kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация:

В данной работе представлен материал о семейных ценностях на примере христианской семьи императора Николая II. Освоение материала осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. В ходе урока ученики научатся понимать значение слова «семья», цели создания семьи и раскроют понятие с точки зрения православной культуры необходимость для каждого члена семьи веры в Бога, любви, взаимоуважения, служения.

План урока

Содержание

Методы

Время

1 Организационный момент

 

Приветствие друг друга. Рассказ притчи

4 мин

2 Раскрытие темы урока

 

Просмотр мультфильма. Наводящие вопросы учителя. Сбор ответов учеников по мультфильму

12 мин

3 Определение понятия «семья»

 

Гипотезы учеников к понятию «семья». Работа с учебником и словарем

8 мин

4 Физминутка

Зарядка

3 мин

5 Выявление целей создания семьи

 

Гипотезы учеников. Рассказ ученика о семье Николая II. Работа в группах

10 мин

6 Рефлексия

 

Составление синквейна по теме «Счастливая семья», работа с карточками

5 мин

7 Домашнее задание

Выбор из трех вариантов

3 мин

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«семейные ценности»

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ

НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

(методическая разработка урока по ОРКСЭ)

Возраст детей: 10 – 13 лет




Разработчик:

Алексеева Марина Филипповна, учитель начальных классов



2014

Актуальность

На сегодняшний день вопрос создания и сохранения семьи является одной из фундаментальных проблем российского общества. По количеству разводов Россия занимает 1-е место в мире по состоянию на 2013 г.[6].В условиях быстроменяющихся реалий современного мира традиционные духовные и семейные ценности искажаются или вытесняются новыми ориентирами, такими как карьера, деньги, слава, власть, удовольствия, однополые браки. Тем самым возникает угроза деградации человека и общества, ориентированного на материальные цели, достижение которых не приносит удовлетворения, разрушает психику и нередко наносит вред окружающим. Ребенок, не имеющий возможности получить знания о правильном поведении в семье и обществе, воспитывается под влиянием навязанных средствами массовой информации стереотипов. В случае невнимательности или непросвещенности родителей ребенок может ожидать помощи в выборе правильных жизненных ориентиров лишь от школьного образования, которое должно носить не столько теоретический, а прикладной характер.

Православная религиозная традиция рассматривается в данном исследовании в качестве одного из ключевых источников знаний о семье, т.к. является проверенным временем знанием; ее идеи подтверждаются на практике. Примеры православных семей: династии Романовых, родители святого Сергия Радонежского Кирилл и Мария, да и само Святое семейство (Иосиф, Мария и Христос). Особую актуальность исследование вопросов создания и сохранения семьи приобретает в связи с празднованием в 2014 г. 400-летия Дома Романовых. Последние представители царской династии Николай Александрович и Александра Федоровна являли собой общепризнанный образец семейного счастья.

Представляется актуальным начать процесс обсуждения вопросов создания семьи и воспитания детей в 4 классе средней школы с привлечением родителей (в форме классного часа или родительского собрания). На наш взгляд, следует исходить из народной мудрости о том, что детей нужно воспитывать с момента рождения их родителей.

В работе представлен один урок под названием «Счастливая семья на примере христианской семьи императора Николая II». Методика данного урока основывается на системно-деятельностном подходе.

Данный этап рассматривается нами как переходный, который необходимо в дальнейшем преобразовать в отдельный школьный курс, посвященный проблемам создания и сохранения семьи с более детальными подразделами, посвященными следующим моментам:

- целям создания семьи;

- качествам характера, необходимым для создания семьи;

- этапам создания семьи;

- обязанностям мужа и обязанностям жены;

- воспитанию детей.

Вид: методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе.

Тема: Счастливая семья на примере христианской семьи императора Николая II.

Цель: Сформировать представление о роли счастливой семьи в жизни человека на примере христианской семьи императора Николая II.

Задачи:

1)раскрыть роль семьи в системе общественных ценностей;

2)рассмотреть качества характера, необходимые для создания и сохранения счастливой семьи;

3)выявить значение христианских ценностей при создании семьи.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) понимать приоритетную роль семьи в системе общественных ценностей;

2) получить представление о качествах характера, необходимых для создания и сохранения счастливой семьи;

3)осознать значение религиозных норм при создании семьи.

Метапредметные:

1) развить коммуникативные навыки (изложение и аргументация собственной точки зрения);

2) развить критическое мышление;

3) овладеть логическими навыками анализа, сравнения и рассуждения.

Формы работы учащихся:

Индивидуальная и групповая работа; диалог; просмотр и обсуждение мультфильма; выполнение творческих заданий.

Аннотация:

В данной работе представлен материал о семейных ценностях на примере христианской семьи императора Николая II. Освоение материала осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. В ходе урока ученики научатся понимать значение слова «семья», цели создания семьи и раскроют понятие с точки зрения православной культуры необходимость для каждого члена семьи веры в Бога, любви, взаимоуважения, служения.

План урока

Содержание

Методы

Время

1 Организационный момент


Приветствие друг друга. Рассказ притчи

4 мин

2 Раскрытие темы урока


Просмотр мультфильма. Наводящие вопросы учителя. Сбор ответов учеников по мультфильму

12 мин

3 Определение понятия «семья»


Гипотезы учеников к понятию «семья». Работа с учебником и словарем

8 мин

4 Физминутка

Зарядка

3 мин

5 Выявление целей создания семьи


Гипотезы учеников. Рассказ ученика о семье Николая II. Работа в группах

10 мин

6 Рефлексия


Составление синквейна по теме «Счастливая семья», работа с карточками

5 мин

7 Домашнее задание

Выбор из трех вариантов

3 мин



Урок 4 класс

ЧАСТЬ I

Счастливая семья на примере христианской семьи императора Николая II

Ход урока

1 Организационный момент

1) Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению темы,  я хотела бы рассказать небольшую притчу. Вы её послушайте и определите основную мысль текста.

2) Рассказ притчи для эмоционального настроя учащихся.

- Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!» - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

- Как вы понимаете основную мысль текста?

- Как она нам поможет на уроке?

2 Раскрытие темы урока

- Сегодня у нас необычный урок. Мыс вами узнаем тайну, что же самое важное в жизни каждого человека!

- Начнем с просмотра мультфильма. Вы любите мультфильмы? Во время просмотра вам нужно выполнить небольшое задание - найти как минимум 7 ошибок в мультфильме.

Моя семья 1989 год (видеозапись – 6:33 мин)[2].

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?(слайд №1)

- А что такое семья?

- Я вам покажу несколько фотографий. Но они не подписаны. Ваша задача – рассмотреть их и сказать, на какой из них изображена семья.

Фотографии друзей, детского сада (воспитатель и дети), спортивной команды, семьи Романовых (слайд №2).

- Почему это семья? (есть мама, папа и дети). Не узнаете ли вы эту семью? Кто это? Подумайте, на кого они похожи? (царская семья императора Николая II).

3 Определение понятия «семья»

- Как вы думаете, что такое семья?

- Сейчас каждый из вас напишет в тетради предполагаемое определение слова «семья». Затем мы сверим его с тем, которое дано в учебнике и словаре, и узнаем, кто оказался прав. Кто-нибудь хочет зачитать определение, которое написал?

Работа со словарем. («Искатель истины» зачитывает определение слова «семья»).

Семья – группа живущих вместе близких родственников (С.И. Ожегов) [3] (слайд №3)

- Оправдались ли ваши предположения?

Работа с учебником.

- Давайте теперь прочитаем в учебнике, что такое семья.

- С чем сравнивают семью? (С ковчегом.)

- От чего спасает семья?

-Значит назначение семьи – ограждать от бед и несчастий.

Вывод: Семья это наш дом, наша защита и опора. Семья создана для счастья.

4 Физминутка. «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает. (Приседания)

Повороты вправо-влево (Повороты всем корпусом)

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой (Бег на месте)

И качаю головой. (Наклоны головой в стороны)

5 Выявление целей создания семьи

- Как вы думаете, зачем создавать семью? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся работают в тетради индивидуально, записывают в тетрадь свои гипотезы. Учитель записывает на доске ответы детей в виде кластера.

- Итак, это ваши предположения о том, зачем создавать семью (чтобы заботиться друг о друге; помогать родителям; вместе справляться с трудностями).

- А теперь заранее подготовленный ученик расскажет нам про царскую семью, фотографию которой мы с вами видели выше. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопросы на карточках.

Рассказ ученика.

Всю царскую семью называют мучениками, потому что они были зверски убиты. После смерти они причислены к лику Святых.

Будущий царь Николай II и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, либо заниматься рукоделием. Все её дочери занимались рукоделием, вязали, дарили свои изделия своим близким.

Семья была проста в быту и в обращении. Дети с любовью и уважением относились к родителям. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе. Царская семья проводила благотворительные базары «Белый цветок». Продавались поделки детей, а средства перечислялись на нужды больных туберкулезом.

Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

Работа в группах.

1-я группа. Какую роль в воспитании играла мать -  императрица Александра Фёдоровна.

2-я группа. Какую роль в воспитании играл отец -  император Николай II.

3-я группа. Какие ценности воспитывались в этой православной семье.

(Слайд №5)

- Ребята, наши предположения оказались верными? Давайте еще раз повторим их. Вы согласны с этим?

Вывод:

- Согласно православной культуре, христианская семья должна строиться на вере в Бога, любви, взаимоуважении, служении (слайд №6).

- Самое главная цель создания семьи - чтобы всем вместе легче было прийти к Богу в Царствие небесное [4].

- Семья – это фундамент для счастья всех ее участников. Родители, братья, сестры, бабушки любят ребенка и заботятся о нем просто потому, что он есть. Даже если он заболел или у него плохое настроение, или избыточный вес или другие проблемы, он все равно нужен своей семье. Вся семья ему рада. Если у человека нет семьи, он чувствует себя одиноким и ненужным. «Божественный замысел в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли»[5].

- «В человеке Богом заложено, что муж и жена, если они чего-то достигают, этим друг с другом делятся, оно у них общее. Человек чувствует себя несчастным и неполноценным, когда он не может поделиться тем, что у него есть: какими-то достижениями, успехами. Он всегда делится с тем человеком, которого любит, который рядом: с женой, с родителями, с детьми. А если близкого человека нет, то очень сложно, очень тяжело на сердце. Казалось бы, человек занимает самую выгодную позицию, достигнув самых вершин, а разделить это он ни с кем не может и чувствует себя глубоко несчастным. Так Бог устроил человека. Человек должен свою любовь и все, что у него есть, разливать и разделять с другим человеком» [7].

- Важная цель создания семьи – рождение и воспитание детей.

6 Рефлексия

- Ребята, каждый из вас вынес из этого урока что-то свое. Но чтобы подвести общий итог, давайте составим синквейн по теме «Счастливая семья».

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

Семья.

Крепкая. Счастливая.

Хранит. Помогает. Оберегает.

Как семья Николая II Романова.

Любовь.

- А теперь давайте каждый оценит свою работу на уроке и ответит на вопросы в карточках. Карточки у вас на столе. Проверьте, у всех ли на столе есть карточки?

1.

На уроке я работал

активно/пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен/ не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким/ длинным

4.

За урок я

не устал/ устал

5.

Мое настроение

стало лучше/ стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен


7 Домашнее задание

- Запишем домашнее задание на выбор.

1-й вид - опрос

Провести письменный опрос у бабушек и дедушек по теме «Счастливая семья» со следующими вопросами:

- в чем секрет вашего семейного счастья?

- какие качества необходимы мужу, жене и детям для сохранения семьи?

2-й вид - рисунок

Изобразить на листе формата А4 композицию, выражающую ваши ассоциации по теме «Счастливая семья».

3-й вид –анализ писем Александры Федоровны и заметок о ее детях [8]

Прочесть письмо Александры Федоровны дочери Ольге и краткие заметки учительницы и фрейлины о цесаревиче Алексее и великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии. Выявить главные черты характера царских детей, воспитанные в них родителями.


- Спасибо за внимание! «Дарите любовь»! – так называются дневники Александры Федоровны. И я вам желаю: дарите любовь близким! (Слайд №7).


Список использованных источников:

1.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

2 Мультфильм «Моя семья». URL:http://www.youtube.com/watch?v=LnLOWVtr3BU(дата обращения: 28.05.2014).

3Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

4Патриарх Кирилл Встречать трудности семья должна как одно целое[Электронный ресурс].URL:http://www.pravoslavie.ru/news/58669.htm (дата обращения: 29.05.2014).

5РомановаА.Ф.Дарите любовь[Электронный ресурс]. URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3793329(дата обращения: 02.05.2014).

6Российская газета [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2013/07/18/razvod.html.

7Прот. ФилимоновС.Как, когда и с кем строить семью[Электронный ресурс]. URL:http://osemye.com/kak-kogda-i-s-kem-stroit-sem-yu.

8 Сборник статей «Чистые сердцем» / Авт.-сост. Л.В. Панишева. – Екатеринбург: Царские дни, 2013

9Монах Варнава (Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых.- М.Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение»,2013.

10 Дополнительный материал для учителя и обучающихся.




Просмотр содержимого презентации
«Христианская семья_Ромашки»

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ

НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

СЕМЬЯ???

СЕМЬЯ???

Вставка рисунка СЕМЬЯ – ГРУППА ЖИВУЩИХ ВМЕСТЕ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ (МУЖ, ЖЕНА, ДЕТИ)

Вставка рисунка

СЕМЬЯ – ГРУППА ЖИВУЩИХ ВМЕСТЕ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ (МУЖ, ЖЕНА, ДЕТИ)

ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

ВЕРА В БОГА ВЕРА В БОГА ЛЮБОВЬ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ ЛЮБОВЬ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ СЛУЖЕНИЕ СЛУЖЕНИЕ
  • ВЕРА В БОГА
  • ВЕРА В БОГА
  • ЛЮБОВЬ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ
  • ЛЮБОВЬ
  • ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ
  • СЛУЖЕНИЕ
  • СЛУЖЕНИЕ

ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!  ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.

Автор: Алексеева Марина Филипповна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства