kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игровых методов при преподавании истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт применения игровых "экспресс-методов", не требующих предварительной подготовки, на занятиях истории в системе СПО.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых методов при преподавании истории»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ («ЭКСПРЕСС-ИГРЫ») НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ


Учебная дисциплина - «История Отечества», преподаваемая на 1-м курсе образовательного учреждения СПО по программам СОО.


Существует ряд причин, по которым «деловая игра», «круглый стол», «конкурс-викторина», будучи востребованными в воспитательной внеаудиторной деятельности, редко используются мною в процессе преподавания истории. Среди прочих выделю следующие причины:

  • «деловые игры» хорошо совместимы с повторительно-обобщающими занятиями, тогда как занятия по курсу истории в ОУ СПО – комбинированные, ставящие сразу несколько дидактических целей (и актуализировать имеющиеся знания, и усвоить новый материал, и закрепить его);

  • подобные игровые технологии требуют трудоёмкой подготовки.

Выход для себя нашла в использовании «экспресс-игр» - игровой деятельности как части занятия (мотивации, упражнения на повторение, объяснения, закрепления, контроля). Рассчитанные на 5-15 минут, не требующие длительной подготовки, но при этом зрелищные и эмоциональные, подобные экспресс-игры могут служить заготовками для педагогической импровизации - спонтанной реакции преподавателя на определенную учебно-воспитательную ситуацию.

Тема занятия - «Гражданская война и иностранная интервенция».

Тип занятия – комбинированный.

Соревнование «Развёрнутый поиск» на этапе изучения нового материала. Цель: усвоение необходимого учебного материала; активизация познавательной деятельности; формирование ключевых компетенций – готовности к самообразованию, к разрешению проблем, к использованию информационных ресурсов. Оборудование – учебники, смартфоны с подключением к Интернету, карточки с вопросами.

Работа ведётся в парах. Задание:

Каждая пара получает свой перечень (партий, социальных групп, имён исторических деятелей, дат, географических названий), в котором необходимо исключить лишние элементы. Например, из предложенного списка выбрать партии и социальные группы, входящие в лагерь «красных»: а) большевики; б) кадеты; в) промышленники; г) зажиточное крестьянство; д) беднейшее крестьянство; ж) помещики; з) большинство рабочих. Поиск информации ведётся одним студентом – в учебнике, другим – в Интернете. В заключение данного фрагмента занятия студенты сравнивают результативность поиска в двух источниках информации, анализируют причины допущенных ошибок.

Тема занятия – «Экономическая политика большевиков в годы гражданской войны».

Тип занятия – комбинированный.

Ролевая игра на этапе актуализации ранее изученных знаний. Цель: повторение материала; погружение в события прошлого, превращение знаний в личностно-значимые; раскрытие творческих способностей студентов. Игровые материалы не требуются.

К доске приглашаются два студента (А, Б). Задание:

Смоделируйте ситуацию: рынок, А – имеет мешок муки, Б – нуждается в продовольствии. Ситуация обычная, но происходящая сто лет назад.

Если диалог обучающихся сразу пойдет о товарном обмене без использования денег – отметить хорошие знания по теме. Но поскольку данный игровой приём имеет потенциал, можно спровоцировать «игроков» на ошибку: преподаватель подключается к игровой ситуации в качестве «покупателя» и обещает за продукты большую сумму хорошо сохранившихся «керенок». Выслушать реакцию на это предложение, вовлечь в обсуждение ситуации остальных студентов. Уместен просмотр фрагмента из фильма «Свадьба в Малиновке» о деньгах: «Бери, я ещё себе нарисую…»

Создание кроссворда на этапе закрепления знаний. Цель: повторение изученного материала методом активной деятельности студентов по составлению кроссворда; развитие внимания, памяти, речи. Оборудование – учебная доска, мел; дополнительные игровые материалы не требуются.

Преподаватель рисует цепочку из 14 ячеек, задает вопрос всей группе: «Передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам». Студент, правильно ответивший на вопрос, не только заполняет буквами ячейки «национализация», но и продолжает кроссворд, формулируя группе свой вопрос. Оптимально, если у доски побывают 6-8 человек, хотя при наличии желающих работу над кроссвордом можно продолжить.

Тема занятия – «Сталинская индустриализация в СССР. Сталинская индустриализация в Донбассе».

Тип занятия – комбинированный.

Игра «Песня – источник знаний» на этапе усвоения нового материала. Цель: расширение круга исторических источников; активизация деятельности студентов, не обладающих хорошими знаниями; использование аудиального канала восприятия. Необходимые игровые материалы – аудиозаписи, распечатанные тексты песен по количеству групп.

Задание:

Прослушав песни 30-х годов («Марш энтузиастов», «Молодёжная», «Мы - кузнецы», «Москва майская»), воспользуйтесь ими как историческим источником и охарактеризуйте экономику, политику, идеологию СССР указанного периода. Дополнительный материал для этой характеристики привлекать не разрешается.

Тема занятия – «Политическая система в СССР. Общественно-политическая жизнь советского общества».

Тип занятия – семинар.

Ролевая игра для мотивации учебной деятельности. Цель: погружение в события прошлого; создание эмоционального настроя; раскрытие творческих способностей студентов. Игровые материалы не требуются.

К доске приглашаются два студента. Задание:

Используя элементы театрализации, разыграйте «по ролям» анекдот: «Как вы живёте?» - спрашивали в 20-х годах. «Как вы? Живёте?» - спрашивали в начале 30-х годов. «Как? Вы живёте?» - в конце 30-х годов. Подумайте, в каких социальных группах советского общества он мог появиться.

Тема занятия – «Начало Великой Отечественной войны. Поражения и победы 1942 г.»

Тип занятия – комбинированный.

Игра «Аналогия» на этапе обобщения и систематизации материала. Цель: погружение в события прошлого; формирование нравственных и мировоззренческих установок; развитие фантазии, воображения, умения сопоставлять разноплановые явления и выходить за рамки привычных способов решения проблем. Игровые материалы не требуются.

Задание:

1-й этап - субъективная (личная) аналогия, которая подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок. На вопрос преподавателя: «Представьте себя на месте защитника Брестской крепости/ Киева/ Москвы/ жителя блокадного Ленинграда. Считаете ли вы себя способными на подвиг?» часто можно услышать мнение: «Если сопротивляться бесполезно, лучше сдаться, чтобы сохранить жизнь».

2-й этап - символическая (обобщенная) аналогия, которая позволяет выразить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения.

Государство — организм;

Вражеская агрессия — вирус, болезнь;

Долг по защите Родины — функция клеток по защите от вирусов;

Предательство, дезертирство — перерождение клетки, рак;

Приказ №227, деятельность НКВД, СМЕРШ — укрепление иммунитета.

-Если в результате болезни организм гибнет, выживают ли отдельные клетки? Преобладающие ответы: «нет». Перенос вывода на реальную ситуацию: «нас могло не быть, если бы не победа наших предков в войне...»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование игровых методов при преподавании истории

Автор: Савушкина Маргарита Викторовна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ   ИГРЫ  В ПРОЦЕССЕ  ОБУЧЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(57) "ispol-zovaniie-eliemientov-igry-v-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "168422"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423234149"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства