Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Этап урока, длительность (мин.) + скриншот | Учитель | Ученик | Инструменты и функции ИО |
Этап 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 минута) | Добрый день, 5 класс. Мне приятно видеть вас. Встаньте ровно, подтянитесь И друг, другу улыбнитесь. Молодцы, теперь садитесь. Итак, ребята в путь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами. | Осуществляют самоконтроль готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | |
Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(4 минуты) | Давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились. - Выберите игрушку, родина которой русский север, Архангельская область. - Переместите картинку вниз. - Найдите игрушку, которая принадлежит филимоновскому промыслу. - Переместите картинку вниз. - Выберите игрушку, в традиционной росписи которой допущены ошибки. - Переместите картинку вниз. - Найдите знак солнца в народных орнаментах. - Переместите картинку вниз. - Какая игрушка символизирует плодородие? - Переместите картинку вниз. - Переставьте буквы так, чтобы получилось название еще одного народного промысла. (гжель) - Какая же тема нашего урока? - Кто сможет сформулировать цели урока? - Итак, ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла. | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Думают, обсуждают. Формулируют тему, ставят цель. Технологический комментарий: ученики выбирают соответствующие картинки. | За картинками, являющимися правильными ответами, скрыты буквы. Остальные картинки заблокированы. Ученики передвигают картинки вниз, затем из открывшихся букв собирают слово "гжель". Инструмент "выбор" вынесен на страницу. |
Этап 3. Актуализация знаний (4 минуты) | Ой, Россия, ты Россия, Славы не убавилось Гжелью ты, моя Россия, На весь мир прославилась! Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идет! Технологический комментарий: учитель щелкает по изображению на экране – открывается филь о гжельском промысле. | Внимательно смотрят, слушают, отмечают отличительные особенности промысла. | Изображение гжельского сервиза является ссылкой на фильм о промысле. |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. | Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Особый приём, отличающий гжельскую роспись – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию - минимальное. Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. - Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет - тогда я получу оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи-РОЗА. Она царица узора. Технологический комментарий: учитель через документ-камеру показывает приемы росписи. | Показ техники рисования узора, дети повторяют. | |
Этап 5. Физкультминутка (1 минута) | Раз – руки вверх махнули И при том вздохнули. Два – три нагнулись, пол достали, А четыре – прямо встали Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем, как мячики, Девочки и мальчики. | Смена видов деятельности. | |
Этап 6. Первичное закрепление. Практическая работа. (20 минут) | Сейчас мы приступим к росписи тарелочек из картона (Приложение 1), пользуясь только одной краской – синего цвета. Каждый попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия. Технологический комментарий: если позволяет время и уровень подготовки учеников, можно предложить составить на странице флипчарта композицию росписи из элементов. | Соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией тарелки, выполняют практическую работу, оказывают помощь друг другу, сотрудничают с учителем. | Изображение тарелки заблокировано, на изображения элементов росписи наложено действие "перетащить копию". Ученик по своему замыслу составляет композицию росписи из предложенных элементов, недостающие детали можно нарисовать пером или маркером. Элементы росписи, по мере необходимости, нужно переупорядочить, изменить размер, повернуть, преобразовать. Учитель оказывает необходимую помощь. |
Этап 7. Анализ работ. Итог урока. (4 минуты) | Ну, а теперь мы с вами зрители. Приглашаю посетить нашу художественную галерею. - С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились? - Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? - Было ли вам интересно? - Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось? - Приятно видеть красивые вещи, учиться самим украшать их, интересно узнавать что-то новое из истории родного края. - Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? | Осуществляют самоконтроль, дают оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками). - Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета. | |
Этап 8. Рефлексия. (2 минуты) | Составим картину нашего успеха. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику. | На изображение смайликов наложено действие "растяжение вверх". |
Этап 9. Домашнее задание. (1 минута) | На столе лежат шаблоны посуды (Приложение 1). Выберите любой и украсьте его дома гжельской росписью. | Осознанно записывают домашнее задание. | |