Направление в литературе 18 века, отображающее переживания обычного, заурядного человека - ________________________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к ним.
Процессы (явления, события)
Факты
А) Проведение политики «просвещенного абсолютизма» в России
1) Подчинение нижестоящих чиновников вышестоящим
Б) Бюрократизация государственного строя
2)Разделение государства на земщину и опричнину
В) «Культурная революция» в России
3) Введение таможенного тарифа в 1724 г.
Г) Проведение политики протекционизма
4) Введение славянской письменности
5) Введение гражданской азбуки
6) Созыв Уложенной комиссии
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами
Фрагменты источников
А)
Б)
1) Данное событие произошло в эпоху дворцовых переворотов
2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю
3) Современником данного события была императрица Екатерина II
4) Документ, представленный в тексте, называется «Кондиции»
5) Данный документ был подписан по результатам Северной войны
6) После данного события река Яик получила свое современное название – Урал
7. Что из перечисленного относится к правлению Павла I? Выберите три ответа
1) Второй раздел Речи Посполитой
2) Вернул из сибирской ссылки А.Н.Радищева
3) Учредил Синод вместо патриаршества
4) Издал Указ о престолонаследии, по которому престол передавался старшему сыну царствующего императора, при отсутствии детей мужского пола – следующему по старшинству брату
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список.
После достаточно длительного периода А)__ к власти пришла Б) __. Именно в это время Россия прорывается к В) __ , включив при этом в свой состав плодороднейшие земли.
1) Чёрное море
2) Елизавета Петровна
3) Екатерина II
4) Балтийское море
5) Междоусобная борьба
6) Дворцовые перевороты
9. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и личностями, относящимися к ним.
Процессы (явления, события)
Личности
А) Впервые определил в своем сочинении крепостное право как страшное и безусловное зло
1) Салават Юлаев
Б) Присоединение Крымского ханства к Российской империи
2) А.Г. Орлов
В) Участвовал в крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева, был предводителем башкир
3) Г.А. Потёмкин
Г) Под его руководством турки наголову были разбиты у рек Ларга и Кагул
4) Ф.Ф. Ушаков
5) А.Н. Радищев
6) А.В. Суворов
10. Прочитайте отрывок и выберите три верных суждения из шести, предложенных ниже
1) Это императрица Елизавета Петровна
2) При этой императрице создана Уложенная комиссия
3) При этой императрице Россия получила выход в Черное море
4) При этой императрице был открыт Московский университет
5) При этой императрице были учреждены первые дворянские банки - Дворянский и Купеческий
6) Эта императрица провела секуляризацию церковных земель
11-14. Рассмотрите карту и выполните задания
11. Напишите название сражения, обозначенного цифрой 1
___________________
12. Напишите имя правителя, во время которого велась данная война
____________________
13. Напишите название города, обозначенного цифрой 2
___________________
14.Выберите три верных суждения из шести:
1) Это события Семилетней войны
2) Это события Северной войны
3) В сражении, обозначенной цифрой 4, русские потерпели поражение
4) Боевые действия русских войск в данной войне начались с осады города, обозначенного цифрой 3
5) В ходе данной войны в России была создана гвардия
6) После этой войны к России была присоединена Эстляндия
15. Из труда историка В.Н. Балязина
«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С.Пушкина, в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В.Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основании текста документа и знания истории?
16. XVIII столетие нередко называют золотым веком российского дворянства. Однако существует и мнение о том, что для самих дворян время беспрестанного служения царю и Отечеству отнюдь не казалось золотым веком.
Есть ли противоречие между этими двумя точками зрения? Обоснуйте свой ответ
17. Русская культура на протяжении столетий испытывала влияние культур других цивилизаций. Проследите это влияние. В чем оно выражалось? Сохранялась ли при этом самобытность русской культуры?
18*. Аргументируйте, что Россия превратилась в мировую державу в XVIII веке.
19*. «Активная внешняя политика, мощная регулярная армия и флот, развитая торговля и промышленность, ориентированная прежде всего на нужды обороны, поощрение развития национальной культуры и образования – все эти аспекты политической доктрины Петра стали признанной целью послепетровских правительств», - подчеркивает современный историк Е.В.Анисимов.
На конкретном фактическом материале раскройте связь между внешней и внутренней политикой Петра I и Екатерины II.