Ключевые слова: великий князь, защитник земли русской, святой благоверный.
2021 году Россия отмечает знаменательную дату - 800- летие со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. Статья "Святой витязь земли русской" свидетельствует о необыкновенных заслугах святого перед Отечеством и Русской Православной церковьюю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Святой витязь земли русской"»
Святой витязь земли русской
О.П. Егорова, учитель истории и обществознания МБАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Ключевые слова: Великий князь, защитник земли русской, святой благоверный.
В 2021 году Россия отмечает знаменательную дату — 800-летие со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского. Предстоящее всенародное празднование этого юбилея свидетельствует о необыкновенных заслугах святого перед Отечеством и Русской Православной Церковью. Издавна его называли ангелом-хранителем Русской земли, заступником русского народа от иноземных нашествий, создателем династии московских великих князей.
13 мая 1221 г. (согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 г.) в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного, родился сын Александр. По отцовской линии он был внуком Всеволода Большое Гнездо. В разные периоды жизни князь Александр имел титул князя Новгородского (1236-1251), Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского (с 1252). Большой интерес проявляют школьники именно жизни и ратным подвигам великого князя. Святой витязь земли русской, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он получил образование, обычное для отрока княжеского рода: знал Библию, изучал латинский и греческий языки. Историк В. Т. Пашуто в 1974 году писал, что в детстве Александр принял так называемый «княжеский постриг» — рыцарский обряд перехода княжича из детства в отрочество, совершённый в Преображенском соборе Переяславля-Залесского епископом суздальским Симоном. В присутствии двора и горожан в четырехлетнем возрасте опоясав мечом его посалили на коня, дав в руки лук со стрелами.[1] В 1226 году новгородцы пригласили Ярослава Всеволодовича на княжение. Ярослав Всеволодович отправился туда вместе со своей женой и сыновьями- Федором и Александром. Находясь в Новгороде, княжичи продолжали изучение военного дела. Но пришлось постигать и обычаи новгородские: горожане свободного города приглашали князей править ими, но могли сказать и так: «Иди, княже, ты нам не люб[2]
Александр стал князем – наместником в шестнадцать лет. Главные военные победы Александр Ярославич одержал в молодости. За всю свою жизнь великий полководец не проиграл ни одного сражения. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Летом 1240 г. Шведское войско на судах вошло в Неву, при впадении в нее реки Ижоры, и высадилось на берег с намерением построить каменную крепость как опору для дальнейших завоеваний на сквере Руси. 15 июля 1240 г. Александр атаковал шведов по двум направлениям: на лагерь и вдоль берега реки, чтобы отрезать врага от судов. Внезапная атака застала шведов врасплох. Александр вступил в поединок со шведским воеводой и ранил его копьем в лицо. Часть шведов сумела пробиться к судам. Русские захватили лагерь и несколько ладей. Ночью шведы ушли в море, оставив тела убитых, среди которых были воевода и епископ. За победу на берегу Невы Александр был прозван «Невским». Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!»
Новгородцы не могли ужиться с Александром как с правителем. После Невской битвы Александр отбыл В Переславль-Залесский. В тот же год войско Тевтонского Ордена вышло в поход; взяв Изборск, разбило войско псковичей, заняло Псков и вступило в пределы Новгородских земель. Новгородцы послали владыку и бояр к князю Ярославу Всеволодовичу с просьбой вернуть Александра в Новгород. Вернувшись в Новгород в 1241 году. Александр немедленно пошел в поход на немцев, взял крепость Копорье и освободил Псков. А 5 апреля 1242 г. Произошло сражение, известное как «Ледовое побоище». Немецкое рыцарское войско было частью перебито, частью попало в плен. Множество бежавших с поля боя немцев попало на тонкий лед и утонуло в водах Чудского озера.
Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольская орда опустошила страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу, цель которой - сохранение независимости русского народа. Он вел переговоры с папой римским, с Золотой Ордой, с германскими государствами. Герой Невской битвы и Ледового побоища, князь Александр Ярославич заслужил вечную память и вечную благодарность потомков не только как великий полководец, остановивший западную экспансию, но и как великий дипломат, искусно проводивший политику сдерживания Золотой Орды, избавивший Русь от ужаса монгольских нашествий и полного уничтожения. Не зря русский народ почитает Александра Святого как спасителя Отечества и своего небесного заступника.
Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. С целью расширения и закрепления знаний о жизни и деятельности Александра Невского, и формирования у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому, на уроках истории в шестом классе проходят интегрированные уроки по теме «Борьба Руси с иноземными нашествиями в XIII в». Наши потомки оставили нам в наследство замечательные произведения и творения. Еще Михаил Ломоносов увековечил Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе святого. Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату «Александр Невский», Константин Симонов – поэму, а режиссером Сергеем Эйзенштейном его образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» (1938г.)
В первую половину своей короткой жизни Невский защищал русскую землю на поле брани. Во вторую половину - спасал Русь мудрым смирением, величием своей благородной души. «Все ратные подвиги и труды благоверного князя совершены во имя сохранения нации и Русской церкви как основы будущего России». [3]
Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Еще до своего отъезда (и до получения первого папского послания) князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси (такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века). Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем. [4]В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза). Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века) наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси.
На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
Пока на северо-западных и западных границах продолжало сохраняться напряжение. Александр остро нуждался в мире с Ордой. Приехав в Сарай, где была ставка хана Батыя, чтобы получить ярлык на княжение, Александр должен был подвергнуться унизительной церемонии – поклониться идолам монгольских богов и пройти через «очистительные огни». Но Александр отказался совершать эти обряды. Батый не стал наказывать князя. Он сказал: «Все, что мне говорили о нем, все правда, нет подобного этому князю». [5]
Александр Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси. Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. Канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 году. Предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положением.
В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге. Петр I учредил орден святого Александра Невского, которым награждали заслуги как в военной. Так и в гражданской службе. Императрица Екатерина I учредила орден святого Александра Невского — одну из высших наград Российской империи.
Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной и в первые десятилетия после неё. 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.
В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников и благодарную память потомков"[6]
Решением Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2016 году Александр Невский определён небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.
Список литературы
1. Пашуто В. Т. Александр Невский / В. Т. Пашуто. – М.: Молодая гвардия, 1975. - 160 с.
2. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг.- 2 издание. -М.: Центрком, 1997. – 99 с.
3. Соколов А. Н. Святой витязь земли русской: святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / митрофорный протоиерей Александр Соколов. - Нижний Новгород: 2008. - 357, 2 с.
4. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М.: Молодая гвардия, 2010. — 329 с. — (Малая серия "ЖЗЛ", выпуск 5)
5. Лубеченков.Ю.Н. Русские полководцы. –Москва, 2002. 7с.
6. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях ) России. 1995г.
6.Александр Невский. Не в силе Бог, но в правде: сборник / [сост.: Симоненко Б. П.]. - Брянск: Десяточка, 2013. - 119 с.