Просмотр содержимого документа
«Использование игровых методов при преподавании истории»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ («ЭКСПРЕСС-ИГРЫ») НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Учебная дисциплина - «История Отечества», преподаваемая на 1-м курсе образовательного учреждения СПО по программам СОО.
Существует ряд причин, по которым «деловая игра», «круглый стол», «конкурс-викторина», будучи востребованными в воспитательной внеаудиторной деятельности, редко используются мною в процессе преподавания истории. Среди прочих выделю следующие причины:
«деловые игры» хорошо совместимы с повторительно-обобщающими занятиями, тогда как занятия по курсу истории в ОУ СПО – комбинированные, ставящие сразу несколько дидактических целей (и актуализировать имеющиеся знания, и усвоить новый материал, и закрепить его);
подобные игровые технологии требуют трудоёмкой подготовки.
Выход для себя нашла в использовании «экспресс-игр» - игровой деятельности как части занятия (мотивации, упражнения на повторение, объяснения, закрепления, контроля). Рассчитанные на 5-15 минут, не требующие длительной подготовки, но при этом зрелищные и эмоциональные, подобные экспресс-игры могут служить заготовками для педагогической импровизации - спонтанной реакции преподавателя на определенную учебно-воспитательную ситуацию.
Тема занятия - «Гражданская война и иностранная интервенция».
Тип занятия – комбинированный.
Соревнование «Развёрнутый поиск» на этапе изучения нового материала. Цель: усвоение необходимого учебного материала; активизация познавательной деятельности; формирование ключевых компетенций – готовности к самообразованию, к разрешению проблем, к использованию информационных ресурсов. Оборудование – учебники, смартфоны с подключением к Интернету, карточки с вопросами.
Работа ведётся в парах. Задание:
Каждая пара получает свой перечень (партий, социальных групп, имён исторических деятелей, дат, географических названий), в котором необходимо исключить лишние элементы. Например, из предложенного списка выбрать партии и социальные группы, входящие в лагерь «красных»: а) большевики; б) кадеты; в) промышленники; г) зажиточное крестьянство; д) беднейшее крестьянство; ж) помещики; з) большинство рабочих. Поиск информации ведётся одним студентом – в учебнике, другим – в Интернете. В заключение данного фрагмента занятия студенты сравнивают результативность поиска в двух источниках информации, анализируют причины допущенных ошибок.
Тема занятия – «Экономическая политика большевиков в годы гражданской войны».
Тип занятия – комбинированный.
Ролевая игра на этапе актуализации ранее изученных знаний. Цель: повторение материала; погружение в события прошлого, превращение знаний в личностно-значимые; раскрытие творческих способностей студентов. Игровые материалы не требуются.
К доске приглашаются два студента (А, Б). Задание:
Смоделируйте ситуацию: рынок, А – имеет мешок муки, Б – нуждается в продовольствии. Ситуация обычная, но происходящая сто лет назад.
Если диалог обучающихся сразу пойдет о товарном обмене без использования денег – отметить хорошие знания по теме. Но поскольку данный игровой приём имеет потенциал, можно спровоцировать «игроков» на ошибку: преподаватель подключается к игровой ситуации в качестве «покупателя» и обещает за продукты большую сумму хорошо сохранившихся «керенок». Выслушать реакцию на это предложение, вовлечь в обсуждение ситуации остальных студентов. Уместен просмотр фрагмента из фильма «Свадьба в Малиновке» о деньгах: «Бери, я ещё себе нарисую…»
Создание кроссворда на этапе закрепления знаний. Цель: повторение изученного материала методом активной деятельности студентов по составлению кроссворда; развитие внимания, памяти, речи. Оборудование – учебная доска, мел; дополнительные игровые материалы не требуются.
Преподаватель рисует цепочку из 14 ячеек, задает вопрос всей группе: «Передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам». Студент, правильно ответивший на вопрос, не только заполняет буквами ячейки «национализация», но и продолжает кроссворд, формулируя группе свой вопрос. Оптимально, если у доски побывают 6-8 человек, хотя при наличии желающих работу над кроссвордом можно продолжить.
Тема занятия – «Сталинская индустриализация в СССР. Сталинская индустриализация в Донбассе».
Тип занятия – комбинированный.
Игра «Песня – источник знаний» на этапе усвоения нового материала. Цель: расширение круга исторических источников; активизация деятельности студентов, не обладающих хорошими знаниями; использование аудиального канала восприятия. Необходимые игровые материалы – аудиозаписи, распечатанные тексты песен по количеству групп.
Задание:
Прослушав песни 30-х годов («Марш энтузиастов», «Молодёжная», «Мы - кузнецы», «Москва майская»), воспользуйтесь ими как историческим источником и охарактеризуйте экономику, политику, идеологию СССР указанного периода. Дополнительный материал для этой характеристики привлекать не разрешается.
Тема занятия – «Политическая система в СССР. Общественно-политическая жизнь советского общества».
Тип занятия – семинар.
Ролевая игра для мотивации учебной деятельности. Цель: погружение в события прошлого; создание эмоционального настроя; раскрытие творческих способностей студентов. Игровые материалы не требуются.
К доске приглашаются два студента. Задание:
Используя элементы театрализации, разыграйте «по ролям» анекдот: «Как вы живёте?» - спрашивали в 20-х годах. «Как вы? Живёте?» - спрашивали в начале 30-х годов. «Как? Вы живёте?» - в конце 30-х годов. Подумайте, в каких социальных группах советского общества он мог появиться.
Тема занятия – «Начало Великой Отечественной войны. Поражения и победы 1942 г.»
Тип занятия – комбинированный.
Игра «Аналогия» на этапе обобщения и систематизации материала. Цель: погружение в события прошлого; формирование нравственных и мировоззренческих установок; развитие фантазии, воображения, умения сопоставлять разноплановые явления и выходить за рамки привычных способов решения проблем. Игровые материалы не требуются.
Задание:
1-й этап - субъективная (личная) аналогия, которая подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок. На вопрос преподавателя: «Представьте себя на месте защитника Брестской крепости/ Киева/ Москвы/ жителя блокадного Ленинграда. Считаете ли вы себя способными на подвиг?» часто можно услышать мнение: «Если сопротивляться бесполезно, лучше сдаться, чтобы сохранить жизнь».
2-й этап - символическая (обобщенная) аналогия, которая позволяет выразить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения.
Государство — организм;
Вражеская агрессия — вирус, болезнь;
Долг по защите Родины — функция клеток по защите от вирусов;
Приказ №227, деятельность НКВД, СМЕРШ — укрепление иммунитета.
-Если в результате болезни организм гибнет, выживают ли отдельные клетки? Преобладающие ответы: «нет». Перенос вывода на реальную ситуацию: «нас могло не быть, если бы не победа наших предков в войне...»