kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Жанры изобразительного искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по предмету "Беседы об искусстве"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Жанры изобразительного искусства"»

План-конспект открытого урока

Класс: 1 класс

Дисциплина: «Беседы об искусстве»

Тема урока: «Жанры изобразительного искусства». (Тема полугодия: Язык изобразительного искусства).

Цель: познакомить с жанрами изобразительного искусства

Тип урока: комбинированный (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)

Задачи:

Образовательная:

познакомить с жанрами изобразительного искусства, дать понятие слова «жанр»


Воспитательная:

воспитывать интерес к мировой культуре и изобразительному искусству.


Развивающая:

развивать творческую активность, как способ познания многообразия образных языков искусства



Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Межпредметные связи: живопись, композиция, рисунок.

Технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии

Оборудование урока:

а) для учителя: ноутбук, телевизор, карточки для практической работы учащихся репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.

б) для учащихся: тетради по истории искусства, ручки

Зрительный ряд: презентация на тему «Жанры изобразительного искусства»

Словарь: жанр, батальный жанр, марина

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.

Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания

  2. Актуализация знаний

Повторение ранее пройденных тем.

Вы уже знакомы с понятием “виды” искусства. Вы знаете, что все виды искусства делятся на три группы. Назовите эти группы.

(Пространственные (пластические), временные (динамические) и пространственно-временные(синтетические)).

Перечислите виды искусства, которые относятся к пространственным видам искусства. 

(Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ, фотография, дизайн)

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Термин «Живопись» произошел от слов «живо» «писать».

Как вы думаете, что означает это выражение? (ответы учащихся)

Писать живо, то есть писать с натуры. Писать жизнь, т.е. полно и убедительно передавать действительность. Все может стать предметом изображения художника. Человек, окружающий мир, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души.

III. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Жанры изобразительного искусства».

(Запись в тетради темы урока).


Сегодня мы с вами снова совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем, что такое “жанр” и, какие жанры существуют в изобразительном искусстве.



Жанр – особая категория, позволяющая объединять произведения искусства по сходству тематики (запись в тетради).

- Жанр определяется в зависимости от того, что изображено на картине.

Хотя понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта, пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в.


– А теперь давайте познакомимся более подробно с некоторыми из жанров изобразительного искусства.

Если вы когда-нибудь бывали в музее или рассматривали репродукции, то заметили, что художники чаще всего изображают человека. Этот жанр называется портретом.

Портрет – изображает одного человека или нескольких людей (запись в тетрадь).

Сотни портретов находятся в собрании каждого, даже не очень крупного музея. Не меньше их и в частных коллекциях. Задача создать портрет, соблюдая сходство, была для художников главной на протяжении тысячелетий. Ещё в Древнем Египте мас­тера высекали в камне портреты для того, чтобы после смерти человека его душа обре­ла в них новое пристанище. Но больше всего сохрани­лось портретов, написанных европейскими художни­ками в технике масляной живописи. Всем известны великолепные портреты кисти Рафаэля, Рембрандта, Ван-Дейка, Веласкеса, Энгра, русских художников Кипренского, Брюллова, Крамского, Серова, Корина. Но были и сотни других художников-портретистов, не известных сейчас никому, кроме специалистов. Порт­реты заказывали люди разных возрастов, сословий и материального положения. Это естественное для чело­века желание: сохранить для себя и потомков свой об­лик.

Портреты могли быть огромными, предназначенными для дворцовых залов. Они заключались в роскош­ные резные рамы. Человек на них обычно изображался в полный рост, в парадных одеждах. Он словно не заме­чал зрителя, возвышался над ним. Это тип парадного портрета. Чаще всего так писали особ королевского происхождения. Придворный художник - должность очень почётная, но и ответственная. Как он изобразит короля, так его и будут представлять себе подданные, иностранцы, потомки. Раньше короли даже жениться не могли без портрета, а значит, без помощи художника. Если не объявлена война, они не покидали своих владений и не могли лично выбрать себе супругу. На помощь приходил портрет. На картине Рубенса «Представление портрета» французский король Генрих IV по портрету выбирает себе невесту, будущую королеву Марию Медичи.

Но был и другой тип портрета - камерный. Когда мы смотрим на него, кажется, будто мы знакомы с изображенным человеком: его душевный мир близок и понятен. И хотя на самом деле модель отделяют от нас столетия, нас наполняют тёплые, дружеские чувства. Такому портрету не место во дворце или в официальном учреждении. Кажется, что и в музей он попал случайно: слишком он домашний, личный. Таков, например, Е. Ростопчиной кисти О. Кипренского, многие портреты Рембрандта.

Не только сам человек, но и события, происходя­щие с ним, служат предметом изображения в картине. Часто художники изображают события из истории и мифологии. Ещё одним источником сюжетов в живописи служит Библия. Такие картины называются историческими.

Исторический жанр посвящен событиям или людям прошлого (запись в тетради).

Исторические картины - это, например, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина.

Человеческая история всегда изобиловала войнами. Это породило жанр батальной живописи. Батальный жанр тесно связан с историческим. Французское слово «bataillе» означает «битва».

Батальный жанр – посвящен темам войны и военной жизни (запись в тетрадь).

Художникам, работавшим в этом жанре (баталистам), следовало прославлять победы государей и полководцев. Позже от живописцев стали ожидать правдивого изображения поступков, ситуаций, характеров людей. Война оказалась состоящей не из одних побед; трагические поражения, смерть, кровь появились в живописи. Таковы батальные картины В. Верещагина, который, будучи русским офицером, сам участвовал во всех тех войнах, которые изображал. Известным русским, советским художником-баталистом был М. Греков. Его картины посвящены Гражданской войне, в которой он участвовал на стороне красных. Сейчас его именем на­зывают мастерские батальной живописи, студии воен­ных художников.

Однако предметом изображения могут быть не только исторические события, войны, но и повседнев­ная жизнь. Такой жанр живописи называется быто­вым.

Бытовой жанр –обращается к темам повседневной жизни (запись в тетради).

Уборка, приготовление пиши, воспитание детей, стирка и другие домашние заботь: стали его основными темами. В бытовом жанре много работали голландские художники, а также французский мастер Шарден.

Хотя человек и события его жизни были главным предметом изображения, художники обращались и к окружающему миру.

Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Пластилиновая ворона»

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

Пейзаж – жанр, посвященный природе (запись в тетради).

Сначала элементы природы на картинах действительно только окружали персона­жей, служили фоном для исторических или мифоло­гических событий. Но постепенно главное и второсте­пенное менялось местами. На картине французского художника Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» при­сутствуют мифологические персонажи, но главным становится именно пейзаж.

Сложение пейзажа как жанра живописи произош­ло в Голландии. Голландские художники обращали пристальное внимание на земной, обыденный мир. Ху­дожники писали морские пейзажи (их назвали словом марина), зимние пейзажи, городские, пейзажи с дорогами и животными. Каждый специализировался на каком-либо одном виде пейзажа и в нём достигал со­вершенства.

А вот следующая загадка.

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине или розу в хрустале

Или бронзовую вазу или грушу, или торт

Или все предметы сразу, значит это …..


Слово «Натюрморт» в переводе с французского языка означает мертвая природа.

Натюрморт тоже поначалу не существовал само­стоятельно. Просто художники тщательно изобража­ли предметы в портретах или мифологических ком­позициях. Постепенно предметный мир отделился от человека. Сначала натюрморт был символическим: предметы, фрукты, цветы символизировали чувства и понятия, напоминали о краткости человеческой жиз­ни, о вечности. Таковы голландские натюрморты. По­том предметы стали изображаться просто потому, что они красивы по форме, цвету, из них можно составить совершенные композиции. Таковы натюрморты Шар­дена, Сезанна, Кончаловского.

Натюрморт – изображает неодушевленные предметы, вещи, окружающие человека (запись в тетради).

Физминутка

В графике встречаются те же жанры, что и в живо­писи.

Главными жанрами скульптуры являются порт­рет, человеческая фигура и фигурная группа (запись в тетради).

Скуль­птурный потрет появился в искусстве Древнего Египта и Древнего Рима. А в Новое время непревзой­дёнными мастерами скульптурного портрета были Л. Бернини, Ф. Шубин, В. Мухина. В виде фигурной группы могут быть изображены персонажи истори­ческие, мифологические (как в скульптурах Мике­ланджело «Пьета», Л. Бернини «Аполлон и Дафна») и современные (как в композиции В. Мухиной «Ра­бочий и колхозница»). Пейзаж и натюрморт в чистом виде в скульптуре не встречаются: лишь элементы пейзажа и натюрморта можно встретить в скульптуре на плоскости – рельефе.

И скульпторы, и живописцы, и графики часто изображают животных. В этом случае они работают в анималистическом жанре (лат. Animal – животное).

Анималистический жанр изображает животных (запись в тетрадь).

Мастерами-анималистами были еще художники Каменного века, которые изображали животных на сводах пещер. Прекрасными анималистами можно назвать А. Дюрера, Э Делакруа, Ф. Снейдерса, В Серова, хотя предметом их интересов были не только животные. Но существуют художники, которые специализировались только на изображении животных: Н. Сверчков, Е. Чарушин, В. Ватагин.

 

IV. Закрепление нового материала

А сейчас давайте представим, что мы попали в картинную галерею.

Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.


Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Посмотрите на картины, определите жанр и уберите те картины, которые являются лишними.


V. Обобщение изученного материала

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

  • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).

  • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).

  • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

6. Назовите жанры скульптуры.

 

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?


Выставление оценок за урок.

 

Домашнее задание.

Повторить тему по тетради. Определить жанр картин по списку.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Жанры изобразительного искусства"

Автор: Рождественская Вероника Юрьевна

Дата: 26.04.2021

Номер свидетельства: 579354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Натюрморт как жанр изобразительного искусства" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-natiurmort-kak-zhanr-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "115308"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411921630"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока ИЗО."Портрет в искусстве России" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-izo-portriet-v-iskusstvie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "140320"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417939076"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Роспись посуды в стиле Гжель" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-rospis-posudy-v-stilie-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "134179"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416678601"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "урок изобразительного искусства в 3 классе на тему: "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-na-tiemu-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "102973"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402561761"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства