Просмотр содержимого документа
«Искусство как универсальный способ общения»
Искусство как универсальныйспособ общения (11 ч)
Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает». Гете
Содержание данного раздела направлено на постижение учащимися коммуникативной функции искусства, возможности проникновения в мир композитора, художника, поэта, расши-рение представлений о многообразии жизни.
«Мир в зеркале искусства», «Роль искусства в сближении народов» (с. 46—49)
Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неу-мение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались отве-тить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. Несомненно одно — всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нрав-ственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания.
Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взгля-дов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличен-ными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными — такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт худож-ника, и мы становимся богаче.
Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульпту-ры, дворцы и храмы, приобщая совре-менных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропус-тили через свое сознание и свои чувс-тва.
Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к
эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности
Главное — при встрече с художественным творением сопереживать
Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разво-рота на с. 46—47, выделение среди иллюстраций произведе-ний разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство),
Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убе-дить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична.
"Во всем, что мы видим, прячется что-то другое, мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем, что мы видим, но это невозможно. Люди очень тщательно хранят свои секреты…" (Р. Магритт)
Р Магритт. Фальшивое зеркало.
"Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом "Что это значит?" А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо".
Р Магритт. Большое семейство.
"Я бы хотел, чтобы мои картины были нужны только тогда, когда люди задумываются над тем, что на них изображено".
Удел человеческий
"Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание".
Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу.
Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.
Хранилищами художественных шедевров являются музеи.
Музей— учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства,
предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе.
Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция),
Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург Санкт-Петербург
музей Прадо (Мадрид, Испания)
Национальная картинная галерея. Дрезден германия
Британский музей лондон англия
Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться та-кими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Зо-лотая осень» И. Левитана и др.
2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на осно-ве компьютерных технологий была создана
виртуальная галерея шедевров в стиле хай-тек (англ. high technology, high tech, hi-tech).
Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитек-туре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направ-лениях художественного творчества.
этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скуль-птур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изоб-разил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.
Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классифи-кация, фестивали, их задачи; творческие проекты — школь-ные, телевизионные, международные и т. п
Международные конкурсы, фестивали, проекты являются важным средством коммуникации и общения.
Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей.
В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик»
Новая волна, голос
Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира. К такого рода проектам можно отнести известные на весь мир выступления трех великих теноров («Три тенора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев — Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популярной современной музыки.
. Прослушивание Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (см. фонохресто-матию для 8 класса, трек № 1), просмотр фрагмента балетас участием Галины Улановой (серия фильмов «Звёзды рус-ского балета»).
Домашнее задание:Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработать маршрут и записать текст экскурсии для опреде-лённого возраста.
Предложите свой вариант афиши конкурса.
Подберите материал об исполнителях и конкурсах (фестивалях, проектах).