Исследовательская работа "Человек интересной судьбы"
Исследовательская работа "Человек интересной судьбы"
Данная исследовательская работа посвящена изучению жизни моего дедушки Тумунова Доломорито, ветерана Великой Отечественной войны и труда, человека нелегкой судьбы, всю свою жизнь проработавшего на благо своей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Человек интересной судьбы"»
Окружная научно – практическая конференция
«Мажиев: его время и дела»
номинация «Люди интересной судьбы»
Человек интересной судьбы
Российская Федерация
Забайкальский край
Дульдургинский район
село Узон
Автор:
Моритоева Милена
МБОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»
8 класс
Руководитель:
Моритоева Галина Цыбендоржиевна
Дашиева Аюна Дамдинжаповна
учителя МБОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
2.1 «Прерванное детство…»
2.2. «Дрался храбро и дерзко»
2.3. «Мирный труд»
Правительственные награды
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Когда он подвиг совершает,
он не заботиться ничуть,
узнает, кто иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена на планете,
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть
на свете солдаты Родины моей.
Феликс Чуев
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне – знаменательна не только для нашего народа, но и для всего прогрессивного человечества. Все далее в историю уходят от нас эти героические и трагические годы. Все меньше остаются среди нас ветеранов войны, которые были участниками кровопролитных боев. Они заслужили всенародное уважение. Об их жизненном подвиге нужно знать всем. Тема судьбы человека, который прошел войну, наиболее актуальна в современной действительности. Эта человеческая судьба характерна для многих советских людей. Тысячи бывших воинов заслужили право на доброе и сердечное слово о них. Этой работой мы отдаем долг тому человеку, который бесстрашно воевал и вернулся живым из свинцовой бури. Потомки должны знать своих рядовых героев.
Я живу в мирное время, и не знаю что такое репрессия, война. Когда я смотрю фильмы про репрессию, войну или читаю литературу, то задаю себе вопросы: «Как же мой дедушка все это прошел?», «А как бы я повёла себя?». Мне трудно ответить на эти вопросы, потому что я живу в мирное время, и не видела таких ужасов.
Данная работа посвящена изучению жизни моего дедушки, Тумунова Доломорито Тумуновича, ветерана Великой Отечественной войны и труда, человека нелегкой судьбы, всю свою жизнь проработавшего на благо своей Родины.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что через судьбу одного человека можно прочесть историю Родины. Не зная прошлого своего народа, Родины, невозможно разобраться в настоящем и тем более в будущем. Редеют ряды ветеранов – Солдат Великой Победы, тружеников тыла. Судьба у них одна - труд, служение Родине. На их детство выпала репрессия, на молодость выпало невероятно тяжёлое испытание войной, на зрелость – восстановление и укрепление могущества страны.
Основной целью работы является изучение жизненного пути Тумунова Доломорито Тумуновича, человека необыкновенной судьбы, ветерана войны и труда, и прикоснуться к тайне имени нашего дедушки Доломорито, выявить наличие взаимосвязи имени и характера.
В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
2) изучить книгу" Я из рода Баруун Хуасай", фотографий, альбомы, письма, публикации, награды);
3) Перевести имя на русский язык.
4) выявить основные этапы его жизненного пути;
5) изучить личность дедушки, его нравственные качества, основные жизненные принципы;
Объект исследования: исторический период, который охватил жизненный путь Тумунова Доломорито Тумуновича.
Предмет исследования: судьба человека, его духовное и нравственное становление.
Источниками исследования явились:
• Семейные архивные материалы;
• Книга "Я из рода Баруун Хуасай";
• Домашняя библиотека;
• Фонды музея нашего села;
• Изобразительные источники: фотографии, рисунки;
Основные методы исследования – в своем исследовании мы применяли такие методы научного исследования, как выявление процессов в хронологической последовательности (стратиграфический), экспериментальный, реализованный приемами опроса информаторов, изучение семейных, музейных архивных материалов, документов, беседа, анализ книги и статей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 «Прерванное детство»
Мой дедушка родился 1 января 1917 году, в год змеи по восточному календарю в Таптанайском сомоне пади Амитхаша-Тарятуй, семье скотовода середняка. Отца звали Тумунов Рабдан, мать – Найданова Дарима. До его рождения в семье Рабдана были двое детей, оба в младенческом возрасте умерли, поэтому его родители обратились габжи ламе, который умел исполнять шаманские обряды. Жил габжа лама в пади Зуткулей и звали его Цынгэ-Габжи, он и стал найжи его сына. Цынгэ-Габжи дал ему такое редкое имя Доломорито с этим именем наш дедушка прошел огни и воды. В младенчестве он часто болел каждый раз, дядя Даши садился, на каурого коня ездил в Зуткулей найжи - ламе. По повериям его родителей, таким образом, отстояли своего сына. После него в семье Рабдана рождались, восемь детей из них выжили четыре, вот они Цынгэ-Самбу1920г. р., Балбар 1924г.р., Пурбо-Доржи 1927г.р., и Балжинима 1930г.р., из них Балбар была девочка. Возглавлял семью отец, управляющий всей жизнью и хозяйством семьи. Начиная с раннего детства, помогал своим родителям по хозяйству, очень любил ухаживать за скотом. Он был энергичным, любознательным, общительным ребенком, дома его отец обучил старомонгольской грамоте, начальным азам арифметики, умел читать и писать.
Из книги нашего дедушки «Я из рода Баруун Хуасай», мы выявили очень серьёзное обоснование выбора имени, а ведь как важно правильно назвать ребёнка, потому что имя и судьба человека взаимосвязаны. На этот счёт существуют различные теории: нумерология Пифагора, Б.Ю. работа Б.Ю. Хигира. «Имя человека, его характер и судьба», исследования В.А. Менделеева. «От звука к имени», и Р. Кавендиша «Имена и числа», интересное учение Л.В. Успенского «Ты и твоё имя». Вопросы, возникшие при изучении данных работ, привели к науке антропонимике. Поработав со словарями, выяснили, что Собственные имена - это антропонимы (личные имена людей, а также их клички, прозвища), топонимы (географические названия), энтонимы (названия городов), зоонимы(клички животных), космонины (названия внеземных объектов),теонимы(названия мифических существ, божеств)и др. Оказывается, что каждое имя имеет свою историю создания (как объясняет наука антропонимика) и, проследив этот путь, можно многое узнать о характере человека, обладающего этим именем.
Имя Доломорито - состоит из двух слов: « доло»- переводится с бурятского на русский
как « семь», «морито» - переводится с бурятского на русский как «коней», итак имя переводится на русский язык таким образом: «Семьконей».
Итак, мы узнали и рассмотрели исторические основы возникновения и формирования имени нашего дедушки «Доломорито – Семьконей».
«Доломорито – Семьконей».
Семь
Конь
Число семь – это совершенство
Конь символизирует интеллект, мудрость
уверенность
Знатность, свет, динамичную силу
Безопасность, покой
Проворство, быстроту мысли
Обилие
Бег времени
Восстановление целостности мира, синтез
Это типичный символ плодородия
Семь звезд, семь чудес света, семь драгоценных камней
Мужества, мощной власти
Прикоснувшись к тайне имени нашего дедушки Доломорито, мы выявили наличие взаимосвязи имени и характера. Все те качества присущие символам слова «Семь, Конь», года змеи, практически все проявляются в характере нашего дедушки. Судьба у него была одна - труд, служение Родине. На его детство выпала репрессия, на молодость выпало невероятно тяжёлое испытание войной, на зрелость – восстановление и укрепление могущества страны.
В 1929 году поступил в Таптанайскую ШКМ. Здесь учились ребята со всех сел Дульдургинского района, также с соседних районов. Учеба закончилась в конце мая 1931 года. После четвертого класса деда отправили домой, но он так хотел продолжить учебу. Не суждено было. В начале июня он вернулся домой. Семья в то время жила на летнике у старшего брата отца Дашицырена в местности Шоното. К тому времени семья имела около сороки коров, одну лошадь, коз и баран. Они работали погонщиками быков. Вся жизнь скотоводов протекала под открытым небом в тесном единении с природой. Семья Тумунова Рабдана, как и принято, у скотоводов, вела кочевой образ жизни. Летом семья вместе с сородичами переезжала в урочище Хотогор у подножия горы Табтаанайн обоо в 30километрах от зимника, а зимой возвращалась на зимнее стойбище Таряатуй. Доломорито такая жизнь очень нравилась, она закаляла его, обогащала впечатлениями. И не было большего восторга, как побегать по каменистым берегам речки Табтанай. На склонах гор дети находили дикий лук, в лесных долинах среди подлеска собирали пучками тарнан и слушали птичье многоголосье в разнотравье лугов.
Жизнь людей в любых сообществах немыслима без празднеств. Часто празднично одетые сородичи следовали на поклонение к горе Табтанайн обоо. На вершине горы были сложены пирамиды из камня – обоо. Собиралось много паломников. Праздничным шествием и церемониями руководили ламы. По их окончании устраивались праздники с непременными состязаниями наездников, лучников и борцов. Все это развивало в Доломорито тонкое понимание красоты родной природы, народного празднества, память о котором он пронес через всю жизнь.
Однажды в июне 1931 года к ним приехал вооруженный человек и повелел всех собраться в дорогу – на ссылку. Вот так начались самые тревожные, черные дни. Взяли с собой топор и пилу. Из хороших вещей и одежды им брать ничего не разрешили. В чем были, отправились в дорогу. Потом они узнали, что разрешалось брать багаж 30 килограммов на одного человека. И вот под конвоем пеших людей погнали в деревню и закрыли в школе, где он учился.
Так начался для него и многих других путь по дорогам страданий, название которому – «репрессия», путь длиною в жизнь. Сколько горя она принесла народу. Семья деда имела хорошее хозяйство, но в колхоз вступать не торопились, за что и были раскулачены. Много семей тогда закрыли в школе. Голодными, под вооруженной охраной продержали их три дня. И вот их привезли в п. Агинское, поместили в тюрьму, мужчин держали внутри, а женщин, стариков и детей в ограде. Рано утром, опять же голодных, отправили на телегах в станцию Могойтуй. Прибыли туда ближе к ночи, а там уже ждал товарный поезд, куда погрузили всех и закрыли наглухо двери. В поезде было темно, тесно и душно. Особенно страдали старые люди за 60-70 лет, маленькие дети, среди которых были годовалые малыши. Одно маленькое окошко было вверху, кругом полки. Вместо туалета посередине вагона стояла бочка.
Долгим и утомительным был путь. Наконец они прибыли в Красноярский край на станцию Енисейск, на берегу Енисея. Загнали всех на огромную баржу, в нижнее, похожее на западню, помещение. Их было около тысячи человек. Опять теснота, духота: дышать трудно, голова болела, голод измучил. Человек с оружием охранял их наверху. Повезли их в Даурский район Красноярского края. В пути деду стало хуже, сильно голова болела, и он у охранника попросился наверх, якобы в туалет, хотя для него, голодного, не о каком туалете и речи не могло быть. Его выпустили. Наверху было прохладно и хорошо. Оказалось, что там тоже были ссыльные, у них с собою были запасы муки, сухарей в мешках. Он лег между этими мешками и вздремнул. Проснулся от криков, шума, толкотни. Все выходят, и он, запасшись рассыпавшимися сухарями, вслед за другими прыгнул в воду. Дед нашел своих земляков и раздал всем добытые сухари по кусочку. «Ничего слаще и вкуснее тех сухарей я никогда в жизни больше не ел» - рассказывал мой дедушка.
Всех погнали в лес, в местность Еловый барак – поселение ссыльных. Так началась голодная, тоскливая и тяжелая жизнь. Буряты привыкшие жить в просторной степи, в лесной глуши им было невыносимо. В глазах у людей - одна тоска. Как их далекие предки, занялись подсечно-огневым земледелием; валили вековой лес, сжигали пни, выкорчевывали корни. Мужчины и женщины работали на лесоповале. Они заготавливали лес и сплавляли вниз по реке к Красноярску. Через некоторое время пришло первое горе в семью – умерла маленькая сестренка Балбар, любимица семьи, единственная дочь. Если бы, будучи в малой родине отдали ее в дочери кому-нибудь из родственников, как отдали двоих младших братьев – четырехлетнего Бальжиниму и годовалого Пурбодоржи, может быть, она осталась, бы жива. Если бы…
Двадцатых числах июля подростков 13,14,15,16 лет со всех бараков собрали и пешими отправили в селение Язагаши, обрабатывать картофельное поле, всех подростков было около тридцати человек. Среди них был четырнадцатилетний мой дедушка. Кормили один раз в сутки, обед – жидкий суп, в нем несколько картофель и один кусочек мяса. Жилище – открытый навес. Работали на поле до двадцатых чисел августа, за время пребывания в Язагаши дед не был на связи с семьей. В конце августа их повезли дальше, необъяснив куда. Они приехали в большую деревню, районный центр - Балахта. Было, просторно и эта земля больше всего напоминала родные Агинские степи. Остановились в центральной усадьбе Балахтынского зерносовхоза. В одном из домов ярко горел свет, люди выходили, заходили. Трое ребят, в том числе мой дед побежали туда. Оказалась, что там была хлебопекарня, они стали знаками просить хлеб у пекарей. Они дали им целый каравай. Утром им привезли хлеб, кашу перловую, вывалили ее прямо на солому, и они ели ее оттуда руками. Работали на хлебоуборке, собирали снопы.
Наступил декабрь, выпал снег, а они были все еще в летней одежде. Летняя обувь развалилась, подошвы отлетели, а дедушка ходил по снегу босыми ногами. Повезли их обратно. Перед дорогой он достал четыре хороших мешка и обвязал ими ноги, да только они тепло не держали. А на улице мороз 30-40 градусов. Распухли за ночь ноги, тело. Доктор сомневался, выживет он или нет, гноились раны на ногах. Пролежав семь месяцев, поднялся на костыли только к весне 1933 года... В начале второго учебного года в Смоленске был очень слабым. Между тем мать, от болезни умерла. На похоронах кроме них никого не было. Отец Рабдан и брат Самбу повезли хоронить маму, но дед остался, потому что был еще очень слабым. Место захоронения мамы так и не узнал. Отец его место своей работы сменил и стал жить со своими сыновьями. За время пребывания в ссылке отец деда много раз написал заявление в город Иркутск, краевое управление НКВД. Смысл заявления в том, что его семья не была кулацкой, никакого зла против власти не совершали. Наконец-то пришло сообщение от краевого НКВД, в списках кулаков высланных в Красноярский край ваша семья не значится. Потом они уехали в Иркутск и работали на слюдяной фабрике. Дети работали по четыре часа, взрослые – от восьми до двенадцати часов. Двенадцать килограммов слюды надо было соскоблить, это была дневная норма. Позже дедушка узнал, что эта работа была вредная для здоровья. Затем три семьи – Тумуновых, Раднацыреновых и Ленхобоевых выслали из Иркутска на станцию Тайшет и дальше в село «Новый путь». Там жили в основном ссыльные украинцы. Многие из них умерли с голоду.
Как-то отец сказал: «Говорят, мох едят». Принес, высушил и, смешав с мукой, пожарил. В желудке после этого было больно, будто гвоздей съели. Дед с братом Самбу охотились на воробьев и варили в кружке суп. Это было куда лучше, чем мох. Вскоре у отца распухли ноги. Боли у него были очень страшные. Вскоре два брата остались совсем одни. Еды не было, крапиву всю съели, одежда превратилась в лохмотья, а сами были изможденные. Идти некуда, и они взяли кружку, и пошли в лес за голубицей. Набрав ягоду в посуду, они сидели возле дороги, со стороны села Квиток шла русская женщина с детьми. Она остановилась, расспрашивала их, узнав историю, посоветовала идти в недавно открывшийся детский приемник для детей-сирот. По совету этой женщины мой дед взяв крепко за руку брата Самбу перешагнул порог Квитокского детского приюта. За период ссылки они не выросли, совсем худые, скелет да кожа. Спустя много лет, после войны по телевизору показывали узников гитлеровских концлагерей – призраков, мучеников, дед сравнивал себя с ними. В Квитокском детском доме учился в школе.
Судьба распорядилась следующим образом, в 1936 году его отправили с детского приемника в город Иркутск на учебу в ФЗУ завода имени Куйбышева. Окончив курсы электромонтера, дедушка начал работать на заводе по полученной специальности. Характер Доломорито сформировался в сложной исторической обстановке, но он не потерял веру в лучшее, веру в добро, веру в людей. Вдалеке, на чужбине, Доломорито и его брат Самбу скучали по своим родным местам.
2.2 «Дрался храбро и дерзко…»
1941 год. Наступили самые тяжелые времена для нашей страны, началась Великая Отечественная война. Ему было 24 года, и он стал проситься на фронт, но отказывают, потому что на него была наложена «бронь», в связи с тем, что нехватка специалистов и поэтому его оставляют в заводе. Мой дедушка с этим решением был не согласен, но с приказом не поспоришь, в, то время с этим было очень строго. Целый год не покладая рук, добивался того, чтобы ему дали разрешение уйти на фронт. Но через год с него сняли «бронь» и он был призван в настоящий боевой строй. Попал на станцию Ага в кавалерийскую часть. Долго здесь не задержался – как примерного воина деда направили в пулеметно-минометное училище, дислоцированное на станции Джида в Бурятии. Полученные здесь знания новоиспеченному командиру взвода пришлось применять на практике, участвуя в знаменитом Орловско-Курском сражении в 1943 году. Здесь он увидел и кровь, и слезы и смерть. Дедушка хорошо помнил, как немцы, попавшие в окружение в ходе боев, в первую очередь старались уничтожить пулеметные расчеты, находящиеся в непосредственной близости от них. Отчаявшихся и постоянно атаковавших вражеских солдат пулеметчики поливали свинцом. Немцы потеряли много своих солдат. Именно здесь за умелое отражение атак врага и уничтожение прорвавшихся немцев, дедушке был вручен орден Красной Звезды – высокая награда того периода войны.
Ярость и чувство мести врагу за разрушенные города, деревень, за жестокое уничтожение советских людей кипели в сознании воина. При виде зверств фашистов, в глазах его застилали слезы, а сердце обливалось кровью. Поэтому он дрался храбро и дерзко, несмотря на многократные ранения. После излечения в госпитале снова возвращался в строй. Однажды он был серьезно ранен в ногу и руку, когда пехотинцы его части вели наступательные бои на Украине. Семь месяцев пролежал в госпиталях. Хотя молодой организм переборол рану, но решение медиков было категорично: инвалидность второй группы, а это означало, что война для солдата окончена. К этому времени дедушка был ранен семнадцать раз.
Из интервью с корреспондентом районной газеты «Ленинец»:
- В каком полку вы служили?
- Я служил в 250 гвардейском полку в городе Сталиногорске, ныне он называется Новомосковское, а командиром полка был полковник Камышников.
- Что вы можете рассказать о пулеметах?
- Меня назначили первым номером пулемета. В течение учебы в училище, я хорошо знал пулемет и его капризы, мой пулемет всегда был надежным.
- Когда вы приняли первый бой?
- Наше подразделение первый бой принял в первых числах июля 1943 года в Орловско-Курской битве. Фашисты, отступая с нашей земли, сжигали, уничтожали все на своем пути. Мне в тот сравнительно небольшой промежуток времени пришлось увидеть столько горя и страданий наших людей, столько крови и смертей.
- Вы участвовали в боях за освобождение Украины?
- Да. Наша часть влилась в образованный первый украинский фронт, начавший освобождение Украины. 8 сентября 1943 года в одном из тяжелых боев я был тяжело ранен. Благодаря комиссару батальона Козулину, мне была оказана первая медицинская помощь. Я остался жив, но семь месяцев лежал в госпитале. Из 150 раненых выжили только 5 человек. Нас пять человек вывезли в город Тростьянец, потом в город Сарапул. Таким образом, с апреля 1943 года по 8 сентября 1943 года участвовал в беспрерывных наступательных боевых действиях.
После Победы, разъехавшись по своим родным местам, боевые друзья не теряли между собой связи – вели переписку. Встреча, бывших членов 250 гвардейского полка, состоялась через 60 лет на параде Победы в городе Москва в 2005 году. Об этом свидетельствуют фотографии из нашего семейного альбома
2.3 «Мирное время»
После выздоровления от тяжелого ранения дедушка начал работать главным бухгалтером Дульдургинского райфинотдела, а с 1957 года был направлен главным бухгалтером колхоза имени Ленина в селе Узон. Он женился на молоденькой девушке, Борокшоновой Рыгзыдме. В 1947 году у них родился сын, Батоцырен, в 1951 году ещё сын Тумэр, через два года родилась дочь, Мыдыгма, в 1960 году родился сын, Баир, через пять лет ещё сын, Бато. Они воспитали и вырастили 5-х детей. У всех детей высшее образование. Дед был хорошим семьянином, имел 14 внуков и 10 правнуков. Мы его очень любили, а он нас обожал.
Он трудился более 30 лет в родном колхозе главным бухгалтером. За годы его работы в этой должности с июля 1957 по 1983 года председателями колхоза были: Иванов Бадма Иванович 1957г.; Яхунаев Дашидондок Ширапович 1957-1961г.г; Дылгыржапов Шойнхор Дылгыржапович 1961-1968г.г.; Найдаров Лодой Дылыкович 1968-1974 г.г.; Наранов Болот Наранович 1974-г.г.; Далаев Цырендоржи Жамсоевич- 1982г.г.; Жамсаранов Гончик Жамсаранович 1982-1987г.г. Успехи в развитии сельскохозяйственного производства и социально-культурной сферы села связаны с непосредственной деятельностью главного бухгалтера. Его всегда волновала судьба односельчан, он был справедлив, любил правду, не стремился к богатству, для него самое большое богатство было: дом, семья, работа, всегда жил и работал по совести. Сейчас таких людей очень редко встретишь. В конце 50-х годов появились в колхозе специалисты, как наш дедушка, выросла своя инициативная молодежь. Агроном Сутурин Г.Ф. много работал над повышением продуктивности полей, одним из первых в округе начал применять минеральные удобрения, перевел полеводство на почвозащитную систему земледелия, серьезно занимался подъемом и обработкой паров.
В 1958г. реформировали МТС в РТС (ремонтно-техническую станцию), сельхозтехника и оборудования передавались в распоряжения самих колхозов в их собственность, появились свои кадры инженеров, механиков, перешли в колхоз механизаторы.
В животноводстве появились свои зоотехники. Первыми из них в колхозе имени Ленина были: Максаров Даши, Дамдинов Аркадий, Самоцыренов Даши. Ветеринарами в те года были: Аюшиев Дашидондок, Гомбоев Доржи, Аюшиева Батожаргал, Ракшаева Цырен.
После окончания областной сельскохозяйственной школы руководящих кадров, в колхоз пришли работать: Самоцыренов Цырендаши, Цыбендоржиев Шираб, Цыбендоржиев Тагар, Галщиев Ширабдоржи. Также инженерами в это и последующие годы работали: Дулмаев Аюша, сергеев Александр, Дулмаев Цыдып.
В 1959 году произошла смена денежных знаков. Шли годы, все это время во главе финансового руля колхоза был Доломорито Тумунович. В этот период в истории страны, колхоза шел подъем улучшения экономики, культуры, социальной и материальной заинтересованности колхозников.
1950- 60-е годы для нашего колхоза характерны внедрение механизации в животноводческие процессы: заготовка кормов, стрижка овец, механизированная дойка коров, автоперевозки с/х продукции. Все это делалось для облегчения труда колхозников, увеличения производительности труда.
В 1970-80 годы в колхозе велось строительство производственных и культурных объектов, много внимания уделялось благоустройству села, строительству жилья.
В 1964 году было завершено строительство Дома культуры и конторы колхоза одновременно.
В 1965 году была сдана в эксплуатацию новая школа на 195 мест, таким образом начальная школа была преобразована в восьмилетнюю.
В 1968 году сдано в эксплуатацию двухэтажное здание школьного интерната для детей животноводов колхоза.
В 1970 году построена МРМ на 10 ремонтных мест, гараж на 40 автомашин, котельная для отопления МРМ, гаражей, школьного комплекса, асфальтировались улицы села и зерноток. Тогда председателем колхоза работал Дылгыржапов Шойнхор Дылгыржапович с главным бухгалтером Тумуновым Доломорито Тумуновичем- люди неутомимой энергии и энтузиазма, под их руководством село приобрело совершенно иной вид. Многое, что построено в селе Узон связано с именем начальника цеха строительства Дондокова Банзаракша, который много труда и энергии вложил в строительство родного села.
В 1982 году на территории Узонского Сельского Совета и колхоза им. Ленина был проведен областной семинар по благоустройству, присутствовало более 500 человек из г. Читы, колхозов, совхозов, крупных предприятий области во главе с Матафоновым М.И. первым секретарем обкома КПСС. Это мероприятие явилось высокой оценкой Узонцев и руководителей колхоза и села Дондокова Базаржаб и Жамсаранова Гончик.
Мы провели опрос среди пенсионеров-колхозников, животноводов, которые работали и знали моего деда. Они ответили, что Доломорито Тумунович был очень уважаемым и замечательным человеком, знающим свое дело, аккуратный, дисциплинированный, организованный, все его папки, документы были в порядке и систематизированы. К работе относился добросовестно, он умел считать деньги. Дедушка по праву является одним из созидателей своего села. В роли наставника обучил бухгалтерскому делу многих молодых бухгалтеров, которые начинали работать в этой сфере. Мой дедушка всегда выполнял общественную работу: избирался председателем ревизионной комиссии Дульдургинского района, депутатом Узонского Сельского Совета, заместителем председателя Узонского Сельского Совета, председателем товарищеского суда села Узон, председателем родительского комитета школы. Почетный гражданин, он заслужил всеобщее уважение личным вкладом в защиту Отечества и самоотверженным трудом в сельском хозяйстве.
Правительственные награды:
1. За боевые заслуги:Орден «Красной звезды»;
Орден «Отечественной войны первой степени»;
Медаль «За боевые заслуги»;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
2. За трудовые заслуги:Медаль «За доблестный, самоотверженный труд в годы Великой Отечественной Войны1941-1945 гг.»;
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина;
Знак «Отличник Социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР»;
Знак «Победитель социалистического соревнования за 1974, 1975, 1977 годы»;
Медаль Жукова;
Многими юбилейными медалями и знаками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю судьбы своего дедушки Доломорито Тумунова, мы убедились, что она отражает историю нашей Родины. Очень трогательна судьба моего дедушки и является наглядным примером для подрастающего поколения. Я была просто поражена: насколько в нечеловеческих условиях жили люди, как они выживали, что при этом чувствовали. В любых ситуациях он оставался Человеком с большой буквы, сильным духом, выносливым, храбрым, трудолюбивым и честным. Дедушка был одним из самых образованных, одаренных и разносторонних людей своего времени, личностью в полном смысле многогранной.
Исследовав жизненный путь, происхождение имени дедушки, я выяснила, что он необыкновенной судьбы человек, история его жизни вызывает чувства сострадания, удивления и уважения. Еще когда был жив дедушка, я любила забираться к нему на колени, и он мне долго рассказывал интересные истории своей богатой событиями жизни. Мой дед прожил 92 года. Он говорил: «В моей жизни было все: репрессия, война и мир, и горе и радость, и любовь. Я старался все перенести достойно…» В работе вдохновлял личный интерес и желание глубже изучить судьбу любимой дедушки.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материал, собранный и систематизированный в ходе исследования, стал основой экспозиции «История судьбы дедушки в истории страны» в музее. Работа подталкивает ребят к более глубокому изучению истории своих предков. Этим самым я раскрыла поставленную передо мною цель. Мои родители очень бережно хранят все документы, фотографии, вырезки газет.
Я считаю, что это мой долг сохранить память о дедушке и рассказать другим о его нелегкой и в то же время интересной судьбе. И я очень горжусь им и постараюсь фамилию, которую получила от него в наследство, с гордостью носить всю свою жизнь.
Судьба благоволила любознательному и талантливому от природы сыну скромного бурята-кочевника из рода Баруун Хуасай: ему удалось выжить в ссылке, вернуться живым из огненного пекла, продолжить свой род, принять участие в возрождении, восстановлении и укреплении могущества родного края.
Мы будем продолжать искать все новые материалы о Тумунове, о нашем замечательном современнике. Из моря народного поднялся наш герой в дни грохочущих гроз. Прошли неистовые штормы – и он снова ушел в родное море, растворился в нем. Успели ли мы разглядеть подлинно живой облик его? Перед нами необычайно интересный человек, который честно выполнил свой долг на Земле. И ему, и всему его поколению хочется сказать:
Мы много лет спокойно смотрим сны,
А вас – и рядовых, и полководцев –
Несправедливо мало остается,
Товарищи, участники войны!
ПУСТЬ ПАМЯТЬ О НИХ НЕ МЕРКНЕТ ВЕКА!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тумунов Д. « Я из рода Баруун Хуасай» г. Чита, ООО «Экспресс- издательство»2012г »
2. «Они сражались за Родину» ГП Издательский дом «Агын Υнэн» 2004г.
3. Тумунов Ж.Т. «Вехи боевой славы агинцев» 2000г.