Исследование родословной (ногайцев, народа Северного Кавказа) по родовым знакам, по тамге. Работа с учеником в туристско-краеведческом движение "Отечество".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Современое положение и перспективы развития ногайского народа в 21 веке: Материалы Международной научно – практической конференции 4-6 ноября 2006
3.Р.Х.Керейтов Этническая история ногайцев.
4.Историко-географические аспекты развития ногайской орды . Сборник статей Махачкала 1993.
5.Половецкая луна №2- 1992г., №1 -1992
6.А.А.Ялбулганов Ногайцы: история расселения и демографии Москва 2001г.
7.Взрождение №9 -2006г.
Как известно, история как процесс развития природы и общества, одновременно и как наука о прошлом человечества имеет дело с фактами и событиями, явлениями и процессами, требующими на каждом из этапов движения общества все нового осмысления и восприятия. Именно в прошлом своей национальной и духовной истории пытаются люди найти ответы на животрепещущие вопросы бытия, которых накопилось бессчетное множество и которые составляют реальную и безотрадную злобу дня.
Желание людей и общества рассмотреть себя на фоне веков, осмыслить и познать свою родословную, стремление к объективной самооценке и самоутверждению возвышают человека в глазах истории и окружающего мира, наделяют его обостренным чувством сознания собственного достоинства, делают более самостоятельным, более сильным, более неуязвимым. Актуализация этнических проблем в современном мире выступает как ответ на процессы глобализации. Чем сильнее «вызовы» глобализации, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. Все это вызывает глубокое одобрение и уважение. Само по себе изучение и осмысление истории каждого народа, каждого региона, каждого аула правомерно и благородно, поскольку оно расширяет границы наших познаний и представлений о реальных процессах исторического развития общества.
Этническая история моего народа, его этногенетические связи - процесс сложный, и он имеет различные оттенки. Исследований, посвящённых этнической истории и, в частности народов Кавказа и прилегающих регионов всё ещё недостаточно.
Моя исследовательская работа посвящена этногенетическим связям моего рода. Они выявляются не только в этнонимах, а ещё в эмблематических изображениях (тамгах).
Работая с источниками пришла к выводу , что самое активное и наиболее широкое участие в формировании этнического состава ногайского народа , в частности моего рода принимали кыпчаки. Кыпчакам посвящена обширная литература. На протяжении долгого времени они привлекают внимание разных исследователей, путешественников. К 13 веку кыпчаки уже располагались на огромной территории. Включая Северный Кавказ. Это была сила, которая противостояла и иноземным захватчикам. Распространенность выходцев из племени КЫПЧАК и среди родственных народов, по-видимому, дала повод появлению ногайской поговорке « кый аударсанъ – кыпшак шыгар»
( перевернёшь кизяк – оттуда кыпчак выскочит).
Слово «ТАМГА», бытующее в ногайском языке, восходит к дренетюркскому слову ТАМГЬА и обозначает «печать», «отпечаток». Этот термин распространился и среди современных не тюркских соседей ногайцев на Кавказе по-видимому, благодаря предкам или самим ногайцам (кабард. «дамыгъэ»; адыг. «тамыгъа»; абаз. «дамыгъа»; абхаз. «адамыг»). Также «слово «тамга» употребляется и в русской литературе наряду с «тавро», имеющем то же значение». У многих народов Средней Азии и Казахстана слово «тамга» используется без изменения. В прошлом почти все народы Средней Азии и Казахстана , некоторые народы Кавказа, с которыми ногайцы имеют этногенетические и историко – культурные связи, имели родовые и пленные знаки, отражающие их сложное происхождение, хозяйственный быт и уклад жизни. Клеймо «тавро» - было родовым, племенным, общинным, иногда личным.
Родоплеменные тамги, предназначенные для определенной общины, были издавна известны почти всем скотоводческим народам, в том числе и предкам ногайцев. (Приложения №2,3,4)
В енисейских надписях конца 1 тысячелетия они фигурируют как клейма для скота у древних тюрок. Махмуд Кашгарский XI в. «О тамгах огузских племен» писал, что они служат для клеймения скота и лошадей и по ним «каждый род узнает свою скотину и лошадей».
Но в то же время есть отождествления термина «тамга» со «знаменем». Термин «знамя», «знамение» появился в русском приказном делопроизводстве задолго до знакомства с сибирскими тамгами и употреблялся для обозначения любого знака в самом разнообразном применении. Есть свидетельства и иного рода. Ногайские Орды делились «…на известное число байраков, то есть более или менее значительных, но неравномерных, по количествам людей, боевых частей или дружин. Все знамена этих дружин одинаковой формы и носят на себе знак важнейшей фамилии». Особенность отметки на знаменах тамги отмечают современные исследователи. «Пожалуй, ни на одном предмете тамга так немногозначительна, как на стягах, а позже знаменах. Поскольку слова «тамга», «байрак», «санджан» являются терминами тюркскими, следует полагать, что и в его символе у горцев Северного Кавказа, в частности у адыгов, они носили ту же политико – сословную функцию, что на свадебном юрте (отав) у ногайцев, прикреплялся отдельный флаг с родовым знаком. Он встречался очень часто. Из близких к нему по смыслу терминам употреблялись: «тамга» (назначение различных знаков, бытовавших у тюркских народов), «пятно» (русское название злака собственности), «клеймо» (позднейший вариант «пятна»). «Пятно» и «клеймо» во многих источниках заменяли термином «тавро».
У предков ногайцев – древних тюрков, была специальная должность «тамгачы» (в современном ногайском произношении «тамгашы»). Орхонские надписи указывают на бытовые должности «хранителя печати». По-видимому, у древних тюрок, как у западных монголов в эпоху Чингиз – хана, была только одна « культурная должность» ( если можно так выразиться) – должность хранителя печати (тамгачи), которому придается исключительно эпитет «мудрый».
С тамгой связаны некоторые и другие вопросы в жизни предков ногайцев, вобравших в свой состав представителей многих племен и родов. Считается, что некоторые термины тюркского происхождения перешли в монгольский язык из уйгурского, когда «Темучин в стране найманов нашел уйгурского «хранителя печати» (по – тюркски тамхачи, от слова «печать»), который познакомил его с употреблением печати и вообще с началом письменного делопроизводства; обо всем этом Темучин до тех пор не имел понятия». Изучая внутреннее устройство улуса Джучи, И. Березин (историк) заметил « обращаясь к самому значению слова тамга, мы должны заключить, что это было клеймо, налагавшееся на что-нибудь» А. Н. Аристов считает, что «…значение слова тамга указывает на чрезвычайную древность употребления тамг, на времена, когда личной и семейной собственности не существовало, а была только собственность родовая и сознавалась необходимость в очевидном и прочном признаке принадлежности скота только известному роду».
Ногайские тамги – свидетели древних этногенетических связей народа, вобрали первое значение, отмеченное В.В.Бартольдом (учённый-писатель) , т.е. используются издревле в виде тавра. Тамги наносились на скот, определяя тем самым принадлежность его к определенному роду или племени. При этом некоторые тамги делились на тех, которые наносились на животных, а другие – на надмогильные камни. До настоящего времени в народе они имеют назначения: метят лошадей и крупный рогатый скот, вырезают на деревянной утвари, вытесывают на каменных могильных памятниках и т.д.
Ногайские тамги привлекали внимание многих исследователей (Костенков. 1868.; Семенов. 1895; Фелицын, 1889; Пашин. 1912; Небосылин. 1851; Аристов. 1894; Трофимова. 1949; Баскаков. 1940; Джанибеков, 1935; Костаянц. 1909). Отдельную, вышеуказанную, статью тамгам народов Кавказа посвятил известный кавказовед Л. И. Лавров. Данные о тамгах ногайцев имеются и в работах Х.Х. Биджеева(1993), Х.Яхтанигова(1993). Есть данные о ногайских тамгах у зарубежных (1978) исследователей Г. Сулитеану, Энвера Мамуга, Умар Мустафы. Однако до сих пор все ногайские тамги не сведены в одной работе, не дана характеристика тамг народов Средней Азии и Казахстана образовывают особую группу, графически отличную от собственно кавказских. Поэтому при исследовании кавказских тамг, Л. И.Лавров, с присущей ему скрупулезностью привлек для сопоставления с кавказскими, хоть и не полный, ногайский материал, при этом выявил идентичность, а во многих случаях происхождение от ногайских, например, «…азербайджанские больше похожи на ногайские, нежели на горские».
Поэтому вполне правы, когда пишут, что «живые этнокультурные и экономические связи между народами Северного Кавказа на протяжении многих веков привели к образованию общих родовых знаков и фамилий из разных национальностей».
На основе анализа и сопоставления, Л. И. Лавров сделал любопытный вывод: «Нетрудно заменить, что многие кавказские тамги абсолютно или в значительной степени похожи на ногайские и крымские. Некоторые из обладателей подобных тамг действительно происходили от ногайцев или татар (абазины Хачуковы, адыгейские хануки Султан-Гирей др.). Среди кавказских тамг, совпадающих по форме с ногайскими и крымскими, есть немало аналогичных среднеазиатским. Тамги абхазцев Кишаевых и Шовгеновых, также кабардинцев Нахужевых аналогичны и знакам орхоно – енисейской письменности. Большая часть этих совпадений могла появиться в результате многовековых контактов кавказского населения с ногайцами, а также с народами Крыма, Передней и Средней Азии». Нужно заметить, что многие информаторы не помнят графического изображения тамги, но при этом не забыли самоназвания их, также названия рода. В этом отношении ногайская этнонимика богата. Однако население уже начинает забывать принадлежность рода к определенному племени, иногда путая род с племенем, а племя с групповым образованием. Поэтому хотелось бы привести сохранившиеся родо – племенные названия по некоторым аулам Северо-Западного Прикаспия. ( Приложение № 6 ) .
Данные об этнонимики и тамгах ногайцев Северо-Западного Прикаспия свидетельствуют о широком их бытовании на протяжении последних двухсот лет. Несмотря на временный разрыв, в настоящее время в народе они сохранились, выявляя родство многих поколений, используются в быту, в семейных отношениях. Из интервью с имамом нашего села я узнала, что представители одноименной и единой формы тамги не вступают в брак.
Мои родители до брака проживали в разных регионах. Мама в Республике Дагестан в Ногайском районе в пос. Червленые Буруны, а папа в Ставропольском крае в ауле Новкус – Артезиан. Мама относится к ветви КАРАНОГАЙ – ХАЛК, а папа к ветви ЕТИСАН.
Из беседы с родителями выяснила, что мама принадлежит племени шурша.
Шурша, шурша шувырган, Шышкан этин кувырган. Писти – писти дегенде, Пышак алып ювырган. Куьйди куьйди дегенде, Куьен алып ювырган. Болды – болды дегенде, Балта алып ювырган. Сувды – сувды дегенде, Сув алып ювырган. Шурша мышка шуршит, мясо готовит. Как только мясо было готово, она уже с ножом бежит. Пригорело мясо, а она за коромыслом побежало. Всё - всё закончилось. А она за топор хватается. Остыло мясо , она с водой бежит.( дословный перевод сделала учитель родного языка МКОУ СОШ Кунаева А.К.)
А папа принадлежит роду уьшек. И мое родословное древо, составленное на основе родовых знаков выглядит так (Приложение №7).
Представляется важным и нужным отметить, что ногайцы, принадлежа к тюркоязычному межэтническому массиву на Северном Кавказе, с одной стороны, и будучи подвержены интенсивным интеграционном процессам контактов, сближений, влияний сохранили свою этническую и культурную самостоятельность, не поддались тенденциям нивелировки своей национальной самобытности..
По Эуховой карте народов Северного Кавказа ногайцы воспринимаются как верные, неизменные и традиций культуры и быта, и в то же время сами оказались столь восприимчивы к иноязычным и инонациональным веяниям, что в этнической культуре и осознаётся как коренной и органичный пласт собственно национальной, духовной сути.
Формирование ногайского народа переплетается своими корнями с древнетюркскими племенами (VI – VII вв.), племенами Печенежского (IX – XI вв.), Кипчакского, или Половецкого (XI – XIII вв.), союзов, Золотой (XII – XV вв.) и Ногайской (XIV – XVI вв.) Орды. Я не могу твёрдо сказать ,какая кровь течёт в моих жилах?
Тамга была показателем принадлежности к определенному роду и племени именно по мужской линии (по линии отца).
«Ногайцы живут на строгих родовых или фамильных началах. Каждое ногайское общество составляется из нескольких более или менее крупных родов, управляемых на строгих патриархальных началах. Родовой начальник является владыкой и повелителем рода. Каждая фамилия имеет свои исторические предания и свой особый знак». Тамга переходила от поколения к поколению. На надмогильных камнях «басказык» высекают родовой знак. (Приложение №1)
Десять лет назад геройский погиб от рук экстремистов, выполняя свой служебный долг, старшина милиции (мой дядя) Шабанов Ш.П. И на надмогильном камне высечен наш родовой знак. (Приложение №5).
Нередко об этом потомки говорили с гордостью. Один из потомков известного ногайского мурзы Юсупа – российский князь Н. Б. Юсупов в 1867 г. писал: «Род князей Юсуповых ведет свое начало от Юсуфа, могущественного владетельного князя Ногайской Орды, отца казанской царицы Сююнбеки…Юсуф был прямой потомков знаменитого Эдигея мангита Тамерланова полководца, ордынского вождя и князя».
Ногайские тамги до настоящего времени сохранились благодаря высеканию на надмогильных камнях и таврению домашних животных, в особенности лошадей. Таврение лошадей корнями уходит в далекую древность, когда «таврение лошадей было известно в Танском Китае. Оно производилось по нескольку им признакам: породе лошадей, ее росту, рабочим качествам, по принадлежности к государственным учреждениям или частным лицам…Семейная собственность осознается как родовая, показателем власти над основным видом их имущества. И наверно было бы не плохо, если бы современная молодёжь глубоко знала свои корни. В нашей школе среди учащихся 8-11 классов я провела социальный опрос «Мой родовой знак».
К большому сожалению, результаты неутешительные. Из 82 опрошенных учащихся только 17 (21%) человек точно знают свой родовой знак.
Мой родовой знак «Тамга» Таб.1
Класс
Количество учащихся
Количество тюркоязычных
Мой родовой знак «Тамга»
знаю
Не знаю
8 «а»
20
15
3
12
8 «б»
17
17
2
15
9 «а»
16
13
3
10
9 «б»
14
10
2
8
10
10
9
1
8
11 «а»
13
9
4
5
11 «б»
13
9
2
7
Итого:
82
17(21%)
65(79%)
Ногайские тамги разнообразны. Их обилие подсказывает, что в них есть знаки, отражающие различные небесные светила, предметы быта, а также буквы древнетюркского рунического алфавита. Например: ō,ŏ,ő,ö,ø отражают солнце, а ﬤ - ай – тамга (тамга полумесяца), Ϛ – шомиш (ковш),‡ - эргенек (плетень), -предметы быта. Также тамга «ашамайлы» Xобозначает верблюжье седло, одновременно указывая на кочевой быт ногайцев и жизнь их в условиях песчаной пустыни, сопоставление выявляет в них связь с руническими буквами Разумеется, такие сопоставления не все бесспорны, но идентичность знаков позволяет рассуждать так. Добавим, и то, что «Тавро когда – то служило не только знаком, но и гербом или знаменем рода». В составленной А. Х. Ш. Джанибековым ( ногайский просветитель) таблице тамг автор выявил отдельные знаки, которые были связаны со скотоводством, с охотой, с кузнечным ремеслом, с земледелием, с шитьем и рукоделием, с ремеслом вообще и с военным делом. Наш родовой знак это «шомака»(половник).
Такой подход и такое восприятие реалий действительности предполагает, чтобы естественный процесс самопознания и самосознания народа на любом из уровней – национальном, этническом, общинном да и гражданском – не должен оплодотворятся идеей узкого, слепого, безумного эгоизма. Национальное достоинство обретается и утверждается не за счет низведения достоинства остальных народов, не путем представления им непомерных счетов и востребования с них надуманных долгов. Национальный эгоизм, высокомерие и чванливость в любом из проявлений ведут к сепаратизму и отчуждению, к разрушению единства и целостности общества. Не надо забывать историю и культуру, волею судьбы ставшего малочисленным, ногайского народа, частью которой являюсь я.