kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра  «Путешествие в прошлое России» знакомит обучающихся с культурой, бытом, традициями нашей Родины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое России"»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Интеллектуальная игра





















Составила:

Лысюк Ольга Викторовна,

методист МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска







г. Амурск

2024


Пояснительная записка.

Патриотизм — это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за ее будущее.


Сегодня, когда в стране идет обновление всех сфер жизни, особенно возрос интерес к нашим истокам, к истории России. МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска, используя различные формы и методы индивидуальной и массовой работы, активно работает по пропаганде культурных, нравственных, исторических традиций многонационального российского народа.

Интеллектуальная игра «Путешествие в прошлое России» знакомит обучающихся с культурой, бытом, традициями нашей Родины.

Цели интеллектуальной игры:

  • воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта;

  • дать обучающимся возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности, традиции;

  • сформировать гражданскую позицию – понимание связи с людьми, живущими в обществе.

Все вместе это можно выразить одним словом — сопричастность.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

  • формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким;

  • формирование у обучающихся чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

  • формирование представлений о России как о родной стране;

  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания.


Область применения: викторина может проводиться как в классе, так и между классами среднего звена ОУ.

Ожидаемые (полученные) результаты, их воспитательная значимость:

  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России;

  • развитие творческих способностей;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими в практической деятельности;

  • активная гражданская позиция школьников.







Звучит мелодия песни о России.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья. Мы приглашаем вас в увлекательнейшее путешествие по Великой Руси, её традициям, обычаям, культуре, искусству.

Ведущий 2. Каждый человек должен знать свои истоки, хранить память о прошлом своего народа, любить Родину.

Ведущий 1. Что такое Великая Русь? Как она жила прежде? Какие песни складывала и пела?

Ведущий 2. Сегодня мы предлагаем вам проверить свои знания и приглашаем на сцену участников игры.

1…………………………….

2…………………………….

3……………………………..

4………………………………

5………………………………

6………………………………

Ведущий 1. Итак, игроки готовы бороться за звание «Самого умного».

Мы желаем вам показать себя настоящими знатоками прошлого своей Отчизны. Ни пуха, ни пера!

Ведущий 2. А теперь разрешите представить членов жюри, которые будут помогать в подсчёте результатов.

1…………………

2………………….

3…………………….

4…………………….

5……………………….

Ведущий 1. Мы начинаем игру.

Звучит фонограмму колокольного звона.

Ведущий 2. Наш турнир состоит из 3-х раундов. В первом из них вы отвечаете на вопросы по развитию самых различных направлений культуры и искусства Руси.

Ведущий 1. К каждому вопросу прилагается 4 варианта ответа. Вам нужно выбрать из них единственный верный, и с помощью табличек с номерами вариантов, по команде показать его зрителям и жюри. Для обдумывания ответа на каждый вопрос у вас есть не более 5 секунд.

Ведущий 2. В следующий тур выйдут обладатели 4-х лучших результатов, и далее будет определена тройка победителей.

Ведущий 1. Правила ясны? Все готовы?

Ведущий 2. Мы начинаем первый раунд!


1. В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?

Зимой, летом, весной, осенью.

Комментарий. В крещенские морозы дерево самое сухое, в нём нет практически сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения с окружающей средой, поэтому дерево лучше и дольше сохранялось.

2. В какой день Масленичной недели на Руси зятьям принято было угощать своих тёщ блинами?

Во вторник, в среду, в четверг, в пятницу.

Комментарий. Именно в пятницу Масленичной недели тёща гостила в доме у зятя и учила дочь печь блины. День имеет название «Тёщины вечёрки».

3. Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»?

Печь, лавка, стол, сундук.

Комментарий. Стол называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя бить по столу и садиться на него.

4. Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного для строительства избы?

Ель, берёза, дуб, верба

Комментарий. Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро, а также защищает дом от молнии.

5. Как называлось родовое имение боярина, которое передавалось по наследству?

Вотчина, усадьба, поместье, посад.

Комментарий. Правильный ответ – вотчина. Поместье было у дворян. У князей – усадьба. Посадом называлось любое поселение вне городских стен.

6. Какие литературные произведения в древности было принято не рассказывать, а петь?

Легенды, былины, сказки, загадки.

Комментарий. Былины пели странствующие гусляры и сказители.

7. Какой из великих живописцев создал множество картин на мотивы русских былин и сказок, среди которых Баба-Яга, Кащей Бессмертный?

Рябушкин, Крамской, Васнецов, Репин.

Комментарий. Виктор Михайлович Васнецов очень хорошо знал русскую историю, и как никто другой восхищался песнями, былинами и сказками русского народа.

8. Как в русской рубахе называлась специальная пройма под мышками на рукаве, которая служила для большего удобства в работе?

Подоплёка, понёва, ластовица, епанечка.

Комментарий. Для большего удобства в рукава вшивалась ластовица: она вбирала в себя весь трудовой пот, а когда изнашивалась – её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи.

9. Что из перечисленного не является головным убором?

Кика, ферязь, боярка, кокошник.

Комментарий. Ферязь – это старинная распашная одежда с накладными петлями-застёжками посередине груди. Долгое время она бытовала в народной одежде и одежде стрельцов.

Ведущий. Вот и закончились все вопросы первого тура. Давайте посчитаем – сколько вы набрали баллов.

Слово жюри. Имена полуфиналистов.

Ведущий 1. С участниками полуфинала мы встретимся в следующем раунде, но это будет через несколько минут.

Музыкальная пауза.

Ведущий 2. Мы продолжаем интеллектуальный турнир «Путешествие в прошлое России». Перед нами полуфиналисты, они продолжают борьбу за звание «самого умного». Ведущий 1. Прежде чем будет объявлено начало 2-го тура, послушайте его правила.

Второй тур состоит из 3-х категорий:

  • «Мифология»;

  • «Праздники»;

  • «Костюм».

Ведущий 2. Каждому участнику предстоит ответить на 2 вопроса каждой темы, всего, соответственно, на 8 вопросов.

Ведущий 1. У нас больше не будет предложенных вариантов ответа. Полагаясь на свои знания, вам нужно будет дать как можно больше правильных ответов.

Ведущий 2. Итак, мы объявляем начало второго тура!

Ведущий 1. Начнём мы разговор со времён язычества древних славян.

Итак, до Х века наши предки – восточные славяне и русы – в основном, были язычниками. Их интересовало: почему дует ветер, почему земля то даёт хороший урожай, то заставляет людей голодать. Ведущий 2. Попытки объяснить всё непонятное и загадочное приводили к обожествлению явлений природы. Так вот, язычеством называется вера в обожествлённые силы природы. Итак, мы отправляемся в мир славянских языческих мифов.

«Мифология»

1. Как наши предки называли духа дома, жившего за печкой?

Домовой.

2. Как славяне называли злую лесную старуху – волшебницу и ведьму?

Баба-Яга.

3. Как звали злого чародея, смерть которого спрятана в нескольких волшебных предметах?

Кащей Бессмертный.

4. Как зовут девушку-рыбу с длинными зелёными волосами?

Русалка.

5. Как в славянской мифологии зовут хозяина леса и зверей?

Леший.

6. Кто в представлении славян был хозяином воды, чаще всего селился у мельницы в омуте?

Водяной.

7. Как называется мифический дух, который мог изменить свой облик, превратившись во что угодно?

Оборотень.

8. Какое имя было у черного кота Бабы-Яги – главного помощника и злодея?

Кот – Баюн.

9. Назовите героя русской мифологии, который все вокруг разрушал своим посвистом?

Соловей-Разбойник.

10. Кого из нечисти изображали с острыми рогами, длинным хвостом?

Чёрт.

11. Как называли летающее чудовище с несколькими головами?

Змей-Горыныч или Чудо-Юдо.

12. Как в старину называли колдунов с длинными седыми волосами и бородой?

Чародеи.

13. Как назывались мелкие предметы, которые носили на шее на шнурках?

Обереги.

14. Как называется статуя языческого бога, сделанная из дерева или камня, предмет поклонения людей?

Идол.


Ведущий 1. Итак, вы ответили на вопросы первой категории – «Мифология», наше уважаемое жюри фиксирует ваши ответы и уже знает, кто же набрал больше остальных баллов. Ну, а мы переходим к следующей категории, которая называется «Праздники».

1. В какой день празднуют Рождество православные христиане?

7 января.

2. Как называется старинный славянский праздник проводов зимы?

Масленица.

3. Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни?

Яйцо.

4. Как называется попытка заглянуть в будущее или получить послание от богов?

Гадание.

5. Накануне какого праздника по поверью зацветает папоротник?

Ивана Купала.

6. В какой день празднуется Крещение Господне?

19 января.

7. Как называется период, в течение которого люди воздерживаются по религиозным причинам от многих продуктов?

Пост.

8. В какой день Масленичной недели было принято просить прощение?

Воскресенье.

9. Какой праздник символизирует Светлое Христово Воскресенье?

Пасха.

10. Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня?

Святки.

11. Как в старину назывался праздник, связанный с рождением человека?

Именины.

12. Как в старину назывались переодетые в различные костюмы люди, изображающие животных или персонажей народного творчества?

Ряженые.

13. Как называлось старинное зрелище с плясками, хороводами, театрализованными обрядами?

Игрище.

14. Как называется праздник в честь христианского триединства: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа?

Троица.

Ведущий 2. А теперь мы вспомним, в чём ходили наши предки, во что одевались, чем украшали себя.

Ведущий 1. Первоначально одежда была очень простой и служила защитой от палящего солнца и холода. Но прошли столетия и появилась одежда, украшающая человека. Но по представлениям наших предков такая одежда являлась, в первую очередь, оберегом от сглаза и злых духов. Все уязвимые места человеческого тела должны быть укрыты.

Ведущий 2. Поэтому на крестьянах всегда были длинные юбки и рубахи, а также закрытый ворот, плечи и голова, а все проёмы по краю расшиты обереговыми орнаментами.

Ведущий 1. Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своём владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю одет. Одежда каждой губернии России имела свой орнамент, отделку, фасон, форму.

Ведущий 2. Итак, следующая категория вопросов, которая называется «Костюм».

1. Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи или без неё?

Сарафан.

2. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиной ниже колена?

Рубаха.

3. Чем мужчины в древней Руси подпоясывали одежду?

Кушаком.

4. Как называется обувь крестьянина, плетёная из лыка?

Лапти.

5. Как называется зимняя обувь, валеная из шерсти?

Валенки.

6. Как называется длинное меховое пальто?

Шуба.

7. Что служило оберегом и украшением на одежде?

Вышивка.

8. Как называется короткая верхняя женская одежда без рукавов, похожая на сарафанчик?

Душегрея.

9. Как называется старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы?

Кокошник.

10. Как называется широкое и длинное одеяние монаха или священника?

Ряса.

11. Как называется высокий стоячий воротник нарядной мужской одежды?

Козырь.

12. Как называется грубая, толстая будничная одежда?

Рубище.

13. Как называлась мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не по центру, а сбоку?

Косоворотка.

14. Как назывался крестьянский кафтан из грубого толстого сукна?

Зипун.

Ведущий. Итак, прозвучал последний вопрос полуфинала. Наши участники прекрасно справились со сложными вопросами и сейчас мы предоставляем слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов полуфинала. Всего через несколько минут мы, наконец, узнаем имена трёх участников финала.

Слово жюри.

Ведущий 1. Мы поздравляем финалистов. И особенно хочется поблагодарить ребят, не вошедших в финал.

Это:………………………………………………..

Ведущий 2. Ребята, вы упорно боролись за победу, у вас потрясающие знания, вы показали себя настоящими бойцами, достойно прошли два раунда борьбы и были очень близки к победе. Вам не хватило всего чуть-чуть. Просто сегодня не совсем повезло.

Ведущий 1. Мы желаем, чтобы в будущем удача всегда была на вашей стороне. Спасибо вам огромное за качественную игру, с вами было интересно играть, вы достойные соперники.

Ведущий 2. На сцене остаются финалисты. И наша игра продолжается.

Условия финала таковы:

вопросы, которые будут звучать – общие, т.е. звучит вопрос и на него отвечает тот участник, который раньше остальных поднимет руку.

Ведущий 1. Ваша задача – набрать как можно больше правильных ответов.

Задача нашего жюри фиксировать правильные ответы каждого участника.

Итак, мы начинаем.

Ведущий 2. Категория «Жилище»

Теперь мы обратимся к жилищу, крестьянскому дому. Среди крестьян выделялись люди, которые умело могли орудовать топором. Их очень уважали в селе. Каждый построенный ими дом отличался не только мастерством, но и душой.

Ведущий 1. Об этом можно судить по срубленным избам без единого гвоздя. И стоят такие дома ни одну сотню лет. Или по храмам на русском севере, например, в Кижах.

Ведущий 2. Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла срубить за один день. Именно срубить, а не построить, поскольку главным инструментом был топор. Настоящий плотник любил свой инструмент и бережно с ним обращался. Если было нужно, то плотник лезвием топора мог побриться, изготовить люльку и игрушку для малыша, повозку и целую тройку со всей упряжью.


1. Как называлась у древних славян деревянная изба без окон из цельных неошкуренных брёвен?

Сруб.

2. Она обогревала помещение, и в ней готовили пищу.

Печь.

3. Они стояли у дверей и у стола, днём на них сидели, а ночью – спали.

Лавки.

4. Что помещали в красном углу дома?

Иконы.

5. Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил?

Конёк.

6. Как называется самое светлое помещение старинного деревянного дома?

Горница, светлица.

7. Как назывался передний угол в доме, украшенный иконами?

Божница, красный угол.

8. Как назывался необходимый предмет сельского дома, с помощью которого льняные и шерстяные волокна превращались в нити?

Прялка.

9. Как называлась крепкая изгородь вокруг поселений, сделанная из обтёсанных, заострённых и обожжённых на огне брёвен?

Частокол.

10. Как в средневековой Руси назывался большой жилой деревянный дом из отдельных строений, соединённых сенями и переходами?

Хоромы.

11. Обо что спотыкается современный человек, входя в настоящую крестьянскую избу?

Об порог.

12. Как называлась оправа окон, украшенная искусной резьбой?

Наличники.

13. Как называлось в деревянном доме холодное, без печи помещение, из которого имеется выход на улицу?

Сени.

14. Чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме? Ставнями.


Ведущий 1. Итак, вы ответили на последний вопрос игры «Путешествие в прошлое России», и пока жюри подводит итоги, звучит песня.

Песня.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителя.

Ведущий 2.

Итак, абсолютным чемпионом игры стал ……..

Вы сегодня самый умный! Мы думаем, что вы сумеете ещё порадовать нас многими победами в вашей жизни. Поздравляем!

Ведущий 1.

Мы благодарим всех болельщиков. Нашим игрокам сегодня очень нужна была ваша поддержка. Большое спасибо нашему уважаемому жюри.

Спасибо всем!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое России"

Автор: Лысюк Ольга Викторовна,

Дата: 09.04.2024

Номер свидетельства: 648716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Игра-путешествие из цикла внеклассных занятий «Люблю тебя, мой край родной!» Станция «Т?выра-культура» "
    ["seo_title"] => string(111) "ighra-putieshiestviie-iz-tsikla-vnieklassnykh-zaniatii-liubliu-tiebia-moi-krai-rodnoi-stantsiia-tyvyra-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "174370"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424111428"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Внеклассный урок по истории Казахстана "Своя игра""
    ["seo_title"] => string(50) "vneklassnyi_urok_po_istorii_kazakhstana_svoia_igra"
    ["file_id"] => string(6) "513396"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559710362"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "план воспитательной работы во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(40) "plan-vospitatiel-noi-raboty-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420800939"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_i_metody_aktivizatsii_myslitelnoi_deiatelnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "635051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690031735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Тематическое воспитательное воспитательное мероприятие на тему: "28 апреля Всемирный день охраны труда""
    ["seo_title"] => string(80) "tiematichieskoie_vospitatiel_noie_vospitatiel_noie_mieropriiatiie_na_tiemu_28_ap"
    ["file_id"] => string(6) "429120"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1506001955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства