Просмотр содержимого документа
«Презентация "Одежда донских казаков"»
.
.
Народный костюм – это память, традиции,
быт, история, мировоззрение определенного народа.
В столице Донского войска всегда было большое стече-ние народа. Сюда помимо казаков собирались торговые люди из украинских городов, которые добирались сухопут-ными и водными путями.
Приезжали турецкие послы с большими свитами. Постоянно навещали посыльные из Астрахани, из украин-ских городов, чтобы узнать последние вести на Дону.
Прибывали запорожцы для объединения усилий в мор-ских поисках. В этом постоянном водовороте людей донцы выделя-лись своим внешним видом. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам.
Национальная одежда казаков является частью национальной культуры, которая самобытна, неповторима, уникальна.
Казачий костюм XVI-XVII в.в.
В свободное время, в дни войсковых кругов, праздников или приема гостей донцы любили блеснуть дорогими нарядами.
Вот как описывает выходные костюмы
казаков донской историк В.Д. Сухорукое:
"... один являлся в лазоревом атласном
кафтане с частыми серебряными
нашивками и жемчужным ожерельем;
другой - в камчатном узорчатом или бархатном полукаф-тане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою;
третий - в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне.
Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм велико-россов. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов.
Костюм донских казаков поражал
своей необычностью
Он представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две по-лы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Зипун - это вид распашной одежды полуприлега-ющего, расширенного к низу силуэта, с узкими рука-вами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи.
Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. .
Кафтан имел сходство с поль-ским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц).
Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку.
Народный костюм – это память, традиции,
быт, история, мировоззрение определенного народа.
Мужской костюм
концаXIXначалаXXвека
Народный костюм –
это память, традиции, быт, история
Женская верхняя
одежда по конструк -
ции почти не отли -
чалась от мужской,
различие заключа -
лось в деталях, раз -
мере, длине, степени декорирования. Женская одежда, особенно праздничная, больше декорировалась.
Характерно было обилие кружев. Когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно .
У казачек штаны - шароварцы до 19 века являлись неотъемлемой частью повседневной одежды, только у нижнедонских казачек они были традиционно более широкими, а у верхнедонских – более узкими, похожие на брюки дудочки. . /
Изготавливались шароварцы из тонкой шёлковой или бумажной материи .
Основную часть костюма составляло платье кубелек — напоминавшее по покрою и форме татарский камзол,
старинное празд-ничное платье известное на Дону с 11–12 веков.
У богатых он шился из парчи.
Основным видом платья был кубелек.
«На голове носят повязки с вися-
щими по щекам чикиликами, то
есть лопастями жемчужными, а
поверх оных высоки кички с
сороками... » (А.И. Ригельман).
Казачки увлекались украшени-
ями и носили, кроме упомянутых
чикиликов, жемчужные ожерелья,
серьги, подвески, на запястьях
браслеты, перстни . Умение сохра-
нять хрупкую дорогую вещь пока-
зывало состоятельность девушки
как хозяйки, умение ее распоря-
жаться бережливо семейными
ценностями.
В летнее время женщины, выходя из дома,
надевали каврак - кафтан из шелка или
парчи. Шился в талию с закрытым воротом,
но без воротника, с короткими рукавами
«в три четверти», из под которых выпускались широкие
рукава кубелька.
Рубаха (кумж) донских казачек являлась нательной
и верхней домашней одеждой.
Сукман — верхняя одежда замужних казачек
(разновидность сарафана). Сукман подпоя-
сывался плетеным красным или синим
поясом с кистями.
Запон (завеска, хвартук) был неотъемле-
мым элементом женского костюма. Запоны
различались праздничные и будничные
(расхожие).
К началуXXвека преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой
.
Верхняя юбка, шилась кофта
сложного кроя. Застежка на
мелкие пуговицы шла сбоку по
пройме и по плечу.
Небольшой стоячий воротник
также застегивался сбоку.
Длинный присборенный у плеча
рукав, широкий до локтя, сужался к кисти.
Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисе-ром, лентами и пуговицами.
Юбка. Казачки носили юбки длинные и широкие, летом - лёгкие, зимой –
Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгали-на. Чего только нет на этих юбках, сзади сборки и обор-ки по подолу, клинья, пуго-вицы, тесьма, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
.
.
Обувь казачки
Всю легкую обувь называют
«чириками».
Сапоги казаки носили, как правило,
татарского образца с сильно загнутой
носочной частью и фигурной линией
верхнего канта, выделанные из сафь
яна ярких цветов: красного, желтого,
зеленого.
Носили и чедыги — сапоги астраханского фасона, остроносые, на высоком каблуке.
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи— ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх тол-стых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары.
Чирики делали на подошве, с широким каблуком, тупым носком и иногда обшивали по краям ремешком из белой кожи.
Старинная донская шуба, несмотря на то, что в XIX веке широкое рас-пространение получили пальто и различные шубки, не утратила своей популярности.