Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рисунку для 1 класса на тему: "Натюрморт из 2-3 предметов. Передача пространства при помощи линий"»
Тема урока:«Натюрморт из 2-3 предметов. Передача пространства при помощи линий».
Срок выполнения – 6 часов.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 6 академических часов.
На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.
На втором занятии – конструктивное построение.
На третьем занятии – ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.
Источник информации:
Н.Ли «Основы учебного академического рисунка»
Оборудование:
Для учителя:
1. Натюрморт из трёх предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
2. Примеры работ, выполненных карандашом.
3. Бумага (формат – А-4 листа ватмана). Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.
Для обучающихся:
1. Бумага (формат – А-4 листа ватмана), Материал - простые карандаши ТМ, М, ластик.
Цель урока: Выполнение натюрморта из трёх предметов.
Задачи урока:
1. Развивающая: Развитие правильной компоновки изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).
2. Обучающая: Обучить навыкам передачи в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения.
Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы.
3. Воспитывающая: Дальнейшее развитее художественного вкуса, различных графических умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).
Закрепление умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.
Тональная проработка предметов.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3.Объяснение нового материала.
4. Практическая часть. Этапы работы.
5. Подведение итогов. Просмотр работ обучающихся.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока. Объявить тему урока. Поставить перед обучающимися цели и задачи урока.
3. Актуализация. Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.
В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых и тональных отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте. Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над натюрмортом, а натюрморт это один из жанров изобразительного искусства. Какие жанры изобразительного искусства вам известны? (портрет, пейзаж ). А повторить и закрепить эти знания нам поможет песня из анимационного фильма «Пластилиновая ворона», она называется «Песня о картинах»
Слова Александра Кушнера Музыка Григория Гладкова-Югина
Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.
На сегодняшнем уроке мы будем рисовать натюрморт из 3 -х предметов.
Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы
предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при
рисовании натюрморта?
-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.
-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!
-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.
-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.
4. Практическая часть. Выполнение работы с натуры поэтапно:
- Выбор формата.
Для начала, давайте рассмотрим натюрморт и определим, формат необходимый для нашей работы.
- Композиционное решение листа.
После того, как вы определились с форматом (вертикальный или горизонтальный), попробуйте, закомпоновать натюрмортов в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Предметы расположены на разных уровнях, те предметы, что ближе к вам располагаются на рисунке ниже, а предметы расположенные дальше от вас – выше. Сверху нужно оставить меньше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.
- Передача характера формы предметов, их пропорций.
Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
- Конструктивное построение предметов натюрморта.
Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные осевые (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в соответствующих местах на кувшине и на яблоке. Строим эллипсы, соответственно линейной перспективе круга. При нашем положении предметов (ниже уровня глаз) самым широким по раскрытию будет нижний эллипс предмета.
- Лёгкая тональная проработка натюрморта.
Прорабатываем лёгкой штриховкой все тени в натюрморте.
- Передача объёма предметов лёгкой штриховкой.
Используя штриховку «по форме» пытаемся передать объём предметов, прорабатывая плавный переход из света в тень на линии перелома светотени.
- Обобщение натюрморта.
5. Просмотр работ учащихся.
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям: