Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Художественная культура во времена Петра I"»
Художественная культура во времена Петра 1.
Культура.
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.
Музыка.
В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы.
В Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победах царского войска. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией. Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.
Живопись.
В начале XVIII в. в России работало много иностранных живописцев, среди которых наиболее известны И.- Г. Таннауэр и Л. Каравакк.
И.- Г. Таннауэр
Гравюра.
Новым явлением в изобразительном искусстве стала гравюра, широко распространившаяся ввиду сравнительно недорогого способа производства. Изготовление гравюр поощрялось правительством. В гравюре утверждалось новое, светское содержание искусства, она становилась непременным элементом учебной литературы, газет, календарей. Вместе с тем в ней сохранялись изобразительные приемы "народных картинок", лубка.
Гравюра.
Художников привлекали, как правило, современные события: военные баталии, торжественные смотры войск, виды новой столицы.
Портрет.
В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета.
Портрет - ведущий жанр в русском изобразительном искусстве на протяжении всего XVIII столетия, и появление его было "одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи" (по словам И.Э.Грабаря).
Портрет
Развитие портретного жанра в петровское время связано с общими идейно-художественными процессами в культуре. Вместе с тем в портрете продолжалась традиция древнерусского искусства с его высоким гуманизмом и нравственностью.
АРХИТЕКТУРА.
Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в развитии изобразительного искусства и архитектуры . В строительстве Петербурга, столицы России с 1712 г., нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры нового времени.
Массы крестьян из центральных уездов (большое число квалифицированных русских мастеров) возводили новую столицу. В 1714 г. Петр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Для строительства города были приглашены иностранные архитекторы - Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли; после 1724 г. в нем стали участвовать и русские архитекторы - И.К.Коробов, М.Г.Земцов.
Предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей с системой улиц, кварталов, площадей. Строительством Петербурга, начавшимся с 1703 г., занималась "Канцелярия от строений", созданная для этой цели.
В России начала XVIII в. возникали и другие новые города -Азов, Таганрог. Произошли изменения в застройке старых городов, в которых находили отражение новые веяния в быту, укладе жизни. Возводилось много светских зданий, некоторые - специального назначения. Например, в Москве на Красной площади для театральных представлений была построена "Комедийная хоромина"; строились помещения для мануфактур.
Памятники архитектуры петровского времени (Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий Д.Трезини в Петербурге, Меншикова башня И.П.Зарудного в Москве и др.) составляют важную часть нашего культурного наследия.
В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было временем расцвета повести ("гистории"). Широко известна "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", в которой отразились идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.
Литература.
Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка. Введение гражданской азбуки в известной мере обособило сферы светской и церковной книжности и способствовало укреплению делового языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности" (В.В.Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая языковая пестрота. Продолжал широко использоваться церковнославянский язык, кириллицей печатались и светские издания, в частности некоторые учебники. Наряду со старославянизмами, исконно русскими речевыми оборотами и выражениями стали применяться иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского языка ("гавань", "рейд", "каюта" и др.).
Среди писателей и публицистов начала XVIII в. выделяется фигура Ф. Прокоповича, труды которого заложили основы теории литературы нового времени, художественно-эстетических принципов раннего классицизма (трактат "О поэтическом искусстве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагикомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие христианства на Руси), он положил начало национально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклерикальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х годов XIX в.