Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рисунку на тему "Передача пространства при помощи линии"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Бугульминская детская школа искусств»
Открытый урок по рисунку в 1 классе на тему:
«Натюрморт из 2-3 предметов. Передача пространства при помощи линии»
Преподаватель рисунка, живописи и композиции:
Хубайбуллина Тамара Фанитовна
г. Бугульма
2018-2019 учебный год
План урока:
Тема урока: Натюрморт из 2-3 предметов. Передача пространства при помощи линии
Количество часов - 10
Дата: 06.12.18
Класс: 1 «А»
Цель урока: Развитие образных представлений и формирование чувства графического стиля, осознания изобразительных возможностей линии как графического средства
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Развивающие:
Развивать навыки линейного рисования;
Развивать умение применять те или иные графические приёмы в зависимости от образных задач;
Обучающие:
Научить составлять композиции из различных линий;
Воспитывающие:
воспитывать аккуратность при работе с простыми карандашами.
Оборудование: простые карандаши, ластик, формат, точилка, примеры работ из методического фонда
Ход урока:
Организационный момент (3 минуты)
Приветствие. Проверка готовности к уроку
Актуализация опорных знаний (3 минуты)
В черно-белой графике существует минимум средств передачи изображения. Давайте вспомним, какие выразительные средства есть в рисунке? (линия, штрих, пятно, точка) Верно. Сегодня во время выполнения работы мы будем использовать только линию, т.к. тема нашего урока «Натюрморт из 2-3 предметов. Передача пространства при помощи линии».
Сообщение новых знаний (15 минут)
Линия (от лат. linea «льняная нить, шнур; линия») — след, который оставляет карандаш, когда мы касаемся им бумаги. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта. Линии имеют свои характеристики: они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы. Именно линия помогает нам при построении предметов.
Прежде чем начать построение, нам нужно наметить границы нашего натюрморта, «рамки» внутри которых мы и будем выстраивать предметы. По правилам композиции сверху должно оставаться меньше места, чем снизу, а по краям примерно одинаково. Давайте прямо сейчас наметим эти границы.
Теперь я покажу на доске поэтапное построение вашего натюрморта. Начну с одного предмета (зеленой бутылки слева), высоту которого я возьму произвольно, а все остальные величины будут измерять при помощи только этой высоты. Мы можем взять произвольно только одну высоту. Все предметы состоят из геометрических тел. Из каких тел состоит бутылка стоящая слева? (цилиндры и усеченный конус) Правильно. Высоту ее я беру произвольно, располагаю ближе к левой границе натюрморта, а чтобы узнать размер ширины, я вытягиваю руку и замеряю, сколько раз эта ширина укладывается в высоту данной бутылки. Ставлю засечки на своей работе. В основании бутылки круг, поэтому нижняя ее часть строится как цилиндр. Далее идет усеченный конус и снова цилиндр. Высоту нижнего цилиндра замеряю и считаю, сколько раз она укладывается в высоту бутылки, ставлю засечки. Так нужно посчитать все величины каждой бутылки. Расстояние между бутылками считаем точно также.
Чем выше уровня наших глаз овал тем больше он закрывается, чем ниже – тем больше раскрывается. Поэтому верхний овал будет самым узким, а нижний - самым широким. Края у овала не острые, они аккуратно закругляются.
После того как построение полностью закончено, можно взять карандаш мягче и выделить то, что находится ближе к нам. Мы знаем, что линий удаляясь от нас становится тоньше и светлее. Чем предмет ближе к нам стоит, тем линия его будет толще и ярче. Овалы предметов объемные, есть сторона которую мы видим и сторона, которая скрыта от наших глаз (ее показываем линией тоньше и светлее).
Если вопросов ко мне нет, то можете приступать к работе.
Практическая работа (20 минут)
Выполнение сквозного построения натюрморта из 3 стеклянных предметов.
- Для нанесения линий построения используйте карандаш Н или НВ, но не В, 2В и т.д.
Во время выполнения практической части проверяю работу каждого ученика, помогаю по мере необходимости.