Цель. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской; Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; Задачи:
Оборудование. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; грамзаписи: П. Чайковский – «4-я симфония», Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I. Организационный момент II. Сообщение темы мероприятия Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского. Библиотекарь. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста. III. Работа по теме Библиотекарь. Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет? На доске: БоДныяр киНичти, шалеА ПочивоП, яИль руМоцем. | Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца. Библиотекарь. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине. Славна земля русская былинными богатырями. Они совершали подвиги невиданные, защищая людей русских да родную землю. Звучит «Утро» Э. Грига. Библиотекарь читает стихотворение. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину. Библиотекарь. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете? Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко. – Своя земля и в горсти мила. – На чужой сторонушке рад своей воронушке. – Чужбина – калина, Родина – малина. Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» Библиотекарь ведет рассказ. Библиотекарь. В 1224 году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли. Племена кочевников издавна жили в степях к северо-востоку от русских земель. Они не строили домов, сел и городов, а переходили с места на место в поисках новых пастбищ для лошадей и овец, которых разводили. Свои дома – юрты – кочевые народы перевозили с места на место на телегах. Дети у них с малых лет ездили на лошадях, метко стреляли из луков. Вспомните, что такое Золотая Орда? Д. Это государство монголо-татар. В нем царил Чингис-хан, Великий хан, как его называли. Дисциплина в его войске была строжайшая. Русичи удивлялись: откуда такая сила в татарском войске? А дело было вот в чем. Десять воинов составляли десяток, десять десятков – сотню, десять тысяч – тысячу. Если с поля боя бежал один воин – казнили десяток, если бежали десять – казнили сотню и так далее. Библиотекарь. Во втором классе вы читали рассказ Сергея Алексеева «Куликовская битва». Что вы помните об этой битве? Выслушиваются ответы детей. Так же как и картины, изображающие героев-богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю. Вы знаете, что кроме положительных героев в былинах есть и отрицательные. Догадайтесь, о ком идет речь в четверостишиях. * * * Свист соловьиный, Взор орлиный – Не зверь, не охотник, А... (Соловей-Разбойник) * * * Из-за сопок и полей Показался некий зверь. В ноздри он дышал огнем, Ночью стало, словно днем. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей Огненный) – Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора. Появляются дети, изображающие сказителей. Сказитель 1. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колывану, как его прозывают. И был тот Святогор-богатырь, или Колыван, как его еще называли, силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора-богатыря могли только горы – вот там-то он и проживал, Святогор. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив». А народ-то стал забывать его, нужен был такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал. Сказитель 2. Вот такой богатырь пришел на смену Святогору- богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец. Решил как-то раз Илья Муромец помериться силой со Святогором- богатырем. Догнал его на дороге и окликнул, да тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а тот дремлет, иногда, правда, бормочет: «Как русские мухи-то кусаются!» Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто там его беспокоит, протянул руку и... сунул Илью Муромца себе в карман. Вот и все сраженье. Сказитель 3. А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание богатырей? И раскинули они тут бел шатер, А коней спустили во луга зеленые, Во зелены луга они стреножили Сошли оба во белой шатер, Они друг другу порассказалися, Золотыми крестами поменялися, Они с друг другом побраталися, Обменялися да поцеловалися, Святогор-богатырь да будет больший брат, Илья Муромец да будет меньший брат. Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные. Библиотекарь прикрепляет на доску репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», показывает и называет богатырей. Библиотекарь. Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных. Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. А у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало. Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому. А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках. Библиотекарь прикрепляет на доску слова-карточки, характеризующие человеческие качества: Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый. – Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор. Дети читают отрывки былин, подтверждающие наличие тех или иных качеств богатыря. – Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Выслушиваются ответы детей. IV. Физкультминутка Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»: Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо Получается на славу! V. Работа по теме мероприятия (продолжение) Библиотекарь. Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить? Выслушиваются ответы детей. Библиотекарь. – Дайте ответ на мои загадки: С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? Д. Пожарники. Библиотекарь. Кто свято хранит Отчизны покой И ночью, и днем, При погоде любой? Д. Пограничник. Библиотекарь. Он не летчик, не пилот – Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? Д. Космонавт. Библиотекарь. Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. В нашей школе находится музей Боевой Славы, где мы можем увидеть людей, сражавшихся за свою Родину. Все они награждены орденами и медалями за заслуги перед Отечеством. Многие из воинов награждены посмертно. Мы гордимся ими. Нам есть на кого равняться. Вспомните трагедию, которая произошла год назад в городе Беслане. Эту трагедию нельзя забыть – ведь она унесла сотни человеческих жизней. Эта беда пришла во все семьи России. «Мы скорбим с тобой, Беслан!» – отзывалось в сердце каждого человека. Ребята, а кто первый пришел на помощь в Беслане? Д. Военные. Библиотекарь. Не только военные – каждый старался помочь, чем мог, в такую трудную минуту. Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины. Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время. Звучит музыка Бетховена «Ода к радости». VI. Викторина Библиотекарь. А теперь, ребята, проведем викторину по русским былинам-старинам, которые вы читали. Перед проведением викторины дети читают былины: «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Илья Муромец», «Святогор и Микула Селянинович», «Ставр Годинович», «Василий Буслаев». 1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.) 2. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, вы знаете? (Вольга, Микула Селянинович, Святогор-Колыван.) 3. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.) 4. Назовите героев былин– богатырей-новгородцев. (Садко, Василий Буслаев.) 5. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.) 6. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.) 7. Во времена былинные каждый город – столица княжества – имел своих правителей. Чем отличалось правление в Новгороде от правления в других городах: Владимире, Ростове? (В Новгороде правил народ, вече; в Киеве и других городах князья правили единолично.) 8. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.) 9. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве – стольном граде.) 10. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.) 11. В былинах, помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Назовите их. (Три дочери Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья, Василиса.) 12. Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.) 13. Назовите имя богатыря, который хвастался своей силою, а сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.) 14. Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной. (Пахарь Микула Селянинович.) 15. На Руси былинной было множество странствующих людей. Как их называли? (Калики перехожие.) 16. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».) VII. Итог Библиотекарь. Чем былины отличаются от других литературных произведений? Какие характерные признаки былин вы можете назвать? |