kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"По страницам блокадного Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназаначена для проведения  уроков истории и классных часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"По страницам блокадного Ленинграда"»

Урок мужества «По страницам блокадного Ленинграда»

Урок мужества

«По страницам блокадного Ленинграда»

18 января 2018 года исполнилось 75 лет со Дня прорыва советскими войсками блокады города Ленинграда от немецко-фашистских войск . Но, сколько бы лет ни  прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

18 января 2018 года исполнилось 75 лет со Дня прорыва советскими войсками блокады города Ленинграда от немецко-фашистских войск . Но, сколько бы лет ни  прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

27 января во всех городах нашей страны пройдут мероприятия, посвященные 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда в 1944 году , одним из важных моментов которых станет минута молчания в память о воинах, погибших во время сражений за освобождение Ленинграда, а также жителей города, проявивших невероятное мужество и стойкость во время блокады.

27 января во всех городах нашей страны пройдут мероприятия, посвященные 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда в 1944 году , одним из важных моментов которых станет минута молчания в память о воинах, погибших во время сражений за освобождение Ленинграда, а также жителей города, проявивших невероятное мужество и стойкость во время блокады.

Над Ленинградом - смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы,       Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады, - Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут, И надо всеми нами зацветут Старинные знамёна Петрограда. (Ольга Берггольц) Ольга Федоровна Берггольц

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,     

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

(Ольга Берггольц)

Ольга Федоровна Берггольц

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 872-дневная блокада Ленинграда .

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей ), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены ( только на 1-2 месяца ). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева .

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей ), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены ( только на 1-2 месяца ). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева .

Были введены продовольственные карточки : с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки , все остальные - по 200 г . Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день .

Были введены продовольственные карточки : с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки , все остальные - по 200 г . Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день .

За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев . Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода .

За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев . Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода .

В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Вспоминает Галина Павловна Вишневская . (Отрывок из книги “Галина”). “ Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Вспоминает Галина Павловна Вишневская . (Отрывок из книги “Галина”).

“ Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Да, Ленинград остыл и обезлюдел, И высятся пустые этажи, но мы умеем жить, хотим и будем,   Мы отстояли это право – жить. Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких И этот город тем непобедим, Что мы за чечевичную похлёбку Достоинство своё не продадим. Есть передышка – мы передохнём, Нет передышки, снова будем драться За город, пожираемый огнём, За милый мир, за всё, что было в нём, За милый мир, за всё, что будет в нём, За город наш, испытанный огнём, За право называться ленинградцем!

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем, 

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш, испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи . Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио , где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном. 9 августа 1942 была исполнена 7 - я симфония Дмитрия Шостаковича , в осажденном немцами Ленинграде.

Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи . Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио , где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном. 9 августа 1942 была исполнена 7 - я симфония Дмитрия Шостаковича , в осажденном немцами Ленинграде.

И летели листовки с неба На пороги замерзших квартир: “ Будет хлеб. Вы хотите хлеба?” “ Будет мир. Вам не снится мир?” Дети, плача, хлеба просили. Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Без воды, без тепла, без света. День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь? Умирали – и говорили: - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли. На колени не встали, нет! Мудрено ли, что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?.. Петр построил его на болоте, Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“ Будет хлеб. Вы хотите хлеба?”

“ Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

(Елена Рывина, “Ночь”)

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами - работниками детских домов во время опасности.

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами - работниками детских домов во время опасности. "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены"

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города : в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов.

Юные пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный . Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться. В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль

Юные пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный . Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда" .

Стоит у дороги из камня цветок, Он символ трагедии, символ печали, Непрожитых жизней, надежд и тревог. Тела истощались, глаза потухали, И смех оборвался и голос умолк… Он – память погибшим, он – гимн пережившим Весь ужас тех страшных «девятисот». Сердца замирали в надежде и страхе: Недетские горести выпали им – И тем, кто не выжил, и тем, кто остался; И памятник мертвым, и память живым. Уж стали седыми «блокадные дети», Прошло полстолетья, а сердце болит. И памятник этот, на постаменте, Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, будучи ребенком, пережила блокаду Ленинграда).

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, будучи ребенком, пережила блокаду Ленинграда).

Этот дневник 11-летней школьницы-ленинградки   Тани Савичевой  стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время  блокады Ленинграда  в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Таня Савичева в 6 лет и в 11 лет (справа) с племянницей Машей Путиловской за несколько дней до начала войны, июнь 1941 

Этот дневник 11-летней школьницы-ленинградки   Тани Савичевой  стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время  блокады Ленинграда  в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких.

Таня Савичева в 6 лет и в 11 лет (справа) с племянницей Машей Путиловской за несколько дней до начала войны, июнь 1941 

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».  «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».  «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».  «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».  «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».  «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».  «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». 

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.». «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки . От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.  

Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки . От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.  

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось : ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось : ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.    Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом . К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

   Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом . К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята . В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась. 27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

В январе 1944 года блокада была полностью снята . В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе . В суровые дни блокады умерли от голода сотни тысяч ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал . Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц – «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе . В суровые дни блокады умерли от голода сотни тысяч ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал . Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц – «Никто не забыт, ничто не забыто»

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»

Викторина  «Блокада Ленинграда»

Викторина

«Блокада Ленинграда»

1. Назовите хронологические рамки блокады Ленинграда 8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.

1. Назовите хронологические рамки блокады Ленинграда

8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.

2. Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда. Таня Савичева

2. Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда.

Таня Савичева

3. Назовите фамилию композитора, который написал в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию. Дмитрий Дмитриевич Шостакович

3. Назовите фамилию композитора, который написал в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

4. По какому озеру проходила «дорога жизни»? Ладожское озеро

4. По какому озеру проходила «дорога жизни»?

Ладожское озеро

5. Блокада Ленинграда длилась : А) 365 дней; Б) 872 дня; В) 950 дней.

5. Блокада Ленинграда длилась :

А) 365 дней;

Б) 872 дня;

В) 950 дней.

6. Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады? А) Ленинградские; Б) Синявинские; В) Ладожские; Г) Бадаевские.

6. Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады?

А) Ленинградские;

Б) Синявинские;

В) Ладожские;

Г) Бадаевские.

7. «Дорога жизни» шла по: А) Неве; Б) Ладоге; В) Дону; Г) Волге .

7. «Дорога жизни» шла по:

А) Неве;

Б) Ладоге;

В) Дону;

Г) Волге .

8.Печальным символом блокадного Ленинграда стал(и): А) подвиг панфиловцев; Б) дом Павлова; В) звук метронома; Г) Холмские ворота.

8.Печальным символом блокадного Ленинграда стал(и):

А) подвиг панфиловцев;

Б) дом Павлова;

В) звук метронома;

Г) Холмские ворота.

9. Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был:  А) дневник Зои Космодемьянской; Б) дневник Ульяны Громовой; В) дневник Ольги Берггольц; Г) дневник Тани Савичевой.

9. Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был:

А) дневник Зои Космодемьянской;

Б) дневник Ульяны Громовой;

В) дневник Ольги Берггольц;

Г) дневник Тани Савичевой.

10. Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников:  А) Пискарёвское; Б) Васильевское; В) Новодевичье; Г) Александровское.

10. Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников:

А) Пискарёвское;

Б) Васильевское;

В) Новодевичье;

Г) Александровское.

11. «Ленинградской» симфонией называется: А) симфония №7 Д.Шостаковича; Б) симфония №1 П.Чайковского ; В) симфония №2 С.Рахманинова; Г) симфония №8 Л.Бетховена.

11. «Ленинградской» симфонией называется:

А) симфония №7 Д.Шостаковича;

Б) симфония №1 П.Чайковского ;

В) симфония №2 С.Рахманинова;

Г) симфония №8 Л.Бетховена.

12. К поэтам блокадного Ленинграда относятся:  А) О.Берггольц; Б) В.Маяковский; В) А.Ахматова; Г) М.Цветаева.

12. К поэтам блокадного Ленинграда относятся:

А) О.Берггольц;

Б) В.Маяковский;

В) А.Ахматова;

Г) М.Цветаева.

13. Какой период блокады был самым тяжёлым для населения?  А) лето 1941 г.; Б) зима 1941-1942 гг; В) осень 1942 г; Г) зима 1942-1943 гг.

13. Какой период блокады был самым тяжёлым для населения?

А) лето 1941 г.;

Б) зима 1941-1942 гг;

В) осень 1942 г;

Г) зима 1942-1943 гг.

14. Что называлось «зажигалкой» в Ленинграде?  А) летящий в небе самолет; Б) пожар на предприятии; В) фейерверк в честь победы; Г) зажигательная бомба .

14. Что называлось «зажигалкой» в Ленинграде?

А) летящий в небе самолет;

Б) пожар на предприятии;

В) фейерверк в честь победы;

Г) зажигательная бомба .

15. Плацдарм на левом берегу реки Невы – А) Невская Дубровка; Б) «Дорога жизни»; В) «Невский пятачок»; Г) «Дорога победы».

15. Плацдарм на левом берегу реки Невы

А) Невская Дубровка;

Б) «Дорога жизни»;

В) «Невский пятачок»;

Г) «Дорога победы».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"По страницам блокадного Ленинграда"

Автор: Ильиных Александр Сергеевич

Дата: 19.08.2021

Номер свидетельства: 585469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Презентация  открытого внеклассного мероприятия по литературе в форме литературно-музыкальной композиции "По страницам Блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(142) "priezientatsiiaotkrytoghovnieklassnoghomieropriiatiiapolitieraturievformielitieraturnomuzykalnoikompozitsiipostranitsamblokadnogholieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "299846"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456598841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация на тему : "Страницы блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(53) "prezentatsiia_na_temu_stranitsy_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "572775"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1612956685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Исследовательский проект  "Дети блокадного Ленинграда" учеников 5 в класса МБОУ "СОШ № 13" г.Нефтеюганска "
    ["seo_title"] => string(113) "issliedovatiel-skii-proiekt-dieti-blokadnogho-lieninghrada-uchienikov-5-v-klassa-mbou-sosh-13-gh-nieftieiughanska"
    ["file_id"] => string(6) "202362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429235450"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от немецко - фашистских захватчиков "
    ["seo_title"] => string(122) "urok-muzhiestva-posviashchiennyi-70-lietiiu-polnogho-osvobozhdieniia-lieninghrada-ot-niemietsko-fashistskikh-zakhvatchikov"
    ["file_id"] => string(6) "156875"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421501003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства