Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия по городу Москве»
«Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
Узнали строки? Они из романа «Евгений Онегин» — одного из самых знаменитых произведений великого русского поэта Александра Пушкина.
Виртуальная экскурсия
«МОСКВА- НАША СТОЛИЦА»
«Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» Узнали строки? Они из романа «Евгений Онегин» — одного из самых знаменитых произведений великого русского поэта - Александра Пушкина .
МБОУ ГИМНАЗИЯ № 44
Выполнил: учитель истории и географии: Афанасов АА
Первое письменное упоминание о Москве относится к 1147 году. Археологические раскопки, проведённые в районе Кремля, свидетельствуют, что в XI веке на этом месте уже существовало поселение, защищённое валом и рвом, что позволяет отнести его к категории городских[. Благодаря своему положению на реке Москве, город играл важную историческую роль как экономический и политический центр.
Москва – столица России
Этимология ойконима - «Москва»
Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. На сегодняшний день существует три основных версии: балтиская, славянская и финно-угорская.
Балтская и славянская версии указывают на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Балтское название реки могло оставить племя голядь, а славянское — жившие здесь вятичи.
Согласно финно-угорской версии, слово Москва происходит из какого-то волжско -финского языка, и означает «река-Медведица» либо «Коровья река» [ Существуют и другие версии происхождения названия города, но они менее состоятельны и убедительны. В частности, популярное сравнение названия Москвы с прикамскими гидронимами на -ва ( Колва, Яйва, Сылва ) несостоятельно, поскольку слово ва со значением «вода» есть только в языке коми, никогда не живших даже близко к Москве.
Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре Москвы установлен памятник
Первым летописным упоминанием о Москве является известие Ипатьевской летописи, известной по спискам XV и XVI веков, о встрече в неком Москове ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем в день «Пятка на Похвалу Богородицы» (в субботу 4 апреля)6655 года (1147 год от Рождества Христова): «Приди ко мнѣ брате въ Московъ. Ст҃ославъ же ѣха къ нему съ дѣтѧтемъ своимъ Ѡлгомъ»
Московский Кремль —крепость в центре Москвы
Кремлёвские куранты — старейшие в России часы, им около 5 веков. Их вес достигает 25 тонн. Диаметр циферблата курантов — 9 метров, длина минутной стрелки — более 4 метров, а вес — около 50 килограммов.
Главная достопримечательность Москвы — Красная площадь
Красная площадь — главная и наиболее известная площадь Москвы и России, арена многих важных событий русской истории и истории Советского государства, место массовых демонстраций трудящихся столицы и парадов Вооружённых Сил России. Москвичи вообще на Красной площади бывают не часто — возвращаясь ночью из клубов и под Новый год.
Еще в глубокой древности у восточной стены Кремля появилась площадь, где шумела оживленная торговля. В 16 веке она называлась Троицкой от названия церкви св. Троицы, стоявшей на месте собора Василия Блаженного. В средние века здесь часто полыхали пожары, поэтому было у площади и другое название — «Пожар». С середины 17 века ее стали называть «Красной», что в древнерусском языке значило «красивая».
Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 г.
А вы знали?
Название «Красная» появилось лишь в XV веке. Прежде она называлась «Торг», потому как именно здесь располагалось наибольшее в городе количество купеческих лавок, лишь часть из которых была постоянной. Также площадь в средневековье именовали «Пожар», так как деревянные постройки вокруг Кремля горели не менее восьми раз в год.
У Кремлёвской стены в Александровском саду находится могила неизвестного солдата.
ПАРАД…
Московский Кремль
Кремль представляет собой 20 башен, стены высотой от 5 до 19 м, толщиной от 3 до 7 м и общей протяженностью - 2,5 км, музеи, соборы, сады и другие достопримечательности. Кремль был деревянным, белокаменным, разрушался, горел, многократно достраивался и перестраивался, но каждый раз становился еще более величественным.
Московский Кремль находится в самом центре Москвы, на высоком берегу Москвы-реки. Его мощные стены и башни, златоверхие храмы, древние терема и дворцы возвышаются над Москвой-рекой и образуют красивейший архитектурный ансамбль.
Царь-колокола в Москве — самый большой металлический колокол в мире. Его масса — почти 200 тонн. Царь-колокол пострадал от пожара 20 мая 1737 года. При пожаре колокол нагрелся и от него откололся большой кусок.
КРЕМЛЬ
Вид кремля с бреющего полета…
Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Ученые считают, что из пушки ни разу не стреляли, а отлили для устрашения. Для перемещения пушки использовали силу 200 лошадей.
Московский Кремль считается одним из крупнейших музеев мира. Это старейшая часть города поражает красотой башен, соборов и дворцов.
Храм Василия Блаженного
Самый известный православный храм России — Покровский собор, или Храм Василия Блаженного.
Его построили русские зодчие Барма и Постник в честь взятия Казани и Астрахани в 1555-1561 годах.
Архитектура собора уникальна и удивительна, она привлекает внимание историков, культурологов, искусствоведов и туристов.
Собор представляет собой ансамбль из восьми различных по форме церквей, увенчанных куполами-луковицами, традиционными для русской архитектуры.
ХРАМ Василия Блаженого (Покровский Собор)
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
Перед собором Василия Блаженного стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Они почитаются как герои-освободители от иноземного ига.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому находится в Москве на Красной площади. Скульптуру установили в 1818 году к 200-летию победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году.
Храм Христа Спасителя. Строительство храма было принято императором Александром I в честь победы в Отечественной войне 1812 года
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".
Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.
XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.
На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.
На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.
Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.
Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.
13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.
26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.
5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".
В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.
История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.
Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать» .
Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира.