим сыновьям Николаю и Михаилу уделялось больше внимания, потому что старшие воспитывались при дворе Екатерины2. Одной из первых игрушек будущего императора стало деревянное ружьё, он получил его в подарок от отца. Как и его отец Павел1 Николай рос упрямым и несговорчивым о насильственной смерти своего отца и заговоре Николай не знал ему было на тот момент 4 года.
В юности Николай не проявлял интереса к государственным делам, т.к у него были старшие братья.
Николай был счастливо женат на дочери прусского короля и после принятия православия её звали Александрой Фёдоровной. ( слайд3) Николай 1 был аккуратен, обязателен, строго выполнял все правила принятые при дворе и это ценилось окружением.
Со временем эти черты усилились и проявились в жестоком правлении государством.
Николай 1 получил хорошее инженерное образование. Ему нравилась техника и именно при его правлении был открыт Технологический институт для подготовки инженеров.
Благодаря его стараниям в 1837 году началось движение первой железной дороги Петербург- Царское село (25 км)
Александр 1 умер в ноябре 1825 года. (слайд4) Поле смерти Александра Россией должен был править старший из братьев Константин Павлович, который находился в Польше, но он еще при жизни Александра 1 отказался от царствования, но Николай об этом не знал. И после смерти старшего брата направил письмо в Польшу Константину в котором присягал ему, но Константин Павлович письменно подтвердил своё решение об отказе от царствования. (Слайд 5-6)
Вечером 12 декабря 1825 года к Николаю Павловичу прибыл молодой офицер Ростовцев .Он пришёл с сообщением, что в гвардейских полках против Николая готовится заговор. Грубого самоуверенного Николая в армии не любили, потому что он не воевал, не имел боевого опыта, а всё время посвящал маршам и построениям солдат по образцу прусской армии.
Николай хорошо знал историю восхождения на престол Елизаветы Петровны и Своей бабушки Екатерины 2.он понимал что гвардейцы легко устраняли и возводили на престол русских императоров. Всё в судьбе Николая должно было решиться 14 декабря 1825 года. Ведь многие же гвардейские полки ждали приезда Великого князя Константина Павловича.
ФИЗ. МИНУТКА: Наши школьники не плачут, не роняют в речку мячик
Они из тех, которые держать руль истории
Восстание декабристов
Тайные организации молодых людей и офицеров армии все из дворянских семей, желавших изменить власть в России решили использовать день 14 декабря 1825 года когда народу и армии будет представлен манифест о восшествии на престол Николая 1
У заговорщиков не было единого плана действий. Он имели много сторонников. Но не знали как они будут действовать. Утром 14 декабря манифест был обнародован и большинство гвардейцев присягнули Н1, а оставшаяся часть войск, выстроилась на Сенатской площади в Петербурге. Вокруг которой толпился народ.( примерно 3 тыс. чел)
Руководители заговора разработали свой «Манифест к русскому народу» и вместо присяги императору они хотели потребовать перехода к конституционному управлению государством. ( Вопрос ученикам: Найдите что говорилось в манифесте стр.217)
Но предъявлять манифест было некому. На площади собралось не больше 3 тысяч человек. А члены сената уже присягнули Николаю1 и разъехались по домам. А главный руководитель восстания князь Трубецкой не явился на площадь.
Правление Николая 1 началось с восстания и его подавления.
Попытка брата Н1 князя Михаила Павловича убедить собравшихся разойтись не увенчалась успехом в него стрелял В.К.Кюхельбекер. Не помогли и уговоры митрополита Серафима и тогда к царю обратился помощник генерал Васильчиков и сказал, что нужна картечь. Царь ответил, : «Вы хотите чтобы я пролил кровь своих подданных в первый день царствования?» «Да,- сказал генерал,- чтобы спасти империю» Николай1 не сразу отдал приказ стрелять ,он дважды его отменял и только на третий раз выстрел ударил в толпу мятежников. Восстание было разгромлено.
Вечером этого же дня начались аресты.
Николай 1 сурово наказал декабристов. ( слайд7)
Сама казнь была для России тех лет делом основательно подзабытым. Даже палачей, которые должны были сделать виселицу пришлось приглашать иностранных.
Никто из декабристов при жизни Н1 не вернулся домой, даже говорить о восстании было запрещено.
Реформы Николая I
Учитель. Вся жизнь Николая1 состояла из противоречий, не думая стать императором, да и его к этому не готовили, он стал им.
Вопрос к ученикам: Почему это произошло? Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая1? В чем видел Николай1 главную задачу своего царствования? ( сохранить и укрепить существующий строй). Что для этого он предпринял? (слайд 8)
Николай пришёл к власти в тяжёлый период, Страна тяжело переживала восстание декабристов, оно затронуло семьи многих именитых дворян. Новый император должен был принимать меры самодержавной власти, подавлять идеи о революции в обществе. Так же как его бабушка Е 2 он решил привести в порядок законодательство, Н I поручил это известному государственному деятелю М.М.Сперанскому. Царь поручил собрать все законы Российского государства начиная с Соборного уложения Алексея Михайловича, а затем выбрать те которые были необходимы и полезны России того времени. Сперанский и его помощники проделали большую работу, ушло примерно 7 лет и получился «Новый свод законов Российской империи» Новые законы царь распорядился печатать и рассылать в учреждения России. За огромную работу по кодификации законов Российского государства царь наградил М.М.Сперанского( слайд 9)
Защищая власть от свободомыслия, Н1 распорядился создать особое третье отделение в своей личной канцелярии, (слайд -10-11-12) оно должно было выслеживать и арестовывать всех у кого были замечены вредные умствования….Для такой службы набрали корпус полицейских (ЖАНДАРМОВ) и распределил их по всей стране Тайная полиция и её шпионы особенно тщательно следили за рабочими и студентами. Была усилена цензура за печатными изданиями. (Слайд 13) Многие преподаватели университетов ,писатели и поэты заносились в тайные списки как неблагонадёжные.( в эти списки попал и А.С.Пушкин)
Николай как и его предшественники стремился увеличить роль дворянства. На все важные государственные посты назначал дворян. Николай ограничил для других сословий получение дворянства. Николай будучи точным и исполнительным ценил добросовестных людей, он был первым императором который назначил пенсию чиновникам за 35 летнюю службу.
Сегодня мы познакомились с новыми словами (слайд 14) запишите их в тетрадь
Закрепление полученных знаний:
1.Какими качествами обладал Николай1 ? За что его не уважали в армии?
2.Почему Н! взошёл на престол в нарушении порядка престолонаследия по старшинству?
3.Назовите причины выступления декабристов на Сенатской площади, чего они хотели от царя и Сената?
4.Для чего Н1 создал Тайную канцелярию?
6.Подведение итогов урока. Выставление отметок за урок.