kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра по истории "Династия Романовых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: актуализация знаний обучающихся по теме "История России XVII-XXвв.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра по истории "Династия Романовых"»

Игра по истории «Династия Романовых»

Цель: актуализация знаний обучающихся по теме: История России XVII- ХХ веков

Задачи:

  • Создать условия для изучения обучающимися дополнительной литературы по истории России XVII века

  • Познакомить с творчеством художников; архитекрутными и скульптурными сооружениями, имеющими отношение к истории России

  • Развивать межпредметные связи.

  • Способствовать формированию навыков работы в команде.

Актуальность данного проекта обусловлена 400-летием династии Романовых, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Технологии: ИКТ, групповое сотрудничество, игровая, здоровьесберегающие технологии.

Первые Романовы в залах музея

С правлением их знакомьтесь скорее!

В 2013 году исполняется 400 лет династии Всероссийских Государей и Самодержцев Романовых. Это, без сомнения, крупнейшая дата в современной нам отечественной истории. С Романовыми связано создание Российской Империи – одной из самых величайших держав за всю историю существования человеческой цивилизации на планете Земля. На протяжении XVIII и XIX веков Россия под державным скипетром Императоров из династии Романовых была величайшим государством, обладавшим мировой политической, военной и экономической гегемонией. Романовы сделали из нашей страны мощнейшее и могущественнейшее государство. А как вы помните, династия Романовых зародилась в XVII веке и сегодня мы предлагаем посетить музей, состоящий из 6 залов, посвященных правлению первых Романовых - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Любой музей существует благодаря работе профессионалов: экскурсоводов, хранителей, ученых и, конечно же, реставраторов. Именно реставраторы помогают сохранить экспонаты, они дают им новую жизнь, и тем самым позволяют посетителям более детально понять прошлое, познание которого необходимо каждому.

Первый зал нашего музея – Реставрационные мастерские.

Был в лесах собор старинный
И снаружи и внутри,
Над резьбою гнули спины,
Мастера и кустари,
Чтоб как прежде, так и ныне
Людям радовали глаз
Обновлённые святыни
И резной иконостас.

Свой талант, как пчёлы взятку,
Отдавали мастера,
И питались всухомятку,
И не спали до утра,
Реставраторы трудились
От души, не от гроша...
Здесь от жизненных узилищ
Очищается душа.
Евгений Нищенко. Бардовская баллада

Вашему вниманию будут предложены картины, которые оказались подвержены влиянию времени. Задача команды реставрировать картину, то есть понять, какая картина находится в зале музея, кто ее автор, и какому историческому событию она посвящена.

За полный ответ команда получает три балла. Право первого ответа принадлежит команде, первой поднявшей отличительный знак.

Мясоедов Григорий Григорьевич. Самосожигатели. На картине изображено массовое самоубийство старообрядцев, которые таким образом очищали себя от “никоновской мерзости”.

Суриков Василий Иванович. Боярыня Морозова. На картине мы видим представительницу аристократии Феодосию Морозову, вдову брата любимца царя В.И. Морозова. Она активно поддержала раскол вместе со своей сестрой княгиней Урусовой.

Лисснер Эрнст Эрнстович Соляной бунт на Красной площади. 1648 г. На картине изображено восстание 1648 года в Москве, известное под названием Соляного бунта. Движение объединило представителей разных социальных слоев населения и имело ярко выраженную антиправительственную направленность.

Михаил Иванович Хмелько. Переяславская рада 8 января 1654 года. Рада в Переяславле единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России, в торжественной обстановке 8 января 1654 года было провозглашено воссоединение двух народов - украинского и русского.

Алексей Данилович Кившенко. Избрание Михаила Федоровича на царство. Данное полотно доносит до нас событие 1613 года, когда в Москве собрался самый представительный и многочисленный Земский собор, избравший первого царя династии Романовых - Михаила.

Во втором зале нашего музея представлена галерея портретов.

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Николай Заболоцкий.

На экране одновременно появляются портреты исторических деятелей XVII века. На каждом портрете указан номер . Команда должна узнать исторического деятеля и составить его краткую характеристику. На выполнение задания две минуты. Если задание выполнено в полном объеме команда получает три балла, в случае ошибок при составлении характеристики команда получает два балла. Если исторический деятель определен неверно - ноль баллов. Команды соперницы могут заработать дополнительный балл, если правильно определят исторического деятеля, предложенного конкурентам.

Портрет Алексея Михайловича Романова, конец XVIII - начало XIX века.

Отец Петра Первого, красивый мужчина около 6 футов роста (180 см). Получил с точки зрения XVII века приличное образование. Обладал рядом привлекательных качеств, стремился утешить ближнего, призывал, не теряя рассудка смириться с божиим наказанием. Был набожным, но не чурался новшеств. На протяжении всего царствования на него оказывали воздействия лица, которым он безгранично доверял.

Неизвестный художник. Воевода А.Л. Ордин-Нащокин.

Автор Новоторгового устава, крупный государственный деятель. Незнатный и не богатый псковский дворянин, благодаря покровительству Алексея Михайловича и таланту, занял самую высшую ступень чиновной иерархии: “царственного большой печати и государственных великих посольских дел оберегателя”. Нащокина отличал трезвый ум, последовательность и твердость во взглядах. Был горячим поклонником Запада и сближения с ним.

Деталь английской гравюры XVIII века. Степан Разин.

Руководитель массового движения 1670-1671 гг. Казак Зимовейской станицы, возглавил сначала “поход за зипунами”, а затем крестьянскую войну в Поволжье. Свою конечную цель видел в овладении Москвой, где разинцы намеревались побить бояр. Идеалом считал установление казачьего уклада жизни по всей стране. В апреле 1671 года был схвачен верными правительству казаками, доставлен в Москву, где и был казнен.

Патриарх Филарет.

Отец Михаила Федоровича Романова-Филарет. По возвращении из польского плена был возведен в сан патриарха. При этом получил еще новый титул “великого государя”. Человек властный, не терпевший возражений, Филарет Никитич, по замечанию современников, до самой своей смерти в 1633 году “всеми царскими делами и ратными владел”.

Патриарх Никон. Портрет.

Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в мордовской крестьянской среде. Обнаружил незаурядные способности, быстро овладел грамотой. На 20 году жизни стал священником. Под воздействием смерти собственных детей подстригся в монахи под именем Никона. В один из приездов в Москву был представлен царю Алексею Михайловичу, на которого произвел неотразимое впечатление. Царь усердно содействовал его карьере. Став патриархом, Никон претендовал на обширную власть, которую присвоил себе патриарх Филарет. Инициатор реформировании церкви, которое привело к ее расколу.

Богдан Хмельницкий. С. Землюков - художник.

Гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, родом из православной шляхты Речи Посполитой. Организатор восстания против Речи Посполитой, в результате которого земли Войска Запорожского вошли в состав Российского Государства.

Современный музей невозможно представить без новейших технологий, именно новые технологии правят бал в третьем зале нашего музея - зале Новейших технологий.

Б. Брюссов “Мир электрона”

Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Вы увидите на экране электронную ленту дат. На ней даты, значимых событий XVII века, которые необходимо записать на бланке и указать события, соответствующие датам. За каждое правильное соотношение даты и события - 0,5 балла. Вниманию команд: на электронной ленте дат будут представлены даты-пустышки, которые ничего не значат.

1611 - Первое ополчение

1612 - Второе ополчение. Освобождение Москвы.

1613 - избрание Михаила Романова на царство.

1617 - Столбовский мир России со Швецией.

1618 - Деулинское перемирие России и Речью Посполитой.

1648 - Соляной бунт

1662 - Медный бунт

1650 - Хлебный бунт

1649 - Соборное Уложение

1667 - принятие Новоторгового устава

Даты пустышки: 1601, 1610, 1616, 1621, 1623, 1638, 1639, 1644, 1652, 1660, 1678

Следующий зал нашего музея – зал международных отношений.

Тема новой экспозиции “Власть в России 17 века глазами иностранцев”. Экскурсия в данном зале будет звучать на английском языке. Задача команд: прослушать текст экскурсии и определить или хотя бы предположить, о какой картине какого художника идет речь. Также команда должна перевести текст с английского на русский язык, т.е. объяснить присутствующим, что изобразил автор на своем полотне. Если команда выполнила задание в полном объеме она получает три балла. Право первого ответа предоставляется команде, которая первой поднимет отличительный знак. Если команда выполнила задание не в полном объеме, команды соперницы получают один балл за любое правильное дополнение.

На первой картине изображено высшее сословно-представительское учреждение российского царства с середины 16 до конца 17 века. Данное собрание включало представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных проблем. Собрания, как правило, созывались для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира, налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Этот орган власти существовал в условиях сословно-представительной монархии и как только монархия встала на путь превращения в абсолютную, наметился процесс угасания данных собраний.

ИЛЛ. С. Иванов. Земский собор

На следующей картине мы видим наместника государя на уровне местного управления. На данную должность назначался отставной военный, получивший ранение и не способный нести ратную службу. Его деятельность не оплачивалась государством, поэтому он находился на содержании местного населения, которое считало своим долгом преподносить к началу службы и к каждому празднику особые подношения. Контроль за деятельностью данного представителя областного управления был крайне слабым.

ИЛЛ. Иванов. С. В. Приезд воеводы.

На третьей картине экскурсанты могут видеть, как реализуется одна из ветвей власти в России 17 века. Данные функции осуществляли воеводы. С переходом данной власти к воеводам прежние судебные коллегии почти всюду были упразднены.

ИЛЛ. Иванов. С. В. Суд в Московском государстве.

Прошу подойти экскурсионную группу к этой картине, на которой вы видите орган власти, напоминающий вам министерство. На протяжении 17 столетия функционировало в общей сложности около 80 подобных органов центрального управления. Каждый из них отвечал за какую-то узкую сферу деятельности: внешнюю политику, феодальное землевладение, финансы. Одаренный человек мог найти приложение своих способностей, работая в этом учреждении.

ИЛЛ. Янов. А. С. Приказ в Москве. Иванов С. В. В приказе московских времен.

В завершении нашей экскурсии мы подходим к полотну, на котором изображен высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Без него не обходился ни один государь, не исключая и первых Романовых. Самостоятельной роли данный орган власти не играл, он всегда действовал вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: “Государь указал и бояре приговорили” или “По государеву указу бояре приговорили”.

ИЛЛ. А. П. Рябушкин. Михаил Федорович на собрании боярской думы. Иванов С. В. Боярская дума Рябушкин А. П. Боярская дума

В нашем музее есть очень необычный зал, он расположен под открытым небом. Здесь вашему вниманию будут предложены скульптурные и архитектурные сооружения.

Автор: Матвеева Елена

Проходят зрители все мимо
И вскользь глядят...
Ну задержите на скульптуре
Подольше взгляд.
Архитектурная находка,
Ты изумительного вида!
Застыла гордая походка
Стоит тиха..., Кариатида.
Колонна - женщина о боги!
Куда смотрели ваши очи,
Когда обрек ее на муки
Не очень-то гуманный зодчий?

Сооружения, расположенные в нашем музее имеют отношение к правлению первых Романовых. Каждая команда должна ответить на один вопрос, за который она получит два балла. Если команда дает неправильный ответ, команда-соперница, первой успевшая поднять опознавательный знак, имеет возможность заработать один балл.

Вашему вниманию предложено скульптурное изображение на памятнике М.О.Микешина и И.Н. Шредера “Тысячелетие России”. Почему многие специалисты считают, что данной скульптурной группой авторы исказили историческую правду.

Ответ: Козьма Минин на коленях подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха. Это сознательное нарушение Микешиным исторической достоверности. Ни Минин и ни кто-либо иной из числа "третьего сословия" не вручал государю при коронации символы царской власти. Художник явно желал здесь выразить мысль, что только та власть сильна, которая опирается на народ и видит в нем свою опору. Кроме того, Дмитрий Пожарский был сам претендентом на престол и по мнению большинства историков не поддерживал Михаила Романова во время избирательной компании.

Какое архитектурное сооружение современники называли “восьмым чудом света”?

Ответ: выдающийся памятник деревянного зодчества XVII века - царский дворец в подмосковном селе Коломенском.(1667-1678)

Святейший патриарх Никон был основателем трех монастырей - Иверского, Крестного и... (закончите фразу)

Ответ: Воскресенского, в котором он хотел создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Определите, о каком архитектурном сооружении идет речь: выдающийся памятник древнерусского зодчества первой трети XVII века. Находится на территории Алексеевского монастыря. Построена в 1628 году при настоятеле Мисаиле. Согласно местному преданию, является памятником защитникам монастыря, погибшим в Смутное время. Впервые упоминается в писцовых книгах 1628–31 годов. Данное сооружение называется в истории архитектуры “дивной церковью”

Ответ: Успенская церковь в Алексеевском монастыре в Угличе. Здание удивляет как своим совершенством, так и оригинальной, необычной схемой построения. Храмовая часть здания завершается тремя шатровыми главами, образующими как бы трезубую корону. Устремленные вверх шатры здания, расположенного на возвышенности, придают зданию изящность и легкость.

XVII век славен не только культовыми сооружениями, но и гражданским строительством. Определите о каком сооружении идет речь: Первые каменные жилые покои в царском дворце были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508 гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты. В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества.

Ответ: Теремной дворец Московского Кремля.

Определите о каком комплексном архитектурном сооружении второй половины XVII века идет речь: идея превосходства духовной власти над светской выражена в грандиозном сооружении митрополита Ионы, ансамбль, включавший жилые покой митрополита, хоромы митрополии, множество хозяйственных построек и пятиглавую церковь Воскресения, сочетал жилой комплекс с храмовым. Все постройки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.

Ответ: Ростовский Кремль 1670-1683, архитектор Петр Досаев.

Многие музеи мира являются участниками аукционов. Сегодня в нашем музее мы проведем необычный аукцион, на котором будем продавать по цене 0,5 балла каждый верный ответ. Команды услышав вопрос, должны озвучить только один ответ. После того как попытались ответить все команды можно продолжить выдвигать свои версии. Если в зале нет желающих отвечать, команда может давать неограниченное количество ответов.

Затишье при первых Романовых означало отсутствие коренной ломки страны, но не спокойствие. "Бунташным временем" прозвали XVII век современники. Приведите исторические факты, доказывающие правильность этого утверждения.

Ответ:

"Соляной бунт" (1648),восстание в Пскове и Новгороде (1650) ,"Медный бунт" (1662),восстание Степана Разина (1670-1671),"Стрелецкий бунт" (1682), башкирское восстание (1681-1683), были еще набеги крымских татар, только в первой половине XVII века уведших для продажи на невольничьих рынках более 200 тыс. человек, борьба с шайками разбойников, Раскол, Соловецкое восстание 1667-1668, “гари”, войны тоже не обходили стороной Россию: 21 год воевали с поляками (1613-1618, 1632-1634, 1654-1667), семь лет со шведами (1613-1617 и 1656-1658), воевали с турками (1676-1681), ходили в походы на Крым (1687 и 1689), в Сибири малые войны с енисейскими кыргизами и другими инородцами, продолжались весь XVII век, на Амуре воевали с маньчжурами (1652, 1654-1658, 1685, 1686-1687).

На протяжении XVII века происходит рост России, самый значительный в её истории. Назовите экспедиции, организованные в XVII веке во время которых шло освоение Сибири и Дальнего Востока.

Ответ:

В 1612-1615 гг. русские начинают осваивать бассейн Енисея, в 1618 г. был поставлен Енисейский острог, в 1628 г. - Красноярский острог, в 1623 г. атаман Пянда (Демид Сафонов) плавал вверх и вниз по Лене, в 1632 г. Пётр Бекетов заложил Ленский острог - будущий Якутск, в 1639 г. Иван Московитин достиг побережья Ламского (Охотского) моря, в 1643-1646 гг. казаки Василия Пояркова плавали по Амуру, в 1648 г. кочи Семена Дежнёва за 80 лет до Витуса Беринга прошли проливом, отделяющим Азию от Америки, в 1649-1653 гг. Ерофей Хабаров с казаками овладел Даурской землей на берегу Амура, в 1660-е годы под государеву руку привели Бурятию, к концу XVII века России принадлежит вся Сибирь кроме Чукотки, Алтая, Приамурья и Сахалина.

Мы завершили путешествие по нашему музею, посвященному первым Романовым.

Очарованье старины и блеск новаций
Шедевры классики, сегодняшних формаций,
Скульптуры, живопись, правление царей –
Все посетителям продемонстрировал музей.

Надеемся, что наша экскурсия была полезной, интересной и запоминающейся.

Во время правления Государей Романовых в нашей стране Россия стала самым большим государством мира и одной из самых великих империй за всю историю человеческой цивилизации.

Пусть слава русских царей из династии Романовых будет жить так долго, как долго существует человеческая цивилизация на планете земля. Пусть русский народ во веки веков гордится своими Самодержцами Романовыми, пусть он чтит их память как блестящих государственных деятелей, стратегов и воителей.

Список литературы.

1. Энциклопедия для детей т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. Со времен древних славян до начала XVIII века. М.: Аванта+, 2000.

2. Энциклопедия Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Москва. Научное издательство “Большая российская энциклопедия” 1994 г.

3. Н.И.Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.:Эксмо, 2007, стр.378-580.

4. Б.Г.Пашков Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий.862-1917.М.: ЦентрКом, 1997. Стр. 295-339.

5. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. М.:Дрофа 2007, стр.260-360.

6. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России. Конец XVI-XVIII век. Просвещение, 2008г. Стр.33-93.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Игра по истории "Династия Романовых"

Автор: Асланян Светлана Сергеевна

Дата: 26.08.2021

Номер свидетельства: 585871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Интеллектуальная игра "Закон и законодатели" "
    ["seo_title"] => string(47) "intielliektual-naia-ighra-zakon-i-zakonodatieli"
    ["file_id"] => string(6) "164002"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422555148"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация на тему: День народного единства"
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiianatiemudiennarodnoghoiedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "271190"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451398201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект открытого урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-ispol-zovaniiem-ikt-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432364898"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства