Просмотр содержимого документа
«"Третий глаз, или Способность видеть невидимое"»
3
Данный урок проведён в 9 классе по курсу МХК, но может быть применён на классном часу или уроке речевого общения.
Тип урока: лекция с элементами практического занятия.
Методы: лекция, беседа, ассоциативное мышление.
Цель: развитие способности видеть сущность вещей и развитие логического,
ассоциативного мышления.
Технологии: компьютерные логические игры, использование трёхмерных изображений,
исследовательская деятельность.
Иллюстрации – Будда, портрет Хлестакова, китайская маска, картины с трёхмерным изображением;
Оборудование – компьютерная головоломка «Обман зрения», украшения для лба (третий глаз), музыкальное оформление, цветной мел, компьютерная презентация.
Ход занятия
1. Этап мотивационной установки .
(Слайд 1 – тема занятия)Звучит тихая мелодия.
Учитель.
Милый друг, или ты не видишь,
Что всё видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами. (В.Соловьёв)
Человек наделён величайшим даром – даром мыслить и рассуждать, вникать в самую суть вещей, познавать их глубинное значение.
К сожалению, многие игнорируют эту способность, не давая мыслям свободно растекаться и соединяться в истине. За внешней оболочкой люди часто не хотят видеть истинность бытия.
В Индии поклоняются величайшему божеству – Будде. Что вы знаете о нём?
Ученик. Он имел удлинённые мочки ушей – символ всеслышания, и урну между глаз – символ всевидения.
Учитель. Ты совершенно прав, посмотрите на его изображение (Слайд 2 - Будда). Он основатель новой религии – буддизма. Почему же тысячи людей ему поклоняются. Потому что он пользовался свои даром, различал истину и ложь, и каждому воздавал по заслугам.
Многие известные люди убеждали человечество в необходимости осознать внутреннюю сущность мира вещей. Вспомним высказывания мудрецов (на слайдах появляются афоризмы.
А вспомним русские поговорки: «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Зри в корень» (Слайд 6)
Давайте на нашем занятии попытаемся приоткрыть тайную завесу и последуем советам мудрейших.
2. Практическая часть. Развитие способности видеть невидимое.
Учитель.
Прикрепим между глаз символ внутреннего видения (учитель и ученики приклеивают между глаз украшение – точку). Закроем глаза, расслабимся, сделаем 3 глубоких вздоха.
Посмотрите на доску. Это маска . Жители Китая развешивали такие маски в доме, во дворе, в храмах. Что олицетворяет эта маска? (Так как маска обычно изображает искажённое злое лицо, страшные огромные зубы, учащиеся отвечают, что это символ зла или т.п.)
Ученик. По моему мнению, это олицетворение зла, чего-то нехорошего.
Учитель. Для чего же люди развешивали эти маски повсюду?
Дело в том, что эта маска символизирует прямо противоположное явление. Это – символ добра, защиты от злых духов. Эта маска – хранитель, оберег, и если силы зла попытаются
проникнуть в дом или храм, она защитит, внушая страх своим внешним видом.
А вот это – портрет Хлестакова, интригана, главного героя комедии «Ревизор». При чём здесь он?
Ученик. Именно его приняли жители уездного города за ревизора. Он сумел всех обмануть своим внешним видом, своей напускной воспитанностью, своим показным богатством. А люди поверили, потому что не хотели видеть сущность этого мелкого человека, хвастуна и наглеца.
Учитель. Молодцы. Продолжим. Идя сегодня утром в школу, вы обратили внимание на что-нибудь приятное, прекрасное, что встретилось вам на пути?
Учащиеся. Ясное небо, тёплое солнце, почки на деревьях уже созрели, стая воробьев, чирикающих на кустарнике.
Учитель. А что ещё для вас ассоциируется с понятием «прекрасное» : прекрасное в мире, прекрасное в человеке…Попробуем создать свою страничку к толковому словарю. Я начну. (Учитель подходит к доске и пишет под словом прекрасное 1 – 2 своих ассоциаций. И все учащиеся по очереди и по желанию дописывают свои ассоциации).
ПРЕКРАСНОЕ
улыбка малыша
тёплый дождь
запах цветов
Логическая игра «Обман зрения».
Включается компьютерная игра, где представлены логические задачи, учащиеся по очереди дают ответ и комментируют его.
Например, на вопрос, какие здесь горизонтальные линии, параллельные или нет, правильный ответ – параллельные. Если внимательно присмотреться, то глаза воспринимают линии волнистыми, неровными только за счёт смещения квадратов. А не искривления самих линий.
Работа с трёхмерными изображениями по книге «Третий глаз».
Группе ребят раздаются по 2- 3 иллюстрации, по которым они должны определить, что на них изображено. Кто быстрее сделает, ждёт остальных. Отведено время – 2-4 минуты.
(Звучит тихая музыка)
3. Итоги занятия.
Рефлексия.
Учитель. Подведём итог нашему занятию. Посмотрите на доску, что скрывает пелена? (На доске нарисовано солнце, а ткань прикрывает его с обеих сторон так, чтобы показалось, что это очертание глаза)
Ученик. Глаз. (Овал…)
Учитель. Разве глаз бывает жёлтым? (Убирает пелену) Это солнце – символ света, вашего духовного света. А его лучи – ваши добрые поступки. Посмотрим, много ли их вы совершили за сегодняшний день? Называйте по очереди.
(Учащиеся называют добрые поступки , учитель вписывает их в лучи солнца. Если ученики затрудняются, подсказать: утренняя улыбка, дарящая маме радость, пожелание здравия своим одноклассникам, помощь учителю при подготовке этого занятия).
Человек счастлив, когда делает счастливым не только себя, но и окружающий мир. Лишь тогда исчезают злость и зависть, обида и жестокость.
Делайте добро и учитесь видеть прекрасное, радостное даже в простых житейских ситуациях.
Проецирование на будущее.
А давайте представим на мгновенье, что мы находимся на Совете мудрейших. Что нам пожелают старейшины?
(Выходят 3 мудреца и дают 3 совета)
Старейшина 1.
Учитесь видеть невидимое, и ваша душа будет расцветать, мысли станут добрее, а значит вы будете счастливы и довольны. Ведь только счастливый человек доволен всем.
Старейшина 2
Учитесь видеть невидимое, лишь тогда вам откроются тайны земли и поднебесья, вы научитесь понимать не только язык людей, но и язык птиц и зверей.
Старейшина 3.
Учитесь видеть невидимое, и в вас тоже увидят личность.
Учитель.
Помните, что за явным всегда скрывается тайное (Последний слайд)