Технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии
Оборудование урока:
а) для учителя: ноутбук, телевизор, карточки для практической работы учащихся репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.
б) для учащихся: тетради по истории искусства, ручки
Зрительный ряд: презентация на тему «Жанры изобразительного искусства»
Словарь: жанр, батальный жанр, марина
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Повторение ранее пройденных тем.
Вы уже знакомы с понятием “виды” искусства. Вы знаете, что все виды искусства делятся на три группы. Назовите эти группы.
(Пространственные (пластические), временные (динамические) и пространственно-временные(синтетические)).
Перечислите виды искусства, которые относятся к пространственным видам искусства.
Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Термин «Живопись» произошел от слов «живо» «писать».
Как вы думаете, что означает это выражение? (ответы учащихся)
Писать живо, то есть писать с натуры. Писать жизнь, т.е. полно и убедительно передавать действительность. Все может стать предметом изображения художника. Человек, окружающий мир, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души.
III. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Жанры изобразительного искусства».
(Запись в тетради темы урока).
Сегодня мы с вами снова совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем, что такое “жанр” и, какие жанры существуют в изобразительном искусстве.
Жанр – особая категория, позволяющая объединять произведения искусства по сходству тематики (запись в тетради).
- Жанр определяется в зависимости от того, что изображено на картине.
Хотя понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта, пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в.
– А теперь давайте познакомимся более подробно с некоторыми из жанров изобразительного искусства.
Если вы когда-нибудь бывали в музее или рассматривали репродукции, то заметили, что художники чаще всего изображают человека. Этот жанр называется портретом.
Портрет – изображает одного человека или нескольких людей (запись в тетрадь).
Сотни портретов находятся в собрании каждого, даже не очень крупного музея. Не меньше их и в частных коллекциях. Задача создать портрет, соблюдая сходство, была для художников главной на протяжении тысячелетий. Ещё в Древнем Египте мастера высекали в камне портреты для того, чтобы после смерти человека его душа обрела в них новое пристанище. Но больше всего сохранилось портретов, написанных европейскими художниками в технике масляной живописи. Всем известны великолепные портреты кисти Рафаэля, Рембрандта, Ван-Дейка, Веласкеса, Энгра, русских художников Кипренского, Брюллова, Крамского, Серова, Корина. Но были и сотни других художников-портретистов, не известных сейчас никому, кроме специалистов. Портреты заказывали люди разных возрастов, сословий и материального положения. Это естественное для человека желание: сохранить для себя и потомков свой облик.
Портреты могли быть огромными, предназначенными для дворцовых залов. Они заключались в роскошные резные рамы. Человек на них обычно изображался в полный рост, в парадных одеждах. Он словно не замечал зрителя, возвышался над ним. Это тип парадного портрета. Чаще всего так писали особ королевского происхождения. Придворный художник - должность очень почётная, но и ответственная. Как он изобразит короля, так его и будут представлять себе подданные, иностранцы, потомки. Раньше короли даже жениться не могли без портрета, а значит, без помощи художника. Если не объявлена война, они не покидали своих владений и не могли лично выбрать себе супругу. На помощь приходил портрет. На картине Рубенса «Представление портрета» французский король Генрих IV по портрету выбирает себе невесту, будущую королеву Марию Медичи.
Но был и другой тип портрета - камерный. Когда мы смотрим на него, кажется, будто мы знакомы с изображенным человеком: его душевный мир близок и понятен. И хотя на самом деле модель отделяют от нас столетия, нас наполняют тёплые, дружеские чувства. Такому портрету не место во дворце или в официальном учреждении. Кажется, что и в музей он попал случайно: слишком он домашний, личный. Таков, например, Е. Ростопчиной кисти О. Кипренского, многие портреты Рембрандта.
Не только сам человек, но и события, происходящие с ним, служат предметом изображения в картине. Часто художники изображают события из истории и мифологии. Ещё одним источником сюжетов в живописи служит Библия. Такие картины называются историческими.
Исторический жанрпосвящен событиям или людям прошлого (запись в тетради).
Исторические картины - это, например, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина.
Человеческая история всегда изобиловала войнами. Это породило жанр батальной живописи. Батальный жанр тесно связан с историческим. Французское слово «bataillе» означает «битва».
Батальный жанр – посвящен темам войны и военной жизни (запись в тетрадь).
Художникам, работавшим в этом жанре (баталистам), следовало прославлять победы государей и полководцев. Позже от живописцев стали ожидать правдивого изображения поступков, ситуаций, характеров людей. Война оказалась состоящей не из одних побед; трагические поражения, смерть, кровь появились в живописи. Таковы батальные картины В. Верещагина, который, будучи русским офицером, сам участвовал во всех тех войнах, которые изображал. Известным русским, советским художником-баталистом был М. Греков. Его картины посвящены Гражданской войне, в которой он участвовал на стороне красных. Сейчас его именем называют мастерские батальной живописи, студии военных художников.
Однако предметом изображения могут быть не только исторические события, войны, но и повседневная жизнь. Такой жанр живописи называется бытовым.
Бытовой жанр –обращается к темам повседневной жизни (запись в тетради).
Уборка, приготовление пиши, воспитание детей, стирка и другие домашние заботь: стали его основными темами. В бытовом жанре много работали голландские художники, а также французский мастер Шарден.
Хотя человек и события его жизни были главным предметом изображения, художники обращались и к окружающему миру.
Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Пластилиновая ворона»
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется …
Пейзаж – жанр, посвященный природе (запись в тетради).
Сначала элементы природы на картинах действительно только окружали персонажей, служили фоном для исторических или мифологических событий. Но постепенно главное и второстепенное менялось местами. На картине французского художника Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» присутствуют мифологические персонажи, но главным становится именно пейзаж.
Сложение пейзажа как жанра живописи произошло в Голландии. Голландские художники обращали пристальное внимание на земной, обыденный мир. Художники писали морские пейзажи (их назвали словом марина), зимние пейзажи, городские, пейзажи с дорогами и животными. Каждый специализировался на каком-либо одном виде пейзажа и в нём достигал совершенства.
А вот следующая загадка.
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине или розу в хрустале
Или бронзовую вазу или грушу, или торт
Или все предметы сразу, значит это …..
Слово «Натюрморт» в переводе с французского языка означает мертвая природа.
Натюрморт тоже поначалу не существовал самостоятельно. Просто художники тщательно изображали предметы в портретах или мифологических композициях. Постепенно предметный мир отделился от человека. Сначала натюрморт был символическим: предметы, фрукты, цветы символизировали чувства и понятия, напоминали о краткости человеческой жизни, о вечности. Таковы голландские натюрморты. Потом предметы стали изображаться просто потому, что они красивы по форме, цвету, из них можно составить совершенные композиции. Таковы натюрморты Шардена, Сезанна, Кончаловского.
Натюрморт – изображает неодушевленные предметы, вещи, окружающие человека (запись в тетради).
Физминутка
В графике встречаются те же жанры, что и в живописи.
Главными жанрами скульптуры являются портрет, человеческая фигура и фигурная группа (запись в тетради).
Скульптурный потрет появился в искусстве Древнего Египта и Древнего Рима. А в Новое время непревзойдёнными мастерами скульптурного портрета были Л. Бернини, Ф. Шубин, В. Мухина. В виде фигурной группы могут быть изображены персонажи исторические, мифологические (как в скульптурах Микеланджело «Пьета», Л. Бернини «Аполлон и Дафна») и современные (как в композиции В. Мухиной «Рабочий и колхозница»). Пейзаж и натюрморт в чистом виде в скульптуре не встречаются: лишь элементы пейзажа и натюрморта можно встретить в скульптуре на плоскости – рельефе.
И скульпторы, и живописцы, и графики часто изображают животных. В этом случае они работают в анималистическом жанре (лат. Animal – животное).
Анималистический жанр изображает животных (запись в тетрадь).
Мастерами-анималистами были еще художники Каменного века, которые изображали животных на сводах пещер. Прекрасными анималистами можно назвать А. Дюрера, Э Делакруа, Ф. Снейдерса, В Серова, хотя предметом их интересов были не только животные. Но существуют художники, которые специализировались только на изображении животных: Н. Сверчков, Е. Чарушин, В. Ватагин.
IV. Закрепление нового материала
А сейчас давайте представим, что мы попали в картинную галерею.
Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.
Работа по карточкам-заданиям в парах.
– Посмотрите на картины, определите жанр и уберите те картины, которые являются лишними.
V. Обобщение изученного материала
1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.
2. Продолжите определение:
жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).
жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).
3. Кого изображают художники-анималисты?
4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?
5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.
6. Назовите жанры скульптуры.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? – Что особенно понравилось, запомнилось?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание.
Повторить тему по тетради. Определить жанр картин по списку.