основное назначение музыкальных игр - формировать музыкальные способности. Музыкальные игры обогащают дететй новыми впечатлениями,развивают у них инциативу и самостоятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие»
г. Балашова Саратовской области»
« Дидактические игры в танцевальном кол-ве»
Для воспитанников танцевальных коллективов дошкольного возраста
Номинация: Дидактические материалы
Автор: Степанова Елена Александровна,
Педагог дополнительного образования
Рекомендовано
на заседании методического совета
МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашова
Протокол №6 от 19.02.20 20г.
Балашов 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обучение детей танцевальному искусству с помощью музыкальных игр …………………………..
2. Игры на развитие чувства ритма………………………..
3. Игры на развитие тембрового слуха……………………
4. Игры на развитие диатонического слуха………………
5. Игры на развитие музыкальной памяти и слуха………
Развитие музыкальных способностей у детей через игру.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей у детей являются музыкальные игры. Они объединяют такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, движения под музыку.
Основное назначение музыкальных игр – формировать музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и музыкальных слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением полученных знаний. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Роль музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. Приучаясь согласовывать с характером музыки свои движения, ребенок начинает глубже ее чувствовать и в свою очередь музыка улучшает качество его движений. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.
Как любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий. В основе игрового материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровые действия должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желание у детей слушать, играть, танцевать.
Музыкальные игры, являясь средством активного восприятия музыки, помогают ребенку уловить и усвоить характер музыки, средства музыкальной выразительности приучают его координировать свои движения.
Игры, предназначенные для музыкального воспитания, довольно разнообразны. Они обычно включают в себя основные виды движения – ходьба, бег, прыжки. Но благодаря той или иной тематике и разнообразному характеру музыки, их сопровождающей, они приобретают и соответствующий характер движений.
Для выразительного исполнения музыкальных игр от детей требуются определенные умения и способности.
В процессе игр детей не только приобретают музыкальные знания, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности. Также у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.
Музыкальные игры способствуют также воспитанию у детей правильного отношения к окружающему, при условии отбора игр, с полезной в воспитательном отношении тематикой и доступных детскому пониманию. В процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре он поставлен в такие же условия, когда должен проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.
Таким образом, музыкальная игра содействует общему развитию и развитию музыкальных способностей ребёнка.
Опыт моей практической работы показал, что методики разучивания музыкальных игр разнообразен и в значительной степени зависит от содержания и формы самой игры и от степени ее трудности.
Результатом практического опыта накопленного мною стала моя работа, раскрывающая разнообразие формы организации музыкальных игр и найти пути применения на практике, решить вопросы развития детского творчества, обобщить опыт работы по развитию музыкальных способностей.
В данной работе я предлагаю некоторые виды игр на развитие музыкальных способностей.
Игра сама по себе многофункциональна. Можно выделить:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА учат детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА помогают детям услышать в музыке динамические оттенки.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАТОНИЧЕСКОГО СЛУХА предполагают целостное восприятие музыки.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И СЛУХА. В процессе этих игр развивается музыкально-слуховое восприятие: дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями.
Игры для развития чувства ритма
«Индеец»
Ход игры.
Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку.
«Услышь меня»
Ход игры.
1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его.
2.Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д.
«Аист»
Ход игры.
Дети под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или/и ногами, произнося текст:
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостит он где-то.
«Вопрос-ответ»
Ход игры.
Дети становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок.
Игры для развития тембрового слуха
«Определи»
Ход игры.
Звучит запись любого музыкального инструмента (скрипки, баяна, фортепиано и т.д.). Дети находят нужную карточку.
(можно использовать музыкальные произведения: Ф. Шуберт «Фантазия фа минор для фортепиано», Э.Григ «Утреннее настроение», П.Чайковский «Вальс цветов»)
Ход игры.
В оркестровой форме звучат музыкальные инструменты каждый в отдельности. Определить.
(можно использовать музыкальные произведения: А. Вивальди «Времена года»,
Ход игры.
Звучат мужской, женский, детский голоса в аудиозаписи. Определить
(можно использовать музыкальные произведения: «Вместе весело шагать», «Песня о кузнечике» в исполнении Младшей группы Большого детского хора. «Кораблики» К.Румянцева. «Виноватая тучка» В. Шаинский. « Колокольчик» В. Стеблева)
«Воротца»
Ход игры.
Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары делятся на 2 команды: пеликаны и великаны. На начало марша пары идут по кругу. На «раз» 8-го такта ведущий подаёт команду: «Великаны!» или «Пеликаны!» Пары, которых назвали, останавливаются и образуют «воротца», неназванные пары пробегают в «воротца». К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места.
Игры для развития диатонического слуха
«Тихо-громко»
Ход игры.
Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
«Будь внимателен»
Ход игры.
Звучит громкая музыка—дети должны идти подскоками, звучит тихая музыка—дети должны идти приставными шагами. Или можно: на звучание громкой музыки—громко хлопать, а на тихую—тихо.
( можно использовать музыкальные произведения: «Барбарики», «Топ-топ и хлоп –хлоп», «Снежинки»)
«Круг и кружочки»
Ход игры.
Дети делятся на 4 команды. Команды строятся в углах зала кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. На начало игры команды выстраиваются в середине зала в общий круг. Под весёлую музыку дети выполняют простые танцевальные движения. Когда музыка зазвучит громче. Все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других.
( можно использовать музыкальные произведения: «Чунга –чанга», «Буратино», «33 коровы», «Антошка )
Игры на развитие музыкальной памяти и слуха
«Сколько звучит»
«Слушаем музыку»
Ход игры.
Дети слушают различную по характеру музыку (инструментальную, вокальную, с сопровождением, без сопровождения, о природе, о животных). Вызванный ребёнок отвечает.
( можно использовать музыкальные произведения: «Барыня-Сударыня», «Топотуха» Государственный оркестр народных инструментов, пение птиц для детей (воробей, ворона, кукушка, дятел),звуки рек, морей(волны, чайки),звуки леса (шум леса, закаты и рассветы в лесу)
«Какая музыка»
Ход игры.
Выставляются карточки с изображением танцующих. Звучит различная по характеру музыка. Дети отвечают и находят нужный рисунок.
( можно использовать музыкальные произведения: «Во поле береза стояла»(хоровод), «Калинка» (плясовая), «Вальс»)
«Волшебный смычок»
Ход игры.
Прослушивается различная по характеру музыка. Дети рукой (волшебным смычком) « дирижируют» под музыку.
( можно использовать музыкальные произведения: «Марш», «Вальс», «Полька»
«Дети польку танцевали»
Ход игры.
Группа делится на 2 и более команды. Выстраиваются вдоль боковых стен зала, под польку выполняют танцевальные движения. Под вальс стоят и дирижируют «А под вальс смычок все взяли».
«Запомни мелодию»
Ход игры.
Группа делится на 2 и более команды: «Полька», «Вальс», «Марш». Выстраиваются вдоль боковых стен зала. Дети, услышав свою мелодию, В центре зала выполняют свои танцевальные движения. По окончании музыки дети должны занять своё место.
( можно использовать: «Полька» И. Дунаевский, «Полька» М.Глинка, «Вальс» И. Штраус, «Русские Марши» Духовые оркестры, «Марш снеговиков» зимние детские песни,
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(254) "Научно-методическая статья на тему:"Дидактическая игра как одно из средств привития интереса к математике в начальном общем образовании." "
["seo_title"] => string(156) "nauchno-mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-didaktichieskaia-ighra-kak-odno-iz-sriedstv-privitiia-intieriesa-k-matiematikie-v-nachal-nom-obshchiem-obrazovanii"
["file_id"] => string(6) "166860"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422996831"
}
}