Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования на уроках изобразительного искусства через формирование активной творческой позиции школьников»
Повышение качества образования на уроках изобразительного искусства через формирование активной творческой позиции школьников
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность урока изобразительного искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.
В системе художественной педагогики основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Учитель должен донести до учащихся представление о том, что искусство – это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.
Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспектов: познавательного, связанного с решением объёма знаний, развивающего – с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного – с формированием отношений. Цель достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач.
Задачи ставятся и решаются в каждом моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке. Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.
Проблема качества урока - одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Учитель - главный источник качества обучения, развития и воспитания школьника. Поэтому рост профессионального мастерства учителя выступает средством повышения качества уроков. Приоритетные направления работы учителя на уроках изобразительного искусства:
-применение новых педагогических технологий и методик преподавания с целью повышения качества обучения (использование компьютера). Применение компьютера на уроках изобразительного искусства создает определенный эмоциональный настрой, что в свою очередь положительно сказывается на развитии творческого начала. Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Включение игровых моментов может быть использовано для закрепления, обобщения, при показе основных методов работы;
-проведение работы по выявлению заинтересованных, инициативных детей и создание условий для развития их творческого потенциала (предметные недели, конкурсы, проекты). Занятия художественной деятельностью оказывают на школьников значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно - психическое напряжение, вызванное другими уроками. Урок изобразительного искусства может помочь ребенку увидеть себя по-другому, позитивно относиться к себе, а это даст контакт с окружающим миром. В результате чего ребенок освободится от отрицательных эмоций;
-развитие потребности у обучающихся использовать полученные знания как средство самореализации (занятия в объединении дополнительной деятельности). Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активную личность. Практика - основа познания. Важнейшие пути связи теории с практикой: экскурсии, практические упражнения, наблюдения, опора на личный опыт.
Таким образом, уроки изо не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение технологий развивает познавательный интерес и творческую активность.
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственно недоразвитие познавательных интересов, выражающиеся в том, что они меньше, чем их сверстники с нормативным развитием, ощущают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как у обучающихся начальных классов доминирует игровая деятельность. В следствие данные обучающиеся приобретают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем. Обучающиеся приходя в школу, не имеют усвоенных сенсорных эталонов. Существенно позднее своих сверстников с нормативным развитием обучающиеся с умственной отсталостью начинают отличать цвета. Особую трудность представляет для них разграничение оттенков цвета. У обучающихся общеобразовательной школы этого не прослеживается.
Восприятие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется заторможенным темпом, сниженной подвижностью нервных процессов, сужением объема воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия не позволяют обучающимся ориентироваться в той или иной ситуации, в частности в незнакомой, непривычной обстановке, подолгу не могут понять смысл происходящего и нередко оказываются дезориентированными. Глядя на какой-либо объект, обучающиеся с умственной отсталостью не стараются основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них отсутствует потребность всматриваться, анализировать и сравнивать его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и взаимоотношения между предметами или их элементами.
В следствие понимание и восприятие окружающего оказывается упрощенными и искаженными. Восприятием этих обучающихся нужно руководить. Им необходимо непрерывное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что обучающиеся без стимулирующих вопросов учителя не могут выполнить доступное их пониманию задание. Характерно так же нарушение константности восприятия (узнавание предмета в разных плоскостях) из-за недостаточности аналитико-синтетической деятельности и отсутствия активности. Данные недостатки плохо влияют на обучение школьников.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приступают к изобразительной деятельности без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В следствие в процессе деятельности они зачастую отходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, производимые ранее, к тому же переносят их в том же виде, не принимая во внимание того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели прослеживается при возникновении проблем, а также в случаях, когда главными являются ближайшие мотивы деятельности. Некритичность к своей деятельности также является характерной особенностью деятельности данных обучающихся. Таковы наиболее свойственные черты протекания познавательных и эмоционально – волевых процессов обучающихся с умственной отсталостью. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности обучающихся.
Психологи указывают, что, в отличие от обучающихся с нормативным развитием, обучающихся с умственной отсталостью определяет ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Данные признаки личности усложняют развитие правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, однако данное не означает, что оно не поддается коррекции. При верно организованном педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений прослеживается положительная динамика в развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности.
Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить урок так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы и творческую активность. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.
Уроки по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. В творческом развитии проявляется общее и особенное, индивидуальное.
Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображением художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках изобразительного искусства. Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей и творческой активности детей путем целенаправленного и организованного обучения.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности или найти новый вариант.
Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать творчески активной личностью.
Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе, проявления творческой активности и более прочному усвоению знаний.
На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Уроки изобразительного искусства не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение, творческую активность.