Цели для ученика: Познакомиться с особенностями правления князя Ярослава Мудрого Научиться давать краткую характеристику внешне- и внутреполитических событий. Закрепить навыки сравнительного анализа и характеристики. | Цели для учителя: Образовательные- рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира; охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета древнерусского государства. Развивающие – закрепить знание исторических дат, понятий, терминов; закрепить навыки сравнительного и анализа и характеристики деятельности личности; выработать алгоритм создания характеристики внешне- и внутреполитических событий. Воспитательные- воспитание патриотизма и гордости за свою страну. |
Тип урока: комбинированный | Форма урока: урок наработки новых знаний и умений |
Опорные понятия, термины: Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси - ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Характерной чертой полюдья был ненормированный характер. Продолжалось с ноября по апрель. Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси, ассоциировалась с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем. Вира - штраф за убийство свободного мужчины | Новые понятия: Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. «люди» - основная часть свободного населения – крестьяне –общинники. «муж» -полноправный участник народного собрания, воин, глава семьи; полноправный, лично свободный человек Смерд —зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь. Холопство могло быть полным или закупным. Полное— пожизненный раб. Обрабатывали пашнювотчинника Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг. Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору. |
Формы контроля: Исторический диктант /проверка дат/, работа с понятийным аппаратом, составление краткой характеристики личности, события и т.д. | Домашнее задание: § 9. 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» Стр. 70. Задание № 1 /письменно/ 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» Дать краткую характеристику социально-национального деления населения Руси. 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» Составить таблицу: «Современники» /по пройденному материалу/ |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. 3 мин | Организационный момент: Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучать историю формирования Русского государства. Сегодня на уроке нам предстоит закрепить понятийный аппарат, сформировать представление о социальной структуре древнерусского общества. Познакомиться с политической деятельностью князя Ярослава Мудрого. Запишите число и тему урока. | Записывают в тетрадь дату и тему урока | беседа | Формирование навыков постановки цели для начала деятельности | Совместно с учащимися сформулирована тема урока. Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
II. 5-7 мин | Проверка домашнего задания: Охарактеризуйте и покажите на исторической карте Древнерусское государство к началу правленеия Владимира Святославича. Расскажите о внешней политике князя Владимира. Покажите на карте направления основных походов. Как вы полагаете, почему с именем князя Владимира связано большинство русских былин? Расскажите о первой попытке религиозной реформы князя Владимира. Почему вообще возникла идея создания единого пантеона богов? Расскажите о причинах выбора новой веры. Как это происходило? Крещение Руси: методы и значение. | Составление краткой характеристики+ работа с картой Устный анализ изученного материала+ примеры Рассказ учащегося Рассказ + работа со схемой | Беседа, индивидуальная работа по карточкам; Работа со схемой; Работа с источником Сравнительный анализ | Навык отбора информации, формулирования ответа, построения вывода, объяснения материала, сравнительный анализ; систематизация | Контроль знаний учащихся, самоконтроль учащихся, выявление затруднений, коррекция знаний |
III. 3 мин | Актуализация опорных знаний: Что сделал князь Ярослав Мудрый для процветания государства? | Индивидуальная, групповая и коллективная работа по ходу урока; | Решение учебных и проблемных задач | Формирование навыка аргументации и поиска доказательств | Отсроченный ответ на вопрос |
IV. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. Составить схему «+ и – деятельности Ярослава Мудрого» | Отсроченный ответ на вопрос Индивидуальная работа | Составление конспекта – схемы урока | Формирование навыка составления опорного конспекта, | самоконтроль успешности деятельности учащихся; |
V. 20 мин | Изучение нового материала: Организация управления государством Полюдье: система налогообложения Первые княжеские усобицы: причины и результаты Правление князя Ярослава Мудрого Община и вотчина в Древней Руси Социальная структура общества. Русская правда. | Проблемный диалог Работа с исторической картой и источником / «Повесть временных лет» Составление харакеристик личности и деятельности Составление схемы Работа с историческим источником | Работа с исторической картой и историческим источником, дополнительной литературой | Развитие навыков поиска информации в различных видах источников Составление характеристики деятельности правителя | Отработка ранее полученных навыков |
VI. 5 мин | Первичное закрепление: Объясните, почему князь Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». В русский народ увидел его особенную мудрость? | Анализируют изученный материал и составляют характеристику по образцу | Индивидуальная работа | краткая сравнительная характеристика | Самоконтроль успешности деятельности учащихся |
VII. 5 мин | Самостоятельная работа с проверкой по эталону: Выполнить в приложении задания теста | Выполняют тест в формате ЕГЭ | Индивидуальная работа | Тестирование | Контроль знаний учащихся для выявления затруднений |
VIII. 3 мин | Рефлексия: Кроссворд составляется командно. Каждая команда переходит от стола к столу, добавляя в кроссворд по одному слову. | Составьте кроссворд из исторических понятий, пройденных на уроке | Групповая работа | Развитие памяти | Представление кроссворда |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | § 9. Стр. 70. Задание № 1 /письменно/ Дать краткую характеристику социально-национального деления населения Руси. Составить таблицу: «Современники» /по пройденному материалу/ | | | |